Решение №НГ/1003/24 заключение от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

                             

          19.02.20244 № НГ/1003/24                                                                   

 Дата и место рассмотрения жалобы – 16 февраля 2024 года, г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по проверке сведений, предоставляемых в Федеральную антимонопольную службу, для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в составе: … (далее – Комиссия, Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи заявление исх. от 09.02.2024 № 17/695 (вх. от 09.02.2024 № 1390/24) акционерного общества «Комиавиатранс» (далее – АО «Комиавиатранс», заказчик) о представлении сведений об уклонении общества с ограниченной ответственностью «Ухтастройпуть» (далее – ООО «Ухтастройпуть», общество), ИНН 1102065922, ОГРН 1101102001593, КПП 110201001; место нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Тиманская, д. 10, кв. 31, от заключения договора по результатам проведения закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по текущему содержанию железнодорожных путей необщего пользования СП АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар» (номер извещения 32413163727 в единой информационной системе в сфере закупок), далее – сведения, закупка/запрос котировок в электронной форме, ЕИС,

в присутствии:

-…– представителей АО «Комиавиатранс» по доверенности,

-…– представителей ООО «Ухтастройпуть» по доверенности,

в отсутствии на заседании представителя ООО «РТС-тендер», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

ООО «Ухтастройпуть» заявлено ходатайство о рассмотрении сведений посредством видеоконференцсвязи. Заявленное ходатайство Комиссией удовлетворено.

ООО «Ухтастройпуть» также заявлено ходатайство об истребовании следующих документов: документа о результате проведенной экспертизы промышленной безопасности и диагностики железнодорожного пути ультразвуковой диагностической тележкой, последнего актуального продольного профиля железнодорожного пути АО «Комиавиатранс», графика выполнения капитальных ремонтов автоматики переездных сигнализаций и акты их обследования. В удовлетворении заявленного ходатайства Комиссией отказано в связи с отсутствием необходимости запроса копий указанных документов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.072011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках)), АО «Комиавиатранс» представило в Коми УФАС России письменную информацию и документы для внесения ООО «Ухтастройпуть» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании статьи 5 Закона о закупках, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пришла к нижеследующим  выводам.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Комиавиатранс», версия 12 от 28.12.2023, размещено 28.12.2023.

АО «Комиавиатранс» явилось заказчиком закупки, которая являлась конкурентной, проводилась в электронной форме на электронной площадке РТС-тендер, оператором которой является ООО «РТС-тендер».

Предмет закупки: оказание услуг по текущему содержанию железнодорожных путей необщего пользования СП АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар».

Извещение-документация закупки 23.1/У/231978 (далее – извещение-документация), проект договора размещены в ЕИС 10.01.2024. Также извещение, документация, проект договора поставки размещены и на электронной площадке. Дата подведения итогов – 17.01.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 1821600 руб.

Срок исполнения договора: 31.12.2024.

Согласно протоколу об итогах в форме запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32413163727 от 17.01.2024 (далее – итоговый протокол от 17.01.2024) на участие в закупке подано 2 заявки, в том числе поступила заявка и от ООО «Ухтастройпуть».

Победителем закупки признано ООО «Ухтастройпуть».

Итоговый протокол от 17.01.2024 размещен в ЕИС 17.01.2024.

24.01.2024 в ЕИС размещен протокол от 24.01.2024 о признании ООО «Ухтастройпуть» уклонившимся от заключения договора.

Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки регламентирован в части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которой договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В пункте 12 извещения-документации установлен порядок заключения договора с участником закупки, признанным победителем запроса котировок (далее – победитель закупки).

Согласно пункту 12.1. извещения-документации срок, в течение которого победитель закупки должен подписать договор, - в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения проекта договора.

В пункте 12.2. извещения-документации установлен период, в течение которого договор должен быть подписан сторонами, - не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам запроса котировок.

В соответствии с пунктом 12.3. извещения-документации договор заключается в форме электронного документа на электронной торговой площадке и подписывается уполномоченными представителями Сторон с применением квалифицированных усиленных электронных подписей. В случае подписания договора в формате электронного документа, Стороны вправе изготовить и подписать копии настоящего Договора в письменной форме на бумажном носителе, по одному экземпляру для каждой из Сторон. Проект договора направляется победителю закупки для подписания с использованием функционала ЭТП, а также по адресу электронной почты, указанному им в заявке. Победитель закупки в срок, указанный в п.12.1 настоящего извещения о закупке, обязан подписать проект договора, направить сканированный экземпляр подписанного проекта договора по адресу электронной почты, указанному в п.1.4 настоящего извещения о закупке. Заказчик в срок, установленный в п.12.2 настоящего извещения о закупке обязан подписать договор с использованием функционала ЭТП.

В пункте 14 извещения-документации предусмотрены основания для признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора. Согласно пункту 14 извещения-документации:

1. Победитель конкурентной закупки (либо единственный участник торгов в случае, если на участие в закупке подана только одна заявка, и при этом она признана соответствующей требованиям документации (извещения) о закупке или по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (извещения) о закупке) признается уклонившимся от заключения договора в случае:

а) непредставления подписанного им договора в предусмотренные документацией и (или) извещением о закупке сроки;

б) непредставления им обеспечения исполнения договора, в том числе предоставление обеспечения исполнения договора в меньшем размере, предоставление обеспечения исполнения договора с нарушением требований документации и (или) извещения о закупке или предоставление обеспечения исполнения договора в ненадлежащей форме;

в) непредставление обоснования предлагаемой цены договора в случае, если это требование установлено настоящим извещением;

г) поступления Заказчику в письменной форме решения об отказе от подписания договора.

2. В случае, если победитель конкурентной закупки признан уклонившимся от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки. При этом такой участник вправе заключить договор либо отказаться от заключения договора.

Сведения об участниках процедуры закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших Заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора до его заключения, подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

С учетом даты размещения в ЕИС итогового протокола, в рассматриваемой закупке договор должен был подписан в следующие сроки: не ранее 27.01.2024 и не позднее 06.02.2024.

Из представленных материалов Комиссией установлено следующее.

Проект договора для подписания победителем закупки направлен заказчиком в адрес ООО «Ухтастройпуть» 18.01.2024 по электронной почте и 19.01.2024 посредством электронной площадки.

Согласно сведениям с электронной площадки крайним сроком подписания проекта договора участником закупки является 23.01.2024 23:59:00.

ООО «Ухтастройпуть» в адрес АО «Комиавиатранс» направлено письмо исх. от 22.01.2024 № 20 об отказе от подписания договора в связи с систематическим нарушением заказчиком договорных обязательств по договорам на техническое обслуживание железнодорожных путей, согласно имеющейся судебной практике.

Письмом исх. от 22.01.2024 № 17/307 АО «Комиавиатранс» сообщило ООО «Ухтастройпуть» о том, что в случае отсутствия подписанного со стороны ООО «Ухтастройпуть» договора в срок до 24.01.2024, общество будет признано заказчиком уклонившимся от подписания договора.

Согласно письму ООО «Ухтастройпуть» исх. от 24.01.2024 № 23, направленному в адрес заказчика, текущее содержание железнодорожных путей является невозможным в связи с тем, что имеются дефекты, требующие немедленного закрытия движения по железнодорожным путям и срочного проведения капитального ремонта пути.

Из устных пояснений представителей ООО «Ухтастройпуть» следует, что общество не имело намерения уклониться от заключения договора по результатам закупки, невозможность заключения договора связана с невозможностью осуществления текущего содержания железнодорожных путей необщего пользования СП АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар» ввиду наличия выявленных дефектов, требующих немедленного закрытия железнодорожных путей и оперативного проведения капитального ремонта пути.

ООО «Ухтастройпуть» в письменном объяснении, представленном в Коми УФАС России письмом вх. от 15.02.2024 № 1624-эп/24, отмечает следующее.

ООО «Ухтастройпуть» готово было оказать предусмотренные договором услуги, вместе с тем, непредвиденные обстоятельства, объективно препятствующие этому, не позволили обществу заключить договор. Последующее исполнение договора, в случае его заключения, могло повлечь ненадлежащее исполнение обществом обязательств, предусмотренных договором, что могло повлечь за собой нарушение условий договора, и впоследствии негативные правовые последствия, как для заказчика, так и для подрядчика.

ООО «Ухтастройпуть» отмечает, что осуществляет деятельность на указанном рынке более 13 лет. Ранее обществом заключались и исполнялись без замечаний государственные контракты по аналогичным объектам закупки. Только за 2023 год ООО «Ухтастройпуть» исполняло договоры, в том числе и по Закону о закупках, для Печорской ГРЭС АО «Интер-РАО Электрогенерация», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром добыча Краснодар», АО «Коми тепловая компания» и другие. В настоящее время на исполнении у общества находятся 4 государственных контракта. Также ООО «Ухтастройпуть» часто привлекается в качестве субподрядчика для выполнения схожих работ.

Представители заказчика в ходе заседания пояснили, что они не настаивают на включении сведений об ООО «Ухтастройпуть» в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупок.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от заключения договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения срока заключения договора по результатам закупки, обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника.

В целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах закупок должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения договора, нарушил срок заключения договора немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Из имеющихся в материалах обращения документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО «Ухтастройпуть», направленного на незаключение договора в установленный срок. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем Комиссия не находит достаточных оснований для включения сведений об ООО «Ухтастройпуть» в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с отсутствием умышленных действий ООО «Ухтастройпуть», направленных на уклонение от заключения договора, с учетом позиции заказчика о том, что он не настаивает на включении сведений об ООО «Ухтастройпуть» в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия приходит к выводу о невключении сведений  об ООО «Ухтастройпуть» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подпунктом 2.1 приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия

ЗАКЛЮЧИЛА:

Основания для включения сведений об ООО «Ухтастройпуть» (ИНН 1102065922, ОГРН 1101102001593, КПП 110201001; место нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Тиманская, д. 10, кв. 31) в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

Председатель Комиссии

 

     …

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

                                                     …

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны