Решение (комиссия) №НГ/3098/24 Решение № РНП-11-103 от 24 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 14.02.2024)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024)


 

Решение № РНП-11-103


 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-458/2024

22 мая 2024 года                                                                                                    № РНП-11-103

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе:<...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального бюджетного учреждения «Клубно-спортивный комплекс» (далее - МБУ «КСК») от 15.05.2024 № 01073013360000001 (вх. от 15.05.2024 № 4838/24) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <...> (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 04.03.2024 № 7/2 (реестровый номер 3110700399024000004), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка и установка оборудования для виртуального концертного зала (А3)», извещение № 0107300003324000001 (далее - обращение, контракт),

при участии в рассмотрении обращения путем проведения веб-конференции:

-<...>, представителя МБУ «КСК» по распоряжению администрации городского округа «Вуктыл» от 21.04.2022 № 04/302,

-<...>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 19.03.2024 № б/н,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МБУ «КСК» представлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

МБУ «КСК», индивидуальный предприниматель <...> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

В Коми УФАС России поступили ходатайства МБУ «КСК» от 21.05.2024 № 264 (вх. от 21.05.2024 № 5028-ЭП/24), индивидуального предпринимателя <...> от 21.05.2024 (вх. от 21.05.2024 № 5039-ЭП/24) о рассмотрении обращения посредством видеоконференц-связи, которые в связи с наличием технической возможности удовлетворены.

МБУ «КСК» письмом от 21.05.2024 № 264 (вх. от 21.05.2024 № 5028-ЭП/24) в материалы обращения представлены письменная информация и копии документов.

Индивидуальным предпринимателем <...> письмом от 20.05.2024 № 45-к (вх. от 21.05.2024 № 5039-ЭП/24) представлены письменные пояснения и копии документов в обоснование своих доводов.

Обращение рассмотрено в формате видео-конференц-связи.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. МБУ «КСК» явилось заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка и установка оборудования для виртуального концертного зала (А3)», извещение № 0107300003324000001.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 968 421,06 руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 05.02.2024, изменение извещения о проведении электронного аукциона от 13.02.2024 №ИИ1 - 13.02.2024.

По протоколу подведения итогов определения подрядчика от 22.02.2024 №ИЭА1 на участие в закупке подано 5 заявок, все заявки признаны соответствующими извещению о закупке.

Согласно письменной информации МБУ «КСК» от 21.05.2024 № 264 (вх. от 21.05.2024 № 5028-ЭП/24), закупка осуществлена в рамках национального проекта «Культура».

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения подрядчика от 22.02.2024 №ИЭА1, МБУ «КСК» (далее - заказчик) с индивидуальным предпринимателем (далее - поставщик) 04.03.2024 заключен контракт.

По пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 3.1, 3.11 контракта: «Поставщик обязуется поставить и установить оборудование для виртуального концертного зала (А3) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.

Цена контракта составляет 3 955 526 (три миллиона девятьсот пятьдесят пять тысяч пятьсот двадцать шесть) рублей 15 копеек, НДС не облагается.

Цена контракта включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, установкой, пуско-наладкой, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта.

Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 23 (непосредственно в помещения Заказчика) (далее - место поставки), и производит работы по установке (пуско-наладке) оборудования в течение 60 календарных дней с даты заключения контракта. Транспортные и иные расходы, связанные с доставкой товара до места назначения, несет Поставщик.

Поставщик не менее чем за 3 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.

Поставщик в день доставки Товара Заказчику формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке».

Приложением № 2 к контракту является Техническое задание, которое содержит, наряду с прочим, Требования к оказываемым услугам по монтажу и пуско-наладке поставляемого оборудования, в пунктах 1-5 которых установлено:

«Поставщик обязан осуществить поставку и монтаж оборудования, материалов; настройку и пуско-наладку оборудования; обеспечить исправную работу оборудования для виртуального концертного зала в составе светодиодного экрана, видеопроцессора, акустической системы.

Поставщик производит изготовление конструкции для установки светодиодного экрана и монтаж поставляемого светодиодного экрана с последующей пуско-наладкой с использованием материалов, инструментов и необходимого оборудования, приобретаемых за счёт Поставщика.

Поставщик производит прокладку силовых кабелей для питания светодиодного экрана и звукового оборудования с использованием материалов, инструментов и необходимого оборудования, приобретаемых за счёт Поставщика.

Всё оборудование должно комплектоваться индивидуальными соединительными кабелями достаточной для работы и монтажа длины. Оборудование должно соответствовать всем требованиям пожаро- и электробезопасности, соответствовать всем ГОСТам.

Поставщик перед началом монтажных работ, обязан разработать и согласовать с Заказчиком техническую документацию в составе: план-схемы размещения поставляемого оборудования, расчеты нагрузки на несущие конструкции светодиодного экрана, планы прокладки кабельных трасс, схемы коммутации приборов, схемы подключения распределительных щитов, функциональные схемы управления оборудованием с учетом следующих требований:

По окончанию установки и пуско-наладки Поставщик обязан провести полную приборную настройку изображения (калибровку). Обучить персонал работе с данным комплексом (не менее двух человек). По окончанию работ провести приемо-сдаточные испытания с участием представителей Заказчика и Поставщика».

Техническое задание содержит требования:

«-адрес поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию: 169570, Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 23.

-срок поставки товара, монтажа и ввода в эксплуатацию: в течение 60 календарных дней с даты заключения контракта».

Согласно подпунктам 4.1.1-4.1.4пункта 4.1 контракта: «Поставщик обязан:

-поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией (Приложение № 1 к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

-обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.

-обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

-осуществить установку, пуско-наладку Товара в соответствии со спецификацией».

Подпунктом 4.2.5 пункта 4.2 контракта предусмотрено: «Поставщик вправе по согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить Товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)».

Согласно подпунктам 4.4.1, 4.4.6, 4.4.7 пункта 4.4 контракта: «Заказчик вправе:

-требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по контракту.

-отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям настоящего контракта.

-принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Пунктами 12.1, 12.2 контакта установлено: «Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 23.05.2024 г. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.

Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном чч. 9 - 23 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа материалов обращения, сведений о контракте с официального сайта из реестра контрактов, установлено следующее.

Индивидуальный предприниматель письмом от 02.04.2024 № 15 предложил заказчику поставку товара по контракту с улучшенными техническими и функциональными характеристиками:

-по светодиодному экрану тип 1 предложено заменить значения характеристик: класс защиты с IP40 на IP44; частоту обновления с 3 200 Гц на 3 840 Гц; тип обслуживания экрана с «тыльное» на «фронтальное»; размер одного кабинета светодиодного экрана (миллиметр) - 960х480 заменить на тип экрана - монолит;

-по светодиодному экрану тип 2 предложено заменить значения характеристик: класс защиты с IP40 на IP44; тип обслуживания экрана с «тыльное» на «фронтальное»; размер одного кабинета светодиодного экрана (миллиметр) - 640х1440 на тип экрана - монолит.

МБУ «КСК» в письме от 03.04.2024 № 181 в ответ на письмо индивидуального предпринимателя от 02.04.2024 № 15 отказано в согласовании поставки товара с предложенными поставщиком характеристиками, указано о необходимости поставки товара в соответствии с контрактом, а также сообщено, что ориентировочно 17-22 апреля 2024 года будет приостановлено движение транспорта через реку Печора в м. Куздебож из-за ледохода и половодья, ориентировочное время отсутствия переправы - 20 дней.

Индивидуальный предприниматель в письме от 08.04.2024 № 22 повторно предложил заказчику поставку товара по контракту с улучшенными техническими и функциональными характеристиками.

 

МБУ «КСК» письмом от 10.04.2024 № 195 согласовало предлагаемые характеристики частично:

1. по предложению улучшения характеристики светодиодного экрана тип 1 согласовано повышение класса пыле- и влагозащиты светодиодных блоков индикации от IP40 до IP44, а также повышение частоты обновления от 3 200 Гц до 3 840 Гц, с учетом того, что все остальные параметры остаются согласно техническому заданию к контракту;

2. по предложению улучшения характеристики светодиодного экрана тип 2 согласовано повышение класса пыле- и влагозащиты светодиодных блоков индикации от IP40 до IP44, а также изменение типа обслуживания экрана с «тыльное» на «фронтальное» и изменение типа экрана - монолит, с учетом того, что все остальные параметры остаются согласно техническому заданию к контракту.

3. в предлагаемой акустической системе ARTOS-1000 предложено корректно внести данные в таблице информационного письма от 08.04.2024 № 22 и дополнительного соглашения.

В письме от 10.04.2024 № 195 заказчик повторно сообщил, что ориентировочно 17-22 апреля 2024 года будет приостановлено движение транспорта через реку Печора в м. Куздебож из-за ледохода и половодья, ориентировочное время отсутствия переправы - 20 дней.

МБУ «КСК» в письме от 22.04.20204 № 208 указало поставщику об истечении 02.05.2024 срока по поставке товара по контракту, об отсутствии со стороны индивидуального предпринимателя информации о поставке товара по контракту, просило в срок до 26.04.2024 предоставить информацию в соответствии с Техническим заданием: о начале работ, информацию по согласованию: план-схему размещения поставляемого оборудования, расчеты нагрузки на несущие конструкции светодиодного экрана, планы прокладки кабельных трасс, схемы коммутации приборов, схемы подключения распределительных щитов, функциональные схемы управления оборудованием; о периоде обучения персонала.

В указанном письме заказчик уведомил поставщика о намерении принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае неисполнения поставщиком обязательств по контракту, о том, что сроки поставки увеличены не будут.

Индивидуальный предприниматель письмом от 02.05.2024 № МСКР1 в ответ на письмо заказчика от 22.04.20204 № 208 сообщил, что в связи с продолжающимися ограничениями в связи с введенными ранее многочисленными санкциями в отношении Российской Федерации, товарооборот ряда комплектующих внутри Российской Федерации затруднен, передвижение товаров на территории Российской Федерации не производится, присутствует продолжительное оформление грузов на таможне, На комплектующие, включенные в комплект подлежащего к поставке по контракту товара, присутствует очередность поставок, что влияет на срок выполнения обязательств по контракту.

В письме от 02.05.2024 № МСКР1 индивидуальный предприниматель гарантировал исполнение обязательств по контракту до 30.05.2024, указав, что техническая документация по поставляемому товару будет представлена в адрес заказчика вместе с оборудованием по факту проведения монтажных работ на объекте заказчика.

Заказчиком - МБУ «КСК» 03.05.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком обязательств по контракту.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы, подписано и размещено на официальном сайте 03.05.2024, получено поставщиком 03.05.2024.

Индивидуальный предприниматель письмом от 03.05.2024 № 54 повторно указал заказчику о причинах нарушения сроков поставки по контракту, ранее указанных в письме от 02.05.2024 № МСКР1, уведомил, что, несмотря на ограничения и реальных сроках исполнения обязательств до 30.05.2024, поставщик обязуется 10.05.2024 прибыть на объект заказчика и приступить к исполнению обязательств по контракту, просил сообщить о готовности объекта заказчика к производству работ и сообщить контактные данные представителя заказчика для организации работ на объекте с 10.05.2024.

МБУ «КСК» в письме от 06.05.2024 № 238 сообщило индивидуальному предпринимателю, наряду с прочим, о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением в установленный срок поставщиком обязательств по контракту, а также привело положения части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе (если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

Доказательства устранения нарушений условий контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в Коми УФАС России отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлено, в связи с чем решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 14.05.2024.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МБУ «КСК» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в Единой информационной системе, не выявлено.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Такими недобросовестными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с подпунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил, Комиссией Коми УФАС России не установлено.

Факт существенного нарушения поставщиком условий контракта подтвержден.

По письменным пояснениям индивидуального предпринимателя, приведенным в письме вх. от 21.05.2024 № 5039-ЭП/24, устным пояснениям представителя индивидуального предпринимателя, приведенным входе рассмотрения обращения, поставщик приступил к производству и закупке необходимых комплектующих, на 22.04.2024 у поставщика имелись в наличии металлические (стальные) корпуса, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету от 22.04.2024 № 10. Вместе с тем, возможность доставки товара по контракту после 22.04.2024 отсутствовала, при общении с частными перевозчиками в г. Вуктыл подтвердилось отсутствие возможности доставки грузов на 06.05.2024.

В подтверждение доводов о невозможности поставки товара с 22.04.2024 индивидуальный предприниматель в материалы жалобы представил печатные версии экранных изображений с сайта «Сетевое издание «ВТК-24», согласно которым, в том числе, 26.04.2024, 15.05.20204 на реке Печоре наблюдается ледоход.

Указанный довод не свидетельствует о надлежащем исполнении индивидуальным предпринимателем обязательств по контракту, в том числе, с учетом неоднократных уведомлений (03.04.2024, 10.04.204) заказчиком поставщика об ориентировочных сроках (17-22 апреля 2024 года) приостановки движения транспорта через реку Печора в м. Куздебож из-за ледохода и половодья, ориентировочном времени отсутствия переправы - 20 дней.

Согласно письменным пояснения заказчика, изложенным в письме от 21.05.2024 № 264 (вх. от 21.05.2024 № 5028-ЭП/24), на время закрытия переправы была налажена работа аэролодки «Нерпа», а также производились авиаперелеты вертолетом «Комиавиатранс».

Индивидуальным предпринимателем не представлено достаточных, относимых и допустимых доказательств факта надлежащего исполнения им обязательств по контракту.

Объективных доказательств невозможности исполнить контракт надлежащим образом со стороны индивидуального предпринимателя не представлено.

Обязательства индивидуального предпринимателя, возложенные на него контрактом, надлежащим образом не исполнены, в результате чего заказчик лишился возможности в полной мере рассчитывать на то, на что рассчитывал при заключении контракта.

Частичное исполнение контракта (наличие металлических (стальных) корпусов) не свидетельствует о его исполнении надлежащим образом в целом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальный предприниматель, участвуя в закупке, выразил согласие на поставку товара на условиях закупки, более того, снизил цену на 33,72%, что позволило ему стать победителем закупки.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах, соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) на условиях, предложенных заказчиком.

Победитель закупки должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры, в первую очередь, для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

Индивидуальному предпринимателю как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки.

В материалах дела отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении поставщика.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил надлежащим образом условия муниципального контракта без достаточных не то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

Недобросовестность индивидуального предпринимателя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона о контрактной системе к процедуре исполнения заключенного контракта. Приняв на себя обязательства поставить товар на предложенных условиях путем заключения контракта, индивидуальный предприниматель принял на себя меры и сопутствующие риски, связанные с поставкой товара на тех условиях, которые установлены в контракте. От заключения контракта поставщик не отказался, что свидетельствует о действительной его воле на заключение контракта на предложенных заказчиком условиях.

В материалах обращения отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не предоставлено.

На заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих индивидуальному предпринимателю исполнению условий контракта, ненадлежащее исполнение которых явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона со всеми входящими в его состав документами, в том числе описанием объекта закупки, проектом контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у индивидуального предпринимателя, как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения контракта в полном объеме и надлежащим образом.

При заключении контракта индивидуальный предприниматель должен был осознавать последствия неисполнения договорных обязательств при том, что условия об ответственности сторон предусмотрены договором.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что индивидуальным предпринимателем были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.

Безусловные доказательства устранения нарушений условий контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также бесспорные доказательства невозможности устранения таких нарушений, в Коми УФАС России отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлено.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Более того, учитывая специфику объекта закупки и его социальную значимость, того, что закупка осуществлена в рамках национального проекта «Культура», имеет, согласно доводам заказчика, приоритетное значение для улучшения качества проводимых культурных мероприятий в муниципальном округе «Вуктыл» Республики Коми, можно характеризовать поведение индивидуального предпринимателя как недобросовестное.

Из материалов обращения не следует наличие доказательств того, что решение об одностороннем расторжении контракта принято заказчиком без наличия на это каких-либо оснований.

На основании изложенного, учитывая доказанный факт неисполнения индивидуальным предпринимателем своих обязательств по контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении контракта, отсутствие со стороны индивидуального предпринимателя доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по контракту надлежащим образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной индивидуальным предпринимателем недобросовестности, в связи с чем считает в настоящем случае целесообразным применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 13 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную муниципальным бюджетным учреждением «Клубно-спортивный комплекс» информацию в отношении индивидуального предпринимателя <...>, ИНН <...>, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 04.03.2024 № 7/2 (реестровый номер 3110700399024000004), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка и установка оборудования для виртуального концертного зала (А3)», извещение № 0107300003324000001, ИКЗ 243110700399011070100100060012640244, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - муниципального бюджетного учреждения «Клубно-спортивный комплекс» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 
       
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-3522

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны