Решение (комиссия) №ОД/277/24 Решение от 19 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-17/2024

17 января 2024 года                                                                                                          г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: <.....> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕДГРЕЙД» (105122, г. Москва, Щелковское шоссе, д. 5, стр. 1, оф. 619; ОГРН:  5177746066218, ИНН: 9718078779, КПП: 771801001) (далее – ООО «МЕДГРЕЙД») от 10.01.2024 (вх. от 10.01.2024 № 177/24) на действия заказчика – государственного учреждения Республики Коми «Клинический кардиологический диспансер» (167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Маркова, д. 1; ОГРН: 1021100521860, ИНН: 11101487230, КПП: 110101001) (далее – ГУ РК «ККД») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток для нужд ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» в 2024 году», извещение № 0307200030623003751 (далее - жалоба),

в присутствии:

- <.....> – представителя ГУ РК «ККД» по доверенности от 13.11.2023;

- <.....> – представителя государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГКУ РК «ЦООиПТ») по доверенности от 16.01.2024 № 9;

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «МЕДГРЕЙД» от 10.01.2024 (вх. от 10.01.2024 № 177/24) на действия заказчика – ГУ РК «ККД» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток для нужд ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» в 2024 году», извещение № 0307200030623003751 (далее – закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем, принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «МЕДГРЕЙД», ГУ РК «ККД», общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ГУ РК «ККД» письмом от 16.01.2024 № 01-06/1/56 (вх. от 16.01.2024 № 397-ЭП/23) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

ГКУ РК «ЦООиПТ» письмом от 16.01.2024 № 09-02/2 (вх. от 16.01.2024 № 391/24) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

ООО «МЕДГРЕЙД» обжаловано описание объекта закупки, а именно:

1) по позиции 3 описания объекта закупки заявитель считает требование «Перчатки обеспечивают устойчивость проникновению химически агрессивных веществ антисептиков, цитостатиков маркировка в соответствии с ГОСТ Р ЕН 374-209» излишним, так как по мнению заявителя в ГУ РК «ККД» не применяются цитостатики;

- по требованию «На внешней поверхности перчаток краситель сине-зелёного спектра с применением технологии фотосенсибилизатора, который при воздействии со светом выделяет синглетный кислород, вызывает окисление протеинов и липидов микроорганизмов и позволяет уничтожить подавляющее большинство микробов и бактерий на внешней стороне перчатки. Информация о наличии антибактериальных (антимикробных) компонентов на групповой упаковке изделия» заявитель считает, что установлены конкретные методы достижения антибактериальных свойств.

По мнению заявителя, установление технического параметра «Антибактериальные» является необоснованным, ограничивает число участников закупки и не влияет на саму характеристику «антибактериальные», требование к которой устанавливает заказчик.

- заказчиком установлено подтверждение соответствия стандарту ASTM F1671, разработанному Американской ассоциацией испытаний и материалов.

Заявитель считает, что требование излишне, так как данный стандарт на территории Российской Федерации не применим и не утвержден государственными органами.

2) по позиции 5, 7, 8 Заказчиком установлено требование к структуре перчатки «Структура перчатки – трехслойная: наружный слой – латекс, средний – латекс с нитрилом, внутренний – нитрил».

Заявитель считает, что на территории Российской Федерации зарегистрированы единственные трехслойные перчатки под торговой маркой «Protexis» производства Cardinal Health (США), однако данные перчатки являются хирургическими, а, следовательно, заказчиком неверно применен код позиции КТРУ 22.19.60.199-00000004 «Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные».

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, заслушав представителей ГУ РК «ККД» и ГКУ РК «ЦООиПТ» пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ РК «ККД», уполномоченным органом – ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки – «Поставка перчаток для нужд ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» в 2024 году».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 500 000,00 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 26.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 12.01.2024 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 12.01.2024.

Дата подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 16.01.2024.

2. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно описанию объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки в ЕИС, к поставке требуются, относительно спорных позиций технического задания:

3

22.19.60.119-00000008

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

 

Антибактериальные

Для работы в отделениях с повышенным риском инфицирования, профилактики ВБИ, а также для снижения риска передачи инфекций и распространения новой коронавирусной инфекции

На внешней поверхности перчаток краситель сине-зеленого спектра с применением технологии фотосенсибилизатора, который при воздействии со светом выделяет синглетный кислород, вызывает окисление протеинов и липидов микроорганизмов и позволяет уничтожить подавляющее большинство микробов и бактерий на внешней стороне перчатки. Информация о наличии антибактериальных (антимикробных) компонентов на групповой упаковке изделия

Длина

AQL на герметичность

Перчатки обеспечивают устойчивость проникновению химически агрессивныхвеществ антисептиков, цитостатиков маркировка в соответствии ГОСТ Р ЕН 374-209

Подтверждение соответствия стандарту ACTM Ф1671 об устойчивости перчаток к проникновению переносимых с кровью патогенов, информация об устойчивости должна быть нанесена упаковке или подтверждена наличием протокола испытаний, для возможности применения перчаток в условиях повышенного риска в соответствии с ГОСТ Р 57404-2017

Изделие для одноразового использования

Размер по согласованию с заказчиком

5

22.19.60.119-00000004

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные

 

 

 

 

Одинарная толщинав области ладони

0,18

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Материал

натуральный латекс с добавлением нитрила

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Структура перчатки

трехслойная: наружный слой - латекс, средний - латекс с нитрилом, внутренний - нитрил

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Внутреннее полимерное покрытие с увлажнителем

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Внешняя поверхность

Микротекстурированнаяили гладкая с противоскользящим эффектом

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Усилие при разрыве, Н

12,5

 

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Удлинение при разрыве

700

%

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Форма перчатки анатомически правильная с расположением большого пальца в направлении ладони

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет перчатки контрастный по отношению к крови и белому, бежевому цвету

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Манжета усиленная, текстурно-рельефная (армированная) с чередованием продольных уплотненных слоев латекса

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

AQL на герметичность

0,65

 

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Длина

290

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Индивидуальная полимерная упаковка

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Метод стерилизации***

радиационный

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Размер по согласованию с заказчиком

5,5; 6; 6,5; 7; 7,5; 8; 8,5; 9

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

 

7

22.19.60.119-00000004

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные

 

 

 

 

Одинарная толщинав области пальцев

0,18

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Материал

натуральный латекс с добавлением нитрила

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Структура перчатки

трехслойная: наружный слой - латекс, средний - латекс с нитрилом, внутренний - нитрил

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Форма перчатки анатомически правильная с расположением большого пальца в направлении ладони

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Наружная поверхностьмикротекстурированнаякоричневого цвета

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Манжета усиленная, текстурно-рельефная (армированная) с чередованием продольных уплотненных слоев латекса

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

AQL на герметичность

0,65

 

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Длина

290

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Индивидуальная полимерная упаковка

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Метод стерилизации***

радиационный

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Изделие для одноразового использования

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Размер по согласованию с заказчиком

5,5; 6; 6,5; 7; 7,5; 8; 8,5; 9

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

8

22.19.60.119-00000002

Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

 

 

 

Одинарная толщинав области пальцев

0,14

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Материал

трехслойный:внешний слой из латекса гевеи (натурального латекса); средний слой сочетание синтетического нитрила и латекса гевеи (натурального латекса); внутренний слой из синтетического нитрила и латекса гевеи (натурального латекса)

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Текстурный рисунок в области пальцев и ладони

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет перчатки контрастный

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Усилие при разрыве, Н

7

 

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Удлинение при разрыве

650

%

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Длина

250

мм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Информация на упаковке о составе материала перчатки

наличие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Изделие для одноразового использования

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Размер по согласованию с заказчиком

XS; S; M; L; XL

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Описанием объекта закупки регламентировано, то описание вида медицинских изделий в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам указано в КТРУ, а также приведено обоснование необходимости дополнительных характеристик, которые не предусмотрены по кодам позиции КТРУ и обоснование необходимости указания методы стерилизации.

3. По первому доводу, изложенному в жалобе, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.

Как пояснено представителем ГУ РК «ККД» в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, при формировании технического задания заказчик исходил их своих потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности и высокоэффективной защиты медицинского персонала, а также высокого уровня оказания медицинской помощи пациентам, поэтому данные требования к характеристикам являются достаточными и обоснованными.

Согласно сведениям из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» цитостатики – это цитотоксические вещества, которые поражают в основном пролиферирующие или делящиеся (митотические) клетки.

Так, заказчиком пояснено, что требование об устойчивости перчаток к цитостатиков обусловлено следующим.

ГУ РК «ККД» оказывается медицинская помощь пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, то есть с заболеваниями, которые в том числе характеризуются своим внезапным развитием (например, острый коронарный синдром), в связи с чем в отделения учреждения попадают люди для оказания неотложной медицинской помощи, проходящие терапию цитостатиками в других лечебных учреждениях.

Кроме того, в ГУ РК «ККД» проходят лечение онкологические больные, которым требуется экстренная кардиологическая, в том числе хирургическая помощь. Так, пациентам, находящимся в активной фазе химиотерапии, применение хирургических перчаток устойчивых к цитостатикам является производственной необходимостью при оказании хирургической помощи данной группе пациентов.

Устойчивость к цитостатикам неразрывна связана и с устойчивостью к антисептикам.

Согласно абзацу 3.2.2 МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 02.09.2016 (далее – МР 3.5.1.0113-16) специализированные хирургические перчатки, наряду с базовыми характеристиками, обладают рядом дополнительных свойств, соответствующих требованиям различных областей хирургии:

- микрохирургические тонкие перчатки, обеспечивающие повышенную тактильную чувствительность;

- ортопедические перчатки повышенной прочности;

- акушерские перчатки с удлиненной манжетой;

- радиозащитные перчатки;

- перчатки, устойчивые к химическим веществам (цитостатики, дезинфицирующие средства и др.);

- перчатки для операций с повышенным эпидемиологическим риском инфицирования:

- двойные перчатки;

- двойные перчатки с индикацией прокола;

- перчатки с внутренним антибактериальным покрытием;

- «кольчужные» перчатки.

Согласно абзацу 4.6 МР 3.5.1-0113-16 при выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счет дополнительных свойств перчаток, к которым относятся и перчатки с внутренним антибактериальным покрытием.

Таким образом, требование включено в описание объекта закупки в соответствии с требованиями действующих на территории Российской Федерации нормативных документов.

В соответствии с вышеуказанным, ГУ РК «ККД» для надлежащей защиты медицинского персонала требуются перчатки, устойчивые в том числе к цитостатикам, для лечения пациентов, получающих химиотерапевтические препараты, на основании чего требование «Перчатки обеспечивают устойчивость проникновению химически агрессивных веществ антисептиков, цитостатиков маркировка в соответствии с ГОСТ Р ЕН 374-209» является обоснованным.

3.1. Относительно характеристики «На внешней поверхности перчаток краситель сине-зелёного спектра с применением технологии фотосенсибилизатора, который при воздействии со светом выделяет синглетный кислород, вызывает окисление протеинов и липидов микроорганизмов и позволяет уничтожить подавляющее большинство микробов и бактерий на внешней стороне перчатки. Информация о наличии антибактериальных (антимикробных) компонентов на групповой упаковке изделия» заказчиком пояснено, что данная характеристика обусловлена потребностью заказчика.

Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Процедура торгов по своей правовой природе является публичной офертой, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 435 ГК РФ представляет собой предложение, которое должно быть достаточно определенным и содержать существенные условия договора, определяемые, в том числе аукционной документацией.

Размещение на официальном сайте аукционной документации является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ, акцепт которой образует договор и порождает обязанность его исполнить. Заявка на участие в электронном аукционе рассматривается в качестве акцепта оферты.

Следовательно, в силу совокупного толкования положений Закона о контрактной системе и ГК РФ подача участником заявки для участия в закупке в электронной форме предполагает, что участник ознакомился с тем, какие услуги должны быть оказаны при исполнении.

С учетом социальной значимости осуществляемой Заказчиком медицинской деятельности и необходимости обеспечить эффективную и безопасную диагностику с использованием медицинских изделий, являющихся объектом закупки, Заказчик определил параметры препарата, являющиеся для него существенными.

Более того, в части установленных заказчиком дополнительных характеристик по отношению к описанию, содержащемуся к КТРУ, было приведено обоснование необходимости использования такой информации, требования к форме или содержанию которой действующим законодательством не предусмотрены.

Комиссия Коми УФАС России не может в данном случае признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.

Заказчиком при подготовке к проведению электронного аукциона был изучен рынок на предмет наличия закупаемого товара с вышеуказанным требованием. Анализ данных с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Российской Федерации показал, что на территории Российской Федерации зарегистрировано и выпущено в медицинское обращение более десяти регистрационных удостоверений на антимикробные перчатки, тем самым подтверждается наличие на территории Российской Федерации данного рынка, представленного разными производителями.

Таким образом, установив вышеуказанное оспариваемое требование, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения описания объекта закупки не противоречат статье 33 Закона о контрактной системе.

3.2. Относительно требования о подтверждении соответствия стандарту ASTM F1671, представителем ГУ РК «ККД» в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России пояснено, что данная характеристика обусловлена тем, что заказчику требуются перчатки, которые обладают устойчивостью к вирусной пенетрации для того, чтобы их можно было использовать в отделениях с повышенным риском инфицирования.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

В силу статьи 14 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», к документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся, наряду с прочим, документы национальной системы стандартизации.

С 01.01.2018 на территории Российской Федерации введен стандарт ГОСТ 57404-2017 «Перчатки медицинские. Руководство по оценке качества» (далее – ГОСТ 57404-2017), который предусматривает ссылку на стандарт ASTM F1671.

Согласно положениям ГОСТ 57404-2017 стандарт предназначен для идентификации и применения наиболее подходящих стандартов АСТМ и взаимосвязанных стандартов для оценки, разработки спецификаций и выбора медицинских перчаток для поддержания безопасности и охраны здоровья медицинского персонала, который может работать с биологическими и химически опасными веществами.

Согласно абзацу 10.1 ГОСТ 57404-2017 стойкость медицинских перчаток к проникновению вирусов оценивают по АСТМ Ф 1671, тем самым стандарт является единственным в мире по которому определяется зашита от вирусной пенетрации и цитостатиков.

Данный метод испытаний был специально разработан для моделирования проникновения переносимых с кровью вирусов гепатита (B и C) и вируса иммунодефицита человека, а также других потенциально патогенных жидкостей организма (абзац 10.1.1.2 ГОСТ Р 57404-2017).

В свою очередь, само требование приведено в соответствии с обоснованием – для возможности применения перчаток в условиях повышенного риска в соответствии с ГОСТ Р 57404-2017.

Во исполнение указанных положений ГОСТ Р 57404-2017 заказчиком было принято решение о включении требований о наличии у поставляемого товара соответствующих протоколов испытаний.

Вместе с тем, в случае, если заказчиком устанавливается требование о включении в состав заявки участника данного протокола испытаний, то такие действия приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления указанных документов, подробных сведений о результате испытаний.

Так, изучив и проанализировав положения закупочной документации, Комиссией Коми УФАС России было установлено, что указание на сведения о результатах испытаний закупаемых заказчиком товаров не является требованием к содержанию заявки, в связи с чем, на момент подачи заявки участник данную информацию не прикладывает.

Кроме того, согласно абзацу 10.1.2 ГОСТ Р 57404-2017 испытательная система позволяет оценить не целую перчатку, а представительный образец материала медицинской перчатки.

Таким образом, соответствие указанному стандарту обеспечивается производителем перчаток, который может предоставить образец той или иной модели перчатки и получить соответствующий протокол испытаний на все последующие партии перчаток. Поставщики, которые будут закупать эти перчатки у производителей соответственно могут запросить этот протокол или информацию о его наличии заранее, даже не имея товара в наличии.

Таким образом, установление данного требования не ограничивает количества участников закупки, а также не нарушает права и законные интересы заявителя.

4. По второму доводу, изложенному в жалобе, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.

Согласно доводам заказчика, изложенным в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, при формировании данного требования заказчик руководствовался требованиями ГОСТ Р 52239-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора» (далее – ГОСТ Р 52239-2004).

Согласно положениям ГОСТ Р 52239-2004 Перчатки классифицируют по типу, конструкции и внешней отделке.

В зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:

а) 1 - из латекса натурального каучука;

б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.

Согласно пункту 4 ГОСТ Р 52239-2004 перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.

Заказчиком в описании объекта закупки установлено, что заказчику требуются перчатки из латекса и нитрила, что не противоречит требования ГОСТ Р 52239-2004, который не ограничивает Заказчика в выборе количества слоев перчаток.

ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает минимальные требования и не ограничивает Заказчика по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для него.

Потребность заказчику в трехслойной структуре перчаток обусловлена следующим:

- наружный слой – натуральный латекс придает мягкость, эластичность и высокую прочность, обеспечивает облегание и комфорт, обеспечивает высокий уровень тактильной чувствительности и барьерной защиты при продолжительных медицинских вмешательствах;

- средний слой – смесь натурального латекса и нитрила усиливает целостность и прочность перчатки, даже при растяжении на 300% перчатки не должны изменять своих барьерных свойств;

- внутренний слой – нитрил, существенно улучшает барьерные свойства, обеспечивая высокую устойчивость к химическим веществам, механическим повреждениям, а также обеспечивает легкость надевания на сухие и влажные руки, предотвращает контракт кожи и латекса и обеспечивает профилактик латексной аллергии у специалистов при продолжительных медицинских вмешательствах.

Как указано заказчиком в отзыве на жалобу, требование о трехслойной структуре перчаток основано на санитарно-эпидемиологических требованиях и необходимостью обеспечения максимальной защиты медицинского персонала, в связи с тем, что данные перчатки используются при работе в том числе с химическими веществами.

Цель медицинских перчаток – обеспечить защиту рук специалиста и достижения этих целей Заказчик закупает перчатки, которые помогут обеспечить максимальную защиту для работника, предотвратить повреждения рук и возможные риски инфицирования медицинского работника, исходя из условий работы.

Заявителем указано, что на территории Российской Федерации зарегистрированы только одни трехслойные перчатки производителя Cardinal Health (США).

Как указано заказчиком в отзыве на жалобу, имеется несколько производителей многослойных смотровых перчаток, в том числе: PROFILESENSA (регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/12747), SFM-HYBRID (регистрационное удостоверение РЗН 2018/7679), Dermagel (регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/13339), Benovy (регистрационное удостоверение РЗН 2021/16174).

Так, Комиссией Коми УФАС России установлено, что на рынке представлены трехслойные перчатки разных производителей.

Под характеристики, установленные в позициях 5, 7, 8 описания объекта закупки подходят как минимум еще два производителя, информация о которых находится в свободном доступе: Cardinal Health (регистрационное удостоверение ФСЗ 2008/029626), а также Hutchinson Sante S.N.C. (регистрационное удостоверение ФСЗ 2007/00416).

Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Кроме того, податель жалобы не привел каких-либо доказательств соответствия пунктов 5, 7, 8 описание объекта закупки в части трехслойности структуры перчатки единственному производителю, несмотря на то, что соответствующая информация о нарушении прав и законных интересов ООО «МЕДГРЕЙД» в результате действий заказчика, указанных в жалобе, запрашивалась у заявителя в письме Коми УФАС России от 11.01.2024 № ОД/9/24.

Заявитель на заседание Комиссии Коми УФАС России не явился, сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также нарушение своих прав и законных интересов, не направил. Доказательств отсутствия возможности подать заявку, а также создания Заказчиком объективных препятствий для участия в спорной закупке, не представил.

Оспариваемые ООО «МЕДГРЕЙД» требования к перчаткам, установленные в позициях 3, 5, 7, 8 описания объекта закупки не влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе не ограничивают право заявителя на участие в электронном аукционе, и не препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

Таким образом, доводы заявителя документально не подтверждены, в материалах жалобы отсутствует подтверждение указанных доводов, заказчиком доказаны обоснованность и достаточность соответствующих характеристик, следовательно, доводы жалобы признаны Комиссией Коми УФАС России.

Действия заказчика – в части описания объекта закупки не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и не влекут ограничение количества участников закупки.

5. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По данной жалобе предписание выдаче не подлежит, так как нарушения в действиях заказчика – ГУ РК «ККД» отсутствуют.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МЕДГРЕЙД» необоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика – ГУ РК «ККД» нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки не выявлено.

3. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки отсутствуют, предписание не выдавать.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<.....>

Члены комиссии:

 

 

 

<.....>  

 

<.....>  

 

 

 

 

 

 

2024-298

 

 

Связанные организации

ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "МЕДГРЕЙД"
ИНН 9718078779, ОГРН 5177746066218
ГУ РК "ККД"
ИНН 1101487230, ОГРН 1021100521860