Решение (комиссия) №ОД/926/24 Решение от 15 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-112/2024

13 февраля 2024 года                                                                                                       № РНП-11-31

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <...> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение администрации муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми (далее – АМР «Усть-Цилемкий» РК, заказчик) от 06.02.2024 № 010730001030000005 (вх. от 07.02.2024 № 1243/23) о включении информации об индивидуальном предпринимателе <...> (далее – ИП <...>, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 20.11.2023 № 03073000472230000560001 на выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р. Печора - д. Мыза - с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км (реестровый номер контракта 3112000529923000041), заключенного с ИП <...> по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р.Печора - д.Мыза - с.Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км», извещение № 0307300047223000056  (далее – обращение),

в присутствии (посредством видеоконференц-связи):

- <...> – представителя ИП <...> по доверенности № 1 от 10.02.2024,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

АМР «Усть-Цилемский» РК в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 20.11.2023 № 03073000472230000560001 на выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р. Печора - д. Мыза - с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км (реестровый номер контракта 3112000529923000041), заключенного с ИП <...> по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р.Печора - д.Мыза - с.Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км», извещение № 0307300047223000056  (далее –контракт № 0307300047223000056000 от 20.11.2023).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

АМР «Усть-Цилемский» РК, ИП <...> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

АМР «Усть-Цилемский» РК письмом от 12.02.2024 вх. № 1452-ЭП/24 представлены письменная информация и копии документов; заявлено ходатайство о рассмотрении обращение в отсутствие представителей АМР «Усть-Цилемский» РК.

ИП <...> письмом от 11.02.2024 № 02/38 (вх. от 12.02.2024 № 1440/24) представлены письменная информация и копии документов; заявлено ходатайство о рассмотрении обращения дистанционно (посредством видео-конференц-связи).

Ввиду наличия технической возможности, ходатайство ИП <...>. удовлетворено письмом Коми УФАС России от 12.02.2024 № ОД/838/24 и обращение рассмотрено в формате видео-конференц-связи.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

1. 30.10.2023 уполномоченным упреждением – Финансовым управление АМР «Усть-Цилемский» РК на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300047223000056.

Заказчиком закупки явилось АМР «Усть-Цилемский» РК.

Наименование объекта закупки – «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р. Печора - д. Мыза - с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км.».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 519 187,50 руб.

Источником финансирования явился бюджет муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми:

- за счет собственных средств бюджета муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми;

- за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (субсидия на оборудование и содержание ледовых переправ и зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения).

Дата и время окончания срока подачи заявок – 07.11.2023 08:30.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 07.11.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.11.2023.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307300047223000056 от 07.11.2023, на участие в закупке была подана единственная заявка с идентификационным номером 115226162 – ИП <...>

20.11.2023 между АМР «Усть-Цилемский» РК и ИП <...> на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от № 0307300047223000056 от 07.11.2023 заключен контракт № 03073000472230000560001.

Согласно пунктам 1.1 – 1.3, 2.1 контракта: «Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р. Печора - д. Мыза - с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км. (далее - объект), предусмотренные Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.

Перечень действий, которые должен совершить Подрядчик, приведены в Техническом задании (Приложение №1 к Контракту).

Место выполнения работ: Республика Коми, Усть-Цилемский район, зимняя автомобильная дорога общего пользования местного значения: Правый берег р. Печора- д. Мыза- с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км.

Объем выполняемых работ: 1 усл. ед. (в соответствии с Техническим заданием, (Приложение №1 к Контракту)».

Разделом 3 определены права и обязанности сторон.

В силу пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.5, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11.1, 3.1.12, 3.1.19 контракта подрядчик обязуется:

- Обеспечить на протяжении эксплуатационного периода качественное выполнение работ, безопасное движение транспортных средств и пешеходов на территории объекта;

- Приступить к выполнению работ и закончить их в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом;

- Взаимодействовать с администрацией сельского поселения, на территории которого расположен обслуживаемый Подрядчиком объект, районными подразделениями ОГИБДД ОМВД по Усть-Цилемскому району, ГО и ЧС РК, Усть-Цилемский участок ГИМС по РК, органами занятости населения (по вопросам организации общественных работ при выполнении сезонных и временных дорожных работ) и другими органами исполнительной власти;

- Обеспечивать во время проведения работ необходимые мероприятия по безопасности дорожного движения, охране труда и технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений, памятников архитектуры и культуры;

- Принимать участие в работе инспекционных комиссий по контролю качества содержания объект;

- Подрядчик, получив от Заказчика уведомление о проведении внепланового мероприятия по обследованию объекта, поступившего в порядке, предусмотренном п. 3.2.4.1. настоящего Контракта, обязан направить в указанное в уведомлении время и место, уполномоченного представителя для участия в проводимом внеплановом мероприятии;

- Обеспечивать по требованию уполномоченных Заказчиком представителей доступ на участок выполнения работ;

- По требованию Заказчика, направленному любым доступным способом, в течение 3 дней предоставить фото или видеоматериалы, подтверждающие факт выполнения работ, на которых отображено дата и время проведения фото или видео фиксации».

Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.4.2, 3.2.4.3, 3.2.5 контракта заказчик обязуется:

- Осуществлять контроль за исполнением условий Контракта;

- Обеспечить приемку выполненной работы в соответствии с условиями Контракта;

- Оплатить Подрядчику выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;

- Обеспечить в течение всего периода выполнения работ технический надзор за выполнением работ, в том числе путем проведения внеплановых мероприятий по обследованию объекта, организованных на основании поступившей информации о некачественном содержании дорог от физических и юридических лиц;

- В случае неявки уполномоченного представителя Подрядчика в назначенное время и место, проведение внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ на объекте проводится без участия Подрядчика, с применением фото или видео записывающих устройств, о чем в акте обследования делается соответствующая запись;

- Результаты внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ оформляются актом обследования объекта;

- Проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В силу пунктов 4.1, 4.5, 4.5.1, 5.1, 7.2, 8.1.1, 8.1.2, 8.1.3, 10.1, 10.4 контракта: «Срок выполнения работ:

Начало выполнения работ – с даты заключения контракта.

Завершение работ – 31.12.2023 г.

В соответствии с ведомостью объемов работ Технического задания.

Ответственный представитель Заказчика осуществляет технический надзор и контроль за качеством и сроками выполнения работ, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям Контракта.

Ответственный представитель Заказчика имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время выполнения работ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации.

До предъявления иска, вытекающего из Контракта, сторона, считающая, что ее права нарушены (далее - заинтересованная сторона), обязана направить другой стороне письменную претензию.

Претензия должна содержать требования заинтересованной стороны и их обоснование с указанием нарушенных другой стороной норм законодательства и (или) условий Контракта. К претензии должны быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.

Сторона, которая получила претензию, обязана ее рассмотреть и направить письменный мотивированный ответ другой стороне в течение 15 дней с момента получения.

Контракт действует с момента заключения Контракта по «31» декабря 2023 года, а в части не исполненных Подрядчиком обязательств и оплаты выполненных работ, до полного исполнения сторонами своих обязательств.

К настоящему контракту прилагаются и являются его неотъемлемой частью следующие приложения:

Приложение № 1. Техническое задание;

Приложение № 2. Расчет стоимости работ;

Приложение № 3 Журнал производства работ».

1.1. Согласно условиям договора, Подрядчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, выполнить работы по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р. Печора - д. Мыза - с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км., предусмотренные Контрактом.

Как следует из материалов обращения, ИП <...> к 31.12.2023 (на момент окончания срока завершения работ) выполнено обязательств по контракту на сумму 311 512,50 руб. при цене контракта 519 187, 50 руб., что следует из счета-фактуры № 1 от 25.12.2023 и оплачены заказчиком в сумме 311 512,50 руб. (платежное поручение № 43297 от 27.12.2023).

10.01.2024 в адрес ИП <...> АМР «Усть-Цилемский» РК направлено письмо от № 08-28-54 (с приложением Акта от 10.01.2024 обследования объекта).

Вышеуказанным письмом АМР «Усть-Цилемский» РК указала на просрочку выполнения работ, потребовала безотлагательного выполнения комплекса работ по контракту в срок по 19 декабря 2024 года.

Согласно Акту от 10.01.2024 обследования объекта в ходе осмотра выявлено:

- сухопутный участок зимней автомобильной дороги и не обустроен в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой часть. Муниципального контракта, содержание сухопутного участка не осуществлялось;

- ледовая переправа не обустроена в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта.

Работы по оборудованию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовой переправы выполнены не в полном объеме, тем самым нарушены условия пункта 4.1 контракта.

В Акте установлено условие о необходимости устранения выявленных недостатков и привести зимнюю автомобильную дорогу, а также ледовую переправу в соответствии с техническим заданием безотлагательно.

Между тем, в Акте от 10.01.2024 обследования объекта не указаны пункты Технического задания, в отношении которых выявлены недостатки, и не указаны положения контракта и технического задания, которым не соответствуют выполненные ИП <...> работы.

22.01.2024 АМР «Усть-Цилемский» РК в адрес ИП <...> письмом № 08-28-288 была выставлена неустойка в виде пени в размере 2 436, 72 руб. в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Представителем индивидуального предпринимателя в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России пояснено, что причиной нарушения условий контракта являются погодные условия.

Как пояснено представителем индивидуального предпринимателя, на ледовой переправе после ледостава по 02.02.2024 была вода, в связи с чем открыть ледовую переправу не представлялось возможным.

Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 1 статьи 407 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В связи с невыполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик принял решение от 22.01.2024 № 08-28/290 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение об одностороннем отказе).

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе АМР «Усть-Цилемский» РК размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 23.01.2024.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 23.01.2024.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП <...> об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 23.01.2024.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Письмом от 01.02.2024 № 08-28-522 АМР «Усть-Цилемский» РК в адрес ИП <...> было направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки в рамках исполнения муниципального контракта № 03073000472230000560001 от 20.11.2023 с назначением времени проведения внеплановой выездной проверки: 01 февраля 2024 года в 14 часов 30 минут.

Актом от 01.02.2024 обследования объекта установлено, что подрядчик явку своего представителя не обеспечил. Срок завершения работ по контракту истек 31.12.2023.

В ходе осмотра ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования выявлено:

- сухопутный участок зимней автомобильной дороги не обустроен в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта, содержание сухопутного участка не осуществлялось;

- ледовая переправа не обустроена в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта.

Работы по оборудованию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовой переправы выполнены не в полном объеме, тем самым нарушены условия пункта 4.1 вышеуказанного контракта.

Подрядчику необходимо устранить выявленные недостатки и привести зимнюю автомобильную дорогу, а также ледовую в соответствии с Техническим заданием безотлагательно.

К Акту в приложении приложены фотоматериалы, подтверждающие невыполнение работ в полном объеме.

Заказчиком в Акте не указан объем работ, которые ИП <...> не выполнены, а также не указаны пункты Технического задания, которые требуют безотлагательной доработки.

Вышеуказанный Акт был направлен в адрес ИП <...> письмом от 01.02.2024 № 08-28-585, в котором АМР «Усть-Цилемский» РК также указало следующий недостаток: снеговой покров с поверхности переправы (р. Печора) не убран, под снегом вода, отсутствуют элементы оборудования ледовой переправы (нет информационных табличек, нет необходимого количества дорожных знаков, на щитах отсутствуют багор, веревка).

В связи с чем, заказчик потребовал безотлагательного выполнения комплекса работ надлежащего качества по вышеуказанному муниципальному контракту.

Письмом от 09.02.2024 № 02/32 ИП <...>. рассмотрев письмо от 01.02.2024 № 08-28/585 и Акт от 01.02.2024 обследования объекта сообщила, о том что не согласна с пунктами письма, так как комиссия в составе <...>, <...>, <...> на сухопутный участок дороги не выезжала, в это же время обустраивался сухопутный участок в районе д. Мыза.

Однако, доказательств в подтверждении доводов, изложенных в вышеуказанном письме ИП <...> не представлено.

31.01.2024 письмом № 01/31 ИП <...> просила перенести приемку выполненной работы по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования на 02 февраля 2024 в 14 часов 00 минут.

Письмом от 01.02.2024 № 08-28-555 АМР «Усть-Цилемский» РК согласовала дату, место и время проведения приемки выполненных работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения.

Актом от 02.02.2024 обследования объекта зафиксировано, что плановое мероприятие проводится с участием представителя подрядчика.

В ходе осмотра выявлено:

- сухопутный участок зимней автомобильной дороги не обустроен в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта, содержание сухопутного участка не осуществлялось;

- ледовая переправа не обустроена в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта.

Работы по оборудованию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовой переправы выполнены не в полном объеме, тем самым нарушены условия пункта 4.1 вышеуказанного контракта.

Подрядчику необходимо устранить выявленные недостатки и привести зимнюю автомобильную дорогу, а также ледовую в соответствии с Техническим заданием безотлагательно.

К Акту в приложении приложены фотоматериалы, подтверждающие невыполнение работ в полном объеме.

Заказчиком в Акте не указан объем работ, которые ИП <...> не выполнены, а также не указаны пункты Технического задания, которые требуют безотлагательной доработки.

Вышеуказанный Акт был направлен в адрес ИП <...> письмом от 02.02.2024 № 08-28/611, в котором АМР «Усть-Цилемский» РК также указало следующие недостатки:

- сухопутный участок зимней автомобильной дороги не обустроен в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта (с проезжей части снег не убран, толщина снегового покрова составляет 35-50 см; имеются глубокие колеи и неровности);

- ледовая переправа не обустроена в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта (снеговой покров с поверхности переправы (р. Печора) не убран, под снегом вода, отсутствуют элементы оборудования ледовой переправы (нет информационных табличек, нет необходимого количества дорожных знаков, на щитах отсутствуют багор, веревка).

В связи с чем, заказчик потребовал безотлагательного выполнения комплекса работ надлежащего качества по вышеуказанному муниципальному контракту.

Письмом от 09.02.2024 № 02/33 ИП <...> пояснила, что обследование проводилось только на ледовой переправе, выезд на сухопутный участок дороги не осуществлялся, так как на ледовой переправе была вода.

Также ИП <...> пояснила, что не согласна с отсутствием элементов оборудования ледовой переправы, таких как информационные таблички. Количество дорожных знаков, недостающие дорожные знаки устанавливаются после обследования ледовой переправы и составления Акта, что безопасный проход и проезд по ледовой переправе разрешен. Отсутствие верёвки на щитах не предусмотрено контрактом.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ИП <...> об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 02.02.2024.

Таким образом, согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 22.01.2024 № 0-28/290 об одностороннем отказе, а также датой расторжения контракта является – 03.02.2024.

Комиссией Коми УФАС России нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП <...> недобросовестным подрядчиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Из материалов обращения усматривается, что ИП <...> ненадлежащим образом исполнены обязательства по контракту от 20.11.2023 № 03073000472230000560001.

Однако, требования муниципального контракта по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения на сумму 311 512,50 руб. ИП <...> все же исполнены, что не может свидетельствовать о безусловном уклонении от исполнения взятых на себя обязательств по контракту.

Между тем, ИП <...> в адрес Коми УФАС России письмом от 11.02.2024 № 02/38 (вх. от 12.02.2024 № 1440/24) представлены информация и документы, подтверждающие принятие подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий контракта, в том числе, неоднократная переписка с заказчиком, касающаяся исполнения контракта.

В материалах обращения, отсутствуют доказательства намеренного неисполнения ИП <...> условий муниципального контракта от 20.11.2023 № 03073000472230000560001.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статьям 307, 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и имеет рисковый характер.

Предпринимательская деятельность должна осуществляться в границах установленного правового регулирования, что предполагает необходимость оценки субъектами данной деятельности соответствия требованиям закона принимаемых ими решений.

Все риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, включая риски от принятия неверных решений и совершения неправильных действий, несет само юридическое лицо.

Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения обращения установлено, что подрядчик предпринимал действия направленные на исполнение Контракта (контракт исполнен на 60%); из документов и сведений, представленных в материалы обращения, не следует, что у исполнителя имелось намерение отказаться от исполнения контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении контракта, на нарушение его условий.

При рассмотрении материалов обращения Комиссией Коми УФАС России установлено, что подрядчик выражал свое намерение исполнить контракт, индивидуальный предприниматель проявлял заинтересованность в исполнении контракта, что не свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика при исполнении обязательств по контракту.

На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП <...> не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, предусмотренного подпунктом «в» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать АМР «Усть-Цилемский» РК во включении сведений об ИП <...> (адрес места нахождения: <...>; ИНН: <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 20.11.2023 № 03073000472230000560001 на выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р. Печора - д. Мыза - с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км (реестровый номер контракта 3112000529923000041), заключенного с ИП <...> по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р.Печора - д.Мыза - с.Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км», извещение № 0307300047223000056.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – АМР «Усть-Цилемский» РК нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2024-1000

 

 

Связанные организации

АМР "Усть-Цилемский" РК
ИНН 1120005299, ОГРН 1061105009954