Решение б/н Решение по жалобе ООО «Росмедкомплект» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
Управление Федеральной антимонопольной службы
по республике Коми
 
 
РЕШЕНИЕ
 
21 сентября 2011 года
 
 
 
   № 04-02/6144
Сыктывкар
 

 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Росмедкомплект» (далее – ООО «Росмедкомплект», общество) на действия государственного заказчика – Министерство здравоохранения Республики Коми при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме «На поставку портативных ультразвуковых сканеров для лечебных учреждений Республики Коми (ЭА-1133) (далее – открытый аукцион в электронной форме),
при участии: <…>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступила жалоба ООО «Росмедкомплект» (вх. от 15.09.2011 № 4605).
ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» извещено (по электронной почте, по факсимильной связи и письмом) о месте и времени рассмотрения жалобы. Представители ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» на рассмотрение жалобы не явились, что с учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы не препятствует ее рассмотрению по существу.
ООО «Росмедкомплект» обжалует положения документации открытого аукциона в электронной форме. По мнению заявителя, техническое задание сделано заказчиком под поставку одной конкретной модели или небольшого количества нескольких конкретных моделей аппаратов УЗИ, что ограничивает количество участников размещения заказа и противоречит требованиям ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) и требованиям ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 135 – ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу; провести проверку соблюдения законодательства; обязать ответчика устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений в соответствующие разделы аукционной документации; приостановить размещение заказа; назначить экспертизу для определения нарушений действующего законодательства при формировании действующего законодательства. 
Министерство финансов Республики Коми и Министерство здравоохранения Республики Комис заявленными требованиями не согласились, подробно изложили доводы в отзывах на жалобу.
В целях объективного и полного рассмотрения жалобы и представления дополнительных материалов лицами, участвующими в рассмотрении жалобы, был объявлен перерыв до 17 часов 21.09.2011.
2. Комиссия Коми УФАС России, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), изучив материалы жалобы, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа, пришла к нижеследующим выводам.
Документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта «На поставку портативных ультразвуковых сканеров для лечебных учреждений Республики Коми (ЭА-1133) утверждена заместителем министра здравоохранения Республики Коми.
Государственным заказчиком проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта «На поставку портативных ультразвуковых сканеров для лечебных учреждений Республики Коми (ЭА-1133) является Министерство здравоохранения Республики Коми.
Уполномоченным органом является Министерство финансов республики Коми.
Источник финансирования государственного заказа – средства федерального бюджета, поступившие в республиканский бюджет Республики Коми в целях реализации программы «Модернизация здравоохранения Республики Коми на 2011-2012 годы».
Начальная (максимальная) цена контракта – 19 370 000 (девятнадцать миллионов триста семьдесят тысяч) рублей.
2.1. Согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона о размещении заказов в целях настоящего Федерального закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов   документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать, в том числе сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения.
Вместе с тем, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Заказчиком в документации об аукционе установлены требования к качеству, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (техническое задание).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
3.  В  ходе  рассмотрения  жалобы  ООО «Росмедкомплект» представитель
заявителя пояснила, что нарушения Закона о размещении заказов подтверждается включением в техническое задание следующих требований:
1)                в п. 12 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме установлено: частотный диапазон датчиков от 2 до 12 МГц – наличие. По мнению заявителя, целый ряд портативных ультразвуковых сканеров превышают требуемый частотный диапазон (от 1 до 18 МГц).
2)                в п. 13 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме указано: интерфейс по типу персонального компьютера – наличие. Заявитель считает, что интерфейс по типу персонального компьютера затрудняет выполнение диагностики при проведении ультразвукового сканирования. Ряд портативных ультразвуковых сканеров имеют специализированный интерфейс, оптимизированный для решения диагностических задач.
3)                в п. 17 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме установлено: количество сохраняемых на жестком диске изображений – не менее 490 000. Ряд портативных ультразвуковых систем не имеют в своем составе жестких дисков по причине низкой надежности последних. Хранение изображений при этом происходит на сменных FLASH носителях и не ограничивается по количеству хранимых изображений.
4)                в п. 21 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме указано: USB порт – не менее 3-х. По мнению заявителя, большинство портативных ультразвуковых сканеров имеют возможность подключения к единственному USB порту концентратора. Что позволяет увеличить количество USB устройств, подключаемых к сканеру, до необходимого.
5)                в п.п. 88, 88.1 раздела II документации об открытом аукционе в
электронной форме указано: датчик конвексный – наличие; Рабочий диапазонне уже 4-9 МГц. Заявитель считает, что соответствие этим пунктам технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме противоречит п.п. 51, 52, 53 раздела    II документации об открытом аукционе в электронной форме Конвексный датчик с указанным диапазоном частот не позволяет визуализировать органы (матка, яичники, предстательная железа, плод во втором и третьем триместре беременности), расчеты которых предусмотрены программами. Указанными в п.п. 51, 52, 53 технического задания. Датчики, позволяющие надежно визуализировать вышеперечисленные органы, имеют типовой диапазон частот (2-4 МГц)/(1-5 МГц).
6)                в п. 27 1 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме установлено: динамический диапазон – не менее 170 дБ. Заявитель считает, что использование в конструкции портативных ультразвуковых сканеров новейшей элементной базы и сверхвысокоплотных датчиков дает теоретически достижимый динамический диапазон ультразвукового сканера не более 124 дБ. Заявленный в техническом задании динамический диапазон превышает теоретически достижимый более чем в 33 раза. По мнению заявителя, соответствие вышеуказанным пунктам раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме сужает круг оборудования, принимающего участие в открытом аукционе в электронной форме.
3.1. В ходе обозрения документов, представленных в материалы жалобы, Комиссией Коми УФАС России установлено, что в соответствии с п. 7 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме предметом аукциона является поставка портативных ультразвуковых сканеров для лечебных учреждений Республики Коми.
Представитель государственного заказчика пояснил на рассмотрении жалобы по существу следующее.
1) выбранный частотный диапазон датчиков 2-12 МГц является достаточным для проведения разных ультразвуковых исследований на разной глубине визуализации, но в тоже время не является искусственно завышенным до значений 1-18 МГц и более для того, чтобы не сужать круг потенциальных поставщиков.
2) интерфейс по типу персонального компьютера является широко распространенным именно среди портативного ультразвукового оборудования разных производителей и тем самым этот показатель никак не может сузить круг оборудования, который может быть допущен к участию в открытом аукционе в электронной форме.
3) количество сохраняемых на жестком диске изображений не менее 490 000 изображений позволяет хранить и обрабатывать достаточное количество данных на большое количество пациентов. Указанное количество сохраняемых данных позволяет вести необходимый архив исследований пациентов. Хранение изображений на сменных FLASHносителях делает уязвимым использование оборудования с точки зрения надежности хранения информации, возможности легкого доступа к обработке, а в некоторых случаях и конфиденциальности ультразвукового исследования.
4) наличие не менее 3-х USB портов делает очень удобным и функциональным использование ультразвукового сканера, так как позволяет подключать в случае необходимости дополнительное оборудование например: видеопринтер медицинский, FLASH карту если нужно перенести часть данных и резервный жесткий диск, в случае если нужно хранить и использовать большое количество информации. Наличие же концентратора делает портативный сканер слишком громоздким и уязвимым.
5) датчик конвексный с рабочим диапазоном 4-9 МГц позволяет качественно и детально визуализировать органы (матка, яичники, предстательная железа, плод во втором и третьем триместре беременности) на разной глубине и детально исследовать их. Диапазон, указанный в жалобе ООО «Росмедкомплект» 2-4 МГц и 1-5 МГц позволит достоверно видеть только глубоко лежащие структуры и трудно диагностировать более поверхностно расположенные структуры, что сужает диагностическую ценность ультразвукового исследования.
6) Указанный в разделе IIдокументации об открытом аукционе в электронной форме динамический диапазон в 170 Дб является достаточным для ультразвукового сканера. Чтобы минимизировать ультразвуковых «артефактов» и в то же время не чрезмерным. Чтобы не сужать круг оборудования для участия в открытом аукционе. Вместе с тем, существует достаточное количество ультразвуковых сканеров разных производителей с использованием   динамического диапазона и в больших значениях, например 200 и даже 300 Дб.
Представитель государственного заказчика также пояснил, что документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта «На поставку портативных ультразвуковых сканеров для лечебных учреждений Республики Коми» не содержит требований к производителю товара в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
Кроме того, государственным заказчиком на рассмотрение жалобы представлен ряд ультразвуковых сканеров разных производителей с использованием вышеуказанных характеристик.  
Представитель уполномоченного органа – Министерства финансов Республики Коми поддержала доводы представителя государственного заказчика и пояснила следующее.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию об открытом аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика и требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Все товары, требуемые к поставке в соответствии с документацией об открытом аукционе в электронной форме «На поставку портативных ультразвуковых сканеров для лечебных учреждений Республики Коми» (ЭА-1133), свободно обращаются на рынке расходных материалов, их реализация не входит в перечень лицензируемых видов деятельности, и соответственно могут осуществляться широким кругом лиц.
Заявителем не представлено доказательств того, что установленные в разделе II документации об открытом аукционе в электронной форме вышеуказанные характеристики товара влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, исходя из положений Закона о размещении заказов и документации об открытом аукционе в электронной форме, оснований полагать, что действия государственного заказчика – Министерство здравоохранения Республики Коми в части установления в разделе II документации об открытом аукционе в электронной форме технических характеристик портативных ультразвуковых сканеров, поставка которых является предметом торгов, противоречат нормам ст. 34 Закона о размещении заказов, не имеется.
3.2.  Заявителем в ходе рассмотрения комиссией Коми УФАС России жалобы заявлено, что включение в строку 22 информационной карты документации об аукционе в электронной форме положений о том, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара, противоречит требованиям ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Как следует из пояснений представителя государственного заказчика, уполномоченного органа, данных в ходе рассмотрения жалобы, указание (декларирование) страны происхождения товара связано с реализацией требований, установленных ст. 13 Закона о размещении заказов.
Часть 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов содержит перечень сведений и документов, которые должна содержать первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 13 Закона о размещении заказов при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
 Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов.
В соответствии с п.п. 1, 3, 5, 7, 8 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 217 от 12.05.2011 (далее – Приказ № 217) настоящий Приказ определяет условия допуска следующих товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе аппаратура медицинская.
При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 5 настоящего Приказа.
При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 настоящего Приказа, происходящего из иностранных государств, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения.
Для целей реализации настоящего Приказа рекомендуется устанавливать в документации об аукционе, в том числе требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара.
В государственном или муниципальном контракте, а также гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
Согласно п. «Классификация товаров, работ, услуг» извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме предлагаемое к поставке оборудование относится к коду ОКВД 331100 «Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления», включенного в код ОКВД 3300000 «Аппаратура медицинская; средства измерения; фото – и киноаппаратура; часы».
В соответствии со строкой 22 информационной карты документации об аукционе в электронной форме первая часть заявок должна содержать, в том числе указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара.
Следовательно, государственным заказчиком во исполнение ст. 13 Закона о размещении заказов, приказа № 217 в документации об аукционе установлено положение о необходимости указания страны происхождения товара, отсутствие указания на страну происхождения товара делает невозможным исполнение ст. 13 Закона о размещении заказов, Приказа № 217.   
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что действия государственного заказчика, в части установления в строке 22 информационной карты документации об аукционе положения о том, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара, противоречат требованиям ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов. 
4. Комиссией Коми УФАС России  принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства ООО «Росмедкомплект» о назначении экспертизы для определения  наличия нарушений действующего законодательства при формировании технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме с привлечением экспертного учреждения – Российской академии медицинских наук в связи с некорректной постановкой вопроса и сжатыми сроками рассмотрения жалобы.    
5. Порядок рассмотрения заявлений, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25 декабря 2007 г. N 447.
 
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.                 Признать жалобу ООО «Росмедкомплект» в части указания    на имеющие место нарушения Закона о размещении заказов необоснованной.
2.                 Передать уполномоченному должностному лицу материалы жалобы ООО «Росмедкомплект» о нарушении заказчиком требований ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции в целях рассмотрения в соответствии с требованиями административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дело нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25 декабря 2007 г. N 447.
 
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны