Решение №03-04/546 - от 23 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство»

mku-gorhoz@bk.ru

 

<……>.

 

<……>.

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-7/2023

 

23 января 2023 года

 

 

 

                          № 03-04/546

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России) при проведении внеплановой проверки на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) по обращению <……> б/д б/н, перенаправленному письмом Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2022 № 28/118015-ПР/22 (вх. от 29.12.2022 № 7031-э.) о возможном нарушении заказчиком – муниципальным казенным учреждением «Городское хозяйство» (169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Ленина, д. 13, пом. 58; ОГРН: 1211100005467, ИНН: 1106035326, КПП: 110601001) (далее – МКУ «Городское хозяйство») требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в части проведения закупок на оказание услуг по отлову и содержанию животных без проведения конкурентных процедур,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письмом Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2022 № 28/118015-ПР/22 (вх. от 29.12.2022 № 7031-э.) перенаправлено обращение <……> б/д б/н, содержащее доводы о возможном нарушении заказчиком – МКУ «Городское хозяйство» требований Закона о контрактной системе в части проведения закупок на оказание услуг по отлову и содержанию животных без проведения конкурентных процедур.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, наряду с прочим, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с чем, в целях рассмотрения доводов <……>., изложенных в обращении, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения МКУ «Городское хозяйство» требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на оказание услуг по отлову и содержанию животных.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

МКУ «Городское хозяйство» письмом от 19.01.2023 № 20 (вх. от 20.01.2023 № 273-э.) представлены письменная информация и копии документов по запросу Коми УФАС России от 10.01.2023 № 03-04/79.

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.

1. Согласно пунктам 3, 6, 16 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе:

- закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

- муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

- совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:

контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентировано в статье 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Информация о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракты с которыми планируются к заключению в течение очередного финансового года и (или) в плановом периоде, подлежит включению в план закупок и план-график закупок.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Согласно сведениям плана-графика № 202202006000004003, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), совокупной годовой объем закупок заказчика составляет 9 271 709,97 руб.

Следовательно, годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет 927 107, 997 руб., т.е. не менее десяти процентов от совокупного годового объема закупок учреждения.

Согласно сведениям плана-графика № 202202006000004003, размещенного в ЕИС, годовой объем закупок, осуществленный заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет 5 858 999,01 руб., что превышает два миллиона рублей и десять процентов совокупного годового объема закупок учреждения.

Таким образом, ограничения, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе МКУ «Городское хозяйство» не соблюдены.

Так, с превышением годового объема закупок на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, МКУ «Городское хозяйство» заключены договоры на выполнение ремонтных работ здания приюта для животных без владельцев МКУ «Городское хозяйство», в том числе:

- контракт от 11.10.2022 № 44/2022 на выполнение работ по текущему ремонту по прокладке трубопроводов водоснабжения для приюта животных без владельцев, расположенного по адресу: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Транспортная, д. 7/2, заключенный с индивидуальным предпринимателем <……> (далее – ИП <……>.).

Цена контракта составила 537 396, 81 руб.

Как указано заказчиком в письме от 19.01.2023 № 20 (вх. от 20.01.2023 № 273-э.), МКУ «Городское хозяйство» осуществление закупок с единственным поставщиком было необходимой мерой, во исполнение требований, определенных Постановлением Правительства Республики Коми от 28.04.2020 № 210 «Об установлении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Республики Коми».

В случае проведения конкурентных процедур на аналогичные виды работ, по мнению МКУ «Городское хозяйство», помещения и здание приюта невозможно было бы до конца финансового 2022 года привести в соответствие с требованиями, установленными действующим законодательством Республики Коми.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Городское хозяйство» установлено нарушение части 2 статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки с единственным подрядчиком с превышением годового объема таких закупок.

2. В силу пункта 2 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит, наряду с прочим, планы-графики.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о контрактной системе, в случае, если информация, предусмотренная пунктами 1 - 15 части 3 настоящей статьи и размещенная в единой информационной системе, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.

Согласно пункту 14 Правил, контрольный орган вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки, за исключением документов и информации, размещенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в единой информационной системе. В случае если в ходе проведения плановой (внеплановой) проверки контрольным органом установлено, что информация и документы, размещенные в единой информационной системе, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, то для контрольного органа приоритет имеют информация и документы, размещенные в единой информационной системе.

Частью 1 статьи 16 Закона о контрактной системе предусмотрено, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Согласно части 7 Закона о контрактной системе, план-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе, планы-графики подлежат изменению при необходимости, в том числе, в целях приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий.

Вместе с тем, частью 9 статьи 16 Закона о контрактной системе установлено, что внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

Так, в соответствии со сведениями плана-графика закупок № 202202006000004003, размещенного в ЕИС, совокупный годовой объем закупок МКУ «Городское хозяйство» составляет 9 271 709,97 руб., тогда как в письменной информации МКУ «Городское хозяйство» от 19.01.2023 № 20 (вх. от 20.01.2023 № 273-э.) указано, что совокупный годовой объем заказчика составляет 9 582 580,14 руб.

Следовательно, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе, МКУ «Городское хозяйство» должно было разместить в ЕИС изменения в план-график при изменении доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении.

Таким образом, бездействие заказчика – МКУ «Городское хозяйство», выраженное в виде неразмещения в ЕИС изменений в план-график закупок № 202202006000004003, в части сведений об изменении совокупного годового объема закупок, имеет признаки нарушения пункта 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе.

Указанное содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение срока вносимых изменений в план-график закупок установлена частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.7 и части 1 статьи 23.7.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в Республике Коми по федеральным заказчикам - Управление Федерального казначейства по Республике Коми, указанное следует из Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013                          № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере») и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в Республике Коми по республиканским заказчикам - Министерство финансов Республики Коми, указанное следует из Порядка осуществления Министерством финансов Республики Коми полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2013 № 540 «Об утверждении Порядка осуществления Министерством финансов Республики Коми полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»).

КоАП РФ не решен вопрос о подведомственности рассмотрения дел по части 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ в случае привлечения к административной ответственности муниципальных заказчиков.

Из части 1 статьи 28.4 КоАП РФ следует, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным, наличием правовой неопределенности по вопросу подведомственности обозначенной в настоящем решении категории административных дел, материалы внеплановой проверки и настоящее решение будет отправлено в Прокуратуру города Усинска для возбуждения дела об административном правонарушении.

3. Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно подпункту «б» пункта 35 Правил, в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен

Таким образом, предписание по результатам проведения внеплановой проверки выдаче не подлежит, так как контракты МКУ «Городское хозяйство» заключены.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. По результатам внеплановой проверки в действии заказчика – МКУ «Городское хозяйство» выявлено нарушение части 2 статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки у единственного подрядчика с превышением годового объема таких закупок при заключении договора с ИП <……> от 11.10.2022                     № 44/2022 на выполнение работ по текущему ремонту по прокладке трубопроводов водоснабжения для приюта животных без владельцев, расположенного по адресу: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Транспортная, д. 7/2.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица МКУ «Городского хозяйство», допустившего нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки у единственного подрядчика с превышением годового объема таких закупок при заключении договора указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего решения.

4. Передать копию настоящего решения и материалов внеплановой проверки в Прокуратуру города Усинска для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ в части неразмещения в ЕИС изменений в план-график закупок МКУ «Городское хозяйство» за 2022 год.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                        <……>.

 

 

Члены комиссии                                                                                                   <……>.

 

 

                                                                                                                    <……>.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны