Решение №ПИ/4021/24 Решение от 10 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8


 

Решение


 

 

Публичное акционерное общество «Совкомбанк»

156000, Костромская область, г. Кострома, Текстильщиков проспект, дом 46

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

10 июля 2024 года г. Сыктывкар

(изготовление решения в полном объеме)

28 июня 2024 года

(оглашение резолютивной части)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <...>;

члены Комиссии: <...>;

рассмотрела дело № 011/05/28-80/2024, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, место нахождения: 156000, Костромская область, г. Кострома, Текстильщиков проспект, дом 46) (далее – ПАО «Совкомбанк») по факту распространения реклам финансовых услуг с признаками нарушения требований части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии законного представителя ПАО «Совкомбанк», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения рекламного дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России из ФАС России поступили для рассмотрения по существу материалы Центрального банка Российской Федерации, направленные по результатам мониторинга соблюдения части 3 статьи 28 Закона о рекламе (далее – материалы).

В результате рассмотрения материалов установлено следующее.

На фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 31, на 1 этаже размещена следующая информация: «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0% СОВКОМБАНК sovcombank.ru 8 800 100 0006 Кредит «Супер плюс». Сумма 200 000 – 3 000 000 руб. Срок 18, 24, 36, 48, 60 мес. Клиентам от 20 до 85 лет по паспорту и 2-му документу, удостоверяющему личность. При необходимости Банк имеет право запросить дополнительную информацию о клиенте, в т.ч. подтверждающие доход и занятость, на имущество и др. ПСК на момент заключения Договора составляет: 9,495% - 9,901%. Ставка 9,9% годовых при безналичном расходовании за первые 25 дней договора от 80% лимита кредитования в партнерской сети Банка; при несоблюдении – 29,9% процентов годовых при сумме кредита от 200 000 до 299 999 руб., 27,9% при сумме от 300 000 до 3 000 000 руб. соответственно. При оформлении программы «Финансовая защита с возможностью накопления» от ООО «Совкомбанк страхование жизни» (лицензия СЖ № 4105 далее – ССЖ) клиент может получить выплату, которая будет даже больше, чем все уплаченные проценты по кредиту. Для этого нужно сохранить программу на всем сроке ее действия, ежемесячно выполнять по карте «Халва» условия по мин. обороту в течение срока кредита (ежемесячное совершение 5-ти операций по карте «Халва» на общую сумму от 10 000руб.(* от 5000 руб. для категории заемщиков «пенсионер»), соблюдать правила пользования кредитом, не допускать нарушений условий досрочного расторжения и своевременно (согласно первоначальным условиям договора) вносить оплаты и оплачивать комиссии за дополнительные услуги (при наличии согласно условиям договора) Банк вправе отказать в предоставлении кредита. ПАО «Совкомбанк» г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46. Генеральная лицензия ЦБ РФ № 963 от 05.12.2014, ОГРН 1144400000425. Условия действительны на 22.09.2023г. **Под 0% понимается не процентная ставка по кредиту, а возможность получить выплату, размер которой будет даже больше процентов по кредиту, что компенсирует клиенту все уплаченные проценты по кредиту» (далее – реклама 1).

На фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Инта, ул. Горького, д. 17, размещена следующая информация: «Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0% СОВКОМБАНК sovcombank.ru 8 800 100 0006 Кредит «Супер плюс». Сумма 200 000 – 999 999 руб. Срок 18, 24, 36, 48, 60 мес. Клиентам от 20 до 85 лет по паспорту и второму документу, удостоверяющему личность. Ставка – 0% для участников Акции «Все под 0!». Срок акции: 18.11.2018 – 31.12.2021. Условия Акции: наличие карты «Халва», оформление кредита в период акции, подключение и соблюдение условий «Гарантия минимальной ставки» (стоимость услуги 4,9% от суммы кредита), выполнение условий программы бального кэшбека (ежемесячное совершение 5-ти операций по карте «Халва» на общую сумму от 10 000руб., оплата кредита по графику, согласно первоначальным условиям догвоора (без частичного/полного досрочного погашения), отсутствие просрочек по кредитным продуктам Банка). Пересчет процентов при полном погашении задолженности, разница уплаченных и рассчитанных процентов возвращается на счет. Без Акции – 9,9% годовых при соблюдении условия: безналичное расходование за первые 25 дней договора от 80% лимита кредитования в партнерской сети Банка; при несоблюдении – 22,9% годовых соответственно. Банк праве отказать в предоставлении кредита без объяснения причины. ПАО «Совкомбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № 963. Условия действительны на 26.03.2021 г.» (далее – реклама 2).

По результатам рассмотрения материалов было принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-80/2024 в отношении ПАО «Совкомбанк» по признакам нарушения ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/547/24 от 30.01.2024.

Определением № ПК/1348/24 от 06.03.2024 срок рассмотрения рекламного дела продлен. Рассмотрение рекламного дела отложено.

Определением Коми УФАС России № АГ/2574/24 от 26.04.2024 рассмотрение дела № 011/05/28-80/2024 было приостановлено в связи с нахождением в Ярославском межрегиональном УФАС России дела № 076/05/28-348/2024, выводы по которому имеют значение для результатов рассмотрения дела № 011/05/28-80/2024.

Определением № ПК/3683/24 от 24.06.2024 производство по делу № 011/05/28-80/2024 возобновлено.

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 31, на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Инта, ул. Горького, д. 17;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – кредиту, ПАО «Совкомбанк», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой.

Из материалов усматривается, что размещение рассматриваемых реклам зафиксировано 04.12.2023.

Сотрудниками Коми УФАС России размещение рекламы 1 зафиксировано также 19.01.2024.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы являются рекламой финансовых услуг.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рекламе 1 указано: «0% СОВКОМБАНК… ПСК на момент заключения Договора составляет: 9,495% - 9,901%».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рассматриваемой рекламе указаны после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке (0%).

В рекламе 2 отсутствуют диапазоны значений ПСК.

В связи с чем, рассматриваемые рекламы распространены с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов дела установлено, что рекламодателем рассматриваемых реклам является ПАО «Совкомбанк».

Согласно письменной информации, представленной ПАО «Совкомбанк» в материалы рекламного дела, рекламные лайтбоксы размещены на фасадах здания по месту нахождения офиса банка по адресам:

- г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 31;

- г. Инта, ул. Горького, д. 17.

Согласно заключенного между ПАО «Совкомбанк» и ООО «Точка отрыва» договора на оказание рекламных услуг от 30.08.2022 № б/н, в редакции дополнительного соглашения № 6 от 30.08.2023, лайтбоксы изготовлены и смонтированы по поручению Банка.

Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

Между ПАО «Совкомбанк» и ООО «Точка отрыва» заключен договор на оказание рекламных услуг от 30.08.2022 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1. Договора Исполнитель (ООО «Точка отрыва) по заданию Заказчика (ПАО «Совкомбанк») обязуется оказывать услуги по изготовлению фирменной рекламной продукции, полиграфической продукции размещению рекламно-информационных материалов и иные рекламные услуги, а Заказчик обязуется принять эти услуги и оплатить их. Перечень и объем услуг, наименование, количество, размер, материал, используемый при изготовлении, адрес оказания услуг, стоимость услуг и порядок оплаты, сроки оказания услуг согласовываются Сторонами дополнительно в Заказах к Договору, утвержденных по форме Приложение № 1 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 1.3 Договора в целях настоящего договора под «Заявкой» понимается согласованный Заказчиком и Исполнителем полным перечень работ по каждому заказу Заказчика, оформленный в письменном виде, закрепленный подписями и печатями обеих Сторон. Заявка считается неотъемлемой частью договора и включает в себя: наименование Заказчика и Исполнителя, перечень заказываемых услуг, их стоимость, сроки выполнения заказа, а также иные условия, характеризующие заказ. Формат заявки приведен в Приложении 1 к данному договору.

ПАО «Совкомбанк» в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указало, что под фразой «0%» понимается не процентная ставка по кредиту, а возможность получить выплату, размер которой будет больше процентов по кредиту, что компенсирует клиенту все уплаченные им проценты. Информация «возвращаем даже больше чем проценты по кредиту 0%» является составной частью общих условий рекламируемого финансового продукта, размещенных на баннере, не подпадает под регулирование ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, не нарушает требований законодательства Российской Федерации о рекламе, что не влечет обязанность рекламораспространителя указывать данную информацию шрифтом соответствующим диапазону значений полной стоимости потребительского кредита, размер которого не должен быть менее чем шрифт по процентной ставке. Рассматриваемые рекламы содержат все существенные условия, определяющие полную стоимость кредита и все остальные условия, требования к которые являются обязательными для доведения до потребителей в силу действующего законодательства.

По мнению ПАО «Совкомбанк», действующим законодательством о рекламе размер шрифта рекламных надписей не регламентирован, как и способ подачи информации, позволяющей потребителям воспринять текст рекламы в полном объеме, предоставляя им возможность ознакомиться со всеми существенными условиями потребительского кредита. В рассматриваемом случае различный размер шрифта, цвет текста в рекламе обеспечивает контрастность изображения и используется для привлечения внимания потребителей. Выбранный ПАО «Совкомбанк» способ подачи информации обеспечивает возможность прочесть ее без дополнительных технических средств, позволяет потребителям оценить условия предоставляемой услуги в совокупности.

Указанные доводы ПАО «Совкомбанк» являются несостоятельными ввиду следующего.

Как указывалось ранее, 23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа).

Распространение реклам без указания сведений о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа), а также указание ПСК после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке, является нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктом 28 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Исходя из вышеизложенного, информация, содержащаяся в рекламе, должна быть оценена с точки зрения обычного потребителя, при этом следует учитывать особенности размещения рекламной конструкции, размеры, цветовую гамму, размеры шрифта и т.д.

Как следует из фотографий, представленных в материалы рекламного дела, фразы «Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0%», «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0%» выполнены наиболее крупным шрифтом в отличии от информации, размещенной в нижних частях рассматриваемой рекламы.

Соотношение размеров текста «Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0%», «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0%» также указывает на то, что основное внимание потребителей направлено именно на первый текст.

Из содержания рассматриваемых реклам установлено, что объектом рекламирования являются услуги ПАО «Совкомбанк» по выдаче кредитов. Из рассматриваемых реклам следует, что потребителю необходимо оформить кредит на особых условиях, чтобы получить нулевую процентную ставку по кредиту.

В рассматриваемых рекламах ПАО «Совкомбанк» использован способ подачи информации, при котором внимание потенциальных потребителей акцентировано на привлекательных условиях, мотивирующих потребителей оформить кредит («Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0%», «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0%»), которые выполнены крупным шрифтом. Расположение информации «0%» отдельно от всей иной информации в рассматриваемых рекламах может восприниматься потенциальным потребителя как сведения о проценте по предлагаемому кредиту.

Между тем, цель рекламы - привлечь внимание потребителя к объекту рекламирования; реклама должна быть понятна и направлена непосредственно для потребителя. В рассматриваемом случае основное внимание потребителя привлекает текст «Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0%», «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0%». Иная существенная информация об условиях кредита выполнена мелким, трудночитаемым шрифтом.

Выбранная форма предоставления ПАО «Совкомбанк» информации может иметь своим следствием введение потенциальных потребителей в заблуждение о процентной ставке по кредиту. Фразы «Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0%», «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0%», в том числе их расположение в рассматриваемых рекламах могу создавать у потребителей ожидание воспользоваться услугами ПАО «Совкомбанк» по получению кредита с условиями возврата уплаченных процентов, что воспринимается потребителями как кредит с нулевой процентной ставкой. Фразы «Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0%», «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0%» с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, воспринимается ка кредит под 0%.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В рассматриваемом случае в рекламе 1 диапазоны значений ПСК указаны после предоставления информации о процентных ставках и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке (0%). В рекламе 2 отсутствуют диапазоны значений ПСК.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что рекламы 1, 2 распространены с нарушением требований с. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно письменной информации, представленной ПАО «Совкомбанк» в материалы рекламного дела, контроль за соблюдением ПАО «Совкомбанк» законодательства о рекламе возложен на <...>.

ПАО «Совкомбанк» в материалы рекламного дела представлены копия должностной инструкции <...>.

Согласно разделу 6 Приложения № 1 к должностной инструкции в должностные обязанности <...> входит, в том числе сопровождение рекламного оформления розничной сети; координация процедуры проверки рекламного оформления офисов; размещение рекламы и регионах и контроль проведения рекламных кампаний и BTL-мероприятий.

В соответствии с разделом 4 должностной инструкции сотрудник несет дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами банка, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение ПАО «Совкомбанк» законодательства о рекламе в рассматриваемом случае, являлся <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло по вине ПАО «Совкомбанк» и должностного лица ПАО «Совкомбанк» – <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Совкомбанк» и должностным лицом ПАО «Совкомбанк»<...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ими всех зависящих от них мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, ПАО «Совкомбанк» и <...> нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно подпункту «д» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае принятие другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела.

Как следует из материалов рекламного дела, Ярославским межрегиональным УФАС России рассмотрено рекламное дело № 076/05/28-348/2024, предметом рассмотрения которого является распространение рекламы 1 с признаками нарушения ч. 3 статьи 28 Закона о рекламе.

По результатам рассмотрения рекламного дела № 076/05/28-348/2024 Ярославским межрегиональным УФАС России принято решение № АШ/6149/24 от 17.05.2024, в соответствии с которым реклама 1 признана ненадлежащей, поскольку распространена, в том числе с нарушением требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

На основании изложенного, рассмотрение рекламного дела № 011/05/28-80/2024 в части распространения ПАО «Совкомбанк» рекламы 1 подлежит прекращению.

Из материалов рекламного дела усматривается, что реклама 2, нарушающая требования Закона о рекламе, распространялась в период с 23.10.2023 по 30.12.2024 на территории г. Инты Республики Коми.

Из письменных пояснений, представленных ПАО «Совкомбанк» в материалы рекламного дела, следует, что в настоящее время реклама 2 не распространяется.

Вместе с тем документы, подтверждающие прекращение распространения рекламы 2, в материалы дела ПАО «Совкомбанк» не представлены. На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ПАО «Совкомбанк» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращения распространения рекламы 2.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 – 47, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу, распространенную на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Инта, ул. Горького, д. 17, следующего содержания: «Возвращаем проценты по кредиту Берем проценты по кредиту на себя 0% СОВКОМБАНК sovcombank.ru 8 800 100 0006 Кредит «Супер плюс». Сумма 200 000 – 999 999 руб. Срок 18, 24, 36, 48, 60 мес. Клиентам от 20 до 85 лет по паспорту и второму документу, удостоверяющему личность. Ставка – 0% для участников Акции «Все под 0!». Срок акции: 18.11.2018 – 31.12.2021. Условия Акции: наличие карты «Халва», оформление кредита в период акции, подключение и соблюдение условий «Гарантия минимальной ставки» (стоимость услуги 4,9% от суммы кредита), выполнение условий программы бального кэшбека (ежемесячное совершение 5-ти операций по карте «Халва» на общую сумму от 10 000руб., оплата кредита по графику, согласно первоначальным условиям догвоора (без частичного/полного досрочного погашения), отсутствие просрочек по кредитным продуктам Банка). Пересчет процентов при полном погашении задолженности, разница уплаченных и рассчитанных процентов возвращается на счет. Без Акции – 9,9% годовых при соблюдении условия: безналичное расходование за первые 25 дней договора от 80% лимита кредитования в партнерской сети Банка; при несоблюдении – 22,9% годовых соответственно. Банк праве отказать в предоставлении кредита без объяснения причины. ПАО «Совкомбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № 963. Условия действительны на 26.03.2021 г.», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Рассмотрение рекламного дела № 011/05/28-80/2024 в части распространения ПАО «Совкомбанк» рекламы, размещенной на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 31, на 1 этаже, следующего содержания: «Особые условия для пенсионеров Возвращаем даже больше, чем проценты по кредиту 0% СОВКОМБАНК sovcombank.ru 8 800 100 0006 Кредит «Супер плюс». Сумма 200 000 – 3 000 000 руб. Срок 18, 24, 36, 48, 60 мес. Клиентам от 20 до 85 лет по паспорту и 2-му документу, удостоверяющему личность. При необходимости Банк имеет право запросить дополнительную информацию о клиенте, в т.ч. подтверждающие доход и занятость, на имущество и др. ПСК на момент заключения Договора составляет: 9,495% - 9,901%. Ставка 9,9% годовых при безналичном расходовании за первые 25 дней договора от 80% лимита кредитования в партнерской сети Банка; при несоблюдении – 29,9% процентов годовых при сумме кредита от 200 000 до 299 999 руб., 27,9% при сумме от 300 000 до 3 000 000 руб. соответственно. При оформлении программы «Финансовая защита с возможностью накопления» от ООО «Совкомбанк страхование жизни» (лицензия СЖ № 4105 далее – ССЖ) клиент может получить выплату, которая будет даже больше, чем все уплаченные проценты по кредиту. Для этого нужно сохранить программу на всем сроке ее действия, ежемесячно выполнять по карте «Халва» условия по мин. обороту в течение срока кредита (ежемесячное совершение 5-ти операций по карте «Халва» на общую сумму от 10 000руб.(* от 5000 руб. для категории заемщиков «пенсионер»), соблюдать правила пользования кредитом, не допускать нарушений условий досрочного расторжения и своевременно (согласно первоначальным условиям договора) вносить оплаты и оплачивать комиссии за дополнительные услуги (при наличии согласно условиям договора) Банк вправе отказать в предоставлении кредита. ПАО «Совкомбанк» г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46. Генеральная лицензия ЦБ РФ № 963 от 05.12.2014, ОГРН 1144400000425. Условия действительны на 22.09.2023г. **Под 0% понимается не процентная ставка по кредиту, а возможность получить выплату, размер которой будет даже больше процентов по кредиту, что компенсирует клиенту все уплаченные проценты по кредиту», прекратить.

3. Выдать ПАО «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ПАО «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение в полном объеме изготовлено 10 июля 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <...>

 

 

 

 

 

_______________ <...>

 

 

 

 

 

<...>

 

2024-4581

 

 

Связанные организации

ПАО «Совкомбанк»
ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425