Постановление №АГ/5490/23 о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.... от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<..............> (по адресу)

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3, литер А,

помещение 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д. 94, г. Сыктывкар, 167000

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-628/2023 об административном правонарушении

31 августа 2023 года                                                                                                                      г. Сыктывкар

<..............> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, Гельман Александр Сергеевич, рассмотрев материалы дела № 011/04/9.21-628/2023 об административном правонарушении, возбужденного определением Коми УФАС России от 26.07.2023 № ОУ/4727/23 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад», адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001 (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация),

УСТАНОВИЛ:

 В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление<..............> (далее Заявитель) от 15.07.2023 (вх. № 4514/23 от 19.07.2023) о нарушении со стороны Сетевой организации срока технологического присоединения к электрическим сетям малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: <..............> на земельном участке с кадастровым номером <..............> (далее по тексту также Объект).

Рассмотрев материалы заявления<..............> должностное лицо пришло к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России от 26.07.2023 № ОУ/4727/23 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-628/2023, назначено проведение административного расследования по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в качестве потерпевшего лица привлечена <..............>

Также определением от 26.07.2023 № ОУ/4727/23 разъяснено, что в случае установления в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушения требований части 2 статьи 9.21 КоАП РФ Коми УФАС России 17.08.2023 в 14 час. 00 мин. будет составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведенного административного расследования по делу № 011/04/9.21-628/2023 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 17.08.2023 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России от 17.08.2023 № ПК/5182/23 рассмотрение дела № 011/04/9.21-628/2023 назначено на 31.08.2023. Административное дело № 011/04/9.21-628/2023 рассмотрено 31.08.2023 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в отсутствие потерпевшей <..............>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения настоящего дела, просившей рассмотреть дело в свое отсутствие, в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <..............>, действующей на основании доверенности № 8-23/4 от 20.02.2023.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запада» <..............> разъяснены, отводов при рассмотрении административного дела не поступило.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 22.08.2023 № МР2/5/016-119-11-2/5452 (вх. № 5552/23 от 23.08.2023) заявлены ходатайства о применении положений статей 2.9, 4.1 КоАП РФ.

Защитник ПАО «Россети Северо-Запад» <..............>поддержала указанные ходатайства при рассмотрении настоящего дела 31.08.2023.

Определением Коми УФАС России от 31.08.2023 в удовлетворении заявленного ходатайства, в части применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, Обществу отказано. Рассмотрев 31.08.2023 материалы административного дела № 011/04/9.21-628/2023, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.03.2022 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу № А29-15411/2021.

Постановление Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117 вступило в силу 20.05.2022. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 26.05.2022. 

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» считается подвергнутым административному наказанию с 20.05.2022 по 26.05.2023. В связи с чем, по состоянию на 28.04.2023 (дата нарушения) ПАО «Россети СевероЗапад» считалось подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147- ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Указанный договор является публичным. Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 6, 9 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора. Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обращающихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Исходя из технических условий, <..............> соответствует категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861.

Согласно абзацу 12 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка  заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 103 Правил № 861 наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил.

Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения. В счет на оплату технологического присоединения по договору включается плата за технологическое присоединение в полном объеме. Оплата счета (кроме случаев, когда заявитель в соответствии с настоящими Правилами воспользовался правом предоставления рассрочки платежа за технологическое присоединение) осуществляется в следующем порядке: 15 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в порядке, предусмотренном пунктом 106 настоящих Правил; 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 20 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя счета; 35 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 40 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя счета; 20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 10 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя акта об осуществлении технологического присоединения или уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации.

Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению. Из материалов административного дела следует, что Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <..............>, расположенный по <..............>(выписки из ЕГРН от 17.10.2022, 01.08.2023).

На основании заявки от 19.10.2022 между Заявителем и ПАО «Россети СевероЗапад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № <..............>. Согласно условиям типового договора № <..............> и техническим условиям № <..............> от 25.10.2022: - объект подключения – малоэтажная жилая застройка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером <..............> по <..............>; - максимальная мощность присоединяемых устройств Заявителя – 11 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, – 0,4 кВ; - срок технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям Сетевой организации – 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Исходя из представленных платежных документов Заявителем произведена оплата услуг Сетевой организации по технологическому присоединению в следующие сроки: 27.10.2022 на сумму 4950.00 руб. (платежное поручение № 832869); 05.12.2022 на сумму 9900.00 руб. (платежное поручение № 772114); 09.01.2023 на сумму 11550.00 руб. (платежное поручение № 271014); 28.02.2023 на сумму 6600.00 руб. (платежное поручение № 451435).

Таким образом, Заявителем за услугу Сетевой организации оплачена сумма в размере 33 000.00 руб., что соответствует условиям договора № <..............>. Исходя из платежных документов, договор между Заявителем и Сетевой организацией по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям был заключен 27.10.2022, а срок на осуществление технологического присоединения истек 27.04.2023.

В материалы административного дела № 011/04/9.21-628/2023 представлены копии следующих документов: - акта № <..............> от 27.07.2023 допуска прибора учета электрической энергии, установленного на Объекте Заявителя; - уведомления № <..............> от 01.08.2023 об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям Объекта Заявителя. Указанные документы свидетельствуют о том, что технологическое присоединение Объекта Заявителя осуществлено 01.08.2023.

На определение Коми УФАС России от 26.07.2023 (исх. № ОУ/4727/23 от 26.07.2023) ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 02.08.2023 № МР2/5/016-119-11-2/4977 (вх. № 4959/23 от 20.06.2023) указало, что причиной нарушения срока осуществления технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям явилась несвоевременная поставка материалов и оборудования.

Так, приборы учета электрической энергии поступили только в июле 2023 года. На определение Коми УФАС России от 26.07.2023 (исх. № ОУ/4727/23 от 26.07.2023) Заявитель письмом от 07.08.2023 (вх. № 5154/23 от 09.08.2023) подтвердил, что технологическое присоединение его Объекта к электрическим сетям осуществлено.

Вместе с тем довод Сетевой организации о несвоевременной поставке приборов и оборудования в качестве причины нарушения срока технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям не может быть принят во внимание, поскольку, заключая двусторонний возмездный договор о подключении, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, ПАО «Россети Северо-Запад», как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности Сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правила № 861 являются основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуру технологического присоединения объекта к электрическим сетям, и в соответствии с ними обязаны действовать все участники рынка электроснабжения.

Так, законодателем урегулированы общественные отношения в области присоединения заявителей к электрическим сетям путем принятия общеобязательных правил, позволяющих более слабой стороне в данных отношениях - заявителю, - рассчитывать на безусловную возможность получения доступа к ресурсу (электрической энергии) безотносительно субъективного усмотрения на то сетевой организации. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил подключения к электрическим сетям, в том числе в части сроков его осуществления. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии.

Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано. В рассматриваемом случае факта невыполнения заявителем требований технических условий, неисполнение которых препятствовало бы осуществлению технологического присоединения его Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» в установленные договором об осуществлении технологического присоединения сроки, Коми УФАС России не установлено. Сетевая организация является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Следовательно, отсутствие необходимых ресурсов для осуществления технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» относится к предпринимательским рискам Общества.

Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению Сетевой организацией обязательств, вытекающих из договора, необходимых для осуществления технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям Общества, ПАО «Россети Северо-Запад» не представило.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», нарушив срок технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям, который истек 27.04.2023, нарушило положение пункта 16 Правил № 861, то есть порядок подключения (технологического присоединения).

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение части 2 статьи 2023-3053 9 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар.

Время совершения правонарушения – 28.04.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-628/2023 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил № 861, так и свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил № 861.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленной.

Из материалов дела № 011/04/9.21-628/2023 усматривается, что на дату вынесения настоящего постановления технологическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» в рамках исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения № <..............>и техническим условиям № <..............> осуществлено.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад»: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 22.08.2023 № МР2/5/016-119-11-2/5452 (вх. № 5552/23 от 23.08.2023) заявлены ходатайства о применении положений статей 2.9, 4.1 КоАП РФ.

Указанные ходатайства также поддержаны при рассмотрении настоящего дела 31.08.2023 защитником ПАО «Россети Северо-Запад» <..............>

Рассмотрев указанные ходатайства, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

ПАО «Россети Северо-Запад» в ходатайстве указывает, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства таких последствий, наступивших в результате действий (бездействия) Общества, так как технологическое присоединение Объекта Заявителя осуществлено до составления протокола.

ПАО «Россети Северо-Запад» считает возможным учесть указанные обстоятельства в соответствии с частью 2 статьи 4.2, частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в качестве смягчающих и исключительных, и квалифицировать нарушение в качестве малозначительного.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения.

Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Приведенные Обществом обстоятельства не могут быть учтены в качестве смягчающих и исключительных, поскольку правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.

В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

Более того, как установлено в ходе рассмотрении дела № 011/04/9.21-628/2023, срок технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям Общества был нарушен Сетевой организацией, поскольку истек 27.04.2023. Именно нарушение срока осуществления технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям повлекло обращение <..............> в антимонопольный орган за восстановлением нарушенного права, что свидетельствует о нарушении правового интереса заявителя. 

Само по себе отсутствие доказательств причинения какого-либо ущерба заявителю не свидетельствует о малозначительности совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушения.

Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы ПАО «Россети Северо-Запад» не представило. Те же обстоятельства, на которые ссылается Сетевая организация, не носят исключительного характера, их последствия могли быть предотвращены при необходимой степени заботливости и осмотрительности со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» при предоставлении услуг на коммерческой основе.

Таким образом, отсутствуют основания для освобождения ПАО «Россети СевероЗапад» от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. ПАО «Россети Северо-Запад» просит учесть обстоятельства, характеризующие объективную и субъективную стороны правонарушения, в том числе отсутствие угрозы общественным отношениям и негативных последствий, а также принять во внимание, что Сетевая организация осуществляет регулируемую деятельность по технологическому присоединению и исполняет договоры об оказании услуг по передаче электроэнергии, и просит снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.

В соответствии частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание тот факт, что на дату рассмотрения дела № 011/04/9.21- 628/2023 об административном правонарушении технологическое присоединение Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-запад» осуществлено, должностное лицо Коми УФАС России считает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 4.1. КоАП РФ и назначить ПАО «Россети Северо-Запад» наказание в виде административного штрафа менее минимального его размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

С учетом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», в рассматриваемом случае составит 300 000 (триста тысяч) рублей. Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, а само наказание, в то же время, имеет существенный  предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», в соответствии с частями 1, 2, 3, статьи 3.2, статьями 4.1, 4.2, частями 1, 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления 2023-3053 13 о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Реквизиты для уплаты штрафа: Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар БИК 018702501 Сч. № 03100643000000010700 Банк получателя ИНН 1101481197 КПП 110101001 Сч. № 40102810245370000074 УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ) Вид оп. 01 Срок плат. Наз. пл. Очер. плат. 3 Получатель Код Рез. поле 16111601091010021140 87701000 0 0 0 0 0 ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-628/2023 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 31.08.2023 Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет 2023-3053 14 судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса. На основании части 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

<..............>

Связанные организации

ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРО-ЗАПАД"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785