Определение №03-01/858 Определение о возбуждении дела № 011/05/5-41/2020 по признак... от 4 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-41/2020 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

04 февраля 2020 года

 

 

 

                  № 03-01/858

г. Сыктывкар

 

ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

 

Ямского поля 5-я ул.,

д. 19-21, г. Москва, 125040

 

Филиал ВГТРК

ГТРК «Коми Гор»

 

Октябрьский пр-т, д. 164,

г. Сыктывкар, 167005

 

ООО «Сыктывкарский

молочный завод»

 

Печорская ул., д. 71,

г. Сыктывкар, 167000

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев заявление <…> от 26.11.2019 (вх. № Г-132 от 29.11.2019) по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <…> (далее – <...>, заявитель) от 26.11.2019 (вх. № Г-132 от 29.11.2019) о незаконном размещении на телеканале «Россия 1» в программе «Вести-Коми» видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе, содержащего признаки рекламы.

В результате рассмотрения материалов заявления установлено следующее.

В телепрограмме «Вести-Коми», вышедшей в эфир 25.11.2019 в 17 часов 00 минут, размещён видеосюжет о Сыктывкарском молочном заводе (далее – видеосюжет).

В начале видеосюжета передаётся новость о том, что мягкий сыр Сыктывкарского молочного завода признан лучшим в рамках республиканского конкурса «Лучшие товары и услуги», а линейка десертных фруктовых йогуртов вошла в «Сто лучших товаров России». Далее размещён видеорепортаж с церемонии награждения: главному технологу Сыктывкарского молочного завода вручаются дипломы. Далее демонстрируется процесс производства продукции завода. Затем следует рассказ главного технолога ООО «Сыктывкарский молочный завод» о технологии изготовления йогурта.

Далее в видеосюжете демонстрируются витрины магазина с молочной продукцией и показываются покупатели, выбирающие продукцию Сыктывкарского молочного завода. Далее следует показ процесса производства мягкого сыра с одновременным рассказом о технологии его производства, а также говорится: «Такой сыр не повредит фигуре и даже рекомендован тем, кто соблюдает диету, спортсменам, беременным и кормящим женщинам». При этом транслируется видеофрагмент с показом мужчины, а затем женщины, занимающихся на спортивных тренажёрах.

Далее следует рассказ главного технолога ООО «Сыктывкарский молочный завод» об особенностях производства такого сыра. В заключении говорится: «Мягкий сыр и йогурт особенно полезны сейчас, в преддверии наступающей зимы. Доказано: полезные бактерии и минеральные вещества укрепляют иммунитет человека».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Заявитель полагает, что видеосюжет о Сыктывкарском молочном заводе содержит признаки рекламы. При этом заявитель ссылается на неоднократный показ продукции Сыктывкарского молочного завода, на сообщение о её преимуществах, процессе изготовления и составе, на показ потребителей, которые в магазине кладут в корзину продукцию Сыктывкарского молочного завода.

Содержащаяся в видеосюжете информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в телепрограмме «Вести-Коми»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Сыктывкарскому молочному заводу, йогурту, мягкому сыру, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

ФАС России в письме от 25.05.2011 № АК/20129 «О признании рекламы неорганично интегрированной в теле-, радиопередачу» указала, что органично интегрированной в то или иное произведение можно признать информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения (отдельной его части) и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом такие товар или организация не представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, они не подменяют главных персонажей в произведении (отдельной его части), не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения. В случае если информация о товаре или лице не воспринимается как составная часть общего сюжета произведения (отдельной его части), выходит за рамки общего содержания теле-, радиопередачи или теле-, радиопрограммы, при этом такие товар или лицо представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, то такая информация может признаваться неорганично интегрированной в указанное произведение.

В видеосюжете внимание концентрируется на продукции Сыктывкарского молочного завода. При этом подчеркиваются достоинства продукции: натуральность, польза, ценность, контроль качества.

Из имеющихся материалов усматривается, что часть видеосюжета (в том числе демонстрация витрин магазина и покупателей, выбирающих продукцию Сыктывкарского молочного завода, информация о пользе мягкого сыра и йогурта, показ людей, занимающихся на спортивных тренажерах) может быть изъята из сюжета без ущерба для целостного восприятия новости о награждении Сыктывкарского молочного завода.

При таких обстоятельствах видеосюжет о Сыктывкарском молочном заводе содержит признаки рекламы.

Заявитель указывает на нарушение ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Показ в телепрограмме «Вести-Коми» видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе не предваряется сообщением о последующей трансляции рекламы.

В связи с чем, телепрограмма «Вести-Коми», вышедшая в эфир 25.11.2019 в 17 часов 00 минут, содержит признаки нарушения требований ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов усматривается, что вещание телеканала осуществляет ГТРК «Коми Гор» - филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ВГТРК).

В связи с чем, усматривается, что рекламораспространителем является ВГТРК в лице филиала - ГТРК «Коми Гор».

Из имеющихся материалов усматривается, что телепрограмма «Вести-Коми» транслируется на территории Республики Коми.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-41/2020 по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – <...>;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, – ВГТРК в лице филиала - ГТРК «Коми Гор», адрес места нахождения: 125040, г. Москва, ул. Ямского поля 5-я, д. 19-21; 167005, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д. 164, ОГРН 1027700310076, ИНН 7714072839, КПП 771401001;

2.3. заинтересованное лицо – ООО «Сыктывкарский молочный завод», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Печорская, д. 71, ОГРН 1121101011789, ИНН 1101097174, КПП 110101001.

3. Назначить дело № 011/05/5-41/2020 к рассмотрению на 04 марта 2020 года на 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ВГТРК в лице филиала - ГТРК «Коми Гор» в срок не позднее 02 марта 2020 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

4.1. Копию документа, регламентирующего статус филиала ВГТРК ГТРК «Коми Гор».

4.2. О лице, осуществившем производство видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе (с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физического лица).

4.3. О лице, осуществившем распространение видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе (с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физического лица).

4.4. Поясняющие, кто определил содержание видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе, его наполнение, кем, когда и каким образом одобрен (утвержден, согласован) видеосюжет; в случае если видеосюжет не утверждался и не согласовывался, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения телепрограммы «Вести-Коми», вышедшей в эфир 25.11.2019 в 17 часов 00 минут.

4.6. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе.

4.7. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе.

4.8. Видеозапись телепрограммы «Вести-Коми», вышедшей в эфир 25.11.2019 в 17 часов 00 минут (на оптическом носителе).

4.9. Письменная позиция относительно наличия (отсутствия) в телепрограмме «Вести-Коми», вышедшей в эфир 25.11.2019 в 17 часов 00 минут, признаков нарушения требований ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе.

4.10. О должностном лице филиала ВГТРК ГТРК «Коми Гор», ответственном за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, по состоянию на 25.11.2019 (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

4.11. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 4.10 настоящего определения, поясняющие обстоятельства размещения в телепрограмме «Вести-Коми», вышедшей в эфир 25.11.2019 в 17 часов 00 минут,  видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием размещаемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в рассматриваемый период, со ссылкой на должностную инструкцию, а также позицию относительно наличия (отсутствия) нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе.

5. ООО «Сыктывкарский молочный завод» в срок не позднее 02 марта 2020 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

5.1. О лице, осуществившем производство видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе (с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физического лица).

5.2. О лице, осуществившем распространение видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе (с указанием по такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, тел./факса – для юридического лица; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физического лица).

5.3. Поясняющие, кто определил содержание видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе, его наполнение, кем, когда и каким образом одобрен (утвержден, согласован) видеосюжет; в случае если видеосюжет не утверждался и не согласовывался, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

5.4. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе.

5.5. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение видеосюжета о Сыктывкарском молочном заводе.

5.6. Письменная позиция относительно наличия (отсутствия) в телепрограмме «Вести-Коми», вышедшей в эфир 25.11.2019 в 17 часов 00 минут, признаков нарушения требований ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе.

6. <...> (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие не позднее 02 марта 2020 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.

7. ВГТРК в лице филиала - ГТРК «Коми Гор» обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя не позднее 02 марта 2020 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.

8. ООО «Сыктывкарский молочный завод» обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя не позднее 02 марта 2020 года, предварительно на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.

 

Примечание:

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель комиссии                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны