Решение №02-01/7988 Решение по делу № 011/01/10-225/2022 от 18 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                             

 

                  Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по республике Коми

 

              РЕШЕНИЕ

 

                                                       город Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» октября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено «18» октября 2022 года  

 

                                                                                                                      №  02-01/7988        

 

 

 

 

 

 

ООО «Газпром трансгаз Ухта» 

Набережная Газовиков, д. 10/1,

г. Ухта, 169300

sgp@sgp.gazprom.ru

 

<…>

(по адресу)                                                                                                       

                                                                                                                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…> заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции и контроля рекламы,

Членов Комиссии: <…> – заместителя начальника отдела защиты конкуренции и контроля рекламы управления,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела управления, 

рассмотрев дело № 011/01/10-225/2022, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (ИНН 1102024468, ОГРН 1021100731190), адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, наб. Газовиков, д. 10/1 (далее – ООО «Газпром трансгаз Ухта», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителей ООО «Газпром трансгаз Ухта»,

заявителя <…>, слушателей: <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Антимонопольное дело № 011/01/10-225/2022 возбуждено в отношении ООО «Газпром трансгаз Ухта» приказом Коми УФАС России от 21.03.2022 № 30.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы проверки, проведенной Прокуратурой города Вуктыла по заявлению <…> б/н и б/д, направленные письмом от 14.12.2021 № 477ж-2021 (вх. № 5609 от 20.12.2021).

По мнению Прокуратуры города Вуктыла в действиях Общества по установлению ограничений и взимания ООО «Газпром трансгаз Ухта» платы за вдольтрассовый проезд на участках газопровода по маршруту сп. Приполярный – г. Вуктыл, содержатся признаки нарушения пунктов 1, 3, 8, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения материалов заявления Коми УФАС России приняло решение о возбуждении в отношении Общества антимонопольного дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Коми УФАС России в ходе рассмотрения материалов заявления провело анализ оценки состояния конкуренции на товарном рынке услуги по предоставлению вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская – КС Уральская», «КС Уральская - КС Вуктыльская» (аналитический отчет от 21.03.2022) (л.д. 122 -125 т. 1), результаты которого уточнены в рамках рассмотрения настоящего антимонопольного дела (аналитический отчет от 03.10.2022 приобщен к материалам дела) (далее – товарный рынок). 

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), при исследовании товарного рынка проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

- временного интервала товарного рынка;

- продуктовых границ товарного рынка;

- географических границ товарного рынка;

- состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- уровня концентрации товарного рынка;

- барьеров входа на товарный рынок;

- доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов);

- оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Руководствуясь частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 2.2 Порядка, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2020 по 31.12.2021. 

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка, проведено на основе:

1) условий договора, заключенного в отношении товара;

2) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

3) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ). 

Действие Закона № 257-ФЗ распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

Согласно статье 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии с частями 4, 12 статьи 5 Закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Согласно части 3 статьи 27 Закона № 257-ФЗ правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками таких автомобильных дорог или владельцами таких автомобильных дорог в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по платным автомобильным дорогам или платным участкам автомобильных дорог на транспортных средствах без внесения платы за проезд, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 36 Закона № 257-ФЗ:

2. Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается:

4) собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

4. В решении об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:

1) начальный и конечный пункты автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;

2) перечень пересечений автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыканий к другим автомобильным дорогам;

3) технические характеристики автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;

4) протяженность автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;

5) маршрут, основные технические характеристики, протяженность автомобильной дороги или участка автомобильной дороги, по которым осуществляется альтернативный бесплатный проезд транспортных средств;

6) срок использования автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе.

Как следует из материалов антимонопольного дела (л.д. 11 т. 1) Обществу на праве собственности принадлежит производственное сооружение – вдольтрассовый проезд с переездами газопроводов <…>, адрес: Республика Коми, Вуктыльский район, Троицко-Печорский район, от площадки <…> (далее – вдольтрассовый проезд с переездами газопроводов), <…>.

Согласно свидетельству о праве собственности от 20.05.2008 (л.д. 25 т. 1) Обществу также принадлежит земельный участок для эксплуатации объектов трассы магистральных газопроводов Вуктыл-Ухта 1, 2, Пунга-Вуктыл-Ухта - 1, 2, Пунга-Ухта-Грязовец, СРТО-Торжок.

Из письменных пояснений Общества следует, что вдольтрассовый проезд с переездами газопроводов относится к частным технологическим дорогам необщего пользования, который находится в охранной зоне магистральных газопроводов Общества. Полномочия Общества на осуществление регулирования движения транспорта по вдольтрассовому проезду возникают из требований законодательства к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, а также договора аренды имущества, в соответствии с условиями которого Арендатор обязан использовать арендованное имущества исключительно по прямому назначению, а именно для эксплуатации объектов трасы магистральных газопроводов.       

Согласно договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, № 325/08 от 23.06.2008 (л.д. 13-18, 30-39 т. 1), заключенного между Территориальным Управлением Росимущества по Республике Коми и ООО «Газпром трансгаз Ухта», Обществу передан в аренду земельный участок для эксплуатации объектов трассы магистральных газопроводов Вуктыл-Ухта 1, 2, Пунга-Вуктыл-Ухта - 1, 2, Пунга-Ухта-Грязовец, СРТО-Торжок.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 утверждены Правила охраны магистральных газопроводов, вступившие в силу с 20.09.2017 (ранее действовали Правила, утвержденные Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9) (далее – Правила № 1083). 

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1083 охранные зоны объектов магистральных газопроводов (далее - охранные зоны) устанавливаются:

а) вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны;

б) вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального газопровода.

Согласно подп. «а» пункта 19 Правил № 1083 собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, имеют право на выполнение работ по обслуживанию и ремонту магистрального газопровода, включающих в том числе:

подъезд автомобильного транспорта и других транспортных средств к магистральному газопроводу для его обслуживания и проведения ремонтных работ в соответствии со схемой проезда, которую разрабатывают собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, и направляют собственникам или иным законным владельцам земельных участков, в границах которых расположена охранная зона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Приказом Общества от 31.08.2016 № 1868 (л.д. 87-91 т. 1) введен в действие Порядок организации проезда транспортных средств по автомобильным дорогам, вдольтрассовым проездам, мостовым сооружениям и переездам, находящимся в эксплуатации Общества (далее – Порядок)[1].

Порядок разработан с целью внедрения в Обществе единого порядка организации проезда транспортных средств по автомобильным дорогам, вдольтрассовым проездам, мостовым сооружениям и переездам, в том числе по элементам их обустройства, находящимся в эксплуатации Общества.

В соответствии с разделом 6 Порядка проезд по автодорогам Общества транспортных средств физических лиц разрешается после согласования с руководством Общества. Филиал Общества, в зоне деятельности которого находятся автодороги, рассматривает возможность проезда, степени ущерба, причиняемому дорожному покрытию, а также степени создания дополнительных рисков и угроз для обеспечения беспрепятственного вдольтрассового проезда и функционирования газотранспортной системы в целом. После оплаты за проезд по автодорогам Общества заявителю оформляется акт – допуска и пропуска на проезд по автодорогам (участкам автодорог).

Пунктом 6.4 Порядка предусмотрена возможность проезда транспортных средств на бесплатной основе.

Правом бесплатного проезда, в виде исключения, пользуются жители населенных пунктов Березовского района ХМАО-Югра, Уральского ЛПУМГ; туристы, посещающие Национальный парк «Югыд ва», в рамках заключённого Соглашения.

Списки легкового и грузового автотранспорта работников Уральского ЛПУМГ и жителей сп. Приполярный на проезд по вдольтрассовому проезду участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская – КС Уральская», «КС Уральская - КС Вуктыльская», в которых значится и заявитель (л.д. 99-102 т. 1), предоставляются в адрес Общества ООО «Газпром трансгаз Югорск».  

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по эксплуатации автомобильных дорог квалифицированы по коду ОКПД 51.21.22.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы товарного рынка предварительно определены как услуга по предоставлению вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская – КС Уральская», «КС  Уральская - КС Вуктыльская».

На заседании Комиссии 31.05.2022 представителями Общества заявлен довод о том, что имеется альтернатива пути вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС «Вуктыльская - КС «Уральская» воздушным и речным транспортом.

Данные доводы были исследованы при изучении товарного рынка, по результатам которого были установлены следующие обстоятельства, внесенные в аналитический отчет от 03.10.2022.

Из письменных пояснений Общества (л.д. 81 т. 1), Администрации СП «Приполярный) (л.д. 49-51 т. 4) следует, что вдольтрассовый проезд по участку газопровода возможность КС «Вуктыльская - КС «Уральская», КС - «Уральская» - КС «Вуктыльская» предоставляется в с июня по октябрь.  

Из письменных пояснений Администрации СП «Приполярный» следует, что дорога общего пользования по маршруту передвижения сп. Приполярный – г. Вуктыл – г. Ухта отсутствует.  

Единственной возможностью круглогодичного проезда из/в сп. Приполярный являются авиаперевозки по местным воздушным линиям.

Согласно материалам, представленным АО «ЮТэйр – Вертолетные услуги», авиаперевозчик выполняет регулярные пассажирские рейсы в (из) сп. Приполярный Березовского района по маршрутам:

Березово – Игрим – Хулимсунт – Няксимволь – Приполярный и обратно;

Приполярный – Хулимсунт – Советский и обратно.

Полеты по данным маршрутам осуществляются по расписанию, согласованному с Администрацией Березовского района, тарифы утверждаются Региональной службой по тарифам Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.

Воздушное сообщение в (из) сп. Приполярный – Ухта отсутствует.

ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» осуществляет вахтовые и грузовые рейсы. ООО «Газпром питание» еженедельно осуществляет доставку продовольственных товаров воздушным транспортом для работников Уральского ЛПУМГ.

В соответствии с требованиями статьи 4 Закона о защите конкуренции, пункта 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом (пункт 3.7 Порядка).

В рамках исследования товарного рынка антимонопольным управлением проведен опрос потребителей рассматриваемой услуги (л.д. 220 – 248 т. 4), по результатам которого установлено, что вдольтрассовый проезд по участку газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская - КС Вуктыльская» используется жителями сп. Приполярный для завоза продовольственных товаров (в том числе для предпринимательской деятельности (например, заявитель), так и в личных целях), строительных материалов; для выезда к месту отдыха (и обратно) на автомобильном транспорте.

Из опроса потребителей следует, что рассматриваемая услуга не может быть заменена на услугу по авиаперевозке по местным авиалиниям в (из) сп. Приполярный в связи с:

- ограниченным количеством посадочных мест в ВС;

- вылеты производятся в зависимости от погодных условий;

- неблагоприятные погодные условия, препятствуют планированию маршрута (задержка рейса приводит к опозданию на поезд);

- ограничение тоннажа, при перевозке пассажиров и багажа (груза);

- ограничения по параметрам перевозимого груза (по весу, составу, габаритам);

- транспортные расходы меньше, чем расходы по авиаперелету.

Из письменных пояснений заявителя, осуществляющего завоз продовольственных товаров в сп. Приполярный, следует, что расстояние по маршруту в (из) сп. Приполярный по вдольтрассовому проезду по участку газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская - КС Вуктыльская» до г. Ухта составляет 330 км., в период, когда участок закрыт для использования, расстояние по маршруту сп. Приполярный – г. Екатеринбург – 1200 км. (л.д. 70 – 71, 76 – 77 т. 4), из них 350 км. вдоль газопровода (КС Уральская – КС Сосьва). В зимний период необходимо ждать, когда будет официально открыта зимняя дорога. В весенний период доставка продовольственных товаров возможна с г. Екатеринбурга по реке Сосьва на баржах, при этом время в пути составляет 7- 10 дней, что отражается на качестве закупаемых продовольственных товаров, включая скоропортящиеся продукты.

Таким образом, услуги, способные заменить услугу по вдольтрассовому проезду по участку газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская - КС Вуктыльская», при исследовании товарного рынка не установлены.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как услуга по предоставлению вдольтрассового проезда по участку магистрального газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская», код ОКПД 51.21.22.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

При определении географических границ исследуемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), предусмотренный абз. 3 пункта 4.5 Порядка.

Из материалов антимонопольного дела установлено, что вдольтрассовый проезд с переездами газопроводов <…>, адрес: Республика Коми, Вуктыльский район, Троицко-Печорский район, от площадки КС-3 до опорного пункта «Самоцветный» <…> принадлежит на праве собственности ООО «Газпром трансгаз Ухта». 

Данный участок вдольтрассового магистрального газопровода относится к частной технологической дороге необщего пользования, который предоставляется для бесплатного и платного проезда легкового и грузового автотранспорта работников Уральского ЛПУМГ и жителей сп. Приполярный.

На основании вышеизложенного, руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктом 4.3 Порядка, в том числе исходя из условий обращения товара, места расположения потребителей рассматриваемой услуги, места расположения вдольтрассового магистрального газопровода географические границы рассматриваемой услуги определены территорией вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская».

Хозяйствующим субъектом, оказывающим услугу по предоставлению вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская», является ООО «Газпром трансгаз Ухта» (ИНН 1102024468, ОГРН 1021100731190), адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, наб. Газовиков, д. 10/1.

 Доля Общества на рынке услуги по предоставлению вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская» составила 100 %.

По показателям коэффициента рыночной концентрации ((70% <= <= 100%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (2000 <= HHI <= 10000) товарный рынок услуги по предоставлению вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская» относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.

По результатам исследования товарного рынка установлены экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений для строительства автодороги общего пользования.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Газпром трансгаз Ухта» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуги по предоставлению вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская» (далее – вдольтрассовый проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ).

В связи с чем, на действия (бездействие) ООО «Газпром трансгаз Ухта» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела (л.д. 92 т. 1), стоимость проезда по дорогам Общества рассчитывается на основании «Расчета платы за право проезда по вдольтрасссовым проездам и автомобильным дорогам филиалов ООО «Газпром трансгаз Ухта».    

Согласно расчету платы за проезд по автомобильным дорогам филиалов ООО «Газпром трансгаз Ухта» для сторонних организаций, утвержденному Обществом 27.01.2020, с 01.01.2020 плата за проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ протяженностью 80 км установлена в размере 16 руб. за 1 км автодороги (без НДС). 

 В соответствии с расчетом платы за проезд по вдольтрассовым проездам и автомобильным дорогам филиалов ООО «Газпром трансгаз Ухта» для сторонних организаций (л.д. 95 т. 1) с 01.05.2021 плата за проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ протяженностью 80 км в установлена Обществом в размере 25 руб. за 1 км автодороги (без НДС). 

При расчетах с заявителем Обществом применены утвержденные расценки,  что документально подтверждено справками на пропускаемую технику по вдольтрассовому проезду от 19.06.2020, 14.10.2020, 27.10.2020, 02.09.2021, 10.09.2021, согласно которым <…> произвел оплату за проезд грузового транспорта (Р 737 ВА11) исходя из цены за проезда 16 руб./км (без НДС) в 2020 году, 25 руб./км – после 01.05.2021.

Таким образом, рост цены за проезд по вдольтрассовому проезду, установленной Обществом с 01.05.2021 по отношению к цене на 01.01.2020 год, составил 56 %.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

В результате оценки цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ с использованием метода сопоставимых рынков установлено следующее. 

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным  протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, письму ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

В рамках рассмотрения материалов заявления, настоящего антимонопольного дела товарные рынки, сопоставимые рассматриваемому товарному рынку по количеству продаваемого товара, составу покупателей, продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, находящиеся в состоянии конкуренции, не установлены.

В результате оценки цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ с использованием затратного метода установлено следующее. 

Затратный метод представляет собой метод определения расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации товара, путем сопоставления уровня рентабельности занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта:

- с уровнем рентабельности того же самого хозяйствующего субъекта, зафиксированного в иные периоды времени (пункты 1 и 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции), в пределах иных географических границ;

- с уровнем рентабельности других хозяйствующих субъектов, реализующих идентичный товар на рынках со сравнительно развитой конкурентной средой. К другим хозяйствующим субъектам, в том числе могут относиться лица, входящие в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, который подозревается в установлении монопольно высокой цены.

Рентабельность - это величина, рассчитанная следующим образом:

 

цена - это стоимость единицы товара,

себестоимость - это сумма расходов, необходимых для производства и реализации единицы товара.

При установлении монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

В результате анализа документов, представленных ООО «Газпром трансгаз Ухта», установлено, что расчетная нагрузка (пропускная способность) вдольтрассового проезда по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, используемая при расчете платы, определена Обществом в размере 140 машин в день в соответствии с проектной пропускной способностью выезда, Рекомендаций по обеспечению безопасного движения на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением Минтранса России от 24.06.2022 № ОС-557-р (л.д. 214-228 т. 3).    

При расчете цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ в размере 16 руб./км (2020 год) Общество включило ожидаемые затраты на обслуживание автодороги за 2019 год в размере <…> руб. или <…> тыс. руб./км в год, при расчетной нагрузке 140 машин в день (л.д. 92 т. 1).

При этом фактические расходы Общества на обслуживание вдольтрассового проезда по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ за 2019 год составили <…> тыс. руб. (л.д. 149 т. 2 – 34 т. 3).

При расчете цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, установленной Обществом с 01.05.2021 в размере 25 руб./км, ООО «Газпром трансгаз Ухта» предусмотрело ожидаемые расходы в размере <…> тыс. руб. При этом фактические расходы за 2020 год составили <…> тыс. руб. (л.д. 35 – 179 т. 3), фактические расходы за 2021 год составили <…>.

Как следует из материалов антимонопольного дела при расчете цен за проезд по дольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ Общество включило расходы на её содержание: арендная плата, страховые взносы на страхование имущества (магистральные трубопроводы, линейные части трубопровода), услуги автотранспорта и спецтехники, услуги диагностики, вспомогательные материалы, расходы на оформление прав на недвижимое имущество, земельные участки.

Фактические расходы Общества на содержание вдольтрассового проезда по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ за 2019 год, 2020 год, 2021 год документально подтверждены расшифровкой затрат по аренде земли, договорами аренды земельных участков, справками – расчетами о распределении затрат по договорам, заключенным Обществом с контрагентами, актами выполненных работ, расшифровками затрат по услугам автотранспорта, реестрами путевых листов (л.д. 139 т. 1 – 179 т. 3).

Включение в расчет цен за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ расходов, не связанных с её обслуживанием, не установлено.             

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности. Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Исходя из фактических затрат Общества на обслуживание вдольтрассового проезда по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, количества единиц техники, проезд которым был разрешен, себестоимость проезда одной единицы техники на 1 км. автодороги составила за 2020 год – 581,63 руб., 2021 год – 621,70 руб.  

Таким образом, цена за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, установленная Обществом с 01.05.2021 в размере 25 руб./км, не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара (услуги) расходов и прибыли и не является монопольно высокой по критериям, установленным частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № 011/01/10-225/2022, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что со стороны ООО «Газпром трансгаз Ухта» имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, противоречащее требованиям пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не имеется.

3. На заседании Комиссии 26.07.2022 заявителем заявлен довод о том, что жителям сп. Приполярный ограничен проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ; коллективное письмо жителей поселка, направленное в адрес ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром трансгаз Югорск», о выделении дополнительного времени, включив в регламент проезда сп. Приполярный – г. Вуктыл – 12.00 час., г. Вуктыл – сп. Приполярный – 13.00 час., со стороны Общества и ООО «Газпром трансгаз Югорск» осталось без рассмотрения.

На заседании Комиссии 26.07.2022 представителями Общества заявлены доводы о том, что со стороны Общества проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ в отношении жителей сп. Приполярный не ограничен.

Данные доводы Комиссией исследованы и установлено следующее.

Пунктами 3, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно пунктам 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона).

Исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

В соответствии с частью 12 статьи 5 Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Согласно части 3 статьи 27 Закона № 257-ФЗ правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками таких автомобильных дорог или владельцами таких автомобильных дорог в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 36 Закона № 257-ФЗ:

2. Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается:

4) собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

4. В решении об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:

1) начальный и конечный пункты автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;

2) перечень пересечений автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыканий к другим автомобильным дорогам;

3) технические характеристики автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;

4) протяженность автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;

5) маршрут, основные технические характеристики, протяженность автомобильной дороги или участка автомобильной дороги, по которым осуществляется альтернативный бесплатный проезд транспортных средств;

6) срок использования автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе.

В соответствии с пунктом 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083, охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются:

а) вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны;

б) вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального газопровода.

Согласно подп. «а» пункта 19 Правил № 1083 собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, имеют право на выполнение работ по обслуживанию и ремонту магистрального газопровода, включающих в том числе:

подъезд автомобильного транспорта и других транспортных средств к магистральному газопроводу для его обслуживания и проведения ремонтных работ в соответствии со схемой проезда, которую разрабатывают собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, и направляют собственникам или иным законным владельцам земельных участков, в границах которых расположена охранная зона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Из письменных пояснений Общества следует, что в эксплуатационной ответственности ООО «Газпром трансгаз Ухта» находится участок от площадки КС-3 (КС «Вуктыльская») до эксплуатационной границы с ООО «Газпром трансгаз Югорск» (КС «Уральская») в (от) сп. Приполярный. 

В силу подп. «а» пункта 1 приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ участок магистрального газопровода «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская», вдоль которой осуществляется вдольтрассовый проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, Уральского ЛПУМГ, относится к категории опасного производственного объекта.

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами предусмотрено право, а не обязанность Общества в предоставлении вдольтрассового проезда для проезда неопределенного круга лиц – жителей сп. Приполярный, а также хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей).   

Из письменных пояснений ООО «Газпром трансгаз Ухта» (л.д. 82-85, 135 - 138 т. 1) следует, что вдольтрассовый проезд с переездами газопроводов относится к частным технологическим дорогам необщего пользования, который находится в охранной зоне магистральных газопроводов Общества. Полномочия Общества на осуществление регулирования движения транспорта по вдольтрассовому проезду возникают из требований законодательства к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.

В письменных пояснениях ООО «Газпром трансгаз Югорск» (л.д. 143-145 т. 4) указало, что существующий проезд по маршруту «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская» расположен на расстоянии <…> от действующего газопровода «СРТО – Торжок», который относится к объекту повышенной опасности, что не позволяет его отнести к дорогам общего пользования. На данном маршруте расположен сложный участок проезда – перевал через гору Пеленёр, протяженностью более 8 км, имеющий уклоны более 12 %. В зимний период, из-за нестабильных погодный условий, сильного ветра, обильного количества снега, перемётов и высоких рисков расчистка и содержание проезда на постоянной основе не осуществляется.

Ввиду отсутствия наземного альтернативного (объездного) пути для выезда на «большую землю», в целях поддержания жизнедеятельности населённого пункта Приполярный, а также сохранения жизни и здоровья граждан, ООО «Газпром трансгаз Ухта» совместно с ООО «Газпром трансгаз Югорск» в летний период времени организован проезд транспортных средств физических лиц по маршруту «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская» с обязательным соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, наличием благоприятных климатических условий, отсутствием работ повышенной опасности на линейной части магистрального газопровода. 

Проезд легкового и грузового транспорта по вдольтрассовому проезду в зоне деятельности ООО «Газпром трансгаз Ухта» осуществляется в соответствии с Порядком организации проезда транспортных средств по автомобильным дорогам, вдольтрассовым проездам, мостовым сооружениям и переездам, находящимся в эксплуатации Общества, утвержденным приказом ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 30.03.2022 № 193 (далее – Порядок № 193) (л.д. 181-192 т. 4).         

Разовый проезд по автодорогам на платной основе регламентирован в разделе 7 Порядка № 193, бесплатный проезд – в разделе 8 Порядка № 193.

Согласно пунктам 7.6, 8.9 Порядка № 193 лица (граждане), получившие разрешение (пропуск) на проезд (допущенные к проезду), должны прибыть в назначенное время к месту пропуска. Предъявить представителю филиала Общества или работнику ведомственной охраны ПАО «Газпром» документы, удостоверяющие личность (в том числе на пассажиров) и подтверждающие право владения (пользования) ТС, а также право управления ТС. По запросу представителя филиала Общества или работника ведомственной охраны ПАО «Газпром» водитель и пассажиры должны предоставить документы на груз и предъявить его к осмотру.

17.06.2020 между Вуктыльским ЛПУМГ, Уральским ЛПУМГ, Сосьвинским ЛПУМГ утвержден регламент взаимодействия для обеспечения безопасности и порядка при проезде, в том числе по вдольтрассовому проезду «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская» (далее – Регламент) (л.д. 193-203 т. 4).

Согласно пункту 10 Регламента проезд должен осуществляться группами автомашин (не менее 2-х единиц) в специально отведенное время:

КС «Уральская» в 05 час. 000 мин., в 16 час. 30 мин. (местное время).

КС «Вуктыльская» с 07:00 до 07:30, с 18:00 до 18:30 (время московское).

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, жители сп. Приполярный письмом от 28.05.2022 обратились в адрес ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром трансгаз Югорск» о согласовании регламента на июнь, июль, август, сентябрь месяцы с добавлением в Регламент проезда в дополнительное время для обеспечения безопасного проезда сложных, опасных участков пути в светлое время, а именно:

сп. Приполярный – г. Вуктыл – 12:00,

г. Вуктыл – сп. Приполярный – 13:00.  

ООО «Газпром трансгаз Ухта» письмом от 06.07.2022 № 01/103/01-65ПД, направленным в адрес <…> (получено 15.08.2022), сообщило последнему о согласовании дополнительного времени проезда по указанному маршруту: 12:00 (время московское) Приполярный – Вуктыл, 13:00 (время московское) Вуктыл – Приполярный.

На заседании Комиссии 04.10.2022 заявителем заявлен довод о том, что проезд в указанное дополнительное время Обществом не предоставляется.

На заседании Комиссии 04.10.2022 представитель Общества <…> возразила на заявленный <…> довод, представила доказательства.  

Комиссией данные доводы и доказательства исследованы и установлено следующее.

Согласно сведениям, представленным Обществом о пропуске <…> для проезда по вдольтрассовому проезду по маршруту «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская», следует, что пропуск <…> отмечен на контрольном пункте:

17.08.2022  - 13:05,

24.08.2022 – 13:00,

31.08.2022 – 13:32,

14.09.2022 – 13:34.

Согласно акту от 31.08.2022, составленному <…> и подписанному тремя свидетелями, 31.08.2022 <…> было отказано в пропуске его ТС <…>.

Из содержания акта следует, что отказ Общества был мотивирован тем, что в пропуск не был вписан его сын <…>.                    

Согласно приложению № 2 к Порядку № 193 в заявке на получение разрешения (пропуска) на разовый проезд по автодороге ООО «Газпром трансгаз Ухта» указываются: маршрут движения, предполагаемая дата, водитель (Ф.И.О., дата рождения), автомобиль (марка, модель, тип привода, гос. номер), пассажиры (Ф.И.О., дата рождения).

Доказательства, свидетельствующие о том, что в разрешении (пропуске) на проезд 31.08.2022 были указаны сведения о пассажирах ТС <…> заявителем не представлены, в материалах антимонопольного дела Комиссией такие доказательства не установлены.

Кроме того, в соответствии с пунктом 12.1 Порядка № 193 основанием для отказа допуска на автодорогу Общества является прибытие лица (гражданина) к месту пропуска с нарушением установленного времени.

Таким образом, отказ Общества заявителю в проезде по вдольтрассовому проезду 31.08.2022 обусловлен нарушениями <…> положений Порядка № 193.

На заседании Комиссии 04.10.2022 представителями Общества в целях недопущения отказа со стороны ООО «Газпром трансгаз Югорск» в проезде жителям сп. Приполярный по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ в установленное Обществом дополнительное время (сп. Приполярный 12:00, г. Вуктыл –13:00) предложено заявителю (жителям сп. Приполярный) направлять заявки на выдачу разрешения (пропуска) с указанием даты и времени выезда в адрес Общества и в адрес ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Как следует из материалов заявления, ООО «Газпром трансгаз Югорск» регулярно (ежегодно) направляет в адрес Общества списки легкового и грузового автотранспорта работников Уральского ЛПУМГ и жителей сп. Приполярный на проезд по вдольтрассовому проезду участка магистрального газопровода «КС «Вуктыльская - КС «Уральская», в которых значится и заявитель – <…>.

При этом, проезд легкового автотранспорта для жителей сп. Приполярный производится на бесплатной основе, для грузового автотранспорта – на платной основе.  

Согласно сведениям, представленным Обществом, проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ за 2021 год осуществлен <…> техники, из них на платной основе – 205 ед., на безвозмездной основе – 760 ед., остальные – техника для производственных нужд Общества.

В результате опроса жителей сп. Приполярный, проведенного антимонопольным управлением в рамках исследования товарного рынка, среди опрошенных имеются ответы от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность продовольственными товарами. 

Из материалов, представленных заявителем в антимонопольное дело, установлено, что <…> является собственником земельного участка в сп. Приполярный, на котором расположено здание магазина <…>, также принадлежащее заявителю.   

Согласно выписке из ЕГРИП индивидуальный предприниматель <…> прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 11.05.2018.

Однако, на заседании Комиссии 26.07.2022 <…> сообщил, что он осуществляет торговлю продовольственными товарами в магазине на территории сп. Приполярный, завозит продовольственные товары на личном грузовом автомобиле.

Из письменных пояснений Администрации сп. Приполярный (л.д. 79 т. 1) следует, что на территории сп. Приполярный осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель <…>.

Также согласно сведениям, опубликованным в сети Интернет, на территории сп. Приполярный осуществляют деятельность индивидуальные предприниматели, в том числе <…>, <…>, <…>, основными видами деятельности которых согласно выпискам из ЕГРИП является торговля розничная.

Из содержания списков грузового автотранспорта работников Уральского ЛПУМГ и жителей сп. Приполярный на проезд по маршруту «КС Уральская – КС Вуктыльская», которые ежегодно подаются ООО «Газпром трансгаз Югорск» в адрес Общества, имеются сведения в отношении грузового автотранспорта <…>, <…>, <…>, <…>.   

Следовательно, пользователями услуг проезда вдольтрассового проезда по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ являются как жители сп. Приполярный – неопределенный круг лиц, так и хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели.        

Таким образом, исходя из материалов антимонопольного дела установлено, что несмотря на то, что рассматриваемый маршрут «КС Вуктыльская - КС Уральская», «КС Уральская – КС Вуктыльская» проходит вдоль действующего газопровода «СРТО – Торжок», который относится к объекту повышенной опасности, Обществом для жителей сп. Приполярный, хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей) организован платный и бесплатный вдольтрассовый проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ с обязательным соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, наличием благоприятных климатических условий, отсутствием работ повышенной опасности на линейной части магистрального газопровода, в том числе с 06.07.2022 Обществом предусмотрено дополнительной время проезда: сп. Приполярный – г. Вуктыл – 12:00, г. Вуктыл – сп. Приполярный – 13:00.

 Обстоятельства, указывающие на создание со стороны Общества препятствий к допуску на товарный рынок услуги по проезду по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей); навязывание Обществом жителям сп. Приполярный – неопределенному кругу лиц, в том числе <…>, хозяйствующим субъектам (индивидуальным предпринимателям) невыгодные условий договора при оказании услуг по проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, Комиссией в материалах дела не установлены.

 Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело.

В результате рассмотрения настоящего антимонопольного дела признаки нарушения ООО «Газпром трансгаз Ухта» пунктов 3, 9 Закона о защите не установлены, в связи с чем, основания для отложения рассмотрения дела отсутствуют. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/10-225/2022 в связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Газпром трансгаз Ухта».

 

 

Председатель Комиссии                                            __________________ <>

    

Члены Комиссии                                                        __________________   <…>

 

                                                                                      __________________ <>

           

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 


[1] В настоящее время действует Порядок, утвержденный приказом ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 30.03.2022 № 193.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны