Решение №ПК/2054/24 Решение по делу от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № ПК/2054/24 

город Сыктывкар

Резолютивная часть решения оглашена «26» марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «08» апреля 2024 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции и контроля рекламы,

Членов Комиссии:

<...>  – заместителя начальника отдела защиты конкуренции и контроля рекламы управления,

<...> – главного специалиста-эксперта отдела управления,

рассмотрев дело № 011/01/10-559/2023, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом ПАО «Т» (ИНН <...> , ОГРН <...> ), адрес места нахождения: 143421, Московская область, <...> , место нахождения филиал «Коми» ПАО «Т» : 167004, г. Сыктывкар, <...> (далее — ПАО «Т», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<...> – представителя ООО «С», действующего по доверенности от 10.10.2023,

<...>- представителя ПАО «Т», действующего по доверенности от 05.09.2023,

<...>- представителя ПАО «Т», действующего по доверенности от 14.08.2023,

<...>- представителя ПАО «Т», действующей по доверенности от 09.09.2022,

<...> – представителя ПАО «Т», действующего по доверенности от 09.09.2022,

<...> – представителя ПАО «Т», действующей по доверенности от 26.02.2024,

<...> - представителя ПАО «Т», действующей по доверенности от 26.02.2024

УСТАНОВИЛА:

1. Антимонопольное дело № 011/01/10-559/2023 возбуждено в отношении ПАО «Т» приказом Коми УФАС России от 05.07.2023 № 61/23.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «С» (далее также заявитель) от 05.04.2023 № 258 (вх. № 1104 от 05.04.2023) на действия (бездействие) ПАО «Т» по необоснованному повышению с 01.01.2023 цены (тарифа) на тепловую энергию (в паре), который не подлежит государственному регулированию и определяется соглашением сторон.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

1.1. Коми УФАС России в ходе рассмотрения материалов заявления провело исследование товарного рынка тепловой энергии (мощности) на территории МО ГО «С» в Республике Коми (аналитический отчет от 03.07.2023 приобщен к материалам дела) (далее – товарный рынок) (л.д. 25-30 т. 8).

Исследование товарного рынка проведено в соответствии с Порядком, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка при исследовании товарного рынка проведена расчетно-аналитическая работа по определению временного интервала товарного рынка, продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, уровня концентрации товарного рынка, барьеров входа на товарный рынок, оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для анализа состояния конкуренции на товарном рынке тепловой энергии (мощности) на территории МО ГО «С» в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные ПАО «Т», ООО «С».

Руководствуясь частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 2.2 Порядка, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2021 по 31.12.2022.

Согласно разделу 3 Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка, проведено на основе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с определениями, данными в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Исходя из пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

Статьей 2 Закона № 190-ФЗ определено, что:

тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии;

передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 1, подп. 2, 3 части 2 статьи 15 Закона № 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Из части 3 статьи 15 Закона № 190-ФЗ следует, что единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона № 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Постановлением администрации МО ГО «С» от 20.08.2014 № 8/3042 ПАО «Т» - СТС филиал «Коми» ПАО «Т» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности 18-34 (в соответствии с таблицей 2 книги 12 схемы теплоснабжения МО ГО «С» на период 2017-2029 годы).

В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подп. «б» пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Согласно части 2.1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, пункта 5(1) Основ ценообразования соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Согласно части 2.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, пункта 5(2) Основ ценообразования с 1 января 2018 г. цены, указанные в части 2.1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, пункте 5(1) Основ ценообразования, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением следующих случаев:

производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 год (подп. «б» пункта 5(2));

- с 1 января 2019 г. в случае, указанном в подпункте "б" пункта 5(2) настоящего документа, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 5(5)).

Как следует из материалов антимонопольного дела, поставка тепловой энергии в паре производится ПАО «Т» с котельной «В» в адрес потребителей ООО «С», АО «С» (далее – АО "С»), к тепловым сетям которых теплопотребляющие установки иных потребителей не присоединены. Годовой объем поставки тепловой энергии не превышает 50 000 Гкал, в связи с чем, цены на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые Обществом в адрес указанных организаций, в том числе в адрес заявителя, не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

Согласно абз. 1 пункта 1, пункту 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 деятельность в сфере теплоснабжения относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 и группе 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», подгруппам (код ОКВЭД): 35.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)», 35.30.2 «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)», 35.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)», 35.30.6 «Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией)».

Тепловая энергия (пар и горячая вода) – вид товара, имеющий определенные особенности и физические свойства: процесс производства тепловой энергии жестко связан с потреблением.

Тепловая энергия - это энергия, характеризующаяся температурой и давлением веществ, участвующих в процессах преобразования и передачи энергии, а ее количественной мерой может служить теплосодержание веществ, используемых при преобразовании и передаче энергии. Количественной мерой тепловой энергии может служить также теплота, под которой понимается энергетическая характеристика процессов теплового взаимодействия термодинамических систем с окружающей средой при теплопередаче без совершения работы.

Тепловая энергия отнесена законодателем к виду энергетического ресурса, который определяется как носитель энергии, используемый для хозяйственной деятельности, жизнеобеспечения.

Не существует товаров-заменителей тепловой энергии с точки зрения цели потребления (теплоэнергия в потреблении не может быть заменена другим товаром), то есть является единственно возможным для потребления товаром (услугой).

В рассматриваемом случае, в силу технологических особенностей производства, передачи и распределения тепловой энергии, тепловая энергия, производимая теплоснабжающими организациями, не может обращаться на разных товарных рынках (наличие проложенных сетей подразумевает один состав покупателей и продавцов). При этом у потребителей отсутствует техническая возможность отказаться от услуг такой теплоснабжающей организации, к сетям которого подключены теплопотребляющие установки потребителей.

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как тепловая энергия (мощность), код ОКЭД 35.30.3, 35.30.6.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статья 539 ГК РФ предусматривает, что подача потребителю энергии осуществляется через присоединенную сеть.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту (потребителю) произведенной или приобретенной тепловой энергии.

При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Согласно пункту 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Теплоснабжение конечных потребителей в Российской Федерации осуществляется на основании схемы теплоснабжения.

В соответствии с Законом № 190-ФЗ схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Система теплоснабжения, согласно пункту 14 статьи 2 Закона № 190-ФЗ, - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг теплоснабжения теплоснабжающими организациями потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Географические границы, на которых теплоснабжающие организации осуществляют поставку тепловой энергии (мощности), соответствуют границам балансовой принадлежности и границам расположения тепловых сетей, посредством которых осуществляется поставка тепловой энергии, то есть участками систем теплоснабжения от теплоисточников до теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии согласно границам балансовой принадлежности тепловых сетей.

Постановлением администрации МО ГО «С» от 19.07.2022 № 7/2152 утверждена актуализированная схема теплоснабжения МО ГО «С» до 2040 года по состоянию на 2023 год (далее – «Схема теплоснабжения»).

Согласно сведениям, опубликованным в главе 3 «Схема теплоснабжения», одним из источников теплоснабжения на территории МО ГО «С» является котельная «В», адрес: г. С, ул. <...>, теплоснабжающая организация – филиал «Коми» ПАО «Т».

В связи со стационарностью объекта, находящегося в собственности у теплоснабжающей организации, посредством которого осуществляется деятельность, связанная с теплоснабжением (теплоисточники, тепловые сети, внутренняя разводка систем отопления и горячего водоснабжения, запорная арматура, тепловое оборудование), а также отсутствием у потребителей иной возможности приобретения тепловой энергии, географические границы исследуемого товарного рынка определены территорией, на которой расположен источник тепловой энергии – котельная «Винзавод», посредством которого ПАО «Т» в границах присоединенной сети осуществляет поставку тепловой энергии (мощности) потребителям.

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг в сфере теплоснабжения, включаются организации, осуществляющие сбыт (продажу) конечным потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности).

Постановлением администрации МО ГО «С» 20.08.2014 № 8/3042 ПАО «Т» - СТС филиал «Коми» ПАО «Т» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности, в том числе от источника тепловой энергии – котельная «В», принадлежащего Обществу.

Таким образом, хозяйствующим субъектом, действующим на товарном рынке тепловой энергии (мощности) на территории, на которой расположен источник тепловой энергии – котельная «В», посредством которого в границах присоединенной сети осуществляется поставка тепловой энергии (мощности) потребителям, является ПАО «Т» (ИНН <...>, ОГРН <...>).

Объем товарного рынка тепловой энергии (мощности), поставляемой от котельной «В» в границах присоединенной сети, в период с 01.01.2021 по 31.12.2022 составил 19 944,7 Гкал. На долю ПАО «Т» приходится 100 % от общего объема товарного рынка.

Согласно Пункту 7.2 Порядка, по показателям коэффициента рыночной концентрации (CR3 = 100%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI = 10000) исследуемый товарный рынок тепловой энергии (мощности) в МО ГО «С» относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.

Товарный рынок тепловой энергии (мощности), поставляемой с котельной «В» в МО ГО «С», характеризуется наличием барьеров входа на рынок: экономических, административных, других ограничений.

По состоянию на дату принятия настоящего решения положение Общества на рассматриваемом товарном рынке не изменилось. Объем тепловой энергии, поставляемой в адрес потребителей за период с 01.01.2021 по 31.12.2023 составил 30 794,1 Гкал.

В силу части 4 статьи 4.2 Закона № 190-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Т» занимает доминирующее положение на товарном рынке тепловой энергии (мощности) в границах присоединенной сети от(к) котельной «В» в МО ГО «С», посредством которой ПАО «Т» осуществляет поставку тепловой энергии (мощности) потребителям. В связи с чем, на действия (бездействие) ПАО «Т» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

1.2. Согласно статье 4.2 Закона № 190-ФЗ антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов потребителей.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4.2, частью 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения, в том числе являются цены. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно частям 2.1, 2.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, пункту 5(5) Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые ПАО «Т» от котельной «В» в адрес потребителей - ООО «С», АО «С», не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

В силу абз. 1 пункта 1, пункту 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Между Обществом и ООО «С» заключен договор теплоснабжения № СРОП-0002013 (снабжение тепловой энергией в паре) от 31.12.2019, в редакции протокола разногласий от 31.12.2019 к договору (далее – Договор) (л.д. 113-120 т. 8).

Согласно пункту 4.1 Договора Потребитель оплачивает Теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии (мощности) и (или) невозвращенного теплоносителя в соответствии с законодательством РФ по ценам, определенным соглашением сторон, в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Договору.

Приложением № 4 к Договору «Порядок оплаты» предусмотрено:

6.1. Цена на тепловую энергию определяется по формуле:

Цтэin = 568,78*Iгазin/2пг2018 + 876,38*In/2018, руб./Гкал (без НДС), где

i - расчетный период,

n – календарный год действия договора,

Iгазin/2пг2018 – фактический индекс роста (снижения) оптовой цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, утвержденной уполномоченным органом власти для Республики Коми, для расчетного месяца i календарного года n по отношению к уровню этой же цены в декабре 2018 года,

In/2018 – индекс потребительских цен на соответствующий календарный год n по отношению к 2018 году (в среднем за год), рассчитанный как произведение известных фактических ИПЦ (индекс потребительских цен) и прогнозных ИПЦ по состоянию на 01 (первое) декабря года (n-1) прогнозных по формуле:

In/20182019ИПЦj, где

ИПЦj – фактический ИПЦ (если известен) в среднем за год J в процентах или в виде безразмерной величины к предыдущему году (j-1) или прогнозный ИПЦ известный по состоянию на 01 (первое) декабря года (n-1) в среднем за год J в процентах или в виде безразмерной величины к предыдущему году (j-1).

Фактический ИПЦ — фактический индекс потребительских цен на все товары и услуги за период с начала календарного года в процентах или в виде безразмерной величины к соответствующему периоду предыдущего года, определяемый и публикуемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации на официальном сайте указанного органа исполнительной власти.

Прогнозный ИПЦ — прогнозный индекс потребительских цен (в среднем за год) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 1 (первое) декабря года (n-1), разработанному федеральным органом исполнительной власти в сфере социально-экономической политики. В случае, если опубликовано несколько показателей индекса роста потребительских цен, то для расчета принимается базовый вариант.

6.2. Цена на теплоноситель: Цтнn=66,53* In/2018, руб./куб.м. (без НДС).

Согласно протоколам согласования цены (приложение № 4.1 к Договору) (л.д. 22, 24, 26 т. 8) сторонами согласованы следующие цены на тепловую энергию и теплоноситель (без учета НДС), которые приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Дата согласования цены

Дата действия цены

Цена на тепловую

энергию

(руб./Гкал)

Цена на

теплоноситель

(руб./куб.м.)

29.03.2019

с 01.01.2019

по 30.06.2019

1485,47

 

69,59

 

с 01.07.2019

по 31.12.2019

1493,44

31.12.2019

с 01.01.2020

по 30.06.2020

1521,84

 

71,75

 

с 01.07.2020

по 31.12.2020

1539,14

05.02.2021,

30.06.2021

с 01.01.2021

по 31.12.2021

1572,65

74,29

 

При этом регулируемая цена на тепловую энергию, установленная Комитетом Республики Коми по тарифам приказом от 06.06.2019 № 23/1-Т ПАО «Т» для потребителей МО ГО «С», составила:

с 01.07.2019 по 30.06.2020 - 1 484,22 руб./Гкал,

с 01.07.2020 по 30.06.2021 - 1 543,59 руб./Гкал.

с 01.07.2021 по 30.06.2022 - 1 602,25 руб./Гкал.

Таким образом, в период с 01.07.2021 по 31.12.2021 цена на тепловую энергию, установленная Обществом и согласованная заявителем, была ниже регулируемой цены.

В дальнейшем Общество применяло цены на тепловую энергию, которые ООО «С» не были согласованы, рассчитанные Обществом по формуле, приведенной в пункте 6.1 Приложения № 4 к Договору, согласованной сторонами, с учетом индекса роста (снижения) оптовой цены на газ и индекса потребительских цен.

АО «К» (далее – АО «К»), действующее в качестве агента ПАО «Т» в рамках агентского договора от 29.06.2017 № 611-120/1160, уведомляло заявителя об изменениях цен на тепловую энергию и теплоноситель, направляло акты об индексации цены (л.д. 36, 49, 50 т. 8).

Цены на тепловую энергию и теплоноситель, установленные Обществом с 01.07.2021 и предъявляемые к оплате потребителям, в том числе заявителю, приведены в таблице № 2.

Таблица № 2

Период действия цены

Цена на тепловую энергию (руб./Гкал)

Цена на теплоноситель (руб./куб. м.)

с 01.07.2021 по 31.03.2022

1590,47

74,29

с 01.04.2022 по 30.06.2022

1658,59

79,45

с 01.07.2022 по 30.11.2022

1689,30

79,45

с 01.12.2022 по 31.12.2022

1743,91

79,45

с 01.01.2023

2 613,47

92,53

 

Согласно данным, приведенным в таблице № 2, цена на тепловую энергию, установленная Обществом с 01.04.2022 в размере 1658,59 руб./Гкал (без НДС), превышает цену, установленную с 01.07.2021, на 4,3 %; установленная с 01.01.2023 цена в размере 2613,47 руб./Гкал (без НДС) превышает цену, установленную Обществом с 01.04.2022, на 57,6 %.

Также установлено, что цена на тепловую энергию, установленная Обществом с 01.04.2022 в размере 1658,59 руб./Гкал, выше регулируемой цены на тепловую энергию на 3,5 %, с 01.01.2023 - на 40,7 %.

По мнению заявителя, если ранее в 2022 году Общество обосновывало повышение цен индексом роста оптовых цен на газ, то относительно цены, предложенной на 2023 год, применяемый подход теряет такое обоснование.

Заявитель считает, что уровень роста договорной цены в 2023 году не должен существенно отличаться от уровня роста фактической себестоимости производства тепловой энергии в котельной «В» в сравнении с предыдущим годом, при этом увеличение в 2023 году расходов на производство тепловой энергии должно соответствовать объективным факторам.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, состав продавцов (ПАО «Т») и покупателей тепловой энергии (ООО «С», АО «С») котельной «В» не изменились.

При этом, в соответствии с нормами Закона № 190-ФЗ, Основ ценообразования № 1075, рассматриваемая цена на тепловую энергию с 01.01.2019 не подлежит государственному регулированию и определяется соглашением сторон.

Таким образом, начиная с 01.01.2019 изменились условия обращения тепловой энергии, поставляемой ПАО «Т» с котельной «В» в адрес потребителей, в части отмены государственного регулирования такой цены.

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, письму ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Товарный рынок теплоснабжения характеризуется отсутствием на нем конкуренции.

Товарные рынки, сопоставимые рассматриваемому товарному рынку по количеству продаваемого товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, не установлены.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление Пленума № 2) на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

При анализе обоснованности установления Обществом цен на тепловую энергию, поставляемую в адрес потребителей, были учтены положения частей 3.1, 3.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, согласно которым:

при установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон;

в случае, если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения по ценам (тарифам), определенным соглашением сторон, а также договоры теплоснабжения по ценам (тарифам), подлежащим регулированию, при расчете тарифов в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и объем таких товаров в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми указанными договорами.

Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э), предусмотрено, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются методы, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов.

Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Сведения об объёмах полезного отпуска тепловой энергии от котельной «В» потребителям, в том числе ООО «С» (л.д. 243, т. 1, л.д. 31 т. 8), приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

Показатели

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Объем полезного отпуска тепловой энергии, Гкал

8806,49

8700,33

9576,66

10368

Изменение объема к предыдущему периоду, %

 

-1,2

+10,1

+8,3

 

Данные, представленные в таблице № 3, свидетельствуют об увеличении объема потребления тепловой энергии от котельной «В» в 2021-2022 г.г., по отношению к объемам 2019-2020 г.г.

Из письменной информации, представленной Обществом письмом от 23.06.2023 № 50400-07-1558 (л.д. 100 т. 1), фактическая среднегодовая цена на тепловую энергию с котельной «В» составила:

2019 год - 2 145,13 руб./Гкал;

2020 год - 2 274,62 руб./Гкал;

2021 год – 2105,53 руб./Гкал;

2022 год – 2 140,83 руб./Гкал.

Таким образом, цены на тепловую энергию, установленные ПАО «Т», в том числе согласованные заявителем (2019-2021 г.г.), ниже расходов, необходимых для производства и реализации тепловой энергии с котельной «В» в адрес потребителей.

Поскольку со стороны ООО «С» разногласия по цене на тепловую энергию возникли с установления Обществом цены на тепловую энергию с 01.01.2022 Комиссией Коми УФАС России проведен анализ документов ПАО «Т» по экономической обоснованности расходов, включенных Обществом в расчет цены на тепловую энергию с 01.01.2022.

В процессе рассмотрения настоящего антимонопольного дела Комиссией Коми УФАС России оценка установленных Обществом цен на тепловую энергию (далее также товар) произведена с использованием затратного метода, в соответствии с которой анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

Рентабельность - это величина, рассчитанная следующим образом:

((Цена — Себестоимость):Себестоимость)) х 100 %, где

цена - это стоимость единицы товара,

себестоимость - это сумма расходов, необходимых для производства и реализации единицы товара.

Согласно статье 252 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ):

  1. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии со статьей 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Согласно пункту 24 Методических указаний № 760-э расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие расходов:

1) расходы на топливо;

2) расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель;

3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяемые в соответствии с пунктами 28 и 31 Основ ценообразования;

4) расходы на сырье и материалы;

5) расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом;

6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;

7) амортизация основных средств и нематериальных активов;

8) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

9) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг;

10) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов;

11) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования;

12) расходы на служебные командировки;

13) расходы на обучение персонала;

14) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

15) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог, водный налог, прочие налоги), расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Расходы на ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, включаются в соответствующие составляющие расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Из письменных пояснений Общества (л.д. 107-108 т. 1) следует, что ПАО «Т» Филиал Коми производится раздельный учет затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии в разрезе объектов аналитического учета, для чего используются счета бухгалтерского учета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Для целей управленческого учета, учет затрат на производство ведется в разрезе аналитических показателей:

мест возникновения,

видов затрат,

производственных площадок в разрезе городов (место возникновения прибыли),

видов продукции, работ, услуг (заказов).

Фактические расходы Общества на производство и реализацию тепловой энергии за 2021 год, 2022 год, в том числе по котельной «В» документально подтверждены выгрузками из бухгалтерской учетной системы Общества, договорами на поставку товаров, оказание работ, услуг; первичными бухгалтерскими документами: актами на списание материалов, топлива, расходов; счетами – фактурами; справками о начислении заработной платы; оборотными-сальдовыми ведомостями; ведомостями потребления коммунальных услуг (л.д. 35 т. 2 - л.д. 20 т. 8).

Включение ПАО «Т» в цену на тепловую энергию, поставляемую от котельной «В», расходов, не связанных с производством и реализацией тепловой энергии, не выявлено.

Согласно сведениям, представленным Обществом, фактическая себестоимость производства тепловой энергии на котельной «В» по статьям затрат (л.д. 244 т. 1) приведена в таблице № 4.

Таблица № 4

п/п

Показатели

2021 год

2022 год

Изменение, в %

1

Выручка

<...> <...>

+15,1

2

Фактические затраты на производство тепловой энергии, всего

<...> <...>

+10,3

2.1.

Топливо

<...> <...>

+8,1

2.2.

Условно-постоянные расходы

13 234 150,03

14 749 932,61

+7,4

2.2.1

Расходы на сырье и материалы

<...> <...>

-6,2

2.2.2

Расходы на ремонт основных средств

<...> <...>

 

2.2.3

Расходы на электроэнергию

<...> <...>

+21,3

2.2.4

Расходы на оплату труда

<...> <...>

+7,7

2.2.5

Страховые взносы

<...> <...>

+6,1

2.2.6

Амортизация основных средств

<...> <...>

-17,0

2.2.7

Расходы на оплату налогов, сборов

<...> <...>

+34,1

2.2.8

Расходы на оплату работ, услуг

<...> <...>

+39,1

3.

Валовая прибыль (убыток)

- <...>

- <...>

-4,6

4.

Расходы из прибыли

<...> <...>

-16,4

5.

Всего расходы

<...> <...>

+9,9

6.

Полезный отпуск тепловой энергии

9 576,66 Гкал

10 368,00 Гкал

+8,3

7

Фактическая среднегодовая стоимость 1 Гкал

2 105,53 руб./Гкал

2 140,83 руб./Гкал

+1,7

 

Как следует из таблицы № 4, фактическая среднегодовая стоимость производства и реализации 1 Гкал тепловой энергии за 2021 год составила 2 105,53 руб., что превышает цену, установленную Договором, на 33,1 %, за 2022 год – 2 140,83 руб./Гкал, что превышает цену по Договору на 28,8 %.

Таким образом, цены на тепловую энергию, предусмотренные Договором и согласованные заявителем в период с 01.01.2019 по 31.12.2021, применяемые Обществом (несогласованные заявителем) с 01.01.2022 по 31.12.2022, приведенные в таблице № 2, не покрывали расходы, необходимые для производства и реализации тепловой энергии с котельной «В» в адрес потребителей.

Дельность Общества по производству и реализации тепловой энергии с котельной «В» в 2021 году, 2022 году является убыточной.

В целях перехода на работу котельной «В» с формированием цен на базе фактических затрат Общество с 01.01.2023 произвело расчет цены на тепловую энергию по формуле:

Цтэin = 718,49*Iгазin/2пг2021 + 1487,15*In/2021, руб./Гкал, исходя из базовых величин:

топливной составляющей - 718,49 руб./Гкал (по уровню цен за второе полугодие 2021 года);

условно-постоянных расходов - 1487,15 руб./Гкал.

При расчете условно-постоянных расходов (1487,15 руб./Гкал) Общество исходило из фактических расходов на производство и реализацию тепловой энергии по котельной «В» за 2021 год (13 426 016 руб.) и объема полезного отпуска тепловой энергии потребителям, определенного как среднее арифметическое значение фактического отпуска тепловой энергии за 2019-2021 г.г. (9027,8 Гкал).

АО «К» письмом от 15.11.2022 ИСХД-691851 направило в адрес ООО «С» Соглашение о внесении изменений в Договор от 03.11.2022 (л.д. 140-141 т.1), касающихся внесения изменений в пункт 6.1 приложения № 4 к Договору в части определения цены на тепловую энергию в соответствии с указанной формулой.

Согласно акту об индексации цены на 2023 год цена на тепловую энергию составила 2 613,47 руб./Гкал (л.д. 145 т. 1).

При расчете цены на тепловую энергию с 01.01.2023 в размере 2 613,47 руб./Гкал Общество применило:

- индекс роста оптовой цены на газ 13,9 % (согласно приказу ФАС России от 16.11.2022 № 820/22 для Республики Коми установлена оптовая цена на газ в размере 4 520 руб./1000 куб.м., которая выше цены, установленной приказом ФАС России от 02.06.2021 № 546/21 на 2021 год (3968 руб./1000 куб.м), на 13, 9 %);

- индексы потребительских цен 1,139 и 1,05968 согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разработанному Минэкономразвития России 28.09.2022.

Таким образом, внесение изменений Обществом в пункт 6.1 приложения № 4 к Договору в части формулы расчета цены на тепловую энергию обусловлено убыточностью деятельности котельной «В», необходимостью формирования цены исходя из фактических расходов Общества на производство и реализацию тепловой энергии.

Аналогичные изменения к договору теплоснабжения от 01.01.2020 № СРОП-1004138, заключенному между Обществом и АО «С», предусмотренные соглашением от 03.11.2022 в части внесения изменений в пункт 6.1 приложения № 4 к договору, со стороны АО «С» были согласованы (л.д. 170 т. 1).

Также АО «С» был подписан акт об индексации цены на 2023 год, согласно которому с 01.01.2023 цена на тепловую энергию установлена в размере 2 613,47 руб./Гкал (л.д. 175-176 т. 1).

Письмом от 09.06.2023 № ИСХД-826467 АО «К» направило в адрес ООО «С» Соглашение к Договору от 08.06.2023, в соответствии с которым предложено дополнить приложение № 4 к Договору пунктами 7 – 11.2, в том числе об осуществлении перерасчета цены на тепловую энергию, направления потребителю Акта об индексации цены (п. 10).

Соглашения по внесению изменений в условия Договора, предложенные ПАО «Т», со стороны ООО «С» не были согласованы, не подписаны.

Обстоятельства, касающиеся внесения изменений в условия Договора, урегулирования разногласий между ООО «С» и ПАО «Т» по внесению изменений в условия Договора в части изменения цены на тепловую энергию, порядка исполнения Договора, Комиссией исследованы и установлено следующее.

В силу статьи 4.2 Закона № 190-ФЗ антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения, в том числе, являются соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

Полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона № 135-ФЗ состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 № 301-КГ16-1511, от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056, от 29.01.2021 № 307-ЭС20-12944).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 12 постановления Пленума № 2, нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.

Согласно пункту 47 постановления Пленума № 2 из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 22, пунктов 2 - 3.1 части 1 статьи 23 и части 4 статьи 41 Закона № 135-ФЗ к полномочиям антимонопольных органов при выявлении нарушений антимонопольного законодательства относится выдача хозяйствующим субъектам и иным лицам предписаний, направленных на прекращение соответствующих нарушений, устранение их последствий, включая восстановление положения, существовавшего до нарушения. Прекращая выявленное нарушение, антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности в определенном размере, об обязанности возместить понесенные убытки.

Антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

В рассматриваемом случае между заявителем и Обществом имеет место гражданско-правовой спор, касающийся внесения изменений в условия Договора, разрешение которых не относится к полномочиям антимонопольного органа.

Относительно определения ПАО «Т» цены на тепловую энергию в размере 2 613,47 руб./Гкал (без НДС) с 01.01.2023 Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктами 11, 16 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства», исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

По результатам анализа документов, представленных ПАО «Т» в материалы настоящего антимонопольного дела, установлено, что цена на тепловую энергию с котельной «В», рассчитанная ПАО «Т» с 01.01.2023 в размере 2 613,47 руб./Гкал (без НДС), не превышает сумму необходимых для производства и реализации тепловой энергии расходов, и прибыли. В связи с чем, цена на тепловую энергию ПАО «Т» с 01.01.2023 в размере 2 613,47 руб./Гкал не соответствует критериям, установленным частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, и не является монопольно высокой ценой.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № 011/01/10-559/2023, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что со стороны ПАО «Т» имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, злоупотребление рыночной властью, направленное на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии с котельной «В», в том числе ООО «С», и противоречащее требованиям пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/10-559/2023 в связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО «Т».

 

 

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии            <...>

                                              <...>

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

 

2024-2312

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны