Решение №03-03/1231 - от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Ассоциация содействия общественному контролю

 за соблюдением требований законодательства о

 контрактной системе в сфере закупок

 «Общественный контроль»

 

info@public-control.ru

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Воркутинская больница скорой медицинской помощи»

 

priemvbsmp@mail.ru

 

через Единую информационную систему

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-121/2023

 

17 февраля 2023 года

 

 

 

                          № 03-03/1231

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) по обращению Ассоциации содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «Общественный контроль» (142406, Россия, Московская обл., Богородский г.о., Ногинск г., 7-ая Черноголовская ул., д. 17, помещ. VIII, ком. 3, ОГРН: 1225000134336, ИНН: 5031148944, КПП: 503101001) (далее - АСО «Общественный контроль») от 27.01.2023 № 016171 (вх. от 08.02.2023 № 629-э), содержащему доводы о возможном нарушении заказчиком - государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Воркутинская больница скорой медицинской помощи»  (169907, Республика Коми, город Воркута, Тиманская улица, 2, ОГРН: 1021100812105, ИНН: 1103020988, КПП: 110301001) (далее - ГБУЗ РК «ВБСМП») законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика посредством заключения контракта от 24.10.2022 № ГК1/2022 (реестровая запись 2110302098822000246), в части включения в указанный контракт  условия о порядке и сроках оплаты поставленного по контракту товара, не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми  поступило обращение АСО «Общественный контроль» от 27.01.2023 № 016171 (вх. от 08.02.2023 № 629-э), содержащему доводы о возможном нарушении заказчиком - ГБУЗ РК «ВБСМП» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика посредством заключения договора от 24.10.2022 № ГК1/2022 (реестровая запись 2110302098822000246), в части включения в указанный договор  условия о порядке и сроках оплаты поставленного по договору товара, не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе (далее - обращение).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в обращении признаков возможных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика посредством заключения договора от 24.10.2022 № ГК1/2022, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

АСО «Общественный контроль», ГБУЗ РК «ВБСМП» о месте и времени проведения внеплановой проверки извещены.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

  В силу части 1 статьи 111 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

Правительством  Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 и частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе принято распоряжение от 12.05.2015 № 855-р (ред. от 10.06.2022) «Об определении ООО «Стентекс» единственным поставщиком отдельных медицинских изделий, закупаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации при оказании медицинской помощи», в пункте 1 которого установлено: «В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 и частью 1 статьи 111 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определить с 1 января 2017 г. по 1 декабря 2022 г. общество с ограниченной ответственностью «Стентекс» единственным поставщиком стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, закупаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации при оказании медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, по перечню согласно приложению, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее соответственно - медицинские организации, медицинские изделия, единственный поставщик)».

Заказчик - ГБУЗ РК «ВБСМП», реализуя право, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.05.2015 № 855-р,  по результатам закупки у единственного поставщика 24.10.2022 заключил контракт № ГК1/2022 (реестровая запись 2110302098822000246), с обществом с ограниченной ответственностью «Стентекс» на поставку стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, с ценой контракта 1 163 465,00 руб.

В обращении заявитель указывает о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в части включения в контракт от 24.10.2022 № ГК1/2022  неправомерного условия о порядке и сроках оплаты поставленного по контракту товара.

Согласно части 1, пункту 1 части 13, части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 14.07.2022, действующей на дату заключения контракта от 24.10.2022 № ГК1/2022,  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1)  иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно части 11 статьи 6 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона), касающиеся срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, составляющего не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона, применяются в отношении заказчиков, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями, созданными Российской Федерацией, с 1 июля 2022 года при определении такими заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупках направлены с 1 июля 2022 года, или при заключении такими заказчиками с 1 июля 2022 года контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществленных на основании пункта 2 части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, исключений по применению положений, указанных в части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В пункте 8.4 контракта от 24.10.2022 № ГК1/2022 установлено: «Оплата по контракту осуществляется по факту поставки всех медицинских изделий (либо - по факту поставки медицинских изделий по каждому этапу поставки, предусмотренного спецификацией в течение 10 рабочих дней с даты подписания  заказчиком Акта приема-передачи медицинских изделий по контракту (этапу), а в случае, предусмотренном пунктом 6.7 контракта - структурированного документа о приемке».

Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе в редакции от 14.07.2022, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Частью 13 статьи 94 Закона контрактной системе регламентировано оформление документа о приемке с использованием единой информационной системы при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона).

Оформление документа о приемке с использованием единой информационной системы при исполнении контракта, заключенного по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Законом о контрактной системе в редакции от 14.07.2022, действующей на дату заключения контракта, не предусмотрено.

Следовательно, на дату заключения контракта от 24.10.2022 № ГК1/2022, заказчику при определении условия о порядке и сроке оплаты поставленного товара по контракту, надлежало руководствоваться пунктом 2 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 14.07.2022,  которым предусмотрено, что  срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, в случае, когда оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы.

Действие заказчика - ГБУЗ РК «ВБСМП» при определении в пункте 8.4 контракта от 24.10.2022 № ГК1/2022 условия о порядке и сроках оплаты поставленного по контракту товара, не противоречат пункту 2 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 14.07.2022.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. По результатам внеплановой проверки довод заявителя о возможном нарушении заказчиком - ГБУЗ РК «ВБСМП» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в части включения в контракт от 24.10.2022 № ГК1/2022  неправомерного условия о порядке и сроках оплаты поставленного по контракту товара, не подтвержден.

Действие заказчика - ГБУЗ РК «ВБСМП» при определении в пункте 8.4 контракта от 24.10.2022 № ГК1/2022 условия о порядке и сроках оплаты поставленного по контракту товара не противоречат пункту 2 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 14.07.2022.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                                      <…>

 

 

                                                                                                                         <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны