Решение (комиссия) №ОД/6346/23 Решение от 13 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-859/2023

12 октября 2023 года                                                                                            № РНП-11-205

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение администрации муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми (далее - администрация муниципального района «Усть-Цилемский») от 05.10.2023 № 010730001030000004 (вх. от 06.10.2023 № 6875/23) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-СЕРВИС» (далее - ООО «Стройервис») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 13.03.2023 № 03073000472230000140001 (реестровый номер 3112000529923000019), заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Выполнение работ по обустройству мостового перехода через Домашний ручей с. Усть-Цильма-2, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 98», извещение № 0307300047223000014 (далее - закупка, муниципальный контракт, обращение),

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» представлено обращение о включении информации об ООО «Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Администрация муниципального района «Усть-Цилемский», ООО «Строй-Сервис» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» письмами от 11.10.2023 № 07-30-5109 (вх. от 11.10.2023 № 7030-ЭП/23), от 12.10.2023 (вх. от 12.10.2023 № 7054-ЭП/23) в материалы обращения представлены дополнительные копии документов и письменная информация, а также заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие представителей администрации муниципального района «Усть-Цилемский»

ООО «Строй-Сервис» письмами от 11.10.2023 № 79 (вх. от 12.10.2023 № 7047-ЭП/23), от 12.10.2023 (вх. от 12.10.2023 № 7055-ЭП/23) в материалы обращения представлены дополнительные копии документов и письменная информация, а также заявлено о рассмотрении обращения в отсутствие представителей ООО «Строй-Сервис».

Отсутствие представителей администрации муниципального района «Усть-Цилемский», ООО «Строй-Сервис» не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального района «Усть-Цилемский».

Объект закупки: «Выполнение работ по обустройству мостового перехода через Домашний ручей с. Усть-Цильма-2, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 98».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 345 333,33руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 17.02.2023.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола от 01.03.2023 подведения итогов определения подрядчика, администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» (далее - заказчик) с ООО «Строй-Сервис» (далее - подрядчик) 13.03.2023 заключен муниципальный контракт.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 2.6-2.8 муниципального контракта: «Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по обустройству мостового перехода через Домашний ручей с. Усть-Цильма -2, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 98 (далее - объект), предусмотренные контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.

Перечень действий, которые должен совершить Подрядчик, приведены в Техническом задании (Приложение №1 к контракту).

Место выполнения работ: Республика Коми, Усть-Цилемский р-он, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 98 в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к контракту).

Цена Контракта составляет 1 345 333 (один миллион триста сорок пять тысяч триста тридцать три) рубля 33 копейки (НДС не облагается).

Аванс не предусмотрен.

Оплата выполненных работ производится по документам о приемке, подписанных Подрядчиком и Заказчиком и составленных в соответствии с Ведомостью объемов работ Технического задания (Приложение № 1 к контракту), с учетом Расчета стоимости работ по форме, установленной в Приложение № 2 к контракту.

Предусмотрена возможность промежуточной оплаты выполненных работ на основании документов о приемке, предусмотренных п. 2.7 контракта.

Заказчик производит оплату в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком, без замечаний документов о приемке».

В соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к муниципальному контракту): «В рамках контракта Подрядчик обязан выполнить работы по обустройству мостового перехода через Домашний ручей с. Усть-Цильма-2, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 98, в соответствии с ведомостью объемов работ, действующими СНиП, с действующими правилами пожарной безопасности, техники безопасности и охраны окружающей среды, условиями контракта и другими нормативно-техническими документами, действующими на момент передачи результата работ Заказчику.

В рамках контракта необходимо выполнить работы по обустройству пешеходной зоны включающие следующие мероприятия:

-обустройство моста протяженностью 36 метров;

-обустройство тротуара протяженностью 20,5 метра;

-изготовление, установка информационного стенда».

По подпунктам 3.1.1-3.1.17 пункта 3.1 муниципального контракта: «Подрядчик обязуется:

-Выполнить работы качественно, в порядке, объеме, предусмотренные Контрактом.

-Приступить к выполнению работ и закончить их в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.

-В течение 5 дней с момента заключения контракта представить Заказчику:

-на согласование и утверждение разбивку цены контракта по видам работ по форме, установленной в приложении № 2 к контракту;

-в письменном виде предоставить информацию об адресе электронной почты, факсе на которые Заказчик вправе направлять письма, уведомления, замечания, предписания, акты, ведомости, мотивированный отказ в приемке выполненных работ и другие документы, образуемые в процессе исполнения настоящего Контракта, в том числе на этапе исполнения гарантийных обязательств.

Надлежащим отправлением документа Подрядчику признается:

-в случае отправления по факсу - автоматические сведения о результатах отправления факса, либо при отсутствии автоматических сведений, сведения о получении факса с указанием лица, получившего факс;

-в случае отправления по электронной почте - сведения о результатах отправления электронной почты (скриншот).

Подрядчик обязан обеспечить работоспособность указанных в настоящем пункте средств связи или при их изменении незамедлительно проинформировать Заказчика.

-Содержать рабочую площадку и прилегающие участки свободными от отходов, накапливаемых в результате выполнения работ и обеспечить их уборку и вывоз.

-На срок действия настоящего контракта взаимодействовать с администрацией муниципального района «Усть-Цилемский», на территории которого находится объект и другими органами исполнительной власти, учреждениями и организациями по вопросам реализации настоящего Контракта.

-Информировать Заказчика путем телефонного звонка по номеру 91561 или 92-0-80 о всех случаях повреждения объекта в результате размывов, оползней, стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы и сообщать о принятых мерах, также о вышеперечисленных случаях информировать диспетчерскую службу ЕДДС администрации муниципального района «Усть-Цилемский» по номеру телефона 92961 или 05.

-Принимать необходимые меры по взысканию с виновных лиц затрат по восстановлению поврежденных и разрушенных участков объекта.

-Обеспечить при выполнении работ необходимые противопожарные мероприятия, мероприятий по технике безопасности и охране окружающей среды.

-Принимать участие в работе инспекционных комиссий по контролю качества содержания объекта.

-Подрядчик, получив от Заказчика уведомление о проведении внепланового мероприятия по обследованию объекта, поступившего в порядке, предусмотренном п. 3.2.4.1 настоящего контракта, обязан направить в указанное в уведомлении время и место, уполномоченного представителя для участия в проводимом внеплановом мероприятии.

-В случае неисполнения обязанности установленной в п. 3.1.11 Подрядчик несет ответственность, предусмотренную настоящим контрактом.

-Обеспечивать по требованию уполномоченных Заказчиком представителей доступ на участок выполнения работ.

-Предоставлять по требованию уполномоченного представителя Заказчика производственно-финансовые материалы для документальной проверки объемов выполненных работ.

-Обеспечивать выполнение мероприятий Заказчика по временному ограничению или прекращению движения, включая организацию контроля за выполнением введенного ограничения или прекращения.

-Устранять за свой счет дефекты, связанные с ненадлежащим содержанием объекта в установленные Заказчиком сроки.

-Гарантировать полноту и достоверность предоставляемой информации о ходе исполнения своих обязательств.

-По требованию Заказчика, направленному любым доступным способом, в течение 3 дней предоставить фото или видеоматериалы, подтверждающие факт выполнения работ, на которых отображено дата и время проведения фото или видео фиксации».

По подпунктам 3.2.1 - 3.2.5 пункта 3.2 муниципального контракта: «Заказчик обязуется:

-Осуществлять контроль за исполнением условий контракта.

беспечить приемку выполненной работы в соответствии с условиями контракта.

-Оплатить Подрядчику выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

-Обеспечить в течение всего периода выполнения работ технический надзор за выполнением работ, в том числе путем проведения внеплановых мероприятий по обследованию объекта, организованных на основании поступившей информации о некачественном содержании дорог от физических и юридических лиц.

-При поступлении информации о некачественных выполненных работах на объекте от физических и юридических лиц, Заказчик, в течение 3 рабочих дней, с момента поступления информации организует проведение внепланового мероприятия по обследованию объекта, с уведомлением Подрядчика о месте и времени проведения внепланового мероприятия.

Уведомление о проведении внепланового мероприятия направляется Подрядчику не позднее, чем за 4 часа до начала проведения такого обследования, посредством:

-факсимильной связи или телефонной связи (сотовой или стационарной), с фиксацией фамилии, имени, отчества получившего информацию, даты и времени поступления информации. Уведомление направляется на номера телефонов, предоставленные Подрядчиком в соответствии с п.3.1.4 настоящего контракта;

-электронной связи, путем направления электронного сообщения на адрес электронной почты, указанный Подрядчиком в информации, предоставленной в соответствии с п. 3.1.4 настоящего контракта.

-В случае неявки уполномоченного представителя Подрядчика в назначенное время и место, проведение внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ на объекте, проводится без участия Подрядчика, с применением фото или видео записывающих устройств, о чем в акте обследования делается соответствующая запись.

-Результаты внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ оформляются актом обследования объекта.

-Проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

-Заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных контрактом, самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе».

По пунктам 4.1-4.4.2 муниципального контракта: «срок выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта; завершение работ - 31.07.2023г.

Допускается досрочное выполнение работ предусмотренных настоящим Контрактом.

Все материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ, предоставляет Подрядчик.

Подрядчик обязан предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

Ответственный представитель Заказчика осуществляет технический надзор и контроль за качеством и сроками выполнения работ, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям Контракта.

Ответственный представитель Заказчика имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время выполнения работ.

Если ответственный представитель Заказчика не удовлетворен ходом и качеством работ, то он доводит информацию до Подрядчика о выявленных недостатках в виде письменного обращения или при помощи электронной почты, телефонной связи».

Пунктами 8.2, 11.1 муниципального контракта предусмотрено: «Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации.

Контракт действует с даты заключения Контракта по «29» декабря 2023 года, а в части не исполненных Подрядчиком обязательств и оплаты выполненных работ, до полного исполнения сторонами своих обязательств».

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. Как следует из материалов обращения, обязательства по муниципальному контракту ООО «Строй-Сервис» надлежащим образом и в установленный муниципальным контрактом срок не исполнены; работы заказчиком не приняты.

Заказчик - администрация муниципального района «Усть-Цилемский» письмом от 18.09.2023 № 07-30/3019 уведомила подрядчика о проведении 19.09.2023 внепланового мероприятия по обследованию объекта по муниципальному контракту, просила обеспечить присутствие уполномоченного представителя ООО «Строй-Сервис» для участия в проводимом мероприятии.

Согласно Акту обследования объекта от 19.09.2023, составленного заказчиком по результатам внепланового мероприятия по обследованию объекта по муниципальному контракту без участия представителя подрядчика, в ходе осмотра выявлено ненадлежащее качество выполнения работ, а именно: установленные металлические опоры мостового перехода не соответствуют вертикальной плоскости, расположение металлических опор мостового перехода выполнено со смещением относительно вертикальной оси, расстояние между опорами не соответствует указанному в Техническом задании (приложение № 1 к муниципальному контракту) пролетному расстоянию, равному 3,5 метра; подрядчику указано на необходимость устранения выявленных недостатков и приведения конструкции моста в соответствие с техническим заданием.

Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» в адрес ООО «Строй-Сервис» направлена претензия от 21.09.2023 № 07-30/3075 о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту с требованием, в том числе, выполнения работ.

Заказчиком - администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» 22.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта по причине ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по муниципальному контракту (обязательства по муниципальному контракту надлежащим образом и в установленный муниципальным контрактом срок не исполнены; работы заказчиком не приняты).

ООО «Строй-Сервис» письмом от 02.10.2023 № 74 просило заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, указало об устранении замечаний и намерении завершения работ до 25.10.2023г.

ООО «Строй-Сервис» посредством Единой информационной системы в сфере закупок размещен универсальный передаточный документ от 02.10.2023 № 2 на сумму работ 410 046,20 руб., сведения о подписании которого заказчиком на дату рассмотрения обращения отсутствуют.

Заказчиком - МКУ «УЖКХ» 22.09.2023 с использованием единой информационной системы сформировано, подписано и размещено на официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Решение заказчика от 22.09.2023 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта получено ООО «Строй-Сервис» 22.09.2023

В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта нарушения условий муниципального контракта ООО «Строй-Сервис» не устранены, в связи с чем решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта вступило в силу и муниципальный контракт считается расторгнутым с 03.10.2023.

На момент рассмотрения обращения, ООО «Строй-Сервис» не представлены информация и документы, свидетельствующие о выполнении работ по муниципальному контракту надлежащим образом.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - администрации муниципального района «Усть-Цилемский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не выявлено.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с подпунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Подпунктом «а» Пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика

Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил, Комиссией Коми УФАС России не установлено.

По письменным пояснениям ООО «Строй-Сервис» в адрес Коми УФАС России от 11.10.2023 № 79 (вх. от 12.10.2023 № 7047-ЭП/23), работы по муниципальному контракту выполнялись в сроки, оговоренные с заказчиком, по мере возможностей, с учетом того, что вся нагрузка по закупке материалов, необходимых для выполнения работ, финансовые и трудовые ресурсы были возложены на подрядчика, при этом в период выполнения работ по муниципальному контракту у подрядчика имелись обязательства по иным контрактам.

Указанные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Доказательств совершения ООО «Строй-Сервис» действий, направленных на надлежащее исполнение муниципального контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, в подтверждение своей добросовестности ООО «Строй-Сервис» не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ООО «Строй-Сервис», участвуя в закупке, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы (оказать услуги) в соответствии на условиях, предложенных Заказчиком.

Победитель закупки должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры, в первую очередь, для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

ООО «Строй-Сервис» как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по муниципальному контракту в соответствии с требованиями закупки. В материалах дела отсутствуют, ООО «Строй-Сервис» не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению муниципального контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил условия муниципального контракта без достаточных не то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ООО «Строй-Сервис» были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по муниципальному контракту.

На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ООО «Строй-Сервис» своих обязательств по муниципальному контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении муниципального контракта, отсутствие со стороны ООО «Строй-Сервис» доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по муниципальному контракту, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной ООО «Строй-Сервис» недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 13 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми информацию в отношении ООО «Строй-Сервис» (адрес: 169480, Республика Коми, Усть-Цилемский район, Усть-Цильма село, Новый квартал улица, 24а, ИНН: 1120004721, директор: <...>, ИНН <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 13.03.2023 № 03073000472230000140001 (реестровый номер 3112000529923000019), заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Выполнение работ по обустройству мостового перехода через Домашний ручей с. Усть-Цильма-2, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им В.Ф. Батманова, в районе д. 98», извещение № 0307300047223000014 (ИКЗ 233112000529911200100100020014299244) сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ООО «Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - администрации муниципального района «Усть-Цилемский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии: <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии: <...>,<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4054

 

 

Связанные организации

ООО "СТРОЙ-СЕРВИС"
ИНН 1120004721, ОГРН 1031101070770
Администрация муниципального района «Усть-Цилемский»
ИНН 1120005299, ОГРН 1061105009954