Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/952/24 Решение от 15 февраля 2024 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-88/2024

12 февраля 2024 года                                                                                                     г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по обращению физического лица, направленному в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 24.01.2024 № 20870002-р-192-24/223-20870002 (вх. от 29.01.2024 № 873/24), о проведении контрольных мероприятий на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в том числе, при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в части соблюдения требований законодательства о контрактной системе, в том числе, постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 794 «Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа» (далее - постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 794), постановления Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445), установленным к обязательным условиям проекта контракта, касающимся ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило обращение физического лица, направленное в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 24.01.2024 № 20870002-р-192-24/223-20870002 (вх. от 29.01.2024 № 873/24), о проведении контрольных мероприятий на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе, в том числе, при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в части соблюдения требований законодательства о контрактной системе, в том числе, постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 794, постановления Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445, установленным к обязательным условиям проекта контракта, касающимся ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (далее - обращение).

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 24.12.2020 № 3/2020-42 утверждено Положение об Управлении дорожной инфраструктуры, транспорта и связи администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - УДИТиС администрации МО ГО «Сыктывкар»), по пункту 3.15 указанного Положения в целях выполнения возложенных задач УДИТиС администрации МО ГО «Сыктывкар», наряду с прочим, заключает муниципальные контракты (соглашения) на транспортное обслуживание населения, осуществляет контроль за исполнением их условий.

В связи с наличием в обращении признаков нарушений заказчиком - УДИТиС администрации МО ГО «Сыктывкар» требований Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

О проведении внеплановой проверки заявитель, УДИТИС администрации МО ГО «Сыктывкар» надлежащим образом извещены.

УДИТИС администрации МО ГО «Сыктывкар» письмом от 08.02.2024 № 01-05/556 (вх. от 09.02.2024 № 1384-ЭП/24) в материалы внеплановой проверки представлены письменная информация и копии документов.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

 

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

По пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, проект контракта.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частями 4-8 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53, 56, 63 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Согласно письменной информации УДИТИС администрации МО ГО «Сыктывкар» от 08.02.2024 № 01-05/556 (вх. от 09.02.2024 № 1384-ЭП/24) в период с 11.05.2022 по дату подготовки указанной письменной информации - 08.02.2024 закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» осуществлялись как у единственных подрядчиков на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, так и посредством осуществления конкурентных процедур способом электронных аукционов.

С учетом положений части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе и доводов обращения, признаки нарушений заказчиком - УДИТиС администрации МО ГО «Сыктывкар» требований Закона о контрактной системе усматриваются при осуществлении заказчиком закупок конкурентным способом.

2.1. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее - Правила определения размера штрафа).

По подпунктам а), б) пункта 3 Правил определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

По пункту 4, подпункту а) пункта 5, подпунктам а), б) пункта 6, подпунктам а), б) пункта 9 Правил определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

В соответствии с пунктами 11-13 Правил определения размера штрафа общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445, вступившем в силу 31.08.2022 (Типовые условия контрактов).

Пункты 25-27 раздела IV Типовых условий контактов содержат следующие условия об ответственности заказчика: «В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по оплате контракта (отдельного этапа исполнения контракта) подрядчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик выплачивает подрядчику штраф, размер которого определяется в соответствии с пунктом 9 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. № 1063».

Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта».

Пункты 28-31 раздела V Типовых условий контактов содержат следующие условия об ответственности подрядчика: «За невыполнение подрядчиком объема работ, предусмотренных контрактом (отдельным этапом исполнения контракта), подрядчик уплачивает штраф в размере, определяемом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022г. № 794 «Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа».

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением невыполнения подрядчиком объема работ, предусмотренных контрактом (отдельным этапом исполнения контракта), подрядчик уплачивает штраф в размере 1000 рублей.

В случае просрочки подрядчиком исполнения обязательства о перечисления заказчику собранной платы за проезд пассажиров и провоз багажа, если это предусмотрено контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта».

Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2022 № 794 «Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа» (начало действия документа - 11.05.2022).

Пунктами 1, 2 Особенностей определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа, утвержденных постановлением правительства РФ от 30.04.2022 № 794, установлено: «Объем работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, определяется исходя из количества невыполненных рейсов, протяженности маршрута таких перевозок и (или) продолжительности рейса, установленной графиком движения транспортного средства.

Порядок отнесения рейсов к невыполненным рейсам устанавливается заказчиком, имея в виду что к невыполненным рейсам не относятся рейсы, не выполненные вследствие:

дорожно-транспортных происшествий, произошедших не по вине подрядчика и (или) его работников;

снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах;

иных обстоятельств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта).

За невыполнение объема работ, предусмотренного пунктом 1 настоящего документа, подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере одного процента стоимости указанного объема работ».

3. Согласно письменной информации УДИТИС администрации МО ГО «Сыктывкар» от 08.02.2024 № 01-05/556 (вх. от 09.02.2024 № 1384-ЭП/24) в период с 11.05.2022 по дату подготовки указанной письменной информации - 08.02.2024 заказчиком осуществлено 40 закупок способом электронных аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.

Обращение не содержит указание на конкретные закупки, при осуществлении которых заказчиком нарушены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в связи с чем Комиссия Коми УФАС России провела проверку закупок выборочно.

3.1. Извещение о закупке № 0307300005222000284 способом электронного аукциона «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 9 «Автостанция - Красная гора», № 55 «ЖДВ - Диагностический центр» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 08.06.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 133 410,50 руб.

Проект муниципального контракта размещен в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа.

Ответственность сторон по контракту установлена в разделе 9 проекта контракта.

Согласно пунктам 9.1, 9.2 проекта контракта: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017г. № 1042 (далее - Правила)».

В пункте 9.3 проекта контракта предусмотрены обязательные условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа положений пункта 9.3 проекта контракта установлено об их соответствии требованиям частей 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 3, 5, 6, 11 Правил определения размера штрафа.

В пункте 9.4 проекта контракта предусмотрены обязательные условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа положений пункта 9.4 проекта контракта установлено об их соответствии требованиям части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 9, 12 Правил определения размера штрафа.

Приложение № 5 к проекту контакта содержит порядок определения Заказчиком фактически выполненных работ (фактического пробега и (или) часов работы транспортных средств), подлежащих оплате Заказчиком, по каждому этапу исполнения Контракта с учетом особенностей организации регулярных перевозок в муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар», при этом содержит положение: «Рейсы не считаются невыполненными, в случае внепланового ограничения или прекращения движения транспортных средств по отдельным участкам улично-дорожной сети.

К невыполненным по вине Подрядчика не относятся рейсы, невыполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, а также рейсы, невыполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законами или иными нормативными правовыми актами Республики Коми, МО ГО «Сыктывкар».

Таким образом, приложение № 5 к проекту контакта содержит порядок отнесения рейсов к невыполненным рейсам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 794.

Проект контракта в разделе 9 не содержит условия о размере штрафа за невыполнение объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 794, вместе с тем, с учетом положений пункта 9.1 проекта контракта: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации», констатировать нарушение требований Закона о контрактной системе не представляется возможным.

По результатам закупки заказчиком 27.06.2022 заключен контракт (реестровый номер 31101170480 22 000013).

Условия контракта об ответственности сторон по контракту, установленные в разделе 9 контракта, соответствуют разделу 9 проекта контракта, являющегося составной части извещения о закупке.

Отсутствие нарушений требований Закона о контактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 794, касающихся обязательных условий проекта контракта относительно ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлено при осуществлении заказчиком закупок способами электронных аукционов:

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 3 «Аэровокзал - с/х Пригородный», № 18 «пл. им. Габова - СЛПК», № 19 «Городской автовокзал - Строитель - Городской автовокзал», №38 «ул. Карла Маркса - общ. Дырнос-3», № 46 «Давпон - Автостанция - Давпон», № 54 «ЖДВ - ул. Славы», извещение № 0307300005222000285 от 08.06.2022,

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 30 «ЖДВ - Дырнос-3», № 36 «Орбита - Дырнос-3», извещение № 0307300005222000286 от 08.06.2022.

3.2. Извещение о закупке № 0307300005222000546 способом электронного аукциона «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 30 «ЖДВ - Дырнос 3», № 36 «Орбита - Дырнос 3» размещено на официальном сайте 28.11.2022.

Проект муниципального контракта размещен в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа.

Ответственность сторон по контракту установлена в разделе 9 проекта контракта.

Пунктом 9.1 проекта контракта установлено: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Условия об ответственности заказчика, соответствующие пунктам 25-27 раздела IV Типовых условий контактов, включены заказчиком в пункты 9.3.1, 9.3.2, 9.3.3 проекта контракта.

Условия об ответственности подрядчика, соответствующие пунктам 28-31 раздела V Типовых условий контактов, включены заказчиком в пункты 9.2.1, 9.2.2, 9.2.4, 9.2.6 проекта контракта.

Приложение № 5 к проекту контакта содержит порядок определения Заказчиком фактически выполненных работ (фактического пробега и (или) часов работы транспортных средств), подлежащих оплате Заказчиком, по каждому этапу исполнения Контракта с учетом особенностей организации регулярных перевозок в муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар», при этом содержит положение: «Рейсы не считаются невыполненными, в случае внепланового ограничения или прекращения движения транспортных средств по отдельным участкам улично-дорожной сети. К невыполненным по вине Подрядчика не относятся рейсы, невыполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, а также рейсы, невыполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законами или иными нормативными правовыми актами Республики Коми, МО ГО «Сыктывкар».

Таким образом, приложение № 5 к проекту контакта содержит порядок отнесения рейсов к невыполненным рейсам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 794.

При этом пункт 9.2.1 проекта контракта содержит условие: «За невыполнение подрядчиком объема работ, предусмотренных контрактом (отдельным этапом исполнения контракта), подрядчик уплачивает штраф в размере, определяемом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 794 «Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа».

В действиях заказчика - УДИТиС администрации МО ГО «Сыктывкар» нарушения требований законодательства о контрактной системе, в том числе постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 794, постановления Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445, к обязательным условиям проекта контракта, касающимся ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом не установлены.

По результатам закупки заказчиком 19.12.2022 заключен контракт (реестровый номер 3110117048022000031).

Условия контракта об ответственности сторон по контракту, установленные в разделе 9 контракта, соответствуют разделу 9 проекта контракта, являющегося составной части извещения о закупке.

Отсутствие нарушений требований Закона о контактной системе, постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 794, постановления Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445, касающихся обязательных условий проекта контракта относительно ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлено при осуществлении заказчиком закупок способами электронных аукционов:

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 9 «Автостанция - Красная гора», № 55 «ЖДВ - Диагностический центр», извещение № 0307300005222000547 от 28.11.2022,

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 3 «Аэровокзал - с/х Пригородный», № 18 «пл. им. Габова», № 19 «Городской автовокзал - Строитель городской автовокзал», № 38 «ул. Карла Маркса -общ. Дырнос - 3», № 46 «Давпон - Автостанция - Давпон», №54 «ЖДВ - ул. Славы», извещение № 0307300005222000560 от 05.12.2022,

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 12 «СЛПК - Автостанция», извещение № 0307300005222000564 от 07.12.2022,

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 26 «Автостанция - п. Седкыркещ», извещение № 0307300005222000565 от 07.12.2022,

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту №103 «Автостранция - Мырты-Ю», извещение № 0307300005222000567 от 07.12.2022,

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 23д «Турбаза Лемью - ЦВК», извещение № 0307300005222000568 от 08.12.2022,

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 29 «Городской автовокзал - м. Заречье», извещение № 0307300005222000571 от 09.12.2022,

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 126 «Орбита - Максаковские дачи», извещение № 0307300005223000199 от 06.04.2023;

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 109 «ЖД вокзал - Мырты-Ю», извещение № 0307300005223000200 от 06.04.2023;

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 105 «Автостанция - общество «Здоровье», извещение № 0307300005223000203 от 06.04.2023;

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 29 «Городской автовокзал - м. Заречье», извещение № 0307300005223000346 от 05.06.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 30 «ЖДВ-Дырнос-3», № 36 «Орбита-Дырнос-3», извещение № 0307300005223000353 от 07.06.2023,

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 9 «Автостанция - Красная гора», № 55 «ЖДВ - Диагностический центр», извещение № 0307300005223000354 от 07.06.2023,

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 12 «СЛПК - Автостанция», извещение № 0307300005223000486 от 07.08.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 126 «Орбита - Максаковские дачи», извещение № 0307300005223000577 от 29.09.2023;

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 24 «Росгосстрах - Верхний Чов», извещение № 0307300005223000741от 05.12.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 6 «Дырнос - Росгосстрах», № 20 «Опытная станция - Дырнос», № 0307300005223000742 от 05.12.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 23д «Турбаза Лемью - ЦВК», № 23 «пл.им. Габова - п.г.т. Краснозатонский», извещение № 0307300005223000743 от 05.12.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 7 «Городской автовокзал - Школа № 33», № 28 «ул. 65 лет Победы - ТРЦ «Макси», извещение № 0307300005223000744 от 05.12.2023;

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 17 «Кардиоцентр - с/х Пригородный», № 18 «Гостиница центральная - СЛПК, № 54 «ЖДВ - ул. Славы», извещение № 0307300005223000748 от 05.12.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 4 «Городской автовокзал - с/х Пригородный», № 44 «Городской автовокзал - ул. Тентюковская», извещение № 030730000522300750 от 06.12.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту № 26 «пл.им. Габова - п. Седкыркещ», извещение № 030730000522300751 от 06.12.2023;

-«Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 3 «Аэровокзал - с/х Пригородный», № 9 «м. Заречье - Красная гора», извещение № 030730000522300753 от 06.12.2023;

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам № 12 «Аэровокзал - СЛПК», № 19 «Городской автовокзал - Строитель - Городской автовокзал», № 21 «Верхний Чов - СЛТ», № 46 «Давпон - Автостанция - Давпон», извещение № 030730000522300754 от 06.12.2023.

4. Обращение содержит доводы о проведении контрольных мероприятий в отношении заказчика - УДИТиС администрации МО ГО «Сыктывкар» на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе, в том числе, при исполнении контактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В силу пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

По пунктам 1.2, 2.4, 3.27 Положения о Департаменте финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденного решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 14.07.2009 № 23/07-425, Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» является финансовым органом муниципального образования городского округа «Сыктывкар», к основным задачам Департамента финансов отнесено, наряду с прочим, осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.

В соответствии с возложенными на него задачами Департамент финансов выполняет функции, в том числе, осуществляет полномочия внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренные статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, наряду с прочим, контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, Коми УФАС России направило копию обращения письмом от 30.01.2024 НГ/517/24 в Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» по подведомственности для рассмотрения доводов, отнесенных к компетенции Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», о чем заявитель извещен (копия письма от 30.01.2024 НГ/517/24 направлена также в адрес заявителя для сведения).

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

По результатам внеплановой проверки доводов, касающихся требований Закона о контрактной системе, рассмотрение которых отнесено к компетенции Коми УФАС России, в действиях заказчика - УДИТиС Администрации МО ГО «Сыктывкар» нарушения требований Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 794, постановления Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445, установленных к обязательным условиям проекта контракта, касающимся ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не подтверждены.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

     

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

2024-1049

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны