Решение №01-122/7356 решение по жалобе от 23 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
20 сентября 2022 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-122/7356 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу от 05.09.2022 № 05/09 (вх. от 09.09.2022 № 3563) общества с ограниченной ответственностью «ФАМ» (далее - ООО «ФАМ», заявитель) в отношении заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарский хлебокомбинат» (далее – ООО «Сыктывкархлеб», заказчик) при проведении закупки способом запроса котировок «Поставка и монтаж оборудования для растаривания, промежуточного хранения, транспортирования (передачи) до точек дозирования, порционного дозирования муки, дозирования выбранных жидких ингредиентов», номер извещения 32211618115 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба),
в присутствии:
- <…>– представителя ООО «ФАМ» по доверенности,
-<…>– представителей ООО «Сыктывкархлеб» по доверенностям,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Сыктывкархлеб» явилось организатором (заказчиком) закупки способом запроса котировок «Поставка и монтаж оборудования для растаривания, промежуточного хранения, транспортирования (передачи) до точек дозирования, порционного дозирования муки, дозирования выбранных жидких ингредиентов», номер извещения 32211618115 в единой информационной системе (далее – закупка/ запрос котировок, ЕИС).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии в части отказа в допуске к участию в запросе котировок.
Указанные в протоколе № 32211618115 об итогах закупки от 31.08.2022 основания несоответствия технических характеристик в предложении ООО «ФАМ» требованиям закупочной документации заявитель считает надуманными.
ООО «Сыктывкархлеб» письмом исх. от 16.09.2022 № 682 представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения на жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Сыктывкархлеб», утвержденное протоколом Совета Директоров ООО «Сыктывкархлеб» от 24.12.2018 № 15/2018, с внесенными Протоколом Совета Директоров ООО «Сыктывкархлеб» от 22.06.2021 № 13/2021 изменениями, далее – Положение о закупке, размещено в ЕИС 01.07.2021.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась способом запроса котировок.
Извещение № 32211618115 и закупочная документация размещены в ЕИС 12.08.2022.
Предметом закупки (договора) – поставка и монтаж оборудования для растаривания, промежуточного хранения, транспортирования (передачи) до точек дозирования, порционного дозирования муки, дозирования выбранных жидких ингредиентов.
По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно статье 4 Закона о закупках:
10. В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
В подпункте г) пункта 5.1.1 Положения о закупке предусмотрен такой способ закупок как запрос котировок.
По пункту 5.5.1. Положения о закупке под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с пунктом 8.3. Положения о закупке:
8.3.1. Требования к предмету закупки устанавливаются инициатором закупки на основе реальных потребностей, исходя из необходимости своевременного и полного удовлетворения таких потребностей путем приобретения товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в требуемом объеме.
8.3.2. Требования к предмету закупки представляют собой показатели, характеристики, свойства, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции.
Согласно пункту 8.6. Положения о закупке:
8.6.1. Требования к описанию предмета закупки участниками процедуры закупки устанавливаются в целях обеспечения возможности выявления однозначного соответствия или несоответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика.
8.6.2. Описание предмета закупки должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями документации о закупке (подраздел 8.3 Положения) и может быть представлено в виде:
1) Согласия/декларации участника процедуры закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке, без направления участником процедуры закупки собственных предложений в случае, когда такой способ описания предмета закупки допускается документацией о закупке;
2) подробного предложения участника процедуры закупки в отношении товаров, работ, услуг, включающего в себя предложения в отношении функциональных характеристик/потребительских свойств, количественных и качественных характеристик товаров, работ, услуг, когда такой способ описания товаров, работ, услуг требовался в соответствии с документацией о закупке.
8.6.3. Конкретный способ предоставления описания предмета закупки устанавливается в документации о закупке в соответствии с положениями разделов 10 - 14 Положения.
8.6.4. При описании предмета закупки участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие предмета закупки требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
8.6.6. Нарушение участником процедуры закупки требований к описанию предмета закупки, установленных документацией о закупке, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
8.6.8. При описании предмета закупки участником процедуры закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, кроме случаев, когда допускается представление описания в ином порядке с учетом принципов, изложенных в подпункте 8.3.3(1) Положения.
По пункту 8.12 Положения о закупке:
8.12.1. Рассмотрение заявок является отборочной стадией конкурентной процедуры закупки, в рамках которой ЗК осуществляет проверку соблюдения участниками процедуры закупки установленных в документации о закупке требований, а именно:
1) к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (подраздел 8.9 Положения);
2) к предмету закупки (подраздел 8.3 Положения);
3) к участнику закупки, в том числе лицам, выступающим на стороне одного участника закупки (подразделы 8.4 и 8.5 Положения);
4) к описанию предмета закупки (подраздел 8.6 Положения);
5) к ценовому предложению участника закупки в части непревышения НМЦ (подраздел 8.8 Положения);
6) к предоставлению обеспечения заявки (подраздел 8.10 Положения).
8.12.4. Решение об отказе в допуске к участию в закупке может быть принято только по критериям отбора, которые были установлены в документации о закупке.
8.12.5. Несоответствие участника процедуры закупки или поданной им заявки требованиям документации о закупке является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 3.3. закупочной документации:
3.3.1. Участник закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 6 настоящей документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении № 3 к информационной карте.
3.3.7. Подача заявки означает, что участник процедуры закупки изучил Положение о закупке, документацию о закупке (включая все приложения к ней), а также изменения и разъяснения к ней и согласен с условиями участия в закупке, содержащимися в извещении и в документации о закупке.
3.3.10. Нарушение участником процедуры закупки требований к составу, содержанию и порядку оформления заявки, установленных настоящим подразделом, за исключением пункта 3.3.6, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Согласно пункту 3.4. закупочной документации:
3.4.1. Описание продукции должно быть подготовлено участником закупки
в соответствии с требованиями пункта 9 информационной карты.
3.4.2. При описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемого товара требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
3.4.3. При описании товара участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели.
3.4.7. Нарушение участником процедуры закупки требований к описанию продукции, установленных настоящим подразделом и пунктом 9 информационной карты, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
По пункту 3.8. закупочной документации:
3.8.4. Рассмотрение заявок (отборочная стадия), оценка и сопоставление осуществляются ЗК одновременно в месте и в сроки, установленные извещением и пунктом 19 информационной карты.
3.8.5. В рамках рассмотрения заявок (отборочная стадия) ЗК принимает решение о признании заявки соответствующей либо не соответствующей требованиям документации о закупке на основании, установленных в пункте 20 информационной карты измеряемых критериев отбора.
3.8.6. Участники закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, допускаются к оценке и сопоставлению заявок и признаются участниками закупки. Участники закупки, заявки которых признаны не соответствующими документации о закупке, в дальнейшем в процедуре закупки не участвуют.
3.8.7. Рассмотрение заявок производится ЗК только на основании анализа представленных в составе заявок документов и сведений.
3.8.10. В ходе проведения процедуры рассмотрения заявок (отборочная стадия) ЗК в отношении каждой поступившей заявки осуществляет следующие действия:
1) проверку состава, содержания и оформления заявки на соответствие требованиям подраздела 3.3.;
2) проверку участника процедуры закупки (в том числе всех лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки) на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке; 3) проверку соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;
4) проверку соблюдения порядка описания продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке, на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке;
5) проверку цены заявки на предмет ее соответствия требованиям, установленным в документации о закупке;
6) принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке и признании участников процедуры закупки участниками закупки в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации о закупке.
3.8.11. ЗК отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:
1) непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки;
2) несоответствие участника процедуры закупки требованиям документации о закупке, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям документации о закупке;
3) несоответствие предлагаемых товаров, работ, услуг и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;
4) несоблюдение требований документации о закупке к описанию предмета закупки в составе заявки на участие в закупке;
5) несоответствие цены заявки требованиям документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ;
6) наличие в составе заявки недостоверных сведений.
3.8.12. Отклонение заявки участника процедуры закупки по иным основаниям не допускается.
В пунктах 7, 9 раздела 5 «Информационная карта (извещение о закупках)» закупочной документации указано следующее. Требования к качеству, количеству объему, техническим характеристикам закупаемой продукции, ее безопасности, к функциональным характеристикам потребительским свойствам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика указаны в разделе 7 документации о закупке (Техническое задание). Требования к описанию участниками процедуры закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик - заполняется по форме «Предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки», установленной в разделе 6 настоящей документации.
В разделе 6 закупочной документации определены образцы форм документов, включаемых в заявку, в том числе Формой 2 предусмотрено Предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки. В инструкции по заполнению таблицы 1 указано, что «В графе 5 – указываются технические характеристики предлагаемого к поставке товара, а также указание на товарный знак (при его наличии); в случае, если предлагаемый товар состоит из нескольких позиций или собирается из комплектующих, необходимо указание на товарные знаки (при их наличии) для всех позиций и комплектующих, входящих в состав предлагаемого к поставке товара....При этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, указанные в разделе 7 документации о закупке «Техническое задание», не допускается использование формулировок "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.».
Согласно протоколу № 32211618115 об итогах закупки от 31.08.2022 на участие в запросе котировок поступило 4 котировочные заявки, закупочной комиссией принято решение об отказе ООО «ФАМ» в допуске к участию в запросе котировок на основании пунктов 3.4.7, 3.8.11 (3) закупочной документации в связи с несоответствием технических характеристик в предложении участника: стр. 5 (размер ячеек), стр. 8-9 (отсутствуют конкретные размеры силоса), стр. 22-23 (отсутствует производительность оборудования), стр. 28-29 (несоответствие количества).
На участие в запросе котировок подана, в том числе заявка ООО «ФАМ» с номером 2 от 26.08.2022 (далее – заявка ООО «ФАМ»). В составе заявки ООО «ФАМ» представлено, в том числе предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки (Форма 2), далее – предложение участника закупки.
Из письменной информации, представленной письмом ООО «Сыктывкархлеб» исх. от 16.09.2022 № 684, а также устных пояснений представителей заказчика на заседании следует, что заявка ООО «ФАМ» была отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием предлагаемого обществом к поставке оборудования требованиям Технического задания.
Комиссией в ходе заседания установлено, что предложенное ООО «ФАМ» к поставке оборудование не соответствует требованиям закупочной документации (Техническому заданию), а именно:
1. в части указания размера ячеек сита ООО «ФАМ» предложено: Просеиватель РТ-ТС-ПРП5000 (вибрационный, нерж.ст.) (ФАМ, Россия); размер ячеек сита, мм 1.1…5,0*; заказчику требовалось: Просеиватель муки Agriflex VIBRO V 601M (801 М) (вибрационный, нерж. ст) или эквивалент; размер ячеек сита, мм 2,0;
2. в части несоответствия объема ООО «ФАМ» предложено: Силос для бестарного хранения сыпучих продуктов, типа РТ-ТС-ССП (ФАМ, Россия); объем хранения 18,5 мз; заказчику требовалось: Силос для бестарного хранения сыпучих продуктов типа Trevira High Tenacity (Полиэтилентерефталат-PET) Мод. Agriflex Traditional и Мод. Agriflex PRISMA или их эквивалент; номинальный объем, 17 мз; ООО «ФАМ» также не указаны габаритные размеры силоса;
3. в части несоответствия единицы измерения ООО «ФАМ» предложено: Дозатор сыпучих продуктов РТ-ТС-Д (300 л, нерж.ст.) (ФАМ, Россия); заказчику требовалось: дозатор весовой тензометрический (бункер тип TSF250 нерж. сталь), предел дозирования (емкость) 5-250 кг.; ООО «ФАМ» также не указаны технические характеристики дозатора;
4. в части несоответствия количества дозаторов в системе дозирования жидких компонентов ООО «ФАМ» предложено: 3 штуки, заказчику требовалось: 6 штук.
Предложенное ООО «ФАМ» к поставке оборудование не соответствовало требованиям закупочной документации (Техническому заданию), что подтверждается материалами жалобы, в связи с чем заявка общества подлежала отклонению.
Таким образом, действия ООО «Сыктывкархлеб» в части принятия решения, оформленного протоколом № 32211618115 об итогах закупки от 31.08.2022, об отказе в допуске ООО «ФАМ» к участию в запросе котировок соответствуют пункту 3.4.7, подпункту 3 пункта 3.8.11 закупочной документации, пунктам 8.6.6, 8.12.4, 8.12.5 Положения о закупке.
Нарушений требований Закона о закупках не установлено, основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<…>
<…> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.