Решение №РНП-11-60 - от 7 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Межмуниципальный отдел

Министерства внутренних дел Российской Федерации

«Сысольский»

 

через Единую информационную систему

 

Индивидуальный предприниматель

<……>

 

через Единую информационную систему

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-282/2023

 

07 апреля 2023 года

 

 

 

                          № РНП-11-60

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Сысольский» (далее – МО МВД России «Сысольский», заказчик) от 31.03.2023 № 010710000310000001 (вх. № 1570-э. от 31.03.2023) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <……>  (далее – ИП <……>., индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 30.12.2022 № 0107100003522000494/22-2022 на оказание услуг по сервисному обслуживанию канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг МО МВД России «Сысольский» в 2023г, заключенного по итогам закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по сервисному обслуживанию канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг в 2023 г», извещение № 0107100003522000494 (далее – обращение, закупка, контракт от 30.12.2022 № 0107100003522000494/22-2022),

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

        

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

 В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

           Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России, в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, МО МВД России «Сысольский» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП <……> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

МО МВД России «Сысольский, ИП <……>. надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

МО МВД России «Сысольский» ходатайством от 05.04.2023 № 42/3462 (вх. от 05.04.2023 № 1664-э., 07.04.2023 № 1139) просило рассмотреть обращение в отсутствие своего представителя.

МО МВД России «Сысольский» письмом от 05.04.2023 № 42/3463 (вх. от 05.04.2023 № 1665-э., 07.04.2023 № 1138) представлены дополнительные пояснения и копии документов.

ИП <……> явку на рассмотрение обращения не обеспечил; копий документов и письменных пояснений не предоставил.

Отсутствие представителей МО МВД России «Сысольский» и ИП <……> не препятствует рассмотрению обращения по существу.

            Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явился МО МВД России «Сысольский».

Объект закупки: «Оказание услуг по сервисному обслуживанию канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг в 2023г».

            Начальная (максимальная) цена контракта составила 44 232,06 руб.

Источником финансирования закупки явился федеральный бюджет.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 09.12.2022.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола от 19.12.2022 № 0107100003522000494 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) МО МВД России «Сысольский» с ИП <……> (далее – исполнитель) 30.12.2022 заключен государственный контракт № 0107100003522000494/22-2022.

Согласно пунктам 1.2, 1.4 контракта: «Заказчик» поручает, а «Исполнитель» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по сервисному обслуживание канализационной очистной установки модельного ряда Астра -20 Лонг.

Срок оказания услуг по контракту устанавливается с 09.01.2023г. по 28.04.2023 года».

В силу пунктов 2.1, 2.2 контракта:

«Цена контракта 44 232 рублей (Сорок четыре тысячи двести тридцать два рубля 06 копеек), без НДС (применяется УСН).

Цена Контракта сформирована с учетом всех расходов, связанных с исполнением Контракта, в том числе расходов на материалы (изделия) и оборудование, их перевозку (доставку), спецодежду, инструменты, эксплуатацию автотранспорта и другие эксплуатационные расходы, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей».

В силу пункта 3.1.2 контракта, исполнитель имеет право, наряду с прочим:

-требовать надлежащего исполнения «Заказчиком» условий настоящего контракта.

Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.2, 3.3.6 контракта, исполнитель обязан, наряду с прочим:

-оказать услуги качественно и в срок, установленный настоящим контрактом;

-предоставить «Заказчику» результат оказанных услуг;

-в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, расторгнуть Контракт в соответствии со ст. 95 Федерального закона о контрактной системе.

Пунктами 4.1, 4.2 установлен порядок оказания, сдачи и приемки услуг, который включает в себя, в том числе:

«Приемка оказанных услуг осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в ходе оказания услуг Заказчику в Месте оказания услуг и включает в себя:

а) проверку качества оказанных услуг на соответствие Техническим характеристикам (приложение № 1 к Контракту);

б) проверку полноты и правильности оформления структурированного документа о приемке.

Приемка услуг осуществляется «Заказчиком» в месте нахождения «Заказчика».

Пунктами 5.1, 5.2 контракта определены гарантии качества оказываемых услуг:

«Исполнитель гарантирует Заказчику соответствие качества услуг всем действующим стандартам и требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнитель обязуется предоставлять по запросу Заказчика всю необходимую информацию и документы об условиях оказания услуг».

Согласно пунктам 6.1, 6.2, 10.1, 10.2 контракта:

«За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 мая 2023 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту.

Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ».

Техническим заданием, являющимся Приложением № 1 к Контракту от 30.12.2022 № 0107100003522000494/22-2022 (далее – Техническое задание) установлены требования к техническим характеристикам услуг; порядок оказания услуг, приемка услуг; перечень оказываемых услуг; место и сроки (периоды) оказания услуг.

Так, согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.3, 4.1, 5.1, 5.2 Технического задания:

«При оказании Услуг Исполнитель обеспечивает выполнение всех необходимых требований по технике безопасности, охране окружающей среды и правил пожарной безопасности.

Исполнитель проводит техническое обслуживание систем очистных сооружений в соответствии с требованиями технико-эксплуатационной документации и другой нормативно-технической документации на данный вид очистных сооружений.

Исполнитель оказывает Услуги своим инструментом с использованием необходимых расходных материалов и запасных частей.

Сдача и приемка оказанных Услуг производится ответственными представителями Заказчика и Исполнителя в порядке, установленном Техническим заданием.

Оказание Услуг осуществляется в соответствии с Техническим заданием.

Оказание Услуг должно проводиться в полном соответствии с Перечнем работ при сервисном обслуживании:

- удаление избыточного ила из отстойника при предельно допустимой концентрации для последующей утилизации;

- заполнение отстойника чистой водой;

- очистка главного насоса неочищенной воды и фильтра крупных фракций;

- очистка стенок вторичного отстойника;

- очистка фильтров компрессоров;

- очистка волосоуловителя в аэротенке;

- проверка работы электрооборудования (компрессор, клапан, блок управления, насосное оборудование).

- услуги ассенизаторской машины

Место оказания услуг: 168100, Республика Коми, Сысольский район, с.Визинга, ул. Зеленая 1 «Б».

Срок оказания услуг с 09 января 2023г. по 28 апреля 2023г.  Услуга оказывается 3 (три) раза за период оказания услуг по заявке Заказчика».

В соответствии с пунктом 11.1 контракта: «Во всем, что не предусмотрено контрактом, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации».

3. Из решения от 20.03.2023 № 42/2751 заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что обязательства по оказанию услуг по сервисному обслуживанию канализационной очистной установки не выполнены.

Так, 27.01.2023 по адресу электронной почты ИП <……>, указанному в реквизитах контракта, а также по почте заказным письмом с уведомлением направлена заявка от 27.01.2023 № 42/бн на обслуживание канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг, согласно заключенному контракту от 30.12.2022                                             № 0107100003522000494/22-2022, в которой указано, что заказчик просить провести сервисное обслуживание ориентировано в период с 31.01.2023 по 09.02.2023; в заявке указаны контрактные номера заказчика, по которым можно сообщить дату и время прибытия для сервисного обслуживания.

Ответ на данную заявку со стороны ИП <……> не последовал; услуги не оказаны.

В связи с чем, 10.02.2023 по адресу электронной почты, МО МВД России «Сысольский» направлено напоминание о том, что ранее была направлена заявка на обслуживание канализационной очистной установки в период с 31.01.2023 по 09.02.2023.

20.02.2023 (посредством ЕИС) и 17.02.2023 (по адресу электронной почты) Исполнителю была направлена претензия от 17.02.2023 № 42/1685 с требованием о выполнении условий контракта и проведении первого сервисного обслуживания канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг в срок до 10.03.2023  (при том, что конечный срок оказания услуг в соответствии с условия контракта – 28.04.2023).

На момент рассмотрения обращения, ИП <……> не представлены информация и документы, свидетельствующие об оказании услуг по контракту надлежащим образом.

Согласно сведениям с ЕИС, размещенным в карточке контракта, к оказанию услуг ИП <……> не приступал.

4. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4.1.  Принимая во внимание факт неисполнения контракта, выразившийся в неоказании услуг по сервисному обслуживанию канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг, Заказчиком принято решение от 20.03.2023 № 42/2751.

Решение заказчика от 20.03.2023 № 42/2751 размещено в ЕИС 20.03.2023; получено ИП <……> – 20.03.2023

В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.12.2022 № 0107100003522000494/22-2022 нарушения условий контракта не устранены (услуги не оказаны, первоначальная заявка со стороны ИП <……> не исполнена), в связи с чем решение об одностороннем отказе заказчика вступило в силу (контракт считается расторгнутым) 31.03.2023.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – МО МВД России «Сысольский», нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в Единой информационной системе, не выявлено 

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Пунктом 15 Правил, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика

Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил, Комиссией Коми УФАС России не установлено.

Доказательств совершения ИП <……> действий, направленных на исполнение контракта от 30.12.2022 № 0107100003522000494/22-2022, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем не представлено.

ИП <……> участвуя в закупке, а затем заключая контракт, должен бвл ознакомиться с условиями такого контракта, в том числе со сроками оказания услуг, стоимостью оказания услуг, а также выразил согласие на оказание услуг на условиях закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы (оказать услуги) в соответствии на условиях, предложенных Заказчиком.

Победитель аукциона должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры в первую очередь для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица

ИП <……> как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки. В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении исполнителя.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил условия контракта без достаточных на то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ИП <……> своих обязательств по контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении контракта, отсутствие со стороны ИП <……> безусловных и убедительных доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по контракту Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной ИП <……> при исполнении им своих обязательств по контракту недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к ИП <……> мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков

С учетом вышеизложенного, руководствуясь пунктом 15 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить представленную МО МВД России «Сысольский» информацию об ИП <……>  (адрес местонахождения: <……>; ИНН: <……>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 30.12.2022 № 0107100003522000494/22-2022 на оказание услуг по сервисному обслуживанию канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг МО МВД России «Сысольский» в 2023г, заключенного по итогам закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по сервисному обслуживанию канализационной очистной установки модельного ряда Астра-20 Лонг в 2023 г», извещение № 0107100003522000494.

2. Датой включения информации в отношении ИП <……> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

3. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – МО МВД России «Сысольский» нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, не выявлены.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                     <……>

 

Члены комиссии                                                                                              <……>

                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                             <……>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны