Решение №03-01/4747 Использование превосходной степени в рекламе воды от 15 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

15 июня 2022 года

(изготовление решения в полном объеме)

10 июня 2022 года

(оглашение резолютивной части)

 

№ 03-01/4747

г. Сыктывкар

 

Прокуратура

Эжвинского района

г. Сыктывкара

Космонавтов ул., д. 15/1,

г. Сыктывкар, 167018

<…>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/5-135/2022, возбуждённое в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения посредством размещения на фасадной части здания ТЦ «Эжва» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4, рекламы питьевой воды «Живая вода» с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя – Прокуратуры Эжвинского района города Сыктывкара, <…>, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступили материалы проверки, направленные письмом Прокуратуры Эжвинского района города Сыктывкара от 27.01.2022 № 07-12-2022/127 (вх. № 439 от 28.01.2022).

В результате рассмотрения материалов проверки и материалов дела № 011/05/5-135/2022 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В здании ТЦ «Эжва», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4, установлен аппарат по продаже питьевой воды. Подача питьевой воды осуществляется через модуль розлива, размещённый на фасадной части ТЦ «Эжва». В месте нахождения модуля розлива размещена, в том числе информация следующего содержания: «САМАЯ ВКУСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ВОДА НАСЫЩЕНА МИНЕРАЛАМИ 3 рубля».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пунктам 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на:

- информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

ФАС России в письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» указала следующее.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Закона о рекламе не распространяются.

Вместе с тем законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках. Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Закона о рекламе, в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А28-12028/2016, № А43-17212/2015, № А51-3119/2010, № А51-7177/2009.

Учитывая вышеизложенное, усматривается, что информация следующего содержания: «САМАЯ ВКУСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ВОДА НАСЫЩЕНА МИНЕРАЛАМИ 3 рубля», размещённая в месте реализации товара (питьевой воды), не является обязательной в силу Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования и обладает признаками рекламы.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на фасадной части здания ТЦ «Эжва» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – питьевой воде «Живая вода», формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама содержит указание на самую вкусную и полезную воду, тем самым указывая на преимущество рекламируемой воды. Однако реклама не содержит указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В связи с чем, рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемый аппарат по продаже питьевой воды (Система розлива чистой питьевой воды в тару потребителя) установлен в ТЦ «Эжва» на основании договора № 11/2021 от 23.03.2021, заключённого между ЗАО «Промтовары» и ИП <…>.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.

В связи с чем, по результатам рассмотрения материалов принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-135/2022 в отношении ИП <…> по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/1147 от 10.02.2022.

Определением Коми УФАС России № 03-05/1968 от 10.03.2022 рассмотрение дела № 011/05/5-135/2022 было приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <…>.

Определением Коми УФАС России № 03-01/3016 от 13.04.2022 производство по делу № 011/05/5-135/2022 возобновлено, срок рассмотрения дела продлён до 13.06.2022, рассмотрение дела назначено на 16.05.2022.

Указанным определением у ИП <…> запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и письменная информация. Запрошенные определением у ИП <…> документы и письменная информация в Коми УФАС России не поступили, в связи с чем, определением № 03-01/3881 от 16.05.2022 рассмотрение дела отложено, у ИП <…> запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и письменная информация.

Вместе с тем, запрошенные определением № 03-01/3881 от 16.05.2022 у ИП <…> документы и письменная информация не поступили.

Согласно информации с сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» на официальном сайте Почты России копия определения № 03-01/3881 от 16.05.2022 ИП <…> не получена в связи с неудачной попыткой вручения.

В целях извещения ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения дела по соответствующему адресу была направлена телеграмма.

В ответ на телеграмму, направленную в адрес ИП <…>, поступил ответ ПАО «Ростелеком» от 18.05.2022 (вх. № 2763-э от 18.05.2022) о том, что телеграмма ИП <…> не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал следующее. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

В силу п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

В связи с вышеизложенным, учитывая ограниченные сроки рассмотрения рекламного дела, применяя по аналогии ст. 118 ГПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, Комиссия считает ИП <…> надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения рекламного дела № 011/05/5-135/2022.

Комиссия, изучив материалы рекламного дела, пришла к следующим выводам.

В связи с поручением прокуратуры Республики Коми прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара проведена проверка соблюдения законодательства при обороте питьевой воды, реализуемой посредством автоматов.

В ответ на требование прокуратуры Эжвинского района г. Сыктывкара ИП <…>, в том числе представлено письмо, согласно которому потребляемая вода берётся из системы центрального водоснабжения и проходит несколько ступеней очистки: механическая, угольная, механическая, система обратного осмоса, ультрафиолетовая лампа, минерализатор, озонирование.

Прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара в адрес ИП <…> внесено представление об устранении нарушений законодательства о рекламе № 07-03-2021 от 23.12.2021 в связи с использованием во фразе «САМАЯ ВКУСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ВОДА НАСЫЩЕНА МИНЕРАЛАМИ 3 рубля» совершенной степени сравнения без объективного её подтверждения и с указанием на преимущество рекламируемой воды без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В ответ на вышеуказанное представление ИП <…> дан ответ о том, что на вендинговом аппарате, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4, произведён демонтаж баннера с надписью «САМАЯ ВКУСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ВОДА НАСЫЩЕНА МИНЕРАЛАМИ 3 рубля», осталась инструкция по пользованию оборудованием.

Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, произошло по вине ИП <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <…> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при изготовлении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, ИП <…> нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

13.03.2022 сотрудниками Коми УФАС России произведены внешний осмотр и фотосъёмка наружной информации, размещённой на фасадной части здания ТЦ «Эжва» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4, рядом с автоматом по продаже питьевой воды «Живая вода».

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места.

В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-48, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу питьевой воды «Живая вода», размещённую на фасадной части здания ТЦ «Эжва» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4, следующего содержания: «САМАЯ ВКУСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ВОДА НАСЫЩЕНА МИНЕРАЛАМИ 3 рубля», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ИП <…> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

<…>

   

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

     
     

Связанные организации

Связанные организации не указаны