Определение №03-01/9903 Определение от 28 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/7-1069/2021

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

28 декабря 2021 года

 

 

 

                  № 03-01/9903

г. Сыктывкар

 

<…> (по адресу)

 

                                   <…> (по адресу)

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…>, рассмотрев обращение <…> (далее – <...>, заявитель), по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <...>, направленное письмом ФАС России от 28.10.2021 № 08/91772/21 (вх. № 5440э от 28.10.2021), о нарушении рекламного законодательства.

В обращении указано о размещении в г. Сыктывкаре на перекрёстке улицы Чкалова и Октябрьского проспекта рекламы о продаже табака в нарушение ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ).

В ходе рассмотрения обращения установлено, что в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также в районе строений, расположенных по адресам: ул. Чкалова, д. 50/1 и д. 50/2 размещены штендеры с информацией следующего содержания:

            - «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 120 метров»,

            - «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 100 метров»,

            - «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ НИЗКИЕ ЦЕНЫ 45 метров прямо».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Коми УФАС России 03.10.2019 заключено соглашение с Саморегулируемой организацией Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее – СРО АМИ РС, соглашение). Предметом соглашения является, в том числе организация профессионально-консультационного взаимодействия Коми УФАС России и СРО АМИ РС по вопросам экспертизы и оценки рекламы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 2.1 соглашения в случае возникновения у Коми УФАС России вопросов относительно содержания и восприятия рекламы, распространяемой на территории региона, рассматриваемой Коми УФАС России на основании обращения юридических или физических лиц или в результате собственного мониторинга, Коми УФАС России вправе направить соответствующий запрос в СРО АМИ РС, поставив в нем необходимые вопросы, касающиеся спорной рекламы и/или переслав соответствующую жалобу юридического или физического лица.

В связи с чем, Коми УФАС России письмом от 02.11.2021 № 03-05/8118 направило в адрес СРО АМИ РС фотографии рассматриваемых штендеров с просьбой рассмотреть их на предмет восприятия с точки зрения потребителя и выразить мнение по следующим вопросам:

- Содержат ли рассматриваемые штендеры рекламу табака (с обоснованием позиции)?

- В случае если рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, укажите, что выступает объектом рекламирования.

СРО АМИ РС по результатам рассмотрения запроса Коми УФАС России письмом № 166-855 от 22.11.2021 (вх. № 5873-э от 23.11.2021) представила решение, из которого следует, что эксперты большинством голосов пришли к выводу о том, что рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, объектом рекламирования является табак.

Учитывая изложенное, из имеющихся материалов усматривается, что рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на штендерах;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – табаку, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещённая на указанных штендерах, является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

При таких обстоятельствах рассматриваемые рекламы размещены с признаками нарушения требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

Согласно частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Коми УФАС России установлено, что в строении, расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, располагается торговый объект «Табак». По состоянию на 29.10.2021 торговая деятельность в указанном магазине не велась, информация о лице, осуществлявшем деятельность в торговом объекте, отсутствовала.

Из информации, представленной администрацией МО ГО «Сыктывкар» письмом от 09.12.2021 № 01/1-16/1711 (вх. № 5433 от 13.12.2021), следует, что по состоянию на 01.12.2021, 02.12.2021 и 03.12.2021 указанный магазин не работал. Информация о лице, осуществляющем (осуществлявшем) торговую деятельность в магазине «Табак», в администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствует.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» по фактам размещения рассматриваемых штендеров были вынесены предписания об их демонтаже. В связи с невыполнением в добровольном порядке указанных предписаний Администрацией направлено письмо в адрес уполномоченной организации – МКП «Дорожное хозяйство» для принятия мер по демонтажу штендеров в принудительном порядке.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам может являться <…>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/7-1069/2021 по признакам нарушения п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – <...>;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <…>.

3. Назначить дело № 011/05/7-1069/2021 к рассмотрению на 28 января 2022 года на 10 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. <...> в срок не позднее 26 января 2022 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемых реклам, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемых реклам.

4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемых реклам.

4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемых реклам, их наполнение, кем, когда и каким образом одобрены (утверждены, согласованы) рекламы; в случае если рекламы не утверждались и не согласовывались, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. О периоде распространения рассматриваемых реклам, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения (отдельно по каждой рекламе).

4.6. О лице, осуществляющем (осуществлявшем) деятельность в торговом объекте «Табак», расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физического лица.

4.7. Если деятельность в торговом объекте «Табак» осуществляет (осуществлял) <...> – представьте:

4.7.1. копии документов, на основании которых <...> пользуется (пользовался) помещением указанного торгового объекта (договор аренды, иное);

4.7.2. перечень продукции, которая реализуется (реализовалась) в торговом объекте «Табак», с приложением копий подтверждающих документов (прайс-листов, иных).

4.8. О причинах распространения рассматриваемых реклам без учёта требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

4.9. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо сообщить о возможности рассмотрения дела в своё отсутствие в срок до 26 января 2022 года.

6. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо сообщить о возможности рассмотрения дела в своё отсутствие в срок до 26 января 2022 года.

 

Примечание:

 

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель комиссии                                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны