Решение б/н Решение по делу № Р 14-05/11 в отношении ООО "Хелс" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 мая 2011 года

(изготовление решения в полном объеме)

19 мая 2011 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

№ 03-01/3352

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе <…>,

рассмотрев материалы дела № Р 14-05/11, возбужденного в отношении ООО «Хелс» по факту распространения рекламы Стоматологической клиники «32 жемчужины», размещенной на штендере у входа в здание, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корп. А, следующего содержания: «Стоматологическая клиника 32 жемчужины Все виды лечения и протезирования зубов Отбеливание и профессиональная чистка зубов Беспроцентная рассрочка до 6 месяцев на все услуги Бесплатная консультация Зубные украшения тел. 24-09-22 ул. Первомайская, 70, офис 316» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие: представителя ООО «Хелс», представителя ООО «Шарафф»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 11.11.2010 выявлено распространение рекламы следующего содержания: «Стоматологическая клиника 32 жемчужины Все виды лечения и протезирования зубов Отбеливание и профессиональная чистка зубов Беспроцентная рассрочка до 6 месяцев на все услуги Бесплатная консультация Зубные украшения тел. 24-09-22 ул. Первомайская, 70, офис 316» с использованием выносного штендера, расположенного у входа в здание по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корп. А.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена с использованием выносного штендера у входа в здание по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корп. А;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – Стоматологической клинике «32 жемчужины», формирование и поддержание интереса к ней и оказываемым ею услугам (по лечению и протезированию зубов, отбеливанию и профессиональной чистке зубов, бесплатной консультации, зубным украшениям) и их продвижение на рынке.

Таким образом, информация, распространенная на штендере, расположенном у входа в здание по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корп. А, является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные  требования и ограничения.

Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг, следовательно, на нее распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30. В названный перечень включены, в том числе работы (услуги) по:

- стоматологии,

- стоматологии детской,

- стоматологии профилактической,

- стоматологии ортопедической,

- стоматологии терапевтической,

- стоматологии хирургической.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323 (ред. от 09.09.2009) (далее – Приказ № 323) утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, а также Перечень указанных работ (услуг).

В указанный Перечень включены работы (услуги), выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по:

стоматологии;

стоматологии детской;

стоматологии ортопедической;

стоматологии терапевтической;

стоматологии хирургической.

Согласно информации Министерства здравоохранения Республики Коми, представленной в материалы рекламного дела:

1) в соответствии с Приказом № 323, стоматология детская, стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая относятся к медицинским работам (услугам);

2) ООО «Хелс» Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия 12.07.2007 № 11-01-000117 на срок до 12.07.2012 по адресу осуществления деятельности: 167000, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, каб. 316-318 на «Работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: рентгенологии, сестринскому делу, стоматологии. Работы (услуги), выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии детской, стоматологии ортопедической.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) лечение зубов, зубопротезирование, а также консультативный прием врачами-специалистами относятся к услугам, оказываемым стоматологическими подразделениями (коды: 081403; 081405; 081401).

Классификация услуг, предоставляемых стоматологическими поликлиниками, отделениями и кабинетами по зубопротезированию дана в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17 (раздел: Услуги в области здравоохранения и в социальной области) – код 8512000 (Услуги по амбулаторному лечению, предоставляемые поликлиниками и частной врачебной практикой); код 851230 – предусматривает консультативный прием врачами-специалистами и лечение стоматологами (коды: 8512100 - 8512182).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 № 268 «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» прием (осмотр, консультация) – производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома. В соответствии с указанным классификатором, где в установленном перечне медицинских специальностей указан каждый вид медицинской услуги по приему (осмотру, консультации) врача-специалиста в соответствии с классовыми разделами (коды с 01.001.01 по 01.068.02), услуга прием врача входит в раздел 01 «Услуги врача лечебно-диагностические».

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» лечение и протезирование являются медицинскими услугами (коды: 16 «Оперативное лечение»; 16.07 «Полость рта и зубы»; 16.07.006 «Протезирование зубов с использованием имплантата» и 16.07.026 «Протезирование съемными протезами»).

Таким образом, Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 к самостоятельным медицинским услугам отнесены лечение зубов (код 081403) и зубопротезирование (код 081405), которые классифицируются как услуги, оказываемые стоматологическими подразделениями.

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) к услугам в области стоматологии (код 85.13) отнесены услуги в области протезирования (код 85.13.11.140) и услуги по лечению зубов (код 85.13.12.120).

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 № 268 «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» прием врача (консультация) входит в раздел 01 «Услуги врача лечебно-диагностические».

Согласно пояснениям ООО «Хелс» от 24.12.2010 (вх. № 6253 от 27.12.2010), имеющимся в материалах рекламного дела, консультация – это получение пациентом информации о состоянии полости рта, а также возможных планах лечения.

Письмом от 14.03.2011 № 01/01-2011г. (вх. № 1170 от 17.03.2011) ООО «Хелс» пояснило, что консультация пациента является неотъемлемой частью стоматологических услуг, консультация пациента может быть платная и бесплатная, в ООО «Хелс» - бесплатно. Также ООО «Хелс» указало, что лечение, протезирование зубов относятся к медицинским услугам.

Рассматриваемая реклама содержит в себе наименование конкретных медицинских услуг, оказываемых населению Стоматологической клиникой «32 жемчужины»: лечение и протезирование зубов, консультация.

Медицинские услуги, предоставляемые Стоматологической клиникой «32 жемчужины», оказываются ООО «Хелс» (ОГРН 1021100525181 от 15.12.2002, юридический адрес: 167005, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Петрозаводская, д. 36, кв. 27).

Таким образом, услуги по лечению, протезированию, консультации, оказываемые ООО «Хелс», относятся к медицинским услугам, следовательно, реклама таких услуг должна осуществляться с учетом требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Хелс», юридический адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Петрозаводская, д. 36, кв. 27, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Шарафф», юридический и почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 62, оф. 506а.

Согласно пояснениям директора ООО «Хелс» <…> рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Хелс», рекламопроизводителем является ООО «Шарафф».

ООО «Хелс» письмом б/н б/д (вх. № 476ф от 10.03.2011), имеющимся в материалах рекламного дела, пояснило, что макет рекламы был предложен рекламопроизводителем, согласован – рекламодателем, договоренность на выполнение рекламы была достигнута в устной форме; территория распространения – г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 70, начало распространения рекламы – 2009 год. Письмом от 24.12.2010 б/н (вх. 6253 от 27.12.2010), имеющимся в материалах рекламного дела, ООО «Хелс» сообщило, что рассматриваемая реклама установлена в декабре 2010 г.

Письмом от 14.03.2011 № 01/01-2011г. (вх. 1170 от 17.03.2011), имеющимся в материалах рекламного дела, ООО «Хелс» уточнило, что о рекламопроизводителе кроме его наименования ничего не известно, с ним имелась устная договоренность. Макет с текстом был предложен рекламопроизводителем и одобрен рекламодателем. Место нахождения рекламопроизводителя неизвестно. Оплата услуг рекламопроизводителя производилась взаимозачетом (лечением).

Таким образом, установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Хелс», рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Шарафф».

Согласно имеющимся в базе налоговой службы Российской Федерации Коми УФАС России сведениям в отношении ООО «Шарафф» оно зарегистрировано за ОГРН 1061101041682 от 29.08.2006 по адресу: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 62, 506а.

Однако при попытке вручить документы представителю ООО «Шарафф» по указанному адресу установлено, что ООО «Шарафф» по юридическому адресу не располагается. Иными сведениями о местонахождении ООО «Шарафф» антимонопольный орган не располагает.

Комиссия в ходе рассмотрения рекламного дела № Р 14-05/11 установила, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Хелс».

Поскольку установить фактическое местонахождение ООО «Шарафф» не представляется возможным, его вина в нарушении рекламного законодательства не усматривается, Комиссия сочла возможным исключить его из числа лиц, участвующих в деле.

ООО «Хелс» не осуществило надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, следствием чего и стало распространение рекламы, не соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, ООО «Хелс» нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Письмом от 24.12.2010 б/н, имеющимся в материалах рекламного дела, ООО «Хелс» сообщило, что данная реклама существует около года, установлена в декабре 2010 года. Данный факт опровергается актом осмотра наружной рекламы от 11.11.2010, составленном сотрудниками Коми УФАС России, согласно которому рассматриваемая реклама уже в ноябре 2010 г. распространялась на территории г. Сыктывкара.

Письмом б/д б/н, поступившим в материалы рекламного дела факсимильной связью, ООО «Хелс» сообщило, что начало рекламы 2009 год по настоящее время. Оценив указанные данные, Комиссия приходит к выводу о том, что начало распространения рекламы – 2009 год.

Доказательств, подтверждающих прекращение распространения рекламы, ООО «Хелс» в материалы рекламного дела не представлено. Следовательно, на дату принятия Комиссией решения в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи рекламодателю и рекламораспространителю ООО «Хелс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Стоматологическая клиника 32 жемчужины Все виды лечения и протезирования зубов Отбеливание и профессиональная чистка зубов Беспроцентная рассрочка до 6 месяцев на все услуги Бесплатная консультация Зубные украшения тел. 24-09-22 ул. Первомайская, 70, офис 316», распространяемую с использованием выносного штендера, расположенного у входа в здание по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корп. А, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Хелс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 настоящего Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Хелс» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны