Определение №03-01/4000 прекращение производства по делу от 17 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 011/05/28-164/2022

 

 

17 мая 2022 года

 

 

 

                    № ____________

 

г. Сыктывкар

 

КПК «Аверс» 

 

                                                                                  Мира пр-кт, д. 22, г. Котлас,

                                                             Котласский р-н,

                                                                       Архангельская обл., 165300

 

<…> (по адресу)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии – <…>;

члены Комиссии: <…>; <…>;            

рассмотрев дело № 011/05/28-164/2022, возбужденное в отношении кредитного потребительского кооператива «Аверс» (далее – КПК «Аверс») по факту распространения рекламы следующего содержания: «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно 8-904-866-73-77 режим работы 10.00-18.00 перерыв 13.00-14.00 суббота 10.00-15.00 выходной - воскресенье» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой около входа, ведущей в торговые помещения торгового центра «Эжва» (далее – реклама-1), с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе); информации следующего содержания: «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ 8-904-866-73-77 ВЫДАЁМ ЗАЙМ ПОД 0,5%» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой на стекле второго этажа торгового центра «Эжва» (далее – реклама-2), с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе; «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ 8-904-866-73-77 НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно 2 этаж» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой около входа (лестницы), ведущей на второй этаж торгового центра «Эжва», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4 (далее – реклама-3), с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе,

в отсутствие:

- КПК «Аверс», <…>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило поручение ФАС России № КТ/4090/22 от 24.01.2022 (вх. № 397-э от 24.01.2022), направленное в дополнение к письму ФАС России № КТ/99230/21 от 23.11.2021, в соответствии с которым территориальным органам ФАС России необходимо провести работу по выявлению рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности, содержащей признаки нарушения ст. 28 Закона о рекламе.

В ходе исполнения вышеуказанных поручений ФАС России должностными лицами Коми УФАС России выявлено распространение информации следующего содержания: «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно 8-904-866-73-77 режим работы 10.00-18.00 перерыв 13.00-14.00 суббота 10.00-15.00 выходной - воскресенье» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой около входа, ведущей в торговые помещения торгового центра «Эжва» (далее – реклама-1), информации следующего содержания: «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ 8-904-866-73-77 ВЫДАЁМ ЗАЙМ ПОД 0,5%» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой на стекле второго этажа торгового центра «Эжва» (далее – реклама-2), «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ 8-904-866-73-77 НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно 2 этаж» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой около входа (лестницы), ведущей на второй этаж торгового центра «Эжва», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4 (далее – реклама-3).

По результатам исполнения вышеуказанных поручений ФАС России принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-164/2022 в отношении КПК «Аверс» по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/1444 от 21.02.2022. У КПК «Аверс» запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и письменная информация.

Из материалов дела № 011/05/28-164/2022 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация (реклама-1) содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения около входа, ведущего в торговые помещения торгового центра;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: денежным займам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Вышеуказанная информация (реклама-2) содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на стекле второго этажа торгового центра;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: денежным займам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Вышеуказанная информация (реклама-3) содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения около входа (лестницы), ведущей на второй этаж торгового центра;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: денежным займам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Из имеющихся материалов усматривается, что в рассматриваемых рекламах речь идет о микрозайме.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»:

- микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании;

- микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом.

В рассматриваемых рекламах отсутствует наименование организации, предоставляющей финансовые услуги по микрозайму.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Рассматриваемые рекламы не содержат наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Статьёй 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из письма ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Антимонопольным органом установлено, что реклама-2 содержит только информацию о размере процентной ставки – 0,5%. Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию о том, при каких условиях, а именно: о сумме потребительского кредита (займа), на какой срок предоставляется сумма займа, о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа), что указывает на признаки нарушения ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость кредита, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

При таких обстоятельствах реклама-1, реклама-2, реклама-3 распространены с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама-2 распространена с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов усматривалось, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является кредитный потребительский кооператив «Аверс» (далее – КПК «Аверс»). Согласно информации, представленной оператором связи, указанный в рассматриваемой рекламе абонентский номер предоставлен <…> .

Определением № 03-01/3171 от 19.04.2022 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечён <…>.

В связи с чем, из имеющихся материалов усматривалось, что рекламодателями и рекламораспространителями рассматриваемых реклам являлись КПК «Аверс», <…>.

Копия определения № 03-01/1444 от 21.02.2022 о возбуждении дела № 011/05/28-164/2022 была направлена КПК «Аверс» по адресу регистрации, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, размещенной на официальном сайте ФНС России.

Копия определения, направленная в адрес КПК «Аверс», вернулась в Коми УФАС России с отметкой «по адресу организация не значится».

Запрошенные определением у КПК «Аверс» документы и письменная информация в Коми УФАС России не поступили.

Определением Коми УФАС России № 03-01/2276 от 21.03.2022 срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено. Копия указанного определения, направленная в адрес КПК «Аверс», вернулась в Коми УФАС России с отметкой «по адресу организация отсутствует».

Запрошенные определением у КПК «Аверс» документы и письменная информация в Коми УФАС России не поступили.

Определением Коми УФАС России № 03-01/3171 от 19.04.2022 рассмотрение дела отложено. Копия указанного определения, направленная в адрес КПК «Аверс», вернулась в Коми УФАС России с отметкой «по адресу организация отсутствует». Согласно сведениям с официального сайта «Почта России» по почтовому идентификатору № 80096171754749 в отношении <…> значится отметка «неудачная попытка вручения» от 23.04.2022.

Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал следующее. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В силу ч. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В целях извещения <…> о месте и времени рассмотрения дела № 011/05/28-164/2022 Коми УФАС России направило 29.04.2022 телеграмму по адресу его места жительства.

Согласно почтовому извещению от 05.05.2022 (вх. № 2570-э от 06.05.2022) телеграмма <…> не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

Срок рассмотрения дела № 011/05/28-164/2022 Комиссией был продлен до 21.05.2022. В связи с вышеизложенным, учитывая ограниченные сроки рассмотрения рекламного дела, применяя по аналогии ст. 118 ГПК РФ, Комиссия считает КПК «Аверс», <…> надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения рекламного дела № 011/05/28-164/2022.

Запрошенные определением у КПК «Аверс», <…> документы и письменная информация в Коми УФАС России не поступили.

Иные сведения о местонахождении КПК «Аверс», <…> в Коми УФАС России не имеются. Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии отсутствуют достаточные основания полагать, что КПК «Аверс», <…> являются рекламодателями и рекламораспространителями рассматриваемых реклам.

Материалами рекламного дела вина КПК «Аверс», <…> в нарушении рекламного законодательства при изготовлении и размещении рассматриваемой рекламы не установлена, не подтверждена, иных виновных лиц не установлено.

Достаточных оснований полагать, что КПК «Аверс», <…> нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

Таким образом, несмотря на предпринятые Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела меры, в течение сроков, установленных для рассмотрения дела, установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе, не представилось возможным.

Согласно разъяснениям ФАС России № АД/61902/17 от 07.09.2017 «О разъяснении отдельных положений ФЗ «О рекламе», при невозможности установить лицо, в том числе его местонахождение, ответственное за распространение рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, после совершения антимонопольным органом необходимых действий по поиску такого лица, в том числе направления соответствующих запросов, Комиссия вправе прекратить производство по соответствующему делу.

В соответствии с пунктом 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 настоящих Правил.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 40 Правил, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 011/05/28-164/2022 в отношении КПК «Аверс», <…> прекратить.

 

 

Председатель Комиссии

                                   

 ______________   <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

 ______________   <…>

 

  ______________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны