Определение №02-01/3955 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 011/01/10-312/2020 о нарушен... от 6 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

о назначении дела № 011/01/10-312/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«06» мая 2020 года

город Сыктывкар

№ 02-01/3955

 

ЭМУП «Жилкомхоз»      

Космонавтов ул., д. 20,

г. Сыктывкар,167026

 

ООО «Сыктывкархлеб»   

Громова ул., д. 83, г. Сыктывкар, 167983

 

Министерство энергетики, ЖКХ

и тарифов Республики Коми

Коммунистическая ул., д. 8,

г. Сыктывкар, 167000

 

ООО  «Лебедь»     

Космонавтов ул., д. 18,

г. Сыктывкар, 167026

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 20.04.2020 № 105 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Эжвинским муниципальным унитарным предприятием «Жилкомхоз» (далее - ЭМУП «Жилкомхоз») (ИНН 1121001681, ОГРН 1021101124142, адрес места нахождения: 167026, г. Сыктывкар, улица Космонавтов, д. 20) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на тепловую энергию в паре, поставляемую в адрес ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб», что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» в сфере предпринимательской деятельности, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России № 105 от 20.04.2020.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Сыктывкархлеб» от 30.12.2019, направленное для рассмотрения по подведомственности письмом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство) от 14.01.2020 № 14-15-09/15394 (вх. № 253 от 20.01.2020).

На основании имеющихся материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга по передаче тепловой энергии относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно условиям договора теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в паре) от 14.07.2017 № 118-ТЭ (далее – Договор), заключенного между ЭМУП «Жилкомхоз» (Теплоснабжающая организация) и ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» (Потребитель), Теплоснабжающая организация подает Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) в паре. Подача тепловой  энергии Потребителю производится до границ балансовой принадлежности (в точки поставки), указанных в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.  

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение № 5 к Договору) теплоснабжение Абонента (цех № 3 пр. Бумажников, д. 18/19) осуществляется по трубопроводам, принадлежащим ЭМУП «Жилкомхоз».

 Таким образом, ЭМУП «Жилкомхоз» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенной сети на территории Эжвинского района г. Сыктывкара и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке, в связи с чем, на его действия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.08.2014 № 8/3042 ЭМУП «Жилкомхоз» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Деятельность в сфере теплоснабжения регулируется нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона о теплоснабжении в системе теплоснабжения:

1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;

2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;

3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из п. 3 ст. 15 Закона о теплоснабжении следует, что единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Согласно части 1, подп. 2, 3 части 2 статьи 15 Закона № 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

В силу части 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно подп. «б» пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с настоящим документом и Правилами регулирования цен (тарифов), определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей (пункт 5(1));

- с 1 января 2018 г. цены, указанные в пункте 5(1) настоящего документа, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением следующих случаев:

производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 год (подп. «б» пункта 5(2));

- с 1 января 2019 г. в случае, указанном в подпункте "б" пункта 5(2) настоящего документа, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 5(5)).

Согласно пункту 13(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регулируемая организация, заключившая договор теплоснабжения и (или) договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон в случаях, предусмотренных пунктами 5(1) и 5(2) Основ ценообразования, в течение 10 календарных дней с даты заключения договора обязана уведомить об этом орган регулирования с указанием объемов тепловой энергии и (или) теплоносителя (с указанием вида и параметров теплоносителя), которые подлежат реализации в соответствии с таким договором, и даты начала исполнения обязательств по указанному договору.

Согласно абз. 1 пункта 1, пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Поставка тепловой энергии в виде пара для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей в рассматриваемом случае ЭМУП «Жилкомхоз» не осуществляется. 

В связи с чем, тариф на тепловую энергию в силу пункта 5(5) Основ ценообразования с 01.01.2019 не подлежит государственному регулированию и устанавливается соглашением сторон, что подтверждается и письмом Министерства от 14.01.2020 № 14-15-09/15394.

Как следует из представленных в Коми УФАС России материалов, между АО «Монди СЛПК» и ЭМУП «Жилкомхоз» (потребитель) имеют место договорные отношения по поставке тепловой энергии в паре (с 2017 года - договор теплоснабжения № 171063 от 01.03.2017, с 2019 года – договор теплоснабжения № 118-ТЭ от 12.02.2019; с 2020 года – договор теплоснабжения № 1776-ТЭ, который в настоящее время находятся на рассмотрении в Арбитражном суде Республики Коми (дело № А29-1545/2020)).

В соответствии с вышеуказанными договорами теплоснабжения точки поставки потребителя должны быть оборудованы приборами учета энергетических ресурсов.

Как следует из имеющихся материалов, приборы учета энергетических ресурсов у ЭМУП «Жилкомхоз» отсутствуют, объем тепловой энергии определяется соглашением сторон на весь период теплоснабжения и распределяется ежемесячно (на 2019 год объем составил 7600 Гкал в год, аналогичный объем поставки тепловой энергии в паре со стороны АО «Монди СЛПК» в адрес ЭМУП Жилкомхоз» предусматривается и на 2020 год).

Согласно представленным материалам, ЭМУП «Жилкомхоз» не потребляет тепловую энергию в паре в своих хозяйственных целях, а приобретает тепловую энергию в паре для поставки в адрес ООО «Сыктывкархлеб» и ООО «Лебедь» по своим сетям протяженностью 1795 м.

ЭМУП «Жилкомхоз», приобретая тепловую энергию у АО «Монди СЛПК» в объеме 7600 Гкал, отпускает потребителям - ООО «Сыктывкархлеб» и ООО «Лебедь», у которых имеются приборы учета тепловой энергии, тепловую энергию в размере 2900 -3000 Гкал.

Тем самым, оставшаяся часть тепловой энергии, по данным ЭМУП «Жилкомхоз», списывается на потери.

Как следует из материалов, представленных в Коми УФАС России, письмом от 19.11.2019 № 945 ООО «Сыктывкархлеб» обратилось в ЭМУП «Жилкомхоз» с заявкой на заключение договора на теплоснабжение в паре.

Письмом от 29.11.2019 № 6384 ЭМУП «Жилкомхоз» указало ООО «Сыктывкархлеб», что действующий договор снабжения тепловой энергией в паре прекращает свое действие после 31.12.2019, и новый договор не будет заключаться, для поставки тепловой энергии необходимо обратиться в АО «Монди СЛПК».

ООО «Сыктывкархлеб» письмом от 03.12.2019 № 983 вновь обратилось в ЭМУП «Жилкомхоз» с заявкой на заключение договора на теплоснабжение в паре.

Письмом от 13.12.2019 № 6586 ЭМУП «Жилкомхоз» направило в адрес ООО «Сыктывкархлеб» договор № 118-ТЭ теплоснабжения на 2020 год.

Письмом от 30.12.2019 № 1068 ООО «Сыктывкархлеб» направило подписанный договор № 118-ТЭ теплоснабжения с протоколом разногласий от 31.12.2019.

Письмом от 21.01.2020 № 211 ЭМУП «Жилкомхоз» направило в адрес ООО «Сыктывкархлеб» 1 экземпляр протокола разногласий от 31.12.2019, подписанный с разногласиями, а также 2 протокола согласования разногласий от 31.12.2019 к протоколу разногласий от 31.12.2019 (поступило в адрес ООО «Сыктывкархлеб» 24.01.2020).

Между ЭМУП «Жилкомхоз» и ООО «Лебедь» заключен договор теплоснабжения № 1176-ТЭ от 14.07.2017. Согласно п. 7.1 указанного договора договор считается продленным ежегодно на каждый последующий календарный год и на тех же условиях, если не менее чем за 1 месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит письменно о расторжении.

Письмом от 29.11.2019 № 6383 ЭМУП «Жилкомхоз» указало ООО «Лебедь», что действующий договор снабжения тепловой энергии в паре прекращает свое действие после 31.12.2019, и новый договор не будет заключаться, для поставки тепловой энергии необходимо обратиться в АО «Монди СЛПК».

ООО «Лебедь» письмом от 04.12.2019 № 19 указало ЭМУП «Жилкомхоз», что оно не вправе отказать потребителю в заключении договора.

Письмом от 13.12.2019 № 6587 ЭМУП «Жилкомхоз» направило в адрес ООО «Лебедь» договор № 1776-ТЭ теплоснабжения на 2020 год.

Письмом от 30.12.2019 № 22 ООО «Лебедь» направило в адрес ЭМУП «Жилкомхоз» протокол разногласий № 1 от 27.12.2019 к договору № 1776-ТЭ на 2020 год.

Письмом от 21.01.2020 № 210 ЭМУП «Жилкомхоз» направило в адрес ООО «Лебедь» 1 экземпляр протокола разногласий №1 от 27.12.2019, подписанный с разногласиями, а также 2 протокола согласования разногласий к протоколу разногласий №1 от 27.12.2019 (факт получения протокола согласования разногласий подтверждается письменными пояснениями ООО «Лебедь»).

В соответствии с пояснениями ЭМУП «Жилкомхоз», представленными письмом от 05.03.2020 № 1103 (вх. № 1152э от 05.03.2020), договоры теплоснабжения с ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» заключены с протоколами урегулирования разногласий, так как в указанный срок возражения на протоколы урегулирования разногласий, направленные в адрес указанных потребителей, в адрес ЭМУП «Жилкомхоз» не поступали.

Из представленных ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» в адрес Коми УФАС России материалов не следует, что ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» направляли возражения на протоколы урегулирования разногласий к договорам теплоснабжения, которые были получены ими от ЭМУП «Жилкомхоз».

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с ч. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

Согласно ч. 2 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 445 Гражданского кодекса РФ правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

Согласно ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Учитывая, что ЭМУП «Жилкомхоз» направило в адрес ООО «Сыктывкархлеб» и ООО «Лебедь» договоры теплоснабжения и протоколы урегулирования разногласий, на которые стороны не отреагировали и не направили свои возражения, договоры теплоснабжения ЭМУП «Жилкомхоз» с ООО «Сыктывкархлеб» и ООО «Лебедь» считаются заключенными.

В соответствии с документами, представленными в Коми УФАС России, тариф на тепловую энергию в паре для ООО «Сыктывкархлеб» и ООО «Лебедь» с 01.01.2020 составляет 1894,01руб. за 1 Гкал без НДС, что в сравнении с 2019 годом больше на 23 %.

Вместе с тем, по договору теплоснабжения между ЭМУП «Жилкомхоз» и АО «Монди СЛПК» стоимость тарифа тепловой энергии в паре, приобретаемой ЭМУП «Жилкомхоз», составляла в 2019 году 650,47 руб. /Гкал без НДС.

На 2020 год АО «Монди СЛПК» предлагает тариф на тепловую энергию  в размере 750 руб./Гкал без НДС (договор на 2020 год в стадии согласования).

Рост тарифа на тепловую энергию, поставляемую АО «Монди СЛПК» в адрес ЭМУП «Жилкомхоз», составит 15%.

Таким образом, тариф ЭМУП «Жилкомхоз» на тепловую энергию в паре, которую оно реализует в адрес ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб», выше в 2,5 раза тарифа, по которой ЭМУП «Жилкомхоз» приобретает эту тепловую энергию у АО «Монди СЛПК».

Согласно представленным документам и пояснениям ЭМУП «Жилкомхоз», высокая стоимость тепловой энергии в паре, поставляемой в адрес ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб», связана с тем, что у ЭМУП «Жилкомхоз» высокие потери тепловой энергии, что закладывается в тариф.

Вместе с тем, ЭМУП «Жилкомхоз» не представлено документов, подтверждающих обоснованность включения в тариф на тепловую энергию в паре, поставляемой ЭМУП «Жилкомхоз» в адрес ООО «Сыктывкархлеб» и ООО «Лебедь», потерь тепловой энергии, в том числе, что на теплотрассе имеются места, через которые в совокупности более 50% приобретаемой ЭМУП «Жилкомхоз» тепловой энергии в паре выходит наружу.

Согласно п. 5 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, при определении нормативов технологических потерь на предстоящий период регулирования допускается использование расчетов указанных нормативов на предыдущий регулируемый период с пересчетом их по упрощенным формулам, приведенным в главе III настоящего порядка, в случае если в предстоящий период регулирования не планируется отклонение от условий работы тепловых сетей, принятых при разработке указанных нормативов, более пределов, указанных ниже, а именно:

по нормативу "потери и затраты теплоносителей":

при изменении емкости (внутреннего объема) трубопроводов тепловых сетей, эксплуатируемых теплосетевой организацией, на 5%;

по нормативу "потери тепловой энергии теплопередачей через теплоизоляционные конструкции теплопроводов и с потерями и затратами теплоносителей":

при изменении материальной характеристики тепловых сетей, эксплуатируемых теплосетевой организацией, на 5%;

при сохранении эксплуатационного температурного графика отпуска тепловой энергии в системе теплоснабжения;

при изменении тепловых потерь по результатам очередных испытаний на 5% по сравнению с результатами предыдущих испытаний.

Таким образом, в тариф на тепловую энергию в паре, реализуемую ЭМУП «Жилкомхоз» в адрес ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб», включена стоимость объема потерь тепловой энергии в размере более 61% от всего объема приобретаемой ЭМУП «Жилкомхоз» у АО «Монди СЛПК» тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи  6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным  протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, письму ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Товарный рынок теплоснабжения ввиду технологических особенностей характеризуется отсутствием на нем конкуренции.

Из разъяснений ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 следует, что рыночная цена, как правило, формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, эластичности спроса, издержек производства, конкуренции (ценовой и неценовой), государственного регулирования условий обращения товаров на соответствующем товарном рынке и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать хозяйствующие субъекты. Издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.

При установлении монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализируются:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

Учитывая имеющиеся в Коми УФАС России материалы, включение ЭМУП «Жилкомхоз» в себестоимость поставляемой тепловой энергии в паре в адрес ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» затрат на потери объемов тепловой энергии, превышающих объемы потребления тепловой энергии самими потребителями, является необоснованным, поскольку их возникновение в рассматриваемом случае вызвано бездействием самого ЭМУП «Жилкомхоз» по неустранению потерь тепловой энергии.

В соответствии с пояснениями ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб», представленными в Коми УФАС России, тарифы на тепловую энергию в паре  у ЭМУП «Жилкомхоз» являются завышенными. Вместе с тем, у потребителей отсутствует выбор поставщика тепловой энергии, а замена источника тепловой энергии, например, на газ, является нерентабельной.

При таких обстоятельствах в действиях ЭМУП «Жилкомхоз» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 13, частью 14, частью 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 011/01/10-312/2020 к рассмотрению на 09.06.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-312/2020, назначенного на 09.06.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу -  ЭМУП «Жилкомхоз», адрес места нахождения: 167026, г. Сыктывкар, улица Космонавтов, д. 20, ИНН 1121001681, ОГРН 1021101124142.

3. ЭМУП «Жилкомхоз» представить в Управление в срок до 02.06.2020 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. поясняющие, установлен ли ЭМУП «Жилкомхоз» на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей на дату ответа на настоящее определение прибор учета тепловой энергии в паре, приобретаемой ЭМУП «Жилкомхоз» у АО «Монди СЛПК», если такой прибор учета установлен и введен в эксплуатацию - представьте копии документов на указанный прибор учета, в том числе акт ввода прибора учета в эксплуатацию, если не установлен (не введен в эксплуатацию) - представьте соответствующую поясняющую информацию, с указанием причин неустановления и (или) неввода в эксплуатацию такого прибора учета, с приложением подтверждающих доводы документов;

3.2. поясняющие, имели ли место на тепловых сетях, по которым тепловая энергия в паре поставляется в адрес ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб», в период с 2018 по истекший период 2020 года аварийные ситуации, в результате которых произошла утечка тепловой энергии в паре, если таковое имело место – представьте подтверждающие документы, если нет – представьте соответствующую поясняющую информацию;

3.3. копии всех счетов, выставленных ЭМУП «Жилкомхоз» в адрес ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» за истекший период 2020 года и копии документов, подтверждающих их оплату;

3.5. нормативно-правовое обоснование включения в тариф на тепловую энергию в паре на 2020 год для ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» затрат на потери тепловой энергии, объем которых превышает потребляемый контрагентами объем тепловой энергии, с приложением  подтверждающих доводы документов;

3.6. копии договоров теплоснабжения, заключенных ЭМУП «Жилкомхоз» с ООО «Лебедь» и ООО «Сыктывкархлеб» на 2020 год, со всеми приложениями, протоколами разногласий;

3.7. о лице, ответственном применительно к рассматриваемому случаю за соблюдение ЭМУП «Жилкомхоз» действующего законодательства, в том числе антимонопольного, с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность;

3.8. о законном представителе ЭМУП «Жилкомхоз», с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, адреса фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица;

3.9. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу (при наличии).

4.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-312/2020, назначенного на 09.06.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя ООО «Сыктывкархлеб», адрес места нахождения: 167983, г. Сыктывкар, ул. Громова, д. 83.

5. ООО «Сыктывкархлеб» представить в Управление в срок до 02.06.2020 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

5.1. копию договора на поставку тепловой энергии в паре, заключенного между ЭМУП «Жилкомхоз» и ООО «Сыктывкархлеб» на 2020 год, со всеми приложениями, протоколами разногласий;

5.2. копии всех счетов, выставленных ЭМУП «Жилкомхоз» ООО «Сыктывкархлеб» за истекший период 2020 года, и копии документов, подтверждающих их оплату, в случае неоплаты – укажите причину;

5.3. копии технических документов на приборы учета тепловой энергии, установленные на объекте ООО «Сыктывкархлеб», в том числе копии актов о вводе приборов в эксплуатацию;

5.4. копии актов сверки показаний приборов учета, установленных на объекте ООО «Сыктывкархлеб», или иных документов, подтверждающих объемы потребленной тепловой энергии за 2019 год, истекший период 2020 года;

5.5. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу (при наличии).

6.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-312/2020, назначенного на 09.06.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство), адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8.

7. Министерству представить в Управление в срок до 02.06.2020 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

7.1. поясняющие, какой объем потерь закладывался в тариф на тепловую энергию в паре, поставляемую ЭМУП «Жилкомхоз» в адрес ООО «Сыктывкархлеб» и ООО «Лебедь», в 2018 году, когда тарифы на тепловую энергию в паре подлежали государственному регулированию, с приложением подтверждающих документов;

7.2. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу (при наличии).

8. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-312/2020, назначенного на 09.06.2020 в 15 часов 00 минут  по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заинтересованного лица ООО «Лебедь», адрес места нахождения: 167026,  г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 18.

9. ООО «Лебедь» представить в Управление в срок до 02.06.2020 следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

9.1. копию договора на поставку тепловой энергии в паре, заключенного между ЭМУП «Жилкомхоз» и ООО «Лебедь» на 2020 год, со всеми приложениями, протоколами разногласий;

9.2. копии всех счетов, выставленных ЭМУП «Жилкомхоз» ООО «Лебедь» за истекший период 2020 года, и копии документов, подтверждающих их оплату, в случае неоплаты – укажите причину;

9.3. копии технических документов на приборы учета тепловой энергии, установленные на объекте ООО «Лебедь», в том числе копии актов о вводе приборов в эксплуатацию;

9.4. копии актов сверки показаний приборов учета, установленных на объекте ООО «Лебедь», или иных документов, подтверждающих объемы потребленной тепловой энергии за 2019 год, истекший период 2020 года;

9.5. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу (при наличии).

10. ЭМУП «Жилкомхоз», ООО «Сыктывкархлеб» и Министерству энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми в срок до 02.06.2020 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

11. Законные представители ЭМУП «Жилкомхоз» и ООО «Сыктывкархлеб» вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителей (с надлежащим образом оформленной доверенностью). О возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ЭМУП «Жилкомхоз» и ООО «Сыктывкархлеб» просим сообщить  до 05.06.2020.

12. Законный представитель Министерства вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью). О возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства просим сообщить до 05.06.2020.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 5 ст. 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

Связанные организации

ЭМУП "Жилкомхоз"
ИНН 1121001681, ОГРН 1021101124142