Решение №03-06/2266 - от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Заявителю

посредством электронной почты

Администрация муниципального

 района «Ижемский»

 

 izmazakupki@mail.ru

 

Финансовое управление администрации

муниципального района «Ижемский»

 

fuzakaz@mail.ru

 

Акционерное общество «Сбербанк -

Автоматизированная система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-269/2023

 

03 апреля 2023 года

 

 

 

                        № 03-06/2266

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по обращению физического лица, направленному в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 24.03.2023 № 20870002-р-858-23/1194-20870002 (вх. от 27.03.2023 № 1021), содержащему доводы о возможном нарушении заказчиком - администрацией муниципального района «Ижемский» (169460, Республика Коми, Ижемский район, село Ижма, Советская улица, 45, ОГРН: 1021101096488, ИНН: 1119002293, КПП: 111901001) требований Федерального закона от 05.04.2013   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки способом электронного аукциона «Поставка автомобиля», извещение 0307300082323000007 (далее - обращение),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило обращение физического лица, направленное в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 24.03.2023 № 20870002-р-858-23/1194-20870002 (вх. от 27.03.2023 № 1021), содержащее доводы о возможном нарушении заказчиком - администрацией муниципального района «Ижемский» требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки способом электронного аукциона «Поставка автомобиля», извещение 0307300082323000007 (далее - закупка, электронный аукцион).

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в обращении признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Заявитель, администрация муниципального района «Ижемский», Финансовое управление администрации муниципального района «Ижемский», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (оператор электронной площадки), о дате, месте и времени проведения внеплановой проверки извещены.

Администрацией муниципального района «Ижемский» письмом от 31.03.2023             № 2405 (вх. от 03.04.2023 № 1596-э), Финансовым управлением администрации муниципального района «Ижемский» письмом от 03.04.2023 № 82 (вх. от 03.03.2023                 № 1595-э), оператором электронной площадки письмом вх. от 29.03.2023 № 1504-э, в материалы внеплановой проверки представлены письменная информация и копии документов.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального района «Ижемский».

            Уполномоченным учреждением, наделенным функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для администрации муниципального района «Ижемский», в том числе путем проведения электронных аукционов, осуществляющим размещение закупки на официальном сайте, явилось Финансовое управление администрации муниципального района «Ижемский».

Объект закупки: «Поставка автомобиля».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 000 000,00 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте 16.03.2023.

2. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

2.1. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпункту в) пункта 4, подпункту а) пункта 5, пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объект закупки - «Поставка автомобиля.

Согласно извещению о закупке закупаемый товар соответствует позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -КТРУ) - 29.10.30.000-00000022 «автобус».

Код позиции КТРУ 29.10.30.000-00000022 «автобус» содержит следующее описание объекта закупки:

Наименование характеристики

Вид характеристики

Значение характери-стики

Единица измере-ния характе-ристики

Класс автобуса

(характеристика не является обязательной для применения)

Изменяемая заказчиком (выбор одного)

А

 

В

 

1

 

2

 

3

 

Тип коробки передач (характеристика является обязательной для применения)

Неизменяемая заказчиком

Механика

 

Тип двигателя (характеристика является обязательной для применения)

Неизменяемая заказчиком

Бензин

 

Тип привода (характеристика является обязательной для применения)

Неизменяемая заказчиком

Полнопри-водный

 

Категория автобуса (характеристика является обязательной для применения) 

Неизменяемая заказчиком

М2

 

Количество посадочных мест (характеристика является обязательной для применения)

Изменяемая заказчиком (выбор одного)

≥ 15 и < 20

Штука

≥ 20 и < 25

Штука

≥ 30 и < 35

Штука

≥ 9 и < 15

Штука

≥ 25 и < 30

Штука

≥ 35 и < 40

Штука

≥ 40 и < 50

Штука

≥ 50 и < 60

Штука

≥ 60

Штука

 

Описание объекта закупки является составной частью извещения о закупке и размещено в его составе в форме электронного документа (далее - Описание объекта закупки).

Описание объекта закупки содержит следующие требования к закупаемому товару:

№ п/п

Наименование параметра

Требуемое значение параметра или наличие функции (функционала)

Обоснование дополнительных характеристик, не указанных в КТРУ 29.10.30.000-00000022

 

Наименование товара

Автобус

 

Товарный знак

УАЗ-220695-04 или эквивалент

 

Количество поставляемого товара

2

 

Единица измерения

Штука

 

Код ОКПД 2

29.10.30.130

 

Код КТРУ

29.10.30.000-00000022

 

Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара:

 

1.

Описание товара согласно КТРУ:

 

1.1.

Категория автобуса

М2

 

1.2.

Класс автобуса

В

 

1.3.

Количество посадочных мест, шт.

≥ 9  и  < 15

 

1.4.

Тип двигателя

Бензин

 

1.5.

Тип коробки передач

Механика

 

1.6.

Тип привода

Полноприводный

 

Дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, комплектация единицы товара:

2.

Общие требования:

 

 

2.1.

Год выпуска*

не ранее 2023 года

комфорт

2.2.

Длина*кузова, мм

Не менее 4363

комфорт пассажирам

2.3.

Ширина*кузова, мм

Не менее 1940

комфорт пассажирам

2.4.

Высота*кузова, мм

Не менее 2064

комфорт пассажирам

2.5.

Колесная база*, мм.

Не менее 2300

проходимости

2.6.

Колея* передних и задних колес, мм.

Не менее 1465

проходимости

2.7.

Дорожный просвет*, мм

Не менее 205

проходимости

2.8.

Грузоподъемность*, кг

Не менее 875

проходимости

2.9.

Рабочий объем* двигателя, см3

Не менее 2693

проходимость, безопасность

2.10.

Расположение двигателя

переднее

проходимость

2.11.

Расположение цилиндров

рядное

управление

2.12.

Количество* передач вперед

Не менее 5

проходимость

2.13.

Подвеска передняя

зависимая, рессорная

комфорт управления, безопасность

2.14.

Подвеска задняя

зависимая, рессорная

комфорт управления, безопасность

2.15.

Тип рабочих тормозов, передняя ось и задняя ось

двухконтурная, с вакуумным усилителем, передняя дисковая, задняя барабанная

комфорт управления, безопасность

2.16.

Мосты с передаточным числом главной передачи - 4,625

Наличие

комфорт управления, безопасность

2.17.

Ремни безопасности на каждое место

Наличие

безопасность

2.18.

Отопитель салона

Наличие

комфорт

3.

Безопасность:

 

 

3.1.

Запасное колесо на штампованном диске R16

Наличие

комфорт, проходимость

3.2.

Домкрат гидравлический, грузоподъемностью*, т

не менее 5

безопасность

 

Описание объекта закупки содержит указание: «Требования к потребительским свойствам, в том числе функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, комплектации единицы товара, не предусмотренным позицией КТРУ, установлены в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика».

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, содержит максимальные и минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указание в Описании объекта закупки на товарный знак «УАЗ-220695-04» сопровождено словами «или эквивалент».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки установлено, что при описании объекта закупки заказчиком использованы характеристики, установленные позицией КТРУ 29.10.30.000-00000022, а также с учетом требований пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в указанной позиции каталога.

При этом, в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчиком в описание объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительной информации.

Законодательством о контрактной системе не регламентированы требования к наполняемости обоснования необходимости использования дополнительной информации.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, приведенное обоснование отражает потребность заказчика в дополнительных требованиях к закупаемому товару.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые заявителем требования к закупаемому товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлено.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять муниципальные нужды.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что заказчиком установлены какие-либо особые (нестандартные), излишние, неправомерные требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки, которые не позволили участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

По протоколу от 28.03.2023 подведения итогов определения поставщика  на участие в закупке подано 2 заявки, признанные аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о закупке.

С учетом вышеизложенного, в оспариваемых действиях заказчика - администрации муниципального района «Ижемский» при описании объекта закупки нарушений  пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, не установлено.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99  Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

     

По результатам внеплановой проверки в оспариваемых действиях заказчика - администрации муниципального района «Ижемский» при описании объекта закупки нарушения требований Закона о контрактной системе не подтверждены.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                                         <…>

  

 

Члены комиссии                                                                                                                    <…>

 

 

                                                                                                                               <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны