Решение (комиссия) №ОД/1495/24 решение от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/50-203/2024

по внеплановой проверке № 011/06/99-197/2024

11 марта 2024 года                                                                                           г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (далее - филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми) от 01.03.2024 № 11/291-3 (вх. от 01.03.2024 № 2181/24), содержащую доводы о возможном нарушении заказчиком - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме «Оказание охранных услуг», извещение № 0207100000124000040, а также в ходе проведения внеплановой проверки на основании подпункта а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по жалобе филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми от 29.02.2024 № 11/231-1 (вх. от 29.02.2024 № 2106/24),

при участии в рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки закупки: <...>, представителя ОСФР по Республике Коми по доверенности от 26.02.2024 № 42,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступила жалоба филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми от 29.02.2024 № 11/231-1 (вх. от 29.02.2024 № 2106/24), содержащая доводы о возможном нарушении заказчиком - ОСФР по Республике Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме «Оказание охранных услуг», извещение № 0207100000124000040.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.

В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы.

Жалоба подана на действия заказчика - ОСФР по Республике Коми при определении положений извещения о закупке.

Согласно извещению о закупке дата и время окончания срока подачи заявок - 27.02.2024 08:00.

Жалоба доставлена в Коми УФАС России нарочно (без использования единой информационной системы) 29.02.2024 (после истечения срока подачи заявок на участие в закупке).

Таким образом, жалоба подана с нарушением срока и порядка подачи жалобы, предусмотренных пунктом 1 части 2, частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.

На основании подпункта а) пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с нарушением заявителем при подачи жалобы требований пункта 1 части 2, части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в жалобе признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки закупки на основании подпункта а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, о чем заявитель, ОСФР по Республике Коми надлежащим образом уведомлены.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми от 01.03.2024 № 11/291-3 (вх. от 01.03.2024 № 2181/24), содержащая доводы, аналогичные доводам жалобы филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми от 29.02.2024 № 11/231-1 (вх. от 29.02.2024 № 2106/24), о возможном нарушении заказчиком - ОСФР по Республике Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме «Оказание охранных услуг», извещение № 0207100000124000040 (далее - закупка).

Согласно доводам жалобы, комиссией по осуществлению закупок ОСФР по Республике Коми при рассмотрении заявок на участие в закупке в нарушение требований Закона о контрактной системе принято решение о признании заявки участника закупки - общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Булат» соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, тогда как, согласно позиции заявителя, в силу действующего законодательства частные организации не вправе осуществлять услуги охраны объектов заказчика.

Обозначенное в жалобе нарушение, согласно доводам жалобы, обусловлено неправомерными действиями заказчика - ОСФР по Республике Коми при определении положений извещения о закупке в части неустановления запрета на участие в закупке частных охранных организаций.

Жалоба на действия комиссии по осуществлению закупки подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный пунктом 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

При этом доводы жалобы на положения извещения о закупке не могут быть рассмотрены в порядке главы 6 Закона о контрактной системе в связи с нарушением срока подачи жалобы на положения извещения о закупке, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, доводы жалобы на положения извещения о закупке подлежат рассмотрению в ходе проведения внеплановой проверки на основании пункта 1, подпункта а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

По пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

По пункту 43 Правил внеплановая проверка при рассмотрении жалобы участника закупки на действия (бездействие) субъектов контроля проводится на основании жалобы такого участника закупки, рассматриваемой в соответствии с главой 6 Федерального закона о контрактной системе. По результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе принимается единое решение по результатам проведения внеплановой проверки и по результатам рассмотрения жалобы.

Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми, ОСФР по Республике Коми, общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее - оператор электронной площадки) о дате, времени, месте рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки надлежащим образом извещены.

Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми в письме от 06.03.2024 № 11/299-1 (вх. от 06.03.2024 № 2342-ЭП/24) представлено обоснование позиции, обозначенной в жалобе от 29.02.2024 № 11/231-1 (вх. от 29.02.2024 № 2106/24), от 01.03.2024 № 11/291-3 (вх. от 01.03.2024 № 2181/24).

ОСФР по Республике Коми в отзыве на жалобу от 07.03.2024 № АХ-23-07/22625 (вх. от 11.03.2024 № 2446/24, № 2399-ЭП/24) заявлены возражения относительно позиции заявителя.

ООО «РТС-тендер» письмом от 01.03.2024 (вх. от 01.03.2024 № 2174-ЭП/24) в материалы жалобы представило заявки на участие в закупке.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми, оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки на основании пункта 1, подпункта а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о закупке, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заявками участников закупки, представленными в материалы жалобы оператором электронной площадки, заслушав представителя ОСФР по Республике Коми, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки способом запроса котировок в электронной форме явилось ОСФР по Республике Коми.

Объект закупки - «Оказание охранных услуг».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 088 900,00 руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 19.02.2024, изменения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 20.02.2024 №ИИ1 в ред. №2 - 20.02.20204.

2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 3 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Согласно части 9 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частями 2, 3, 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021г. № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

Если объект закупки включен в приложение к Постановлению № 2571, а начальная (максимальная) цена контракта равна или превышает установленные подпунктом «а» пункта 3 этого постановления размеры, то заказчик обязан установить дополнительные требования по соответствующей позиции приложения к Постановлению № 2571.

В абзаце 8 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Объект закупки «Оказание охранных услуг» отнесен к отдельным видам товаров, к которым применяются дополнительные требования в соответствии с пунктом 34 раздела VI приложения к Постановлению № 2571:

Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок

Дополнительные требования к участникам закупки

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям

34.

Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий)

наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

1) исполненный договор;

2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг

По извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 088 900,00 рублей.

Извещением о проведении закупки установлены требования в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к Постановлению № 2571: «Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг».

Действия заказчика, установившего требования в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к Постановлению № 2571, правомерно и основано на нормах законодательства.

Извещение о закупке содержит единое требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: участник закупки должен иметь документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена) на следующие виды охранных услуг: защита жизни и здоровья граждан; - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Данное требование не применимо к участникам закупки, охранная деятельность которых не требует получения лицензии, а разрешена действующим законодательством Российской Федерацией в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими их полномочия».

Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению размещены в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа, и содержат в подпункте н) пункта 1, в том числе, следующие требования: «Заявка на участие в закупке должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена) на следующие виды охранных услуг:

-защита жизни и здоровья граждан;

-охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Данное требование не применимо к участникам закупки, охранная деятельность которых не требует получения лицензии, а разрешена действующим законодательством Российской Федерацией в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими их полномочия».

Согласно подпункту а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года №127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

По протоколу подведения итогов определения исполнителя от 27.02.2024 №ИЗК1 на участие в закупке подано две заявки, признанные соответствующими требованиям извещения о закупке:

-участник с идентификационным номером 115980586 признан победителем закупки,

-участник с идентификационным номером 115971396 (второй порядковый номер после победителя закупки).

Как следует из материалов жалобы и внеплановой проверки, участник с идентификационным номером 115980586 - общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Булат» (далее - ООО ЧОО «Булат»), участник с идентификационным номером 115971396 - филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республике Коми.

По результатам анализа заявки ООО ЧОО «Булат» Комиссией Коми УФАС России установлено, что заявка ООО ЧОО «Булат» соответствует требованиям, определенным заказчиком в извещении о закупке к участникам закупки, в том числе представлена действующая лицензия от 27.11.2015 № ЛСП881 на осуществление частной охранной деятельности с перечнем требуемых в извещении о закупке разрешенных видов деятельности, сведения о которой размещены в реестре лицензий; также представлены документы в подтверждение опыта работы в соответствии с пунктом 34 раздела VI приложения к Постановлению № 2571.

Доказательства несоответствия ООО ЧОО «Булат» требованиям извещения о закупке, представления ООО ЧОО «Булат» в составе заявки на участие в закупке недостоверной информации, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.

Соответственно, принятое комиссией по осуществлению закупки решение, оформленное в протоколе подведения итогов определения исполнителя от 27.02.2024 №ИЗК1, о признании заявки ООО ЧОО «Булат» соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, правомерно.

В действиях комиссии по осуществлению закупок ОСФР по Республике Коми нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.

3. Вместе с тем, Комиссией Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1, подпунктом а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено следующее.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Положение).

Согласно подпункту «а» пункта 10 Положения охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности.

В абзаце 3 статьи 11 Закона № 2487-1 предусмотрено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержден в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Перечень).

В пункт 1 Перечня включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольтабакконтроля, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации.

Данное правовое регулирование (ограничение) направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1863-О-О).

Таким образом, в целях применения пункта 1 Перечня, утвержденного Постановлением № 587, определяющее значение имеет именно факт использования объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в процессе осуществления их деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 236-ФЗ) определено правовое положение рассматриваемого Фонда.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 236-ФЗ установлено, что Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

В силу части 22 статьи 2 Федерального закона № 236-ФЗ Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.

Фонд может от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в рамках компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (часть 11 статьи 2 Закона № 236-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 236-ФЗ Фонд осуществляет:

1) назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению;

2) предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

4) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;

5) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений;

6) актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;

7) предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;

8) организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц;

9) иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 236-ФЗ).

Согласно частям 1 и 4 статьи 18 Федерального Закона № 236-ФЗ Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Со дня создания Фонда он осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.

В силу изложенного, Фонд осуществляет отдельные функции государственного органа с предоставлением государственных услуг с учетом утвержденных административных регламентов в установленной сфере деятельности.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом, и такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «ж»), 72 (пункт «ж» части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты «в», «г», «е» части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, осуществление Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами публично властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Данная правовая позиция также подтверждается в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021.

Объекты Фонда, в частности ОСФР по Республике Коми, относится к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки и соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункта 1 приложения № 1 Постановления № 587 к перечню объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольтабакконтроля, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации.

При этом, с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при проведении отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением № 587, в извещении о закупке необходимо установить требование к участникам закупки, в соответствии с которым участник закупки не может являться лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.

Проанализировав определенные в извещении о закупке заказчиком требования к участникам закупок, установлено их несоответствие вышеуказанным положениям законодательства, поскольку неустановление требования о запрете на участие в закупке частных охранных организаций допускает участие в нем субъектов негосударственной (частной) формы собственности, что недопустимо.

Таким образом, заказчиком - ОСФР по Республике Коми в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не установлено требование относительно запрета на участие в закупке частных охранных организаций в соответствии с постановлением № 587.

4. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно сведениям официального сайта, по результатам закупки заказчиком с ООО ЧОО «БУЛАТ» 01.03.2024 09:42 (МСК) заключен контракт № 178, реестровый номер контракта 1110147140024000064, статус «исполнение» (дата и время подачи жалобы посредством ЕИС - 01.03.2024 15:28 (МСК).

С учетом того, что контракт заключен, выдача предписания не предоставляется возможной.

С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктами 1, 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 32, 33, 34 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу на действия комиссии по осуществлению закупок ОСФР по Республике Коми необоснованной.

В действии комиссии по осуществлению закупок ОСФР по Республике Коми в части принятия решения, оформленного в протоколе подведения итогов определения исполнителя от 27.02.2024 №ИЗК1, о признании заявки ООО ЧОО «Булат» соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.

2. По результатам проведения внеплановой проверки на основании пункта 1, подпункта а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в действии заказчика - ОСФР по Республике Коми подтверждено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о закупке требования о запрете на участие в электронном аукционе частных охранных организаций в соответствии с постановлением № 587.

3. С учетом того, что по результатам закупки заказчиком с ООО ЧОО «БУЛАТ» 01.03.2024 09:42 (МСК) заключен контракт № 178, реестровый номер контракта 1110147140024000064, предписание выдаче не подлежит.

4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы и внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика - ОСФР по Республике Коми, допустившего установленное настоящим решением нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

<...> <....>

 

 

 

     

 

     

 

 

 

 

 

2024-1661

 

 

Связанные организации

ООО "РТС Тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОСФР по Республике Коми
ИНН 1101471400, ОГРН 1021100513774
Филиал ФГУП Охрана Росгврдии по РК
ИНН , ОГРН