Постановление №03-06/3800 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 13 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

 об административном правонарушении № 011/04/14.3-260/2022

 

 

13 мая 2022 года

 

 

 

 

№ 03-06/3800

г. Сыктывкар

 

                                                                                         ИП <…>

 

                                                                                        

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 16700, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 31.03.2022 и материалы дела № 011/04/14.3-260/2022 о совершении индивидуальным предпринимателем <…>, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 31.03.2022, составленным в отсутствие ИП <…>, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определением Коми УФАС России от 31.03.2022 № 03-06/2602 рассмотрение дела № 011/04/14.3-260/2022 назначено на 15.04.2022 на 12 часов 00 минут.

В связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении ИП <…> о времени и месте рассмотрения дела определением Коми УФАС России от 15.04.2022 № 03-06/3093 рассмотрение дела № 011/04/14.3-260/2022 назначено на 13.05.2022 на 12 часов 00 минут.

ИП <…> надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/14.3-260/2022, что подтверждается почтовым уведомлением от 05.05.2022 с почтовым идентификатором № 80089371887812, телеграммой от 30.04.2022 (вх. № 2507-э от 04.05.2022), письмом от 05.05.2022 (вх. № 2561-э от 05.05.2022).

Административное дело № 011/04/14.3-260/2022 рассмотрено в отсутствие ИП <…>.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

            В Коми УФАС России поступило заявление <…> от 04.11.2021 (вх. № 5549-э от 08.11.2021) о распространении на его абонентский номер рекламного звонка с нарушением требований рекламного законодательства.

            По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/18-996/2021 в отношении ИП <…> (ОГРНИП 316352500099591, ИНН 352500240981) по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/9197 от 07.12.2021.

            Из материалов дела № 011/05/18-996/2021 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

            Из заявления следует, что на абонентский номер заявителя <…> с абонентского номера +<…> 02.11.2021 в 15 часов 52 минуты поступил рекламный звонок следующего содержания:

            «- Алё.

            - Здравствуйте.

            - Здравствуйте.

            - <…>?

            - Да.

            - Меня зовут Инна, звоню для того, чтобы предложить выгодные условия обслуживания расчётного счёта в надёжном банке для Вашего ИП. Согласны уделить буквально минуту Вашего времени?

            - А Вы какой банк представляете?

            - Предложение от АО «Альфа-Банк». Прослушаете?

            - Ну Вы можете попробовать в любом случае.

            - Спасибо. Как раз сейчас наш партнёр АО «Альфа-Банк» предлагает отличное решение для Вашего бизнеса, а именно: расчётный счёт с бесплатным обслуживанием, все внутренние и внешние платежи бесплатно, снятие наличных до полтора миллиона в месяц без комиссий, оплата только 1% за входящие платежи, эквайринг под 1 %, всегда есть возможность получить кредит для развития бизнеса на выгодных условиях и другие услуги Альфа-Банка на специальных условиях. Скажите, Вам интересно это предложение, хотели бы поподробнее ознакомиться с тарифами?

            - Нет, мне неинтересно предложение.

            - Так может Вам нужна дополнительная информация, более детальная, подробная.

            - Не, не надо.

            - Я Вас поняла, благодарю, извините за беспокойство, всего хорошего, до свидания.

            - До свидания».

            В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

            - распространена посредством звонка;

            - адресована неопределенному кругу лиц;

            - направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: услуге по обслуживанию расчётного счёта для ИП в АО «Альфа-Банк», формирование или поддержание интереса к ней, и её продвижение на рынке.

            Таким образом, указанная информация, распространенная посредством звонка на абонентский номер 89042065724, является рекламой.

            В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

            Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Заявитель указывает, что своего согласия на получение рассматриваемой рекламы он не давал. Из представленной заявителем аудиозаписи усматривается, что рассматриваемая реклама распространена в отсутствие предварительного согласия абонента на получение указанной рекламы.

            Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

            В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

            В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

            В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

            В письме ФАС России № АК/16266 от 28.04.2011 «О некоторых вопросах применения законодательства о рекламе» разъяснено, что обязанность по получению согласия и подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. В названном письме также обращено внимание на то, что поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, рекламораспространителем не является.

            Как указывает ИП <…> в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, Законом о рекламе не определён порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламной информации по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламной информации.

            Как указал ИП <…>, оператор представился и предложил рассмотреть выгодные условия по обслуживанию расчётного счёта в надежном банке. Словосочетание «надёжный банк» - это не реклама, поскольку оператор не назвал название банка и какие-либо условия, таким образом, абонент не получил никакой рекламной информации. Далее оператор получил согласие от абонента только на озвучивание названия банка, поскольку это уже является рекламой. Из содержания звонка следует, что абонент заинтересован и сам спрашивает у оператора название банка. Отказа от получения информации со стороны абонента не было, он сам спрашивает: «А Вы какой банк представляете?». После получения согласия на озвучивание названия банка, оператор получает согласие на озвучивание предлагаемых условий по обслуживанию расчётного счёта и опять запрашивает согласие на озвучивание этих условий: «Прослушаете?». После получения согласия абонента рассказывает о предложении банка.

            По мнению ИП <…>, в соответствии с требованиями Закона о рекламе согласие абонента было получено дважды в устной форме, о чём свидетельствует запись разговора. Поскольку Законом о рекламе не определён порядок и форма получения согласия, ИП <…> получает согласие в устной форме до озвучивания какой-либо рекламной информации. Следовательно, у абонента есть право получить рекламную информацию или отказаться от получения этой информации. В рассматриваемом случае абонент выразил согласие и полную заинтересованность в получении рекламной информации. Абонент прослушал полностью всю информацию и ни разу не прервал. После того как абонент сказал, что предложение ему неинтересно, оператор не навязывала более никаких услуг и закончила разговор.

            В материалы рекламного дела ИП <…> представлен в том числе акт-отчёт № 67212-2/11М/21 от 15.12.2021, из содержания которого следует, что в результате выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Договором возмездного оказания услуг № 187/220/283Д от 31.05.2021 (далее - Договор), в период с 01.11.2021 по 30.11.2021 Исполнителем были оказаны услуги, указанные в п. 2.1 Договора.

            Определением Коми УФАС России № 03-01/10036 от 28.12.2021 срок рассмотрения дела № 011/05/18-996/2021 продлён, рассмотрение дела отложено, к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, привлечено АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971).

            Согласно письменным пояснениям ИП <…>, представленным в материалы рекламного дела согласно вышеуказанному определению, на основании заключенного с АО «Альфа-Банк» договора № 182/220/283Д от 31.05.2021 индивидуальные предприниматели привлекаются для заключения договора расчётно-кассового обслуживания в банке. Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк». Текст скрипта составлен ИП <…>, распространение предложения для потребителей ведёт ИП <…>поэтому рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ИП <…>. Содержание скрипта звонка было составлено ИП <…> и устно согласовано с банком, скрипт был утверждён ИП <…> для работы оператора.

            Как пояснило АО «Альфа-Банк», осуществление рассматриваемого звонка имело место в процессе исполнения ИП <…> обязательств по заключённому им с АО «Альфа-Банк» договору № 187/220/283Д от 31.05.2021. Банк не совершал действий, направленных на производство и распространение рекламы. В информационных системах АО «Альфа-Банк» отсутствуют сведения о том, что <…>. является клиентом АО «Альфа-Банк».

            Из п. 2.1.1 вышеуказанного договора, заключённого между АО «Альфа-Банк» (Банк) и ИП <…> (Исполнитель), следует, что Исполнитель оказывает Банку услугу по привлечению Клиентов – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой – для заключения договора банковского счета.

            В силу п. 3.1.1 Договора Исполнитель обязуется в течение срока действия Договора надлежащим образом исполнять обязательства, указанные в п. 2.1 настоящего Договора в соответствии с законодательством РФ, в том числе законодательством о рекламе.

            В соответствии с п. 3.1.6 Договора в случае если для целей оказания услуг, предусмотренных п. 2.1 Договора, Исполнитель будет осуществлять распространение информации по сетям электросвязи (в том числе посредством использования факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, мессенджеров, электронной почты), Исполнитель обязуется получить соответствующее требованиям законодательства предварительное согласие абонентов/адресатов – получателей информации по сетям электросвязи (в том числе посредством использования факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, мессенджеров, электронной почты) на получение информации о Банке и предоставить копию указанного согласия в течение 2 (двух) календарных дней с момента получения требования от Банка.  

            Комиссией Коми УФАС России установлено, что  рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.

            Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев вышеуказанные доводы, пришла к нижеследующим выводам.

            В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

            - распространена посредством звонка;

            - адресована неопределенному кругу лиц;

            - направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: услуге по обслуживанию расчётного счёта для ИП в АО «Альфа-Банк», формирование или поддержание интереса к ней, и её продвижение на рынке.

            Вместе с тем из содержания телефонного разговора усматривается, что звонившим произнесены фразы: «звоню для того, чтобы предложить выгодные условия обслуживания расчётного счёта в надёжном банке для Вашего ИП», «предложение от АО «Альфа-Банк», что указывает на привлечение внимания к определённому объекту рекламирования – услуге по обслуживанию расчётного счёта для ИП в АО «Альфа-Банк». При этом звонившим употребляются такие выражения как «выгодные условия обслуживания», «надёжный банк», что позволяет выделить именно определённую услугу среди множества однородных.

            Заявителем такими фразами как: «Нет, мне неинтересно предложение», «Не, не надо» было выражено его нежелание прослушивать информацию о рассматриваемом рекламном предложении.

            Закон о рекламе возлагает обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи на рекламораспространителя.

            В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

            В соответствии с ч. 1 ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

            При этом согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

            В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что, поскольку Законом о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

            Буквальное толкование указанных положений постановления Пленума ВАС РФ позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

            Между тем согласие абонента на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление лица на получение рекламы. В случае отсутствия четкого волеизъявления абонента реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.

            В связи с тем, что заявитель утверждает, что не давал согласия на распространение рассматриваемой рекламы на его абонентский номер, а ИП <…> не доказано обратное, то Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что распространение указанной рекламы противоречит части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

            Содержание разговора свидетельствует о том, что заявитель не был предупрежден о цели звонка и в нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе ИП <…> предварительно не выяснил, согласен ли абонент на получение рекламы.

            Рассматриваемый телефонный звонок содержит указание на предложение оказания определённой банковской услуги, при этом отсутствие упоминания АО «Альфа-Банк» до уточняющего вопроса заявителя не свидетельствует о том, что информация, распространённая посредством рассматриваемого звонка, не является рекламой.

            Письмом ФАС России № АД/45557/18 от 20.06.2018 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» разъяснено, что под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку. При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

            В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            По мнению специалистов ФАС России, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации. Таким образом, если информация отвечает признакам рекламы и, имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона о рекламе.

            Кроме того, письмом № АК/17836/16 от 22.03.2016 «Об отнесении информации к рекламе» ФАС России были даны разъяснения, касающиеся информации с упоминанием имени и отчества абонента, где было указано, что, в случае распространения информации, не содержащей персонифицированного предложения, предназначенного исключительно для определённого клиента организации, такая информация является рекламой, независимо от упоминания имени и отчества абонента.

            С учетом изложенного, информация, содержащаяся в рассматриваемом звонке, осуществлённом 02.11.2021 в 15 часов 52 минуты в адрес заявителя, является рекламой.

            Доказательств наличия согласия абонента на получение рекламы ИП <…> не представлено.

            Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае рекламораспространитель не имел предварительного согласия абонента на получение рекламы посредством использования телефонной связи.

            Согласно Выписке из ЕГРЮЛ в отношении ИП <…>, размещённой на официальном сайте ФНС России, основным видом деятельности ИП <…> является исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения, одним из дополнительных видов деятельности является деятельность рекламных агентств.

            Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама распространена ИП <…> для получения прибыли при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.

            На основании имеющихся в рекламном деле материалов Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу, что ИП <…> является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

            Доказательств того, что ИП <…> было получено предварительное согласие заявителя на получение рассматриваемой рекламы, в материалы рекламного дела не представлено.

            Документов, материалов, указывающих, что ИП <…>приняты все достаточные меры по соблюдению требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе при осуществлении 02.11.2021 в 15 часов 52 минуты на абонентский номер заявителя <…> с абонентского номера +<…> рассматриваемого звонка, Коми УФАС России при рассмотрении дела не получено, ИП <…>не представлено.

            Таким образом, доказательств того, что ИП <…> было получено предварительное согласие заявителя на получение рассматриваемой рекламы, материалы рекламного дела не содержат.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространитель - ИП <…>, на которого в силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути уклонился от обязанности по контролю за соответствием распространяемой посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде звонка рекламы Закону о рекламе, что является исключительной зоной ответственности рекламораспространителя.

            Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ИП <…>        Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ИП <…>должных мер по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

            Таким образом, ИП <…> нарушены требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

            Из письменных пояснений, представленных ИП <…> в материалы административного дела, следует, что Закон о рекламе он не нарушал, согласие абонента было получено дважды в устной форме, о чём свидетельствует запись разговора. Поскольку Законом о рекламе не определены порядок и форма получения согласия, согласие было получено в устной форме до озвучивания какой-либо рекламной информации и у абонента есть право получить, то есть услышать рекламную информацию или отказаться от получения этой информации. В рассматриваемом случае абонент выразил согласие и полную заинтересованность в получении рекламной информации.

            Вместе с тем, вышеуказанные доводы ИП <…> были ранее рассмотрены и отклонены Комиссией Коми УФАС России по основаниям, указанным на страницах 4-8 настоящего постановления.

            Решением Комиссии № 03-01/1319 от 16.02.2022 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

            В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

            Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

            С учётом изложенного, ИП <…> допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: 02.11.2021 (15 часов 52 минуты).

Согласно разъяснениям ФАС России по применению ст. 18 Закона о рекламе «распространение» в контексте Закона о рекламе не означает направление электросигнала, транслирующего рекламу, к приемному устройству, а означает момент, когда реклама становится доступной для восприятия потребителя; местом совершения правонарушения будет являться территория субъекта Российской Федерации, на которой была распространена (доведена до потребителя) реклама. При этом определение субъекта Российской Федерации, на территории которого совершено правонарушение, должно осуществляться путем установления принадлежности абонентского номера к диапазону номеров, выделенному оператору сотовой связи на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Из материалов рекламного дела усматривается, что абонентский номер заявителя входит в диапазон номеров, выделенный оператору сотовой связи на территории Республики Коми. Заявитель проживает в г. Сыктывкар Республики Коми.

Следовательно, субъектом Российской Федерации, на территории которого была распространена (доведена до потребителя) реклама, является Республика Коми.

Место совершения административного правонарушения: г. Сыктывкар Республики Коми.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, в том числе руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Из содержания вышеуказанной нормы усматривается, что индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ИП <…>совершил рассматриваемое правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что ИП <…>не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям рекламного законодательства, что является, в том числе исключительной зоной ответственности рекламораспространителя.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <…> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, вина ИП <…> в совершении административного правонарушения, ответственность  за  которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3  КоАП  РФ, является  установленной.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.   

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ИП <…>как исключительный, не установлено, а ИП <…>. таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении ИП <…> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП <…>: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему Коми УФАС России; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП  РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не  установлено. 

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Совершенное ИП <…> административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в отсутствие совокупности всех упомянутых обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения) возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается.

Должностным лицом установлено отсутствие совокупности обязательных условий, при которых возможна замена штрафа предупреждением, поскольку в Коми УФАС России имеются сведения о вынесении в отношении ИП <…> постановления Кировского УФАС России по административному делу № 043/04/14.3-71/2022 от 14.03.2022 о привлечении указанного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Таким образом, должностным лицом Коми УФАС России установлено, что на момент вынесения настоящего постановления об административном правонарушении ИП <…> привлекался за совершение аналогичных правонарушений.

Таким образом, отсутствуют обязательные условия, при которых возможна замена штрафа предупреждением, следовательно, применение части 2 статьи 3.4 КоАП РФ при данных обстоятельствах не представляется возможным.

Штрафная санкция, назначенная ИП <…>, соразмерна правонарушению, ИП <…> не представлены запрошенные определениями Коми УФАС России сведения об имущественном положении, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ИП <…> административного правонарушения, личность, отсутствие сведений об имущественном положении ИП <…>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНИП 316352500099591, ИНН 352500240981) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в распространении рекламы посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента на получение рекламы, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить индивидуальному предпринимателю <…> (ОГРНИП 316352500099591, ИНН 352500240981) административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

018702501

 

Сч. №

03100643000000010700

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40102810245370000074

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (Управление Федеральной антимонопольной службы по РК)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111601141010003140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 011/04/14.3-260/2022 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 13.05.2022

 
                 

 

 

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1, 1.3-2 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

Руководитель управления                                                                         <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны