Решение №01-122/7356 решение по жалобе от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

20 сентября 2022 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-122/7356

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу от 05.09.2022 № 05/09 (вх. от 09.09.2022 № 3563) общества с ограниченной ответственностью «ФАМ» (далее - ООО «ФАМ», заявитель) в отношении заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарский хлебокомбинат» (далее – ООО «Сыктывкархлеб», заказчик) при проведении закупки способом запроса котировок «Поставка и монтаж оборудования для растаривания, промежуточного хранения, транспортирования (передачи) до точек дозирования, порционного дозирования муки, дозирования выбранных жидких ингредиентов», номер извещения 32211618115 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба),

в присутствии:

<…>– представителя ООО «ФАМ» по доверенности,

-<…>– представителей ООО «Сыктывкархлеб» по доверенностям,

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Сыктывкархлеб» явилось организатором (заказчиком) закупки способом запроса котировок «Поставка и монтаж оборудования для растаривания, промежуточного хранения, транспортирования (передачи) до точек дозирования, порционного дозирования муки, дозирования выбранных жидких ингредиентов», номер извещения 32211618115 в единой информационной системе (далее – закупка/ запрос котировок, ЕИС).

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии в части отказа в допуске к участию в запросе котировок.

Указанные в протоколе № 32211618115 об итогах закупки от 31.08.2022 основания несоответствия технических характеристик в предложении ООО «ФАМ» требованиям закупочной документации заявитель считает надуманными.

ООО «Сыктывкархлеб» письмом исх. от 16.09.2022 № 682 представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения на жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Сыктывкархлеб», утвержденное протоколом Совета Директоров ООО «Сыктывкархлеб» от 24.12.2018 № 15/2018, с внесенными Протоколом Совета Директоров ООО «Сыктывкархлеб» от 22.06.2021 № 13/2021 изменениями, далее – Положение о закупке, размещено в ЕИС 01.07.2021.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась способом запроса котировок.

Извещение № 32211618115 и закупочная документация размещены в ЕИС 12.08.2022.

Предметом закупки (договора) – поставка и монтаж оборудования для растаривания, промежуточного хранения, транспортирования (передачи) до точек дозирования, порционного дозирования муки, дозирования выбранных жидких ингредиентов.

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно статье 4 Закона о закупках:

10. В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

В подпункте г) пункта 5.1.1 Положения о закупке предусмотрен такой способ закупок как запрос котировок.

По пункту 5.5.1. Положения о закупке под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с пунктом 8.3. Положения о закупке:

8.3.1. Требования к предмету закупки устанавливаются инициатором закупки на основе реальных потребностей, исходя из необходимости своевременного и полного удовлетворения таких потребностей путем приобретения товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в требуемом объеме.

8.3.2. Требования к предмету закупки представляют собой показатели, характеристики, свойства, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции.

Согласно пункту 8.6. Положения о закупке:

8.6.1. Требования к описанию предмета закупки участниками процедуры закупки устанавливаются в целях обеспечения возможности выявления однозначного соответствия или несоответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика.

8.6.2. Описание предмета закупки должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями документации о закупке (подраздел 8.3 Положения) и может быть представлено в виде:

1) Согласия/декларации участника процедуры закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке, без направления участником процедуры закупки собственных предложений в случае, когда такой способ описания предмета закупки допускается документацией о закупке;

2) подробного предложения участника процедуры закупки в отношении товаров, работ, услуг, включающего в себя предложения в отношении функциональных характеристик/потребительских свойств, количественных и качественных характеристик товаров, работ, услуг, когда такой способ описания товаров, работ, услуг требовался в соответствии с документацией о закупке.

8.6.3. Конкретный способ предоставления описания предмета закупки устанавливается в документации о закупке в соответствии с положениями разделов 10 - 14 Положения.

8.6.4. При описании предмета закупки участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие предмета закупки требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.

8.6.6. Нарушение участником процедуры закупки требований к описанию предмета закупки, установленных документацией о закупке, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

8.6.8. При описании предмета закупки участником процедуры закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, кроме случаев, когда допускается представление описания в ином порядке с учетом принципов, изложенных в подпункте 8.3.3(1) Положения.

По пункту 8.12 Положения о закупке:

8.12.1. Рассмотрение заявок является отборочной стадией конкурентной процедуры закупки, в рамках которой ЗК осуществляет проверку соблюдения участниками процедуры закупки установленных в документации о закупке требований, а именно:

1) к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (подраздел 8.9 Положения);

2) к предмету закупки (подраздел 8.3 Положения);

3) к участнику закупки, в том числе лицам, выступающим на стороне одного участника закупки (подразделы 8.4 и 8.5 Положения);

4) к описанию предмета закупки (подраздел 8.6 Положения);

5) к ценовому предложению участника закупки в части непревышения НМЦ (подраздел 8.8 Положения);

6) к предоставлению обеспечения заявки (подраздел 8.10 Положения).

8.12.4. Решение об отказе в допуске к участию в закупке может быть принято только по критериям отбора, которые были установлены в документации о закупке.

8.12.5. Несоответствие участника процедуры закупки или поданной им заявки требованиям документации о закупке является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 3.3. закупочной документации:

3.3.1. Участник закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 6 настоящей документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении № 3 к информационной карте.

3.3.7. Подача заявки означает, что участник процедуры закупки изучил Положение о закупке, документацию о закупке (включая все приложения к ней), а также изменения и разъяснения к ней и согласен с условиями участия в закупке, содержащимися в извещении и в документации о закупке.

3.3.10. Нарушение участником процедуры закупки требований к составу, содержанию и порядку оформления заявки, установленных настоящим подразделом, за исключением пункта 3.3.6, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Согласно пункту 3.4. закупочной документации: 

3.4.1. Описание продукции должно быть подготовлено участником закупки
в соответствии с требованиями пункта 9 информационной карты.

3.4.2. При описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемого товара требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.

3.4.3. При описании товара участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели.

3.4.7. Нарушение участником процедуры закупки требований к описанию продукции, установленных настоящим подразделом и пунктом 9 информационной карты, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

По пункту 3.8. закупочной документации: 

3.8.4. Рассмотрение заявок (отборочная стадия), оценка и сопоставление осуществляются ЗК одновременно в месте и в сроки, установленные извещением и пунктом 19 информационной карты.

3.8.5. В рамках рассмотрения заявок (отборочная стадия) ЗК принимает решение о признании заявки соответствующей либо не соответствующей требованиям документации о закупке на основании, установленных в пункте 20 информационной карты измеряемых критериев отбора.

3.8.6. Участники закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, допускаются к оценке и сопоставлению заявок и признаются участниками закупки. Участники закупки, заявки которых признаны не соответствующими документации о закупке, в дальнейшем в процедуре закупки не участвуют.

3.8.7. Рассмотрение заявок производится ЗК только на основании анализа представленных в составе заявок документов и сведений.

3.8.10. В ходе проведения процедуры рассмотрения заявок (отборочная стадия) ЗК в отношении каждой поступившей заявки осуществляет следующие действия:

1) проверку состава, содержания и оформления заявки на соответствие требованиям подраздела 3.3.;

2) проверку участника процедуры закупки (в том числе всех лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки) на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке; 3) проверку соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;

4) проверку соблюдения порядка описания продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке, на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке; 

5) проверку цены заявки на предмет ее соответствия требованиям, установленным в документации о закупке;

6) принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке и признании участников процедуры закупки участниками закупки в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации о закупке.

3.8.11. ЗК отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:

1) непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки;

2) несоответствие участника процедуры закупки требованиям документации о закупке, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям документации о закупке;

3) несоответствие предлагаемых товаров, работ, услуг и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;

4) несоблюдение требований документации о закупке к описанию предмета закупки в составе заявки на участие в закупке;

5) несоответствие цены заявки требованиям документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ;

6) наличие в составе заявки недостоверных сведений.

3.8.12. Отклонение заявки участника процедуры закупки по иным основаниям не допускается.

В пунктах 7, 9 раздела 5 «Информационная карта (извещение о закупках)» закупочной документации указано следующее. Требования к качеству, количеству объему, техническим характеристикам закупаемой продукции, ее безопасности, к функциональным характеристикам потребительским свойствам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика указаны в разделе 7 документации о закупке (Техническое задание). Требования к описанию участниками процедуры закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик - заполняется по форме «Предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки», установленной в разделе 6 настоящей документации.

В разделе 6 закупочной документации определены образцы форм документов, включаемых в заявку, в том числе Формой 2 предусмотрено Предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки. В инструкции по заполнению таблицы 1 указано, что «В графе 5 – указываются технические характеристики предлагаемого к поставке товара, а также указание на товарный знак (при его наличии); в случае, если предлагаемый товар состоит из нескольких позиций или собирается из комплектующих, необходимо указание на товарные знаки (при их наличии) для всех позиций и комплектующих, входящих в состав предлагаемого к поставке товара....При этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, указанные в разделе 7 документации о закупке «Техническое задание», не допускается использование формулировок "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.». 

Согласно протоколу № 32211618115 об итогах закупки от 31.08.2022 на участие в запросе котировок поступило 4 котировочные заявки, закупочной комиссией принято решение об отказе ООО «ФАМ» в допуске к участию в запросе котировок на основании пунктов 3.4.7, 3.8.11 (3) закупочной документации в связи с несоответствием технических характеристик в предложении участника: стр. 5 (размер ячеек), стр. 8-9 (отсутствуют конкретные размеры силоса), стр. 22-23 (отсутствует производительность оборудования), стр. 28-29 (несоответствие количества).

На участие в запросе котировок подана, в том числе заявка ООО «ФАМ» с номером 2 от 26.08.2022 (далее – заявка ООО «ФАМ»). В составе заявки ООО «ФАМ» представлено, в том числе предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки (Форма 2), далее – предложение участника закупки.

Из письменной информации, представленной письмом ООО «Сыктывкархлеб» исх. от 16.09.2022 № 684, а также устных пояснений представителей заказчика на заседании следует, что заявка ООО «ФАМ» была отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием предлагаемого обществом к поставке оборудования требованиям Технического задания.

Комиссией в ходе заседания установлено, что предложенное ООО «ФАМ» к поставке оборудование не соответствует требованиям закупочной документации (Техническому заданию), а именно:

1. в части указания размера ячеек сита ООО «ФАМ» предложено: Просеиватель РТ-ТС-ПРП5000 (вибрационный, нерж.ст.) (ФАМ, Россия); размер ячеек сита, мм 1.1…5,0*; заказчику требовалось: Просеиватель муки Agriflex VIBRO V 601M (801 М) (вибрационный, нерж. ст) или эквивалент; размер ячеек сита, мм 2,0;

2. в части несоответствия объема ООО «ФАМ» предложено: Силос для бестарного хранения сыпучих продуктов, типа РТ-ТС-ССП (ФАМ, Россия); объем хранения 18,5 мз; заказчику требовалось: Силос для бестарного хранения сыпучих продуктов типа Trevira High Tenacity (Полиэтилентерефталат-PET) Мод. Agriflex Traditional и Мод. Agriflex PRISMA или их эквивалент; номинальный объем, 17 мз; ООО «ФАМ» также не указаны габаритные размеры силоса;

3. в части несоответствия единицы измерения ООО «ФАМ» предложено: Дозатор сыпучих продуктов РТ-ТС-Д (300 л, нерж.ст.) (ФАМ, Россия); заказчику требовалось: дозатор весовой тензометрический (бункер тип TSF250 нерж. сталь), предел дозирования (емкость) 5-250 кг.; ООО «ФАМ» также не указаны технические характеристики дозатора;   

4. в части несоответствия количества дозаторов в системе дозирования жидких компонентов ООО «ФАМ» предложено: 3 штуки, заказчику требовалось: 6 штук.

Предложенное ООО «ФАМ» к поставке оборудование не соответствовало требованиям закупочной документации (Техническому заданию), что подтверждается материалами жалобы, в связи с чем заявка общества подлежала отклонению.

Таким образом, действия ООО «Сыктывкархлеб» в части принятия решения, оформленного протоколом № 32211618115 об итогах закупки от 31.08.2022, об отказе в допуске ООО «ФАМ» к участию в запросе котировок соответствуют пункту 3.4.7, подпункту 3 пункта 3.8.11 закупочной документации, пунктам 8.6.6, 8.12.4, 8.12.5 Положения о закупке.

Нарушений требований Закона о закупках не установлено, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу необоснованной.

 

 Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

                                                   <…>

 

 

                                    <…> 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны