Решение (комиссия) №НГ/6533/23 Решение от 20.10.2023 № РНП-11-210 от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение от 20.10.2023 № РНП-11-210


 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-878/2023

 

20 октября 2023 года                                                                                                     № РНП-11-210

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <.....> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения Республики Коми «Клинический кардиологический диспансер» (далее – ГУ РК «ККД», заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «МедАрм» (далее – ООО «МедАрм», поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения договора № ЭА-127/31 от 21.02.2023 на поставку перчаток диагностических нестерильных на 2023 год (реестровый номер контракта 21101487230 23 000113), заключенного с ООО «МедАрм» по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток диагностических нестерильных на 2023 год», извещение № 0307200030623000140 (далее – обращение),

в присутствии:

- <.....> – представителя ГУ РК «ККД» по доверенности от 19.10.2023,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

ГУ РК «ККД» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО «МедАрм» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора № ЭА-127/31 от 21.02.2023 на поставку перчаток диагностических нестерильных на 2023 год (реестровый номер контракта 21101487230 23 000113), заключенного с ООО «МедАрм» по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток диагностических нестерильных на 2023 год», извещение № 0307200030623000140 (далее – договор № ЭА-127/31 от 21.02.2023).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

ГУ РК «ККД», ООО «МедАрм» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ГУ РК «ККД» письмом от 19.10.2023 № 01-06/1/2181 (вх. от 19.10.2023 № 7285/23, № 7283-ЭП/23) представлены письменная информация и копии документов.

ООО «МедАрм» письменной информации и копий документов, запрошенных Коми УФАС России письмом от 13.10.2023 № ОД/6327/23, не представило; явку представителей на заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не обеспечило.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителя ООО «МедАрм» не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

1. 27.01.2023 уполномоченным упреждением – государственным казенным учреждением Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030623000140.

Заказчиком закупки явилось ГУ РК «ККД».

Наименование объекта закупки – «Поставка перчаток диагностических нестерильных на 2023 год».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 834 166,17 руб.

Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги: 197,73 рублей.

Источником финансирования явились:

- средства бюджетного учреждения, поступившие из фонда обязательного медицинского страхования;

- средства бюджетного учреждения, поступившие в виде субсидии из федерального бюджета, предоставляемой республиканскому бюджету Республики Коми на софинансирование расходных обязательств Республики Коми;

- средства бюджетного учреждения, полученные по родовым сертификатам, за оказание медицинской помощи женщинам в период родов от Фонда социального страхования по Республике Коми;

- средства бюджетного учреждения, поступившие в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 07.02.2023 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 07.02.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.02.2023.

Согласно пункту 8.3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, - контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 03072000330623000140 предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 03072000330623000140 от 08.02.2023, победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 113482198 (ООО «МедАрм»), ценовое предложение начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги составило – 75,02 руб.

21.02.2023 между ГУ РК «ККД» и ООО «МедАрм» на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от № 03072000330623000140 от 08.02.2023 заключен договор № ЭА-127/31.

Согласно пунктам 1.1 – 1.3 договора: «В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку перчаток диагностических нестерильных на 2023 год (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Договору), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленный Товар.

Номенклатура Товара, его количество, технические характеристики определяются Спецификацией (приложение № 1 к Договору).

Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства в соответствии с Приложением №2 к Договору. Место доставки: ГУ РК ККД, 167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Маркова, д. 1, лекарственный отдел».

В силу пунктов 2.2, 2.4 договора: «Максимальное значение цены Договора составляет 1 834 166,17 руб. (один миллион восемьсот тридцать четыре тысячи сто шестьдесят шесть) рублей 17 коп. Сумма цен единиц товара составляет 75,02 руб. (семьдесят пять рублей) 02 коп. НДС не облагается на основании ст. 346.11 НК РФ. Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Договора, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Цена Договора является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.5 Договора».

Разделом 3 договора определены права и обязанности Сторон.

Так, согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.4, 3.1.6 договора поставщик обязан:

-поставить Товар в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;

-обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и разделом 7 Договора;

-незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Договора;

-выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Договора.

Согласно пунктам 3.3.2, 3.3.3 договора заказчик обязан:

- своевременно принять и оплатить поставленный Товар;

- выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями Договора.

В силу пунктов 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.5 договора заказчик вправе:

-требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Договором;

-запрашивать у Поставщика информацию об исполнении им обязательств по Договору;

-проверять в любое время ход исполнения Поставщиком обязательств по Договору;

-осуществлять контроль соответствия качества поставляемого Товара, сроков поставки Товара требованиям Договора;

-требовать от Поставщика устранения недостатков, допущенных при исполнении Договора.

Согласно пунктам 5.1, 5.2, 6.1, 10.1, 10.2, 11.1, 11.3, 11.4, 14.1, 15.1, 15.2 договора:

«Поставка товара осуществляется с момента заключения договора по 31.12.2023 г. по заявке заказчика. С момента подачи заявки (письменно, либо посредством электронной почты) поставка товара в течение 10 (десяти) дней, в рабочие дни с 08:30 до 15:00 часов, за исключением перерыва с 12:30 до 13:00 часов (время московское).

Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Товара (приложение № 3 к Договору).

Приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя следующее:

а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение № 1 к Договору).

б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Договора;

в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковке Товара;

г) проверку комплектности и целостности поставленного Товара.

Приемка Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По факту приемки Товара Поставщик и Заказчик подписывают Акт приема-передачи Товара (приложение № 3 к Договору).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер штрафа устанавливается договором в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 (далее - Правила).

Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2023 года, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения Сторонами всех своих обязательств.

Договор, может быть, расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.

Любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Договором, высылается в письменном виде по адресу другой Стороны с подтверждением о получении, либо направляется по электронному адресу kardio_kot@mail.ru.

Во всем, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

Обязательства по Договору считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами Акта приема-передачи Товара (приложение № 3 к Договору)».

1.1. Материалами обращения усматривается факт расторжения заказчиком договора, заключенного с ООО «МедАрм», в одностороннем порядке в виду следующего.

Согласно условиям договора, Поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку перчаток диагностических нестерильных на 2023 год.

Как следует из материалов обращения, заказчиком посредством электронной почты в адрес ООО «МедАрм» направлена заявка от 21.08.2023 о поставке перчаток медицинских диагностических – нестерильных, неопудренных, текстурированных, универсальной формы, нитриловых объемом 30 000 пар.

Согласно условиям договора, ООО «МедАрм» надлежало исполнить такую заявку в срок по 31.08.2023. Однако Поставщик поставку товару в указанный договором срок не осуществил.

24.08.2023 письмом № 216-08/МА в адрес ГУ РК «ККД» поставщиком направлено предложение о расторжении договора по соглашению сторон по причине невозможности обеспечить поставку вышеуказанного товара в связи со сложившейся экономической ситуацией.

28.08.2023 ГУ РК «ККД» письмом № 01-06/1-1731 в адрес ООО «МедАрм» пояснено, что заказчиком отклонено направленное Поставщиком предложение о расторжении договора по соглашению сторон в виду того, что факт невозможности поставки товара в связи со сложившейся экономической ситуацией документально не подтвержден; доказательств невозможности поставки товара в связи с обстоятельствами непреодолимой силы ООО «МедАрм» в адрес заказчика не представлено.

Этим же письмом ГУ РК «ККД» просило ООО «МедАрм» поставить Товар на условиях договора согласно направленной 21.08.2023 заявке.

ООО «МедАрм» письмом от 01.09.2023 № 264-09/МА, направленным в адрес ГУ РК «ККД» сообщено, что в рамках исполнения договора обществом направлены запросы в организации, осуществляющие реализацию такой продукции на территории Российской Федерации, о возможности приобретения товара, предусмотренного условиями договора, однако они оставлены без ответа и удовлетворения.

Дополнительно, ООО «МедАрм» обращено внимание на то, что до настоящего времени многие производители не возобновили поставки в Российскую Федерацию в связи с ограничительными мерами, которые уже введены или могут быть введены в отношении определенных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации или сотрудничающих с ними.

Кроме того, ООО «МедАрм» указано, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие № РЗН 2022/18795 от 14.11.2022 согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре медицинских изделий и организаций, отменено.

С учетом изложенного, ООО «МедАрм» вновь указано о невозможности поставки оставшегося объема медицинских изделий (перчаток), в связи с чем предложено повторно расторгнуть товар по соглашению сторон.

ГУ РК «ККД» письмом от 05.09.2023 № 01-06/1-1790, направленным в адрес ООО «МедАрм» пояснено, что для расторжения контракта по соглашению сторон Поставщику необходимо документально подтвердить, что экономические и политические санкции отразились на порядке исполнения Договора.

По поводу отмены регистрационного удостоверения на медицинское изделие № РЗН 2022/119795 от 14.11.2022 ГУ РК «ККД» пояснено, что поставщик вправе предложить эквивалентный товар, который по характеристикам и функциональным свойствам идентичен товару, регистрационное удостоверение, на которое отменено в период исполнения контракта.

На основании вышеизложенного, Заказчиком повторно отклонено направленное Поставщиком предложение о расторжении договора по соглашению сторон и в связи с острой потребностью просило осуществить поставку товара согласно направленной 21.08.2023 заявке.

Кроме того, указанным письмом ГУ РК «ККД» уведомило ООО «МедАрм» об ответственности поставщика по договору, выраженной в виде выставления поставщику требования об уплате неустоек (штрафов, пеней).

05.09.2023 в адрес Поставщика направлена повторная заявка о поставке вышеуказанного Товара, оставленная поставщиком также без удовлетворения.

05.09.2023 в адрес ООО «МедАрм» ГУ РК «ККД» направлено уведомление № 01-06/1/1792 о начислении неустойки (штрафа) по договору в размере 3 897,06 руб. по факту неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных договором.

Согласно сведениям с единой информационной системы в сфере закупок, ООО «МедАрм» исполнено обязательств по договору в размере 245 320,00 руб. при цене договора 1 834 166,17 руб., что составляет менее половины цены договора.

Согласно частям 1, 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно частям 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Расторжение договора является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда иные средства воздействия исчерпаны и сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Комиссией Коми УФАС России при исследовании материалов обращения установлено, что ООО «МедАрм» не исполнены обязательства по договору от 21.02.2023 № ЭА-127/31, в том числе по заявке, направленной 21.08.2023, в срок, установленный пунктом 5.1 договора.

Более того, ООО «МедАрм» не представлено документов и доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товара ввиду экономических и политических санкций.

В связи с невыполнением Подрядчиком обязательств по Договору, Заказчик принял решение от 29.09.2023 № 01-06/1/1974 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение об одностороннем отказе).

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе ГБУЗ РК «СГП № 3» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 29.09.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 29.09.2023.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «МедАрм» об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 29.09.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

ООО «МедАрм» не исполнило обязательства в десятидневный срок для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли поставщика в части добросовестного исполнения контракта.

Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО «МедАрм» об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 09.10.2023.

Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 29.09.2023 № 01-06/1-1974 об одностороннем отказе, а также датой расторжения контракта является – 10.10.2023.

Так, Комиссией Коми УФАС России нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «МедАрм» недобросовестным поставщиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО «МедАрм» факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по контракту от 21.02.2023 № ЭА-127/31.

В рамках заключенного контракта ООО «МедАрм» надлежало осуществить поставку перчаток диагностических нестерильных на 2023 год в соответствии со Спецификацией к Договору в порядке и сроки, предусмотренные Договором.

Доказательств принятия ООО «МедАрм» мер для надлежащего исполнения заключенного контракта материалы обращения не содержат; ООО «Астра» не представлено.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Таким образом, участник закупки, подавший заявку на участие в торгах и выигравший их, не может ссылаться на последующую невозможность поставки товара в связи с введением ограничительных мер, как на обстоятельство непреодолимой силы и, соответственно, данные обстоятельства не могут являться доказательством его добросовестности.

Кроме того, Поставщиком в материалы дела не представлено документальных подтверждений о невозможности поставки товара, в том числе о невозможности приобретения товара у иных лиц, а также не подтверждено полное отсутствие лиц, осуществляющих реализацию продукции на данном товарном рынке.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», а также пунктами 2.1, 2.2 Положения о порядке свидетельствования торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 23.12.2015 № 173-14, свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), наступивших на территории Российской Федерации, в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции ТПП РФ.

Комиссия Коми УФАС России, при рассмотрении обращения, не находит в материалах обращения доказательств того, что ТПП РФ выдавало на период подачи заказчиком заявки на поставку товара, т.е. на дату – 21.08.2023, ООО «МедАрм» заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.

Фактически, в настоящем случае, Комиссия Коми УФАС России считает, что Общество поставило свой коммерческий интерес и возможность получить прибыль при заключении контракта превыше тех обязательств, которые возложены на него, как на Поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе, при том что Участник самостоятельно совершил действия, направленные на заключение контракта.

Принимая решения об участии в конкурентных процедурах, предметом которых является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения ООО «МедАрм» несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ООО «МедАрм» были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по договору от 21.02.2023 № ЭА-127/31.

Следует отметить, что в ходе подготовки к заседанию Комиссии Коми УФАС России в адрес ООО «МедАрм» антимонопольным органом посредством электронной почты был направлен запрос от 13.10.2023 № ОД/6327/23 о предоставлении письменных пояснений с указанием причин нарушения условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе.

Однако указанный выше запрос ООО «МедАрм» оставлен без внимания, информация не представлена; явка на заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения со стороны ООО «МедАрм» не обеспечена.

Таким образом, ООО «МедАрм» не представлено доказательств, подтверждающих, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Из материалов обращения не следует, что ООО «МедАрм» предпринимались какие-либо попытки в урегулировании сложившейся ситуации. С официальными запросами о поставке товара к иным производителям перчаток ООО «МедАрм» не обращалось; иное опровергается материалами обращения. Более того, устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчиком, в десятидневный срок ООО «МедАрм» не осуществило.

В рамках рассматриваемого обращения Комиссией Коми УФАС России установлено недобросовестное поведение ООО «МедАрм» по отношению к Заказчику в рамках заключенного договора.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства обращения, Комиссия Коми УФАС России считает, что основания для принятия Комиссией Коми УФАС России решения об отказе во включении информации об ООО «МедАрм» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные подпунктом «б» пункта 15 Правил, отсутствуют.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030623000140 («Поставка перчаток диагностических нестерильных на 2023 год») со всеми входящими в его состав документами, в том числе описания объекта закупки, проекта контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у ООО «МедАрм»», как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения контракта в установленный срок в полном объеме, в том числе с учетом сложившейся в Российской Федерации экономической ситуацией.

При этом недобросовестность ООО «МедАрм» определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО «МедАрм» допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения ООО «МедАрм» условий контракта, отсутствие со стороны ООО «МедАрм» доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную ГУ РК «ККД» информацию в отношении ООО «МедАрм» (ИНН: 6671253603; КПП: 667101001; директор: <.....>, ИНН: <.....>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения договора № ЭА-127/31 от 21.02.2023 на поставку перчаток диагностических нестерильных на 2023 год (реестровый номер контракта 21101487230 23 000113), заключенного с ООО «МедАрм» по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка перчаток диагностических нестерильных на 2023 год», извещение № 0307200030623000140, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ООО «МедАрм» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГУ РК «ККД» нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.


 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<.....>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<.....>

 

 

 

 

 

 

 

 

<.....>

 

 

 

 

2023-4260

 

 

Связанные организации

ГУ РК "ККД"
ИНН 1101487230, ОГРН 1021100521860
ООО "МедАрм"
ИНН 6671253603, ОГРН 1226600083929