Решение б/н Жалоба признана необоснованной от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

Заявитель:

Общество с ограниченной

 ответственностью «КРУСТ»

 

Луначарского ул., д.221, оф.2,

 г. Екатеринбург, Свердловская область,

620100

 

ИНН: 6630008994

КПП: 668501001

ОКПО: 59261486

ОГРН: 1026601768401

 

Заказчик:

 

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет

имени Питирима Сорокина»

 

Октябрьский проспект, д.55,

г. Сыктывкар, Республика Коми,

167001

 

ИНН: 1101483236

КПП: 110101001

ОКПО: 02069547

ОГРН: 1021100507230

 

Оператор торговой площадки:

Закрытое акционерное общество «Сбербанк –

Автоматизированная система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-814/2019

 

 

30 декабря 2019 года

 

 

 

                          № 04-02/10198

г. Сыктывкар

 

       

Комиссия Управления Федерально антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «КРУСТ» (далее – ООО «КРУСТ») от 24.12.2019 (вх. № 5585-э. от 24.12.2019) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (далее – ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка комплекта специализированного стационарного рабочего места для слепых и слабовидящих пользователей», извещение № 0307100005019000064, в части обжалования положений аукционной документации (далее – жалоба, закупка, электронный аукцион),

 при участии:

  • <…….>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Жалоба ООО «КРУСТ» от 24.12.2019 на действия заказчика при описании объекта закупки подана в Коми УФАС России в срок, установленный ч. 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания срока подачи заявка на участие в электронном аукционе – 25.12.2019 10:00).

ООО «КРУСТ», ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», закрытое акционерное общество (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ООО «КРУСТ» было заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «КРУСТ», ЗАО «Сбербанк-АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу доводов, изложенных в ней.

Права разъяснены. Ходатайства, отводы не заявлялись.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, в виде необъективного описания объекта закупки, ограничивающего, по его мнению, конкуренцию на участие в закупке.

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» в отзыве на жалобу, представленному в антимонопольный орган, а также на заседании Комиссии, заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, проанализировав сведения, содержащиеся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), заслушав представителя ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», пришла к нижеследующим выводам.

2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Заказчиком осуществления закупки явилось ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина».

Наименование объекта закупки – «Поставка комплекта специализированного стационарного рабочего места для слепых и слабовидящих пользователей».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 150 000.00 рублей.

Источник финансирования закупки – средства бюджетного учреждения.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307100005019000064, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте действующей редакции – 17.12.2019.

Документация об электронном аукционе утверждена 17.12.2019.

Указанная закупка проводится не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В силу ч.2 ст.437 ГК РФ, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе, в части определения предмета контракта.

При этом необходимо учесть, что предметом рассматриваемого электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку предмета закупки, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.

Кроме того, следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.

Объектом электронного аукциона является комплекта специализированного стационарного рабочего места для слепых и слабовидящих пользователей.

Приложением №1 к аукционной документации «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» (далее – Техническое задание) определено спорное описание объекта закупки:

3 Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом в количестве не менее 1 шт

3.1

Характеристики бумаги:

3.1.1

Тип бумаги одинарные листы

3.1.2

Регулируемый размер бумаги

3.1.3

Вес бумаги в диапазоне от 120 до 180 г/м2

3.1.4

Ширина бумаги в диапазоне от 178 до 297 мм

3.1.5

Количество бумаги* в податчике

3.2

Характеристики принтера:

3.2.1

Скорость тиснения страниц* формата A4 в час

3.2.2

Скорость тиснения знаков*в секунду

3.2.3

Одностороннее и двустороннее тиснение

3.2.4

Тактильное графическое разрешение*

3.3

Интерфейсы и связь:

3.3.1

Клавиши обозначены шрифтом брайля и имеют светодиодные индикаторы статусов.

3.3.2

Речевая обратная связь

3.3.4

USB

3.3.5

Ethernet

3.4

Возможность обновления программного обеспечения

3.5

Габаритные размеры* (ВxШxГ):

 

3.6

Вес*

3.7

Уровень шума*

3.8

Напряжение постоянного тока в диапазоне от 100 до 240 В

3.9

Мощность* в режиме тиснения:

3.10

Мощность* в режиме ожидания

3.11

Кабель питания*

3.12

Редактор:

3.13

Двунаправленный перевод

3.14

Перевод обыкновенного шрифта в азбуку Брайля и обратно

3.15

Возможность подготовки любого документа к печати по брайлю на нескольких десятках языков, в самых разнообразных кодировках.

3.16

Импорт файлов в формате MS Word, HTML

3.17

Ввод текста как обычным способом, так и азбукой Брайля. Во втором случае клавиши основного ряда клавиатуры работают как клавиши брайлевской печатной машинки.

3.18

Ключи форматирования - встроенных команд, позволяющих задать необходимый формат документов. Комбинации ключей форматирования позволяют создавать "стили", ещё более облегчающие работу с текстом

3.19

Возможность сохранить в качестве шаблона совокупность стилей, ключей форматирования и текста и использовать в дальнейшем для создания других документов.

3.20

Орфографический словарь*

3.21

Обнаружение орфографических ошибок и устранение их.

3.22

Возможность создания и подготовки к печати изображения, которое будет понятно и удобно использовать незрячим пользователям.

3.23

Преобразование изображений в тактильный (точечный) вид для последующей печати по Брайлю  

3.24

Графический редактор, позволяющий создавать, редактировать и выводить на печать тактильные изображения без использования дополнительного программного обеспечения для обработки векторной и растровой графики

3.25

Возможность рисования и редактирования различных контуров и фигур

3.26

Возможность создания и редактирования текстовых полей для удобства реализации подписей по Брайлю

3.27

Возможность добавления растровых изображений в документ

3.28

Возможность работы с объектами: масштабирование, поворот, отражение (по вертикали и горизонтали), возможность сгруппировать и разгруппировать объекты, выравнивание объектов (вертикально, горизонтально по центру, по нижнему, верхнему, левому или правому краю

3.29

Возможность вывода и настройки вспомогательной сетки при рисовании и размещении объектов

3.30

Возможность изменения единиц измерения: дюймы и миллиметры

3.31

Подсказки для инструментов панели рисования

3.32

Поддерживаемые форматы изображений при импорте: jpg, png, bmp

3.33

Возможность открытия документов в формате векторной графики

3.34

Возможность изменения полей документа

3.35

Возможность поворота изображения на 90° для печати в книжной ориентации

3.36

Языки интерфейса: наличие русского и английского языков.

4 Портативное устройство для чтения и увеличения в количестве не менее 1 шт

4.1

Портативное устройство предоставляет быстрый доступ для незрячих и слабовидящих пользователей к печатным материалам путем голосового воспроизведения материала.

4.2

Складная камера подключается к компьютеру и производит снимки изображения печатного материала.

4.3

Устройство позволяет быстро конвертировать печатный материал в речь

4.4

Читает все виды документов.

4.5

Настройка скорости и громкости чтения.

4.6

Возможность изменения языковых настроек

4.7

Функции, позволяющие настроить наиболее комфортное для зрения отображение на экране, например, отображение текста в выбранных пользователем шрифтах и цветах

4.8

Добавление подсветки текста.

4.9

Использование в качестве видео увеличителя.

4.10

Экспорт в другие приложения

4.11

Возможность копирования и сохранения захваченного текста в форматах PDF, Word, Excel, txt

4.12

Встроенная светодиодная подсветка

4.13

Складная конструкция устройства

4.14

Интерфейс USB

4.15

Вес*

Из пояснений представителя заказчика, изложенных на заседании Комиссии Коми УФАС России, а также изложенных в отзыве на жалобу, Университетом приобреталось рабочее место для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором имеется принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля Everest-D и портативное устройство для чтения и увеличения Pearl. Для настройки оборудования заказчиком был приглашен работник из специальной библиотеки для слепых Республики Коми им. Луи Брайля, который провёл обучение по настройке и обслуживанию данного оборудования персонала университета. Так же им было отмечено, что данное оборудование является лучшим среди аналогов, представленных на рынке. Университетом было принято решение закупить аналогичное оборудование, так как в дальнейшем будет проще обслуживать это оборудование и приобретать расходные материалы.

Исследовав сведения, содержащиеся на официальном сайте, материалы жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара установлены заказчиком в виде максимальных и минимальных значений показателей, т.е. неконкретно.

Как было установлено из имеющихся в материалах дела документов, а также согласно пояснений представителя заказчика, предмет аукциона, а также требования к закупаемому товару установлены заказчиком в соответствии с потребностями его учреждения, обосновавшего на заседании Комиссии Коми УФАС России необходимость предоставления данного товара с соответствующими характеристиками, которые отвечают его потребностям.

Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе  участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Достаточных доказательств того, что у заявителя имеются ограничения в поставке товара с оспариваемыми характеристиками, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Следовательно, документация об электронном аукционе соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемого описания объекта закупки противоречит части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.

Вместе с тем, следует отметить, статьей  105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.  К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Коми УФАС России заявителем не представлено документов, подтверждающих факт того, что требования к характеристикам товара, указанные заказчиком в техническом задании, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке.

Вместе с тем, как установлено из представленных в материалы дела документов, на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 2 заявки от участников закупки.

С учетом приведенных обстоятельств, Комиссия Коми УФАС России считает, что, заявителем не представлено доказательств, что описание объекта закупки, приведенное заказчиком, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Коми УФАС России не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил.

По результатам осуществления внеплановой проверки на предмет соответствия аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе Комиссия Коми УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не выявила.

На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу ООО «КРУСТ» признать необоснованной.

 

<…….>

 

<…….>

 

<…….>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны