Решение б/н Решение по делу № А 20-05/11 в отношении Администрации МО ГО... от 7 ноября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено 05 июля 2011 года

 

 

 

                                 г. Сыктывкар

№ 05-05/4225 

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № А 20-05/10 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7, части 1 статьи 15, частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15, частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве заявителей привлечены: индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Администрация МО ГО «Воркута»).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Пунктом 7 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого на заседании Совета муниципального образования городского округа «Воркута» 27.02.2006 (далее - Устав МО ГО «Воркута»), к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Частью 1 статьи 51 Устава МО ГО «Воркута» предусмотрено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа. Администрацией городского округа руководит глава городского округа - руководитель администрации городского округа на принципах единоначалия.

Пунктом 3 части 3 статьи 56 Устава МО ГО «Воркута» к муниципальным актам городского округа отнесены постановления Главы городского округа.

Постановлением Главы муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.03.2010 № 436 «Об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Постановлением об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута»)  утверждено  Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута», Положение).

Данный муниципальный нормативный правовой акт опубликован в газете «Заполярье» № 70, 01.04.2010.

Пунктом 1.1. Положения предусмотрено, что Положение определяет порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута», условия участия в нем, порядок определения победителя.

Пунктом 1.2. Положения установлено, что Положение действует на всей территории муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - МО ГО «Воркута») и регулирует отношения, связанные с проведением открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на одном или нескольких муниципальных маршрутах регулярного сообщения автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (конкурс), в том числе устанавливает единый порядок проведения таких конкурсов, в целях обеспечения расширения возможностей для участия в них перевозчиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, совершенствования деятельности в сфере организации транспортного обслуживания населения, обеспечения гласности и прозрачности проведения конкурсов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом МО ГО «Воркута».

Пунктом 1.5. Положения определено, что перевозчик - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальный предприниматель, которые имеют лицензию на осуществление перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

Пунктом 4.2. Положения установлен перечень документов на участие в конкурсе, представляемых претендентами на участие в конкурсе организатору конкурса в составе заявки на участие в конкурсе.

Подпунктом 7 пункта 4.2. Положения предусмотрено, что перечень документов на участие в конкурсе в обязательном порядке должен включать копию договора о проведении ежедневных медицинских освидетельствований водителей в соответствии со статьей 23 «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Подпунктом 8 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» установлено, что перечень документов на участие в конкурсе в обязательном порядке должен включать копию договора о проведении ежедневных осмотров технического состояния транспортных средств.

Подпунктом 9 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» определено, что перечень документов на участие в конкурсе в обязательном порядке должен включать копию документа, удостоверяющего прохождение обучения по программам, утвержденным Минтрансом Российской Федерации.

Заместителем руководителя администрации МО ГО «Воркута» - начальником Управления городского хозяйства и благоустройства Администрации МО ГО «Воркута» утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» (далее - конкурсная документация).

Пунктом 3.2. конкурсной документации установлен перечень обязательных документов, составляющих заявку на участие в конкурсе.

Подпунктом 7 пункта 3.2. конкурсной документации в перечень обязательных документов, составляющих заявку на участие в конкурсе, включена копия договора о проведении ежедневных медицинских освидетельствований водителей в соответствии со статьей 23 «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Подпунктом 8 пункта 3.2. конкурсной документации в перечень обязательных документов, составляющих заявку на участие в конкурсе, включена копия договора о проведении ежедневных осмотров технического состояния транспортных средств.

Подпунктом 9 пункта 3.2. конкурсной документации в перечень обязательных документов, составляющих заявку на участие в конкурсе, включена копия документа, удостоверяющего прохождение обучения по программам, утвержденным Минтрансом Российской Федерации.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 17 Закона о защите конкуренции определены антимонопольные требования к торгам.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частью 1 статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

По арбитражному делу № А29-5333/2010 решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.10.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.02.2011, подпункты 7, 8, 9 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» признаны несоответствующими части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Рассмотрение дела № А 20-05/10 в части утверждения Постановлением об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» подпунктов 7, 8, 9 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО подлежит прекращению в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Перевозчики в понимании пункта 1.5. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» являются хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Подпунктом 7 пункта 3.2. конкурсной документации  установлена обязательность предоставления в составе заявки на участие в конкурсе копии договора о проведении ежедневных медицинских освидетельствований водителей в соответствии со статьей 23 «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Требование, предусмотренное подпунктом 7 пункта 3.2. конкурсной документации, аналогично требованию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута».

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», работы и услуги по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) - лицензируемый вид медицинской деятельности.

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами). Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником, как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.

Подпункт 7 пункта 3.2. конкурсной документации  может привести к ограничению  конкуренции на товарном рынке автомобильных пассажирских автобусных перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО «Воркута» путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности  на таком товарном рынке хозяйствующим субъектам, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ и услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым) либо имеющих в штате медицинских работников, прошедших специальное обучение и получивших соответствующий сертификат, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке хозяйствующим субъектам, имеющим договоры на осуществление медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых).

Подпункт 7 пункта 3.2. конкурсной документации является непредусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, не имеющих договоры на осуществление медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых), но имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ и услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым) либо имеющих в штате медицинских работников, прошедших специальное обучение и получивших соответствующий сертификат.

В действиях Администрации МО ГО «Воркута» в части утверждения подпункта 7 пункта 3.2. конкурсной документации имеются нарушения части 1 статьи 15, части 2  статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Подпунктом 8 пункта 3.2. конкурсной документации  установлена обязательность предоставления в составе заявки на участие в конкурсе копии договора о проведении ежедневных осмотров технического состояния транспортных средств.

Требование, предусмотренное подпунктом 8 пункта 3.2. конкурсной документации аналогично требованию, предусмотренному подпунктом 8 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута».

В силу пункта 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Подпункт 8 пункта 3.2. конкурсной документации  может привести к ограничению  конкуренции на товарном рынке автомобильных пассажирских автобусных перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО «Воркута» путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности  на таком товарном рынке хозяйствующим субъектам, имеющим производственно-техническую базу для проведения проверки технического состояния транспортных средств, имеющим в штате работников для проведения соответствующей проверки, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке хозяйствующим субъектам, имеющим договоры о проведении ежедневных осмотров технического состояния транспортных средств.

Подпункт 8 пункта 3.2. конкурсной документации является непредусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, не имеющих договоры о проведении ежедневных осмотров технического состояния транспортных средств, но имеющих производственно-техническую базу для проведения проверки технического состояния транспортных средств, имеющим в штате работников для проведения соответствующей проверки.

В действиях Администрации МО ГО «Воркута» в части утверждения подпункта 8 пункта 3.2. конкурсной документации имеются нарушения части 1 статьи 15, части 2  статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Подпунктом 9 пункта 3.2. конкурсной документации  установлена обязательность предоставления в составе заявки на участие в конкурсе копии документа, удостоверяющего прохождение обучения по программам, утвержденным Минтрансом Российской Федерации.

Требование, предусмотренное подпунктом 9 пункта 3.2. конкурсной документации аналогично требованию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута».

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» предусмотрены квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом (далее - Квалификационные требования).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.1998 № 91  «Об утверждении Типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» утверждены: Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации, Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации, Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении.   

При этом, Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации предназначена для проходящих квалификационную подготовку  лиц с высшим, средним специальным образованием неавтомобильного профиля, а также лиц без специального образования для получения квалификации, необходимой для осуществления организационной деятельности по выполнению грузовых и пассажирских автомобильных перевозок. Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации предназначена для лиц, повышающих квалификацию  с установленной периодичностью один раз в 5 лет. Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении и Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении не применимы к правоотношениям, связанным с перевозками пассажиров по муниципальным маршрутам.  

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 № 8-П, Определении от 15.01.2008 № 192-О-О, правовая норма должна отвечать требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, согласованности с системой действующего правового регулирования.

Требование, предусмотренное подпунктом 9 пункта 3.2. конкурсной документации, не отвечает  требованиям определенности, ясности, недвусмысленности в связи с тем, что программы, прохождение обучения по которым необходимо, не конкретизированы.

Подпункт 9 пункта 3.2. конкурсной документации  может привести к ограничению  конкуренции на товарном рынке автомобильных пассажирских автобусных перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО «Воркута» путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности  на таком товарном рынке хозяйствующим субъектам, имеющим в штате или на иных законных основаниях специалистов, соответствующих Квалификационным требованиям в силу наличия высшего или среднего профессионального образования автомобильного профиля по установленным специальностям при отсутствии необходимости в повышении их квалификации.

Подпункт 9 пункта 3.2. конкурсной документации  является непредусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в конкурсе хозяйствующим субъектам, имеющим в штате или на иных законных основаниях специалистов, соответствующих Квалификационным требованиям в силу наличия высшего или среднего профессионального образования автомобильного профиля по установленным специальностям при отсутствии необходимости в повышении их квалификации.

В действиях Администрации МО ГО «Воркута» в части утверждения подпункта 8 пункта 9 конкурсной документации имеются нарушения части 1 статьи 15, части 2  статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем исключения из пункта 3.2. конкурсной документации подпунктов 7, 8, 9 не подлежит выдаче в связи с тем, что конкурс проведен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № А 20-05/10 в части утверждения Постановлением об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО «Воркута» подпунктов 7, 8, 9 пункта 4.2. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению пассажирских перевозок на территории МО ГО в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Признать Администрацию МО ГО «Воркута» нарушившей:

-часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий по утверждению подпунктов 7, 8, 9 пункта 3.2. конкурсной документации, которые могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке автомобильных пассажирских автобусных перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО «Воркута»;

-часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий по утверждению подпунктов 7, 8, 9 пункта 3.2. конкурсной документации, которые явились непредусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в конкурсе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны