Решение №03-05/8065 Решение по делу № 011/05/16-424/2019 от 18 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ
|
||
18 октября 2019 года (изготовление решения в полном объеме) 14 октября 2019 года (оглашение резолютивной части) |
|
№ 03-05/8065 |
г. Сыктывкар
Управление Роскомнадзора по Республике Коми
Коммунистическая ул., д. 17, г. Сыктывкар, 167000
ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод»
Н. Трофимовой ул., д. 3, с. Кослан, Удорский р-н, Республика Коми,169240
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 011/05/16-424/2019, возбужденное в отношении ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» по факту распространения на 5 полосе выпуска № 27 (10576) от 05.07.2019 газеты «Выль туйöд» рекламы следующего содержания: «магазин «Валентина» Молочная продукция, Фрукты и овощи, Колбасы, мясо, кондитерские изделия, хлебобулочный изделия напитки, соки. Скидка 4% по социальным картам МАЭСТРО и МИР Приходите! Выбирайте! Мы очень рады вас видеть! АДРЕСА НАШИХ МАГАЗИНОВ: п. Усогорск ул. Ленина д. 16 и Дружба д. 13 п. Благоево ул. Мира д. 4 п. Солнечный ул. Лесная д. 27 и с. Ёртом д. 26А», с признаками нарушения требований ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в отсутствие:
- Управления Роскомнадзора по Республике Коми, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела;
- ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя;
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступили материалы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 5592-01/11 от 12.07.2019 (вх. № 3655 от 15.07.2019) по факту размещения в газете «Выль туйöд» рекламы с признаками нарушения требований ст. 16 Закона о рекламе.
По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/16-424/2019 в отношении ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» по признакам нарушения ст. 16 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/6079 от 13.08.2019.
Из материалов дела № 011/05/16-424/2019 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В соответствии с положениями, установленными ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения в периодическом печатном средстве массовой информации – газете «Выль туйöд»;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: магазину «Валентина», молочной продукции, фруктам, овощам, колбасам, мясу, кондитерским изделиям, хлебобулочным изделиям, напиткам, сокам, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, информация, распространенная посредством размещения на 5 полосе выпуска № 27 (10576) от 05.07.2019 газеты «Выль туйöд», является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).
В силу ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ от 06.04.2017 серия ПИ № ТУ11-00356 примерная тематика и (или) специализация газеты «Выль туйöд»: информационная; освещение российских, республиканских, районных новостей, публикация мнения граждан по определенному актуальному вопросу (опрос недели); организация и проведение «прямых» линий со специалистами; обзор и освещение культурно-спортивных мероприятий; проведение фотоконкурсов; публикация телевизионных программ, реклама в соответствии с законодательском Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, газета «Выль туйöд» не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, размещение текста рекламы в данной газете должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.6 Устава редакции газеты «Выль туйод» (утвержден <…> Администрации Главы Республики Коми <…>, <…> Администрации муниципального района «Удорский» <…> 03.07.2017), редакция осуществляет производство и выпуск средства массовой информации – газеты «Выль туйöд» (далее - Газета).
Редакция осуществляет деятельность по производству и выпуску Газеты на основе профессиональной самостоятельности и в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Как следует из письменных пояснений <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <…> (далее - <...>), представленных письмом от 03.09.2019 (вх. № 4500 от 06.09.2019), имеющихся в материалах рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Лидер», рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод». Макет рекламы был утверждён и сделан с пометкой «реклама» ещё до 23.07.2019, то есть до того момента, когда <...> стал <…>. Указанный макет рекламы согласован с пометкой «реклама» ещё прошлым <...> – <…>. Рассматриваемая реклама выходит с соблюдением законодательства о рекламе, без пометки «реклама» или «на правах рекламы» макет выходил только 05.07.2019, до и после вышеупомянутой даты данный макет выходил в печать с пометкой «реклама», в качестве подтверждения приложен оригинал выпуска № 11 (10560) от 15.03.2019 газеты «Выль туйöд». Территорией распространения рассматриваемой рекламы являются Удорский район и г. Сыктывкар Республики Коми. Причиной размещения рассматриваемой рекламы без учёта требований ст. 16 Закона о рекламе является техническая ошибка, при перемещении макета по программе вёрстки слово «реклама» осталось в другом месте, так как макет сделан в программе Adobe Pagemaker. <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...> не заметил при заключительном прочтении материала и при подписании в печать данное нарушение.
В материалы дела представлены: копия трудового договора с <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» № <…> от <…>, заключенного между Администрацией Главы Республики Коми и <...>; копия договора на подготовку и размещение материала от 01.01.2019; копия дополнительного соглашения № <…> от <…> к трудовому договору № <…> от <…>; копия дополнительного соглашения № <…> от <…> к трудовому договору № <…> от <…>; копия дополнительного соглашения № <…> от <…> к трудовому договору № <…> от <…>; копия дополнительного соглашения № <…> от <…> к трудовому договору № <…> от <…>; копия приказа Администрации Главы Республики Коми № <…> от <…>; копия паспортных данных <...>; акт приема-сдачи выполненных работ № 057 от 06.08.2019; оригиналы выпусков газет «Выль туйöд» № 27 (10576) от 05.07.2019, № 11 (10560) от 15.03.2019.
Из анализа представленных документов следует, что <...> вступил в должность <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» с <…>, вместе с тем, из письменных пояснений <...> следует, что макет рекламы был утверждён и сделан с пометкой «реклама» ещё до 23.07.2019, то есть до того момента, когда <...> стал <…>.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по рассматриваемым обстоятельствам рекламного дела определением № 03-01/6968 от 11.09.2019 рассмотрение дела отложено, срок рассмотрения дела продлён, у ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» запрошены необходимые копии документов и письменная информация.
В письменных пояснениях <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...>, представленных письмом от 04.10.2019 (вх. № 5012 от 07.10.2019), имеющихся в материалах рекламного дела, указано, что прошлых пояснениях имеется ошибка, <...> назначен на должность <…>, а не 23.07.2019, находится в должности с конца <…> года до настоящего времени. Предоставление иных документов, кроме приказа о назначении на должность, касающихся прежнего <…>, не представляется возможным, поскольку <...> ими не располагает. В материалы дела представлена копия приказа (распоряжения) о приеме работника на работу № <…> от <…> в отношении <…>.
Из имеющихся материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод».
В соответствии с п. 4.1 Устава редакции газеты «Выль туйод» деятельностью Редакции руководит главный редактор. Главный редактор – лицо, возглавляющее Редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска Газеты. Распространение газеты допускается только после того, как главный редактор дает разрешение на выход ее в свет. Главный редактор несет персональную ответственность за содержание Газеты.
Согласно п. 4.2 Устава редакции газеты «Выль туйод» главный редактор, в том числе подписывает к печати каждый номер Газеты.
В соответствии с п. 9а) трудового договора № <…> с <…> государственного автономного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Выль туйод» от <…> (далее – трудовой договор), заключенного с <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...>, <…> обязан, в том числе соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Коми, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора.
Согласно п. 27 трудового договора <…> несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя – ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» и должностного лица учреждения – <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...>.
ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» и должностное лицо учреждения – <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...> на стадиях размещения и распространения рекламы не осуществили надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, вследствие чего рассматриваемая реклама была размещена в нарушение требований рекламного законодательства.
Довод <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...> о том, что макет рекламы был согласован <…>, не свидетельствует об отсутствии нарушения ст. 16 Закона о рекламе, поскольку по состоянию на <...> занимал должность <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод», пометка «реклама» или «на правах рекламы» отсутствовала в рекламе, вышедшей в выпуске газеты «Выль туйöд» № 27 (10576) от 05.07.2019.
Таким образом, ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» и должностным лицом учреждения – <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.
Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась 05 июля 2019 года на территории Удорского района и г. Сыктывкара Республики Коми.
Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается газетой «Выль туйод» № 36 (10585) от 06.09.2019, представленной ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» в материалы рекламного дела.
В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламу, размещенную в газете «Выль туйöд», на 5 полосе выпуска № 27 (10576) от 05.07.2019 следующего содержания: «магазин «Валентина» Молочная продукция, Фрукты и овощи, Колбасы, мясо, кондитерские изделия, хлебобулочный изделия напитки, соки. Скидка 4% по социальным картам МАЭСТРО и МИР Приходите! Выбирайте! Мы очень рады вас видеть! АДРЕСА НАШИХ МАГАЗИНОВ: п. Усогорск ул. Ленина д. 16 и Дружба д. 13 п. Благоево ул. Мира д. 4 п. Солнечный ул. Лесная д. 27 и с. Ёртом д. 26А», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» (ОГРН 1131121000823, ИНН 1121022498, КПП 112101001) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Выль туйод» <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 18 октября 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
______________ <…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
______________ <…> |
|
|
|
|
|
______________ <…> |