Решение б/н решение по жалобе от 12 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

11 октября 2021 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/7557

АО «Коми энергосбытовая компания»

Первомайская, д. 70,

г. Сыктывкар, 167000

ООО «Региональный оператор Севера»

Оплеснина ул., д. 4,

г. Ухта, 169313

Оператору электронной площадки РТС-тендер – ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-767/2021 АО «Коми энергосбытовая компания» № 119/9547 от 29.09.2021 (вх. № 4283 от 30.09.2021) в отношении ООО «Региональный оператор Севера», касающуюся нарушений положениями документации запроса предложений в электронной форме принципов, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при организации закупки на оказание услуг по расчетно-информационному обслуживанию потребителей для нужд ООО «Региональный оператор Севера», номер извещения 32110658567 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба, закупка, ЕИС), в присутствии на заседании:

‹…› – представителя АО «Коми энергосбытовая компания» по доверенности); ‹…› - представителя ООО «Региональный оператор Севера» по доверенности; ‹…› – представителя ООО «Северо-Западный Расчетный Центр» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

Заявитель подал заявку на участие в закупке. Заявителем оспорены положения документации. Заявителем указано на нарушение тем самым пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Жалоба подана до окончания срока подачи заявок.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 07.10.2021 № РО-14294/ИС (вх. № 5103э от 07.10.2021, вх. № 4425 от 11.10.2021) представлены письменные возражения.

Также возражения, пояснения представили ООО «Биллинг24» (письмо от 07.10.2021), ООО «Северо-Западный Расчетный Центр» (письмо от 11.10.2021) – лица, подавшие заявки на участие в закупке. Данные письма приобщены к материалам жалобы.

ООО «Региональный оператор Севера» явилось заказчиком и организатором закупки. Закупка проводилась в форме запроса предложений в электронной форме, проводилась в соответствии с требованиями Закона о закупках. Предмет закупки - оказание услуг по расчетно-информационному обслуживанию потребителей для нужд ООО «Региональный оператор Севера». Закупка проводилась на электронной площадке РТС-тендер на сайте https://www.rts-tender.ru/ (в разделе для закупок 223-ФЗ).

Извещение о закупке, закупочная документация размещены в ЕИС 21.09.2021, с изменениями 22.09.2021.

Заявителем оспорено установленное заказчиком в пункте 1.1.5 закупочной документации требование к участникам закупки:

Участник должен состоять на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58.

Аналогичное требование установлено в пункте 3.17 технического задания закупочной документации.

Кроме этого, в форме 3.6 в составе заявки, подаваемой на участие в закупке, участник должен подтвердить в пункте 9, что состоит на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

ООО «Региональный оператор Севера» в возражениях по данному доводу жалобы указало, что такое требование установлено в соответствии с требованиями законодательства - постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58, Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Закон о деятельности по приему платежей физических лиц).

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, по пункту 2 которого:

2. Постановке на учет в территориальном органе подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели, в том числе:

в) операторы по приему платежей.

Согласно пунктам 1-4 статьи 2 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно части 14 статьи 4 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Согласно пункту 2.1 проекта договора в составе закупочной документации - в соответствии с условиями настоящего Договора Агент принимает на себя обязательства от имени, по поручению, и за счет Принципала, за вознаграждение, ежемесячно, в пределах срока действия Договора, осуществлять следующие юридические и фактические действия:

2.1.1.3. Учет и распределение денежных средств, поступивших от Потребителей, в счет платы за услуги, по финансово-лицевому счету каждого из Потребителей.

2.1.3. Организацию сбора (приема) от Потребителей денежных средств, в счет платы за услуги, с зачислением поступивших денежных средств на соответствующий счет Агента.

2.1.3.1. Сбор денежных средств от Потребителей, в счет платы за услуги, включает в себя прием денежных средств на счет Агента, через операционные кассы учреждений банков, отделения АО «Почта России», иных платежных агентов, а также банковские и иные платежные терминалы.

2.1.6. Ежедневное перечисление денежных средств, поступивших от Потребителей на счет Агента, на указанный Принципалом счет в кредитной организации за вычетом подлежащего оплате агентского вознаграждения, при этом перечисление денежных средств осуществляется на следующий рабочий день после дня получения реестров от банков и платежных агентов или по письменному распоряжению Принципала в иные сроки (с иной периодичностью).

Исходя из приведенных выше положений Закона о деятельности по приему платежей физических лиц и предмета договора, заключаемого по результатам закупки, исполнитель по договору будет выполнять функции оператора по приему платежей.

Исходя из требований Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 такое лицо подлежит постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.

Довод заявителя о том, что для оказания услуг, указанных в закупочной документации, законодательством не установлено требование о постановке на учет в соответствующем органе является необоснованным.

В оспариваемом заявителем требование не содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, указано следующее:

«Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.»

Таким образом, указание заказчиком особых требований к исполнителю, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики его деятельности, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников.

Установленное заказчиком требование, оспоренное заявителем, продиктовано требованиями законодательства.

В этой части жалоба, является необоснованной.

Далее заявителем оспорено установленное заказчиком требование о наличие двух юристов. В пункте 1.1.5 закупочной документации установлено требование к участникам закупки:

Участник должен располагать персоналом, производящим расчеты, платы за оказание коммунальных услуг населению и не менее 2 (двух) юрисконсультов имеющих высшее юридическое образование для обеспечения претензионно-исковой работы в отношении потребителей-должников, а также наполнение базы данных.

Аналогичное требование установлено в пункте 3.16 технического задания закупочной документации:

Исполнитель в соответствии с Регламентом претензионно-исковой работы обеспечивает мониторинг дебиторской задолженности Потребителей за услуги по обращению с ТКО и взыскание дебиторской задолженности, в том числе осуществление подготовки, направления/подачи в суд заявлений на выдачу судебных приказов, в количестве не менее 2000 штук в месяц с оплатой сумм государственной пошлины за счет собственных средств Агента, подлежащих возмещению Принципалом в порядке, установленном п. 5.2.4. Договора.

Кроме этого, в форме 3.6 в составе заявки, подаваемой на участие в закупке, участник должен подтвердить в пункте 8, что располагает персоналом, производящим расчеты, платы за оказание коммунальных услуг населению и не менее 2 (двух) юрисконсультов имеющих высшее юридическое образование для обеспечения претензионно-исковой работы в отношении потребителей-должников, а также наполнение базы данных.

Заявитель считает такое требование на этапе подачи заявки, до заключения договора, избыточным.

Комиссия считает данный довод необоснованным в силу следующего. Закон о закупках не устанавливает запрет для заказчика в части установления требований к участнику в части опыта работы, наличия в штате определенного количества специалистов определенной профессии.

Исходя из технического задания и проекта договора в составе закупочной документации установленное требование обусловлено услугами, которые требуется оказать заказчику по результатам проведенной закупки. Такие потребности заказчика связаны с предметов закупки и не являются избыточными (доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены).

Оспоренное требование в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Указанное требование установлено для всех претендентов на участие в закупке в одинаковой степени.

Таким образом, оспариваемое положение документации не противоречит требованиями пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. В связи с этим, в этой части жалоба является необоснованной.

Также заявителем оспорен критерий оценки заявок, указанный в пункте 2.2 приложения № 1.1. к техническому заданию закупочной документации:

По пункту 2.2 приложения № 1.1. к техническому заданию критерием оценки является наличие уведомления о постановке на учет в Росфинмониторинге. При наличии такого уведомления заявке присваивается 40 баллов, при его отсутствии – 0 баллов.

При этом, согласно пункту 1.3.2 закупочной документации заявка на участие в запросе предложений в электронной форме в обязательном порядке должна содержать, в том числе:

  1. Форма 3.5 Уведомление о постановке на учет в Росфинмониторинге.

По пункту 1.1.6 закупочной документации заявка участника закупки отклоняется закупочной комиссией при рассмотрении в следующих случаях, в том числе:

  1. Несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным п.1.1.5 настоящей документации;
  2. Несоответствия участника закупки требованиям к участникам запроса предложений, установленным извещением и документацией;
  3. Несоответствия заявки требованиям к заявкам, установленным документацией и извещением по запросу предложений, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в запросе предложений.

Таким образом, при непредставлении уведомления о постановке на учет в Росфинмониторинге исходя из пункта 1.1.6 закупочной документации является основанием для отклонения заявки.

Однако, из пункта 2.2 приложения 1.1 к техническому заданию закупочной документации усматривается, что заявка и при отсутствии такого уведомления подлежит оценке.

В части наличия противоречия в документации Комиссия соглашается с заявителем. Однако, в таком противоречии нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках не находит.

Требования к допуску заявок на участие в закупке и критерии оценки установлены в равной степени ко всем претендентам на участие в закупке и всем участникам закупки.

В оспариваемом критерии не усматривается создание дискриминации либо необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, заявки претендентов, не имеющих соответствующего уведомления подлежат отклонению (по условиям закупочной документации), заявкам остальных участников при наличии соответствующего уведомления начисляется по 40 баллов (исходя из условий закупочной документации).

Нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках либо иных положений Закона о закупках при рассмотрении данного довода жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу необоснованной.

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

‹…›

Решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны