Определение №АГ/4169/23 Определение от 29 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

 

 


 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 011/05/5-251/2023

 

27 июня 2023 года г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <...>;

члены Комиссии: <...>, <...>;

рассмотрев дело № 011/05/5-251/2023, возбужденное в отношении ООО «УГИЦ», адрес места нахождения: Республика Коми, г. Усинск, ул. Строителей, д. 4, кв. 39/40, ОГРН 1081106000744, ИНН 1106024010, КПП 110601001, по факту распространения на платежных документах рекламы с признаками нарушения требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя – <...> и ООО «УГИЦ», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <...> от 28.02.2023 (вх. № 995-э от 28.02.2023), в том числе о нарушении со стороны ООО «УГИЦ» требований рекламного законодательства в связи с размещением рекламы на платежных документах.

По результатам рассмотрения указанного обращения было принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-251/2023 в отношении ООО «УГИЦ» по признакам нарушения части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 02-01/1966 от 27.03.2023.

Определением № 02-16/2677 от 20.04.2023 срок рассмотрения дела № 011/05/5-251/2023 продлен до 27.06.2023, рассмотрение дела отложено на 24.05.2023.

Определением № ПК/3425/23 от 24.05.2023 рассмотрение дела № 011/05/5-251/2023 отложено на 27.06.2023.

По результатам рассмотрения дела № 011/05/5-251/2023 (далее – рекламное дело) установлено следующее.

Из материалов обращения следует, что <...> является собственником квартиры в доме № <...> по ул. <...> г. Усинска Республики Коми. ООО «УГИЦ» начисляет плату за оказанные жилищно-коммунальные услуги, формирует печать, упаковку и доставку потребителям платежных документов.

Как указывает заявитель, на платежных документах, выставляемых ООО «УГИЦ», размещена реклама.

К обращению приложена копия платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, выставленного заявителю за январь 2023 г. (далее – платежный документ).

В платежном документе содержатся реквизиты ООО «УГИЦ», получателем платежа также указано ООО «УГИЦ».

В нижней части платежного документа, в том числе размещена информация следующего содержания: «ШКОЛА БЕГА ПИЦЦА ФАБРИКА Стань красивее, сильнее, здоровее – займись спортом с профессиональным тренером! Занятия абсолютно бесплатно: пн, вт, пт 19-40 спортзал СОШ № 1. Необходима предварительная регистрация по тел. <...>», а также изображение пиццы:

В соответствии с положениями, установленными пунктами 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе:

- реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «УГИЦ» в материалы рекламного дела, рекламодателем в рассматриваемом случае является <...>, рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «УГИЦ»; содержание и согласование информации осуществлялось <...> ООО «УГИЦ» <...>.

Из письменной информации, представленной ООО «УГИЦ», следует, что платежные документы, содержащие рассматриваемую информацию с изображением пиццы, распространялись с сентября 2022 г. по март 2023 г., территория распространения: г. Усинск, пгт. Парма, п. Усадор, с. Мутный Материк, д. Новикбож, с. Усть-Лыжа, с. Усть-Уса (перечень адресов представлен в материалы рекламного дела).

ООО «УГИЦ» указывает, что рассматриваемая информация была размещена на платежных документах в соответствии с п. 11 ст. 3 Закона о рекламе, так как данная информация носит социальный характер.

В пункте 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Из информации, размещенной на сайте https://pizzafabrika.ru/usinsk/, следует, что «ПиццаФабрика» – это сеть семейных кафе и пиццерий с доставкой; семейное кафе «ПиццаФабрика» имеется, в том числе на территории г. Усинска.

Как указывает ООО «УГИЦ», «Школа бега ПиццаФабрика» является некоммерческим проектом и не рекламирует кафе «ПиццаФабрика»; в социальных сетях Школы бега нет рекламы продукции кафе «ПиццаФабрика» либо призыва приобретать такую продукцию; все публикации на странице «Школа бега ПиццаФабрика» https://vk.com/public214826602 связаны с рекомендациями по здоровому образу жизни и содержат информацию о тренировках участников проекта; занятия проводятся бесплатно и направлены на поддержание здорового образа жизни, что является общественно полезной целью.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая информация размещена по инициативе <...> , который также осуществляет предпринимательскую деятельность в кафе «ПиццаФабрика» и является организатором проекта «Школа бега ПиццаФабрика».

Как пояснил <...>, цель использования обозначения «ПиццаФабрика» в проекте Школы бега – привлечение молодежи к занятиям; участникам тренировок предоставляется бесплатная пицца; все затраты на тренеров, экипировку, инвентарь несет лично <...> в целях благотворительности; «Школа бега ПиццаФабрика» в качестве организации не зарегистрирована.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, распространение объявлений (информации) в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, не может быть признано рекламой.

Предпринимательской деятельностью в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Комиссия, изучив материалы рекламного дела, пришла к следующим выводам.

Из материалов рекламного дела усматривается, что проект «Школа бега ПиццаФабрика» не имеет направленности на систематическое получение прибыли. Из имеющихся материалов не следует, что рассматриваемая информация размещена в целях систематического получения дохода, в рекламных целях. Доказательства обратного в материалах рекламного дела отсутствуют.

Как следует из материалов дела, изображение в виде пиццы и слова «ПиццаФабрика» размещены в рассматриваемой информации в связи с их фактическим использованием в проекте Школы бега, который не связан с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом сам факт использования в названии проекта «Школа бега ПиццаФабрика», в информационных сообщениях о нем и в рассматриваемой информации обозначений сети пиццерий «ПиццаФабрика» не является предметом рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах рассматриваемая информация не содержит в себе необходимой совокупности признаков рекламы, указанных в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно, в ней отсутствует объект рекламирования, и, соответственно, она не может быть направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке.

Из материалов рекламного дела не усматривается, что распространение рассматриваемой информации связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований утверждать о наличии в рассматриваемом случае фактов нарушения требований части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердилось.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40, пунктом 41 Правил, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 011/05/5-251/2023 в отношении ООО «УГИЦ» прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________ <...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

____________ <...>

 

_____________ <...>

Связанные организации

ООО «УГИЦ»
ИНН 1106024010, ОГРН 1081106000744