Решение №02-01/51 Решение по делу № 011/01/10-385/2019 от 10 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                            

 

                        Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по республике Коми

 

                                                РЕШЕНИЕ

 

                                                             г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «19» декабря 2019 года

В полном объеме решение изготовлено     «09» января 2020 года           № 02-01/51      

 

 

 

 

АО «Газпром газораспределение

Сыктывкар»

167983, г. Сыктывкар,

ул. Красных Партизан, д. 33  

 

<…>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коми УФАС России, председателя Комиссии, <…> – начальника отдела управления, члена Комиссии, <…> – главного специалиста - эксперта отдела управления, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 011/01/10-385/2019 по признакам нарушения акционерным обществом «Газпром газораспределение Сыктывкар»  (ИНН 1101300468, ОГРН 1021100517822), адрес места нахождения: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33 (далее – АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», действующего по доверенности № 159/2019 от 19.08.2019,

<…> – представителя АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», действующей по доверенности № 43/2019 от 12.03.2019,

в отсутствие <…>, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о получении 21.11.2019 почтового отправления № 16700041998328,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <…> (далее – Заявитель) от 25.04.2019 (вх. № 2272 от 25.04.2019) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия Общества по установлению завышенной цены на услугу по подключению газовой плиты в размере 1575 руб., предусмотренной пунктом 7.2.1 Прейскуранта цен «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты».

По результатам рассмотрения материалов заявления <…> Коми УФАС России приказом от 25.07.2019 № 168 возбудило в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» дело № 011/01/10-385/2019 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты» (пункт 7.2.1 прейскуранта), применяемой Обществом в отношении потребителей – неопределенного круга лиц, что приводит (может привести) к ущемлению интересов потребителей.

В результате исследования материалов, представленных в антимонопольное дело № 011/01/10-385/2019 Заявителем, АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», заслушав доводы представителей Общества, Комиссией установлено нижеследующее. 

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № 011/01/10-385/2019, в соответствии с пунктом 2 Определения о назначении дела № 011/01/10-385/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 08.08.2019 № 02-01/5927, и Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведено исследование товарного рынка услуги по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми (аналитический отчет от 20.09.2019 приобщен к материалам настоящего антимонопольного дела).

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, учитывая, что анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения   дела   о  нарушении  антимонопольного  законодательства,  временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2018 по 30.06.2019.

Согласно разделу 3 Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка, проведено на основе:

1) условий договора, заключенного в отношении товара;

2) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

3) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

4) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410).

Правила № 410 устанавливают порядок пользования газом, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно пункту 2 Правил № 410:

бытовое газоиспользующее оборудование - оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.);

ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы по восстановлению исправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования или его составных частей.

Безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг), в том числе техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования (пункт 4).

В соответствии  с абз. 5, 6 пункта 10 Правил № 410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается. Оплата работ по замене (ремонту) оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется собственником этого оборудования.

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (пункт 16).

Заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование (пункт 17).

Согласно разделу IX Правил № 410 специализированные организации должны отвечать требованиям настоящего раздела и иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения.

Согласно условиям договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования жилого помещения от 18.06.2015 (далее – Договор), заключенного между АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (Исполнитель) и Заявителем (Заказчик), Общество обязалось выполнить работы (оказать услуги) по текущему ремонту по заявкам Заказчика (за отдельную плату по ценам Исполнителя).

Согласно пункту 4.2 Договора работы по заявочному ремонту ВДГО оплачиваются Заказчиком по дополнительному расчету Исполнителя в соответствии с действующими у Исполнителя ценами. 

Исходя из условий Договора, продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, виды деятельности по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования не классифицированы.

Согласно пункту 3.5 Порядка при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

- иные характеристики.

При исследовании настоящего товарного рынка услуги, способные заменить услугу по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, не установлены.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как услуга по ремонту (замене) внутриквартирного и внутридомового газового оборудования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При определении географических границ товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), предусмотренный абз. 3 пункта 4.5 Порядка.

Из материалов, представленных в рамках дела № 011/01/10-385/2019, исследования товарного рынка, установлено, что услуга по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в адрес потребителей предоставляется по месту расположения такого оборудования – месту положения потребителей.  

Исходя из цели настоящего исследования, места фактического района продажи,  условий обращения услуги (оказание услуги по месту положения приобретателя) географическими границами рынка услуги по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования являются административные границы МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми.

В результате исследования товарного рынка установлены следующие хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования:

АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (ОГРН 1021100517822, ИНН 1101300468), адрес места нахождения: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Красных партизан, д. 33а;

ООО «Энергоучет» (ОГРН 1167847393174, ИНН 7804579253), адрес места нахождения: 197110, г. Санкт-Петербург, пр. Чкаловский, д. 15, литер А, пом. 2К 105.

По показателям коэффициента рыночной концентрации (CR3  = 100%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI > 2000) товарный рынок услуги по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в МО ГО «Сыктывкар» относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.

По результатам исследования товарного рынка установлены:

 административные ограничения:

  • требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим работы по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны отвечать требованиям настоящего раздела и иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения;

другие ограничения:

     - наличие на рынке специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного и внутридомового газового оборудования.

Указанные барьеры, с точки зрения возможности организации стать участником товарного рынка, являются труднопреодолимыми.  

Объем товарного рынка, определенный в соответствии с подп. «а» пункта 6.2 Порядка как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, в период с 01.01.2018 по 30.06.2019 составил 5 960 тыс. руб.

В результате проведенного исследования товарного рынка услуги по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в административных границах МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми установлено, что на долю АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» приходится более 50 % объема товарного рынка.

Вышеуказанное свидетельствует о возможности АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в административных границах МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми.

Частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрены «иммунитеты», которые в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар»  не распространяются. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» на товарном рынке услуги по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в административных границах МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми в период с 01.01.2018 по 30.06.2019 является доминирующим. В связи с чем, на действия Общества распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами.

В соответствии с нормативными правовыми актами цена на услугу по ремонту (замене) внутриквартирного и внутридомового газового оборудования не подлежит государственному регулированию и устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно.  

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, между АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (Исполнитель) и Заявителем (Заказчик) заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования жилого помещения от 18.06.2015, согласно которому Общество обязалось выполнить работы (оказать услуги) по текущему ремонту по заявкам Заказчика (за отдельную плату по ценам Исполнителя).

АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» на основании заявки Заявителя от 19.03.2019 № 1524 произвело последнему работы по замене и установке газовой плиты (л.д. 23 т. 1).

Согласно акту выполненных работ от 19.03.2019, платежному документу, предъявленному Обществом к оплате Заявителю, стоимость работ по замене плиты составила 1575 руб. (пункт 7.2.1 прейскуранта цен) (л.д.  24, 26 т. 1).

В письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 25.04.2019 (л.д. 1 т. 1), Заявитель указал, что данная  цена является завышенной.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

2.1. В результате оценки цены услуги по установке (замене) газовой плиты, установленной АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», с использованием метода сопоставимых рынков установлено следующее. 

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным  протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, письму ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При рассмотрении настоящего антимонопольного дела Комиссией исследован  вопрос  наличия (отсутствия) товарных рынков, сопоставимых товарному рынку услуги по установке (замене) газового оборудования, в том числе исходя из следующих характеристик: численность населения г. Сыктывкара (район Крайнего Севера) – 245 тыс. чел., количество продавцов услуги – 2, объем оказанных услуг в период 01.01.2018 по 30.06.2019 - 5 960 тыс. руб.

Товарные рынки, сопоставимые исследуемому товарному рынку по количеству продаваемого за определенный период товара, по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, находящиеся в состоянии конкуренции, Комиссией не установлены.  

2.2. В результате оценки цены услуги по установке (замене) газовой плиты, установленной АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», с использованием затратного метода установлено следующее. 

Затратный метод представляет собой метод определения расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации товара, путем сопоставления уровня рентабельности занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта:

- с уровнем рентабельности того же самого хозяйствующего субъекта, зафиксированного в иные периоды времени (пункты 1 и 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции), в пределах иных географических границ;

- с уровнем рентабельности других хозяйствующих субъектов, реализующих идентичный товар на рынках со сравнительно развитой конкурентной средой. К другим хозяйствующим субъектам, в том числе могут относиться лица, входящие в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, который подозревается в установлении монопольно высокой цены.

Рентабельность - это величина, рассчитанная следующим образом:

 

цена - это стоимость единицы товара,

себестоимость - это сумма расходов, необходимых для производства и реализации единицы товара.

При установлении монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

Согласно пункту 40 Правил № 410 цена договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

ФСТ России приказом от 27.12.2013 № 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – Методические рекомендации).

Согласно пункту 4 Методических рекомендаций стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется определять исходя из получения организацией, проводящей данные работы (оказывающей данные услуги), планируемого объема выручки от проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в размере, необходимом для:

- возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с проведением работ (оказанием услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- обеспечения получения экономически обоснованного размера прибыли, необходимого для обеспечения указанных организаций средствами на развитие производства и финансирование других обоснованных расходов;

- уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При определении стоимости ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется исходить из тарифов на работы по заявочному ремонту единицы внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (единицы измерения объема проведения данных работ) (пункт 7).

При определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется применение следующих правил учета доходов и расходов исполнителя (пункт 9):

а) при определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется учитывать в полном объеме только доходы и расходы исполнителя, возникающие вследствие проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (в случае возможности такого выделения);

б) иные доходы и расходы исполнителя, возникновение которых не связано напрямую с осуществлением какого-либо вида деятельности, рекомендуется учитывать в расчете цен пропорционально доле выручки от технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в общей сумме выручки исполнителя.

В соответствии с пунктом 24 Методических рекомендаций тариф на ремонт объекта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рассчитывается по следующей формуле:

 

 (8)

 

где:

 - расходы, относимые на деятельность по ремонту единицы к-того вида внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, включая прочие расходы.

Согласно пункту 26 Методических рекомендаций при учете затрат на оплату труда основных (производственных) работников, учитываемым при расчете тарифов на ремонт внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, рекомендуется использовать следующие показатели:

- состав исполнителей отдельных видов работ;

- часовые ставки оплаты труда работников;

- нормы времени на выполнение отдельных видов работ.

В состав затрат на оплату труда рекомендуется включать:

- заработную плату за фактически выполненную работу, исчисленную исходя из тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми у исполнителя формами и системами оплаты труда;

- выплаты стимулирующего характера: премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам за выслугу лет, за профессиональное мастерство и т.д., выплачиваемые за счет себестоимости оказываемых услуг;

- выплаты компенсационного характера, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачиваемые за счет себестоимости оказываемых услуг;

- дополнительную заработную плату (оплату очередных и дополнительных предусмотренных законодательством отпусков и т.д.).

Затраты на оплату труда основных работников (ЗПосн), относимые на деятельность по ремонту единицы к-того вида внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:

 

 (10)

 

где:

 - норма времени на выполнение ремонта единицы к-того вида внутриквартирного и внутридомового газового оборудования j-м работником из состава исполнителей, часов.

В силу пунктов 22, 29 Методических рекомендаций прочие расходы  исполнителя, связанные с проведением ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, рекомендуется определять как сумму отдельных элементов общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые включаются в тариф в соответствии с коэффициентом отнесения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на отдельные услуги, оказываемые исполнителем.

В соответствии с пунктом 23 Методических рекомендаций полный перечень работ по ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется предусматривать прейскурантом на услуги по заявочному ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

На официальном сайте АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» www.грп-сыктывкар.рф опубликованы прейскуранты на работы (услуги), в том числе на ремонт внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах и внутридомового  газового оборудования в индивидуальных частных домовладениях в г. Сыктывкаре.  

Согласно прейскуранту цен на работы (услуги) на 2019 год, утвержденному приказом АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» от 04.09.2018 № 400-р, цена услуги «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты» (пункт 7.2.1) установлена в размере 1575 руб. (с НДС).

Из письменных пояснений Общества, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 20.06.2019 № 15-15/2234 (л.д. 15 т. 1), следует, что при формировании цен на услуги по ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Общество руководствуется Методическими рекомендациями,  при этом перечень работ, состав исполнителей работ, трудозатраты определены на основании  отраслевой методики и стандартов, разработанных ОАО «Гипрониигаз», введенных в действие приказом ОАО «Росгазификация № 35 от 20.06.2001,  и состава (содержания) работ к ней, введенных в действие приказом ОАО «Росгазификация» № 58 от 27.05.2002.

В соответствии с учетной политикой Общества для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» № 652в-р от 25.12.2017, расходы, связанные с производством и продажей продукции,  выполнением работ и оказанием услуг, формируются по видам деятельности  в размере фактических затрат на их производство, без учета общехозяйственных расходов (расходы на управление).

В соответствии с расчетом цены на услугу «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты» в размере 1575 руб. (пункт 7.2.1 прейскуранта цен), представленным АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в материалы настоящего дела (л.д. 35 т. 1), следует, что в стоимость услуги включены прямые расходы в размере 485,04 руб., в том числе фонд оплаты труда (322,93 руб.), отчисления на страховые взносы, дополнительная заработная плата.

Согласно параграфу 18 Раздела «Газовое хозяйство городов, поселков и населенных пунктов» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 69), утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 18.09.1984 № 272/17-70, работы по замене, регулировке и текущему ремонту бытовых газовых плит всех систем осуществляет слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3 разряда.  

При определении затрат на оплату труда основных (производственных) работников в размере 322,93 руб. Обществом использованы следующие показатели:

- часовой фонд оплаты труда слесаря 3 разряда.,  

- трудозатраты слесаря 3 разряда 2,5 чел. – час., с учетом коэффициента на переходы/переезды в пределах населенного пункта 1, 2.

В письменных пояснениях, представленных Заявителем в материалы настоящего антимонопольного дела письмами от 25.04.2019, от 26.09.2019 (л.д. 1, 130 т. 1), Заявитель указал, что цена на рассматриваемую услугу не учитывает фактические трудозатраты на выполнение данной работы, которые, по мнению Заявителя, включают: отсоединение газоподводящего шланга от старой плиты и присоединение его к новой плите; фактическое время, затраченное исполнителем при выполнении работ по замене газовой плиты по заявке Заявителя, составило 15 минут.  

Данный довод Заявителя Комиссией исследован и установлено нижеследующее.

При формировании цены на рассматриваемую услугу Общество руководствуется примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанным ОАО «Гипрониигаз», утвержденным и введенным в действие приказом ОАО «Росгазификация № 35 от 20.06.2001 (далее – приказ ОАО «Росгазификация № 35 от 20.06.2001). 

Возможность использования организациями при расчете тарифов на услуги (работы) различных ведомственных нормативных актов, прейскурантов и рекомендаций с разными подходами, в том числе и Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФСТ России, подтверждена судебной практикой (Постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.02.2015 по делу № А 38-1745/2015).     

Приказом ОАО «Росгазификация № 35 от 20.06.2001 установлено, что работы по замене газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировкой работы горелок  плиты производятся слесарем 3 разряда, трудозатраты составляют 2,5 чел. - час. (л.д. 223 т. 2).   

В составе работ по замене газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировкой работы горелок плиты, утвержденных и введенных в действие приказом ОАО «Росгазификация № 58 от 27.05.2002, предусмотрено выполнение следующих работ:

перекрыть кран на опуске перед прибором, отсоединить старую и присоединить новую плиту, пустить газ и проверить герметичность соединений, отрегулировать горение газа, проинструктировать абонента, сделать запись в журнале (л.д. 32 - 34 т. 1).     

Согласно актам хронометража работ по замене газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировкой работы горелок  плиты от 06.07.2018, от 10.09.2019, проведенного Обществом, время, затраченное на её выполнение, составило соответственно 2,43 час., 2,63 час. (л.д. 134 – 137 т. 1).

Из содержания указанных актов следует, что в состав работ по замене газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировкой работы горелок  плиты помимо работ, утвержденных и введенных в действие приказом ОАО «Росгазификация № 58 от 27.05.2002, Обществом включены работы:

прием заявки от абонента, оформление заявки на бланке, запись в журнале, направление слесаря для обследования (0,40 час.);

демонтаж старой плиты, в том числе убрать старый газовый прибор;

монтаж новой плиты, в том числе  принести новый газовый прибор, освободить от заводской упаковки, установить ножки.

При проверке обоснованности включения данных работ в состав рассматриваемой услуги Комиссией установлено следующее.

Согласно пунктам 18, 19 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования, утвержденного приказом Минрегиона РФ № 239 от 26.06.2009, ремонтные работы выполняются на основании ремонтной заявки,  специализированная организация начинает работу после оформления и регистрации ремонтной заявки.

Приказом ОАО «Росгазификация № 35 от 20.06.2001 предусмотрена отдельная цена (расценка) на услугу – «Вызов слесаря для выполнения ремонта», включающая прием заявки от абонента, оформление заявки на бланке, запись в журнале, указание на неисправность, направление слесаря для обследования газового прибора, трудозатраты на выполнение которых составляют 0,40 чел. - час.

В соответствии с руководством по эксплуатации, техническому обслуживанию и установке газовой плиты (например, GEFESN, Дарина) при установке газоиспользующего оборудования необходимо удалить пленку (при наличии), предохраняющую декоративное покрытие деталей, исключить возникновение неустойчивых положений, деформаций, влияющих на безопасность оборудования, произвести установку и регулировку высоты газовой плиты. Точная регулировка  производится с помощью ножек (опоры). Качание плиты не допускается.

Из содержания актов ремонта (замены) бытового газоиспользующего оборудования, представленных Обществом в настоящее антимонопольное дело, следует, что время, затраченное Обществом на выполнение работ по замене газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировкой работы горелок  плиты (пункт 7.2.1 прейскуранта цен) составило от 2 час. до 3 час.  (л.д. 25, 138, 139 т. 1, л.д.  212, 216 т. 2).

Включение Обществом в трудозатраты работ, не связанных с выполнением услуги по замене газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировкой работы горелок  плиты, Комиссией не установлено.

Таким образом, трудозатраты в размере 2,5 часа на выполнение работ по замене газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировкой работы горелок плиты, использованные Обществом при определении цены на рассматриваемую услугу, не превышают трудозатраты, установленные и введенные в действие приказом ОАО «Росгазификация № 35 от 20.06.2001.

При расчете цены на услугу «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты» в размере 1575 руб. (пункт 7.2.1 прейскуранта цен) Общество, помимо прямых расходов, включило:

- накладные расходы в размере 565,13 руб.,

- прибыль (25 %) в размере 262,54 руб.,

- НДС (20 %) в размере 262,54 руб. 

В накладных расходах Обществом учтены материальные расходы, расходы на оплату труда работников вспомогательных служб и общепроизводственного персонала, страховые взносы, амортизация, прочие расходы, общая сумма которых подтверждена оборотными сальдовыми ведомостями по виду деятельности ВДГО (внутридомовое газовое оборудование) за 2017 год (л.д. 198-201 т. 2).   

Накладные расходы, включенные в расчет цены рассматриваемой услуги, составили 175 % от расходов на оплату труда основных работников, при этом фактически  сложившийся их уровень за 2017 год составил 184,41 % от фонда оплаты труда (л.д. 5 т. 2).

Включение Обществом в расчет цены на услугу «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты»  (пункт 7.2.1 прейскуранта цен) расходов, не связанных с её выполнением и реализацией, Комиссией не установлено.

Комиссией также установлено, что цены на работы и услуги по ремонту (замене) газового оборудования, рассчитанные исходя из трудозатрат, рекомендуемых Методическими рекомендациями ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8, превышают цены на услуги, определенные Обществом, по отдельным позициям прейскуранта цен от 5,5 % до 164 %, что документально подтверждено расчетами, представленными Обществом в материалы настоящего антимонопольного дела (л.д. 69 - 104 т. 2).      

Так, цена на рассматриваемую услугу, рассчитанная Обществом в соответствии с Методическими рекомендациями, составила  1654 руб., что превышает фактически установленную Обществом цену на 5,5 %, демонтаж газовой плиты с установкой заглушки – на 162 %, замена горелки духового шкафа – на 164 %.

Цена на услугу «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты», установленная Обществом с 01.01.2019, увеличилась по отношению к цене на 01.01.2018 (1448,00 руб.) на 8,8 %, что обусловлено ростом расходов, необходимых для производства и реализации услуги,  на 7 %,  налога на добавленную стоимость (НДС) – на 11 %.

Таким образом, цена на услугу «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты» в размере 1575 руб. (пункт 7.2.1 прейскуранта цен), установленная Обществом с 01.01.2019, не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара (услуги) расходов и прибыли. В связи с чем, цена на рассматриваемую услугу не соответствует критериям, указанным в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, и не является монопольно высокой ценой.  

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции). В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Обществом норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением, имеет антиконкурентную направленность, напрямую нарушает антимонопольный запрет, привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей и, соответственно, требует принятия мер антимонопольного регулирования.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № 011/01-10/-385/2019, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что в действиях АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» по установлению с 01.01.2019 цены на услугу «Замена газовой плиты без изменения подводки с пуском газа и регулировки работы горелок плиты» в размере 1575 руб. (пункт 7.2.1 прейскуранта цен) имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, противоречащее пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, у Комиссии не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

                                                   

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 011/01-10/-385/2019 в связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

 

 

Председатель Комиссии                                            __________________ <…>  

    

Члены Комиссии                                                      ___________________ <…>

 

                                                                                      __________________ <…>

           

  

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны