Определение №03-01/9903 Определение от 28 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
|
||
Определение
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/7-1069/2021 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ
|
||
28 декабря 2021 года |
|
№ 03-01/9903 |
г. Сыктывкар
<…> (по адресу)
<…> (по адресу)
|
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…>, рассмотрев обращение <…> (далее – <...>, заявитель), по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение <...>, направленное письмом ФАС России от 28.10.2021 № 08/91772/21 (вх. № 5440э от 28.10.2021), о нарушении рекламного законодательства.
В обращении указано о размещении в г. Сыктывкаре на перекрёстке улицы Чкалова и Октябрьского проспекта рекламы о продаже табака в нарушение ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
В ходе рассмотрения обращения установлено, что в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также в районе строений, расположенных по адресам: ул. Чкалова, д. 50/1 и д. 50/2 размещены штендеры с информацией следующего содержания:
- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 120 метров»,
- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 100 метров»,
- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ НИЗКИЕ ЦЕНЫ 45 метров прямо».
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Коми УФАС России 03.10.2019 заключено соглашение с Саморегулируемой организацией Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее – СРО АМИ РС, соглашение). Предметом соглашения является, в том числе организация профессионально-консультационного взаимодействия Коми УФАС России и СРО АМИ РС по вопросам экспертизы и оценки рекламы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 2.1 соглашения в случае возникновения у Коми УФАС России вопросов относительно содержания и восприятия рекламы, распространяемой на территории региона, рассматриваемой Коми УФАС России на основании обращения юридических или физических лиц или в результате собственного мониторинга, Коми УФАС России вправе направить соответствующий запрос в СРО АМИ РС, поставив в нем необходимые вопросы, касающиеся спорной рекламы и/или переслав соответствующую жалобу юридического или физического лица.
В связи с чем, Коми УФАС России письмом от 02.11.2021 № 03-05/8118 направило в адрес СРО АМИ РС фотографии рассматриваемых штендеров с просьбой рассмотреть их на предмет восприятия с точки зрения потребителя и выразить мнение по следующим вопросам:
- Содержат ли рассматриваемые штендеры рекламу табака (с обоснованием позиции)?
- В случае если рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, укажите, что выступает объектом рекламирования.
СРО АМИ РС по результатам рассмотрения запроса Коми УФАС России письмом № 166-855 от 22.11.2021 (вх. № 5873-э от 23.11.2021) представила решение, из которого следует, что эксперты большинством голосов пришли к выводу о том, что рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, объектом рекламирования является табак.
Учитывая изложенное, из имеющихся материалов усматривается, что рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на штендерах;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – табаку, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Таким образом, информация, размещённая на указанных штендерах, является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
При таких обстоятельствах рассматриваемые рекламы размещены с признаками нарушения требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
Согласно частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Коми УФАС России установлено, что в строении, расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, располагается торговый объект «Табак». По состоянию на 29.10.2021 торговая деятельность в указанном магазине не велась, информация о лице, осуществлявшем деятельность в торговом объекте, отсутствовала.
Из информации, представленной администрацией МО ГО «Сыктывкар» письмом от 09.12.2021 № 01/1-16/1711 (вх. № 5433 от 13.12.2021), следует, что по состоянию на 01.12.2021, 02.12.2021 и 03.12.2021 указанный магазин не работал. Информация о лице, осуществляющем (осуществлявшем) торговую деятельность в магазине «Табак», в администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствует.
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» по фактам размещения рассматриваемых штендеров были вынесены предписания об их демонтаже. В связи с невыполнением в добровольном порядке указанных предписаний Администрацией направлено письмо в адрес уполномоченной организации – МКП «Дорожное хозяйство» для принятия мер по демонтажу штендеров в принудительном порядке.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам может являться <…>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 011/05/7-1069/2021 по признакам нарушения п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. заявителя – <...>;
2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <…>.
3. Назначить дело № 011/05/7-1069/2021 к рассмотрению на 28 января 2022 года на 10 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.
4. <...> в срок не позднее 26 января 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:
4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемых реклам, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.
4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.
4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.
4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемых реклам, их наполнение, кем, когда и каким образом одобрены (утверждены, согласованы) рекламы; в случае если рекламы не утверждались и не согласовывались, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
4.5. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения (отдельно по каждой рекламе).
4.6. О лице, осуществляющем (осуществлявшем) деятельность в торговом объекте «Табак», расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физического лица.
4.7. Если деятельность в торговом объекте «Табак» осуществляет (осуществлял) <...> – представьте:
4.7.1. копии документов, на основании которых <...> пользуется (пользовался) помещением указанного торгового объекта (договор аренды, иное);
4.7.2. перечень продукции, которая реализуется (реализовалась) в торговом объекте «Табак», с приложением копий подтверждающих документов (прайс-листов, иных).
4.8. О причинах распространения рассматриваемых реклам без учёта требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
4.9. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).
5. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо сообщить о возможности рассмотрения дела в своё отсутствие в срок до 26 января 2022 года.
6. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо сообщить о возможности рассмотрения дела в своё отсутствие в срок до 26 января 2022 года.
Примечание:
При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.
В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.
Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.
Председатель комиссии <…>