Решение (комиссия) №НГ/5096/23 решение от 15 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/49-652/2023

 

10 августа 2023 года                                                                                          г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ю-МЕД» (далее - ООО «Ю-МЕД») от 03.08.2023 (вх. от 03.08.2023 № 5006/23) на действия аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника №3» (далее - ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3») при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка трубки трахеостомической, одноразового использования для обеспечения паллиативных пациентов на дому», извещение № 0307300020123000103 (далее - жалоба),

при участии в рассмотрении жалобы:

-<...>, представителя ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3» по доверенности от 01.01.2023 № 23,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «Ю-МЕД» от 03.08.2023 (вх. от 03.08.2023 № 5006/23) на действия аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3» при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка трубки трахеостомической, одноразового использования для обеспечения паллиативных пациентов на дому», извещение № 0307300020123000103 (далее - закупка, электронный аукцион).

Жалоба на действия аукционной комиссии подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «Ю-МЕД», ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее - оператор электронной площадки) о дате, времени, месте, рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки надлежащим образом извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Ю-МЕД», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

ООО «Ю-МЕД» обжаловано действие аукционной комиссии ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3» в части принятия решения относительно заявки заявителя на участие в закупке, оформленного в протоколе от 31.07.2023 подведения итогов электронного аукциона.

ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3» в письме от 07.08.2023 № 177 (вх. от 08.08.2023 № 5141/23) заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Оператором электронной площадки в составе письма от 04.08.2023 представлены заявки на участие в закупке.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заявками участников закупки, представленными в материалы жалобы оператором электронной площадки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3».

Объект закупки - «Поставка трубки трахеостомической, одноразового использования для обеспечения паллиативных пациентов на дому».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 210 587,30 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) 20.07.2023.

2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

2.1. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), б), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпунктам а), в) пункта 4, подпункту а) пункта 5, пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе наименование товара, работы, услуги, описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, указанных в пункте 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно извещению о закупке закупаемый товар соответствует позициям каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -КТРУ) - 22.21.29.120-00000078, 22.21.29.120-00000080.

Код позиции КТРУ - 22.21.29.120-00000078 «трубка трахеостомическая, одноразового использования» содержит следующие характеристики объекта закупки, являющиеся обязательными для применения:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Армированная

Нет

 

Внутренний диаметр

4,5

Миллиметр

Длина

40  и  ≤ 62

Миллиметр

Манжета

Да

 

Нет

 

Фенестрированная

Да

 

Нет

 

Код позиции КТРУ - 22.21.29.120-00000080 «трубка трахеостомическая, одноразового использования» содержит следующие характеристики объекта закупки, являющиеся обязательными для применения:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Армированная

Нет

 

Внутренний диаметр

4

Миллиметр

Длина

40  и  ≤ 62

Миллиметр

Манжета

Да

 

Нет

 

Фенестрированная

Да

 

Нет

 

 

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки размещено на официальном сайте в составе извещения об осуществлении закупки в виде отдельного электронного документа (далее - Описание объекта закупки).

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа электронного документа «Описание объекта закупки», установлено, что описание объекта закупки содержит обязательные для применения характеристики кодов позиций КТРУ - 22.21.29.120-00000080, 22.21.29.120-00000078, а также дополнительные требования к закупаемому товару, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ, с обоснованием необходимости использования таких требований.

В числе дополнительных требований заказчик в описании объекта закупки установил показатель закупаемого товара и его значение: «диапазон угла изгиба трубки*» - «не уже от 105° до 130°», с обоснованием необходимости использования таких требований: «анатомический изгиб трубки обеспечивает комфортное ношение и удобство установки».

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик закупаемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам товара, не предусматривает ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что установленные требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

2.2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, наряду с прочим, электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

По подпунктам а), б) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать, наряду с прочим, предложение участника закупки в отношении объекта закупки:

а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению размещены в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа.

В пункте 5 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке указано: «Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - требуется предоставление в соответствии с описанием объекта закупки и инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке».

В пункте 2 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в Описании объекта закупки, установлено: «в предложении в отношении объекта закупки в части указания показателей товара:

-по показателям, значения которых указаны со знаками «≥», «≥» указываются любые значения, соответствующие техническому заданию;

-по каждому помеченному специальным знаком (*) показателю участники закупки указывают конкретные значения. При этом слова «не уже» должны быть исключены;

-все остальные показатели не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки, в том числе, с применением слова «наличие».

2.3. Согласно подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

По протоколу подведения итогов определения поставщика от 31.07.2023 № ИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки, две из которых (идентификационные номера участников № 152, № 8) признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о закупке, заявка заявителя (идентификационный номер участника № 112) отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, с обоснованием принятого решения: «заявка на участие в электронном аукционе отклонена как несоответствующая требованиям, установленным п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, извещением об осуществлении закупки (раздел III приложения к извещению об осуществлении закупки «Описание объекта закупки», раздел IV приложения к извещению об осуществлении закупки «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению»), а именно: характеристики предлагаемого товара, не соответствуют показателям, установленным в описании объекта закупки:

-по показателю п. 1 «диапазон угла изгиба трубки* Не уже от 105° до 130°» предложено участником значение: «диапазон угла изгиба трубки* 110°», при требовании указания значения при этом слова «не уже» должны быть исключены, все остальные показатели не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки;

-п. 2 «диапазон угла изгиба трубки* не уже от 105° до 130°» предложено участником значение: «диапазон угла изгиба трубки*110°» при требовании указания значения, при этом слова «не уже» должны быть исключены, все остальные показатели не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки.)».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа заявки заявителя на участие в закупке, представленной в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено, что в предложении в отношении объекта закупки по пунктам 1, 2 по показателю «диапазон угла изгиба трубки» указано значение «110°».

Согласно Энциклопедическому словарю: «диапазон - область изменения какой-либо величины»; в соответствии со сведениями Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/): «диапазон - интервал значений какой-либо величины».

В Описании объекта закупки заказчик установил спорный показатель закупаемого товара в диапазонном значении: «диапазон угла изгиба трубки*» - «не уже от 105° до 130°».

При этом в пункте 2 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в Описании объекта закупки, установлено, что в предложении в отношении объекта закупки в части указания показателей товара по каждому помеченному специальным знаком (*) показателю участники закупки указывают конкретные значения. При этом слова «не уже» должны быть исключены.

Таким образом, в соответствии с требованиями Описания объекта закупки и Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, с учетом того, что спорный показатель помечен специальным знаком (*), по указанному показателю надлежало исключить словосочетание «не уже» и указать конкретное значение показателя в пределах установленного заказчиком диапазона (соответствующее заданному диапазону), а не конкретным числовым значением.

Заявителем указанное требование не соблюдено.

В жалобе приведен довод относительно того, что угол изгиба является постоянной величиной, а не диапазонной, в подтверждение предоставлена информация трех производителей трахеостомических трубок.

Представленные заявителем документы не могут быть приняты во внимание, в том числе, с учетом того, что характеристики товаров, указанные, в том числе, на сайтах производителей товаров, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости. Отсутствие на сайте производителя товара с конкретными характеристиками не является доказательством отсутствия у производителя такого товара.

Бесспорные, однозначные доказательства того, что спорный показатель закупаемого товара не может быть указан в диапазонном значении, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.

Согласно устным пояснениям представителя заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, установление спорного требования в диапазонном значении обусловлено спецификой применения закупаемого товара и его получателей (обеспечение паллиативных пациентов на дому), с учетом опыта работы заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия, руководствуясь требованиями Описания объекта закупки, Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, имела достаточные основания для признания заявки заявителя на участие в закупке несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.

Действие аукционной комиссии в части принятия решения относительно заявки заявителя на участие в закупке, оформленного в протоколе от 31.07.2023 подведения итогов определения поставщика, в части отклонения заявки заявителя на участие в закупке на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, не противоречит подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49, пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии: <...>

   

Члены комиссии: <...>, <...>

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2023-2642

 

 

Связанные организации

АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Ю-МЕД"
ИНН 7203530214, ОГРН 1217200019904
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника №3»
ИНН 1101487223, ОГРН 1021100523806