Определение №02-01/10178 Определение о назначении дела № 011/01/11-791/2019 о нарушен... от 30 декабря 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

о назначении дела № 011/01/11-791/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

 

«30» декабря 2019 года

 

 

г. Сыктывкар

 

 

    №02-01/10178

 

 

ООО МИП «Интеллект+»

Советская ул., д. 22, кв. 17,

г. Сыктывкар, 167000

 

ФГБОУВО «Сыктывкарский государственный университет

им. Питирима Сорокина»

Октябрьский пр-кт, д. 55, 167001

 

«………….»

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 16.12.2019 № 279 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ИНН 1101483236, ОГРН 1021100507230), адрес места нахождения: 167001, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 55,  и обществом с ограниченной ответственностью «Малое инновационное предприятие «Интеллект+» (ИНН 1101056876, ОГРН 1161101051165), адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 22, квартира 17, части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством участия в соглашении, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке предоставления в аренду нежилых помещений в здании общежития № 7, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России № 279 от 16.12.2019 по признакам нарушения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (далее – СГУ, Университет) и обществом с ограниченной ответственностью «Малое инновационное предприятие «Интеллект+» (далее – ООО МИП «Интеллект+») части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. 

 Основанием для возбуждения дела послужило заявление «……..» от 13.09.2019 (вх. № К-35 от 16.09.2019).

 В результате анализа имеющихся материалов, соответствующей нормативно-правовой базы Коми УФАС России установлено следующее.

 Пунктом 7 статьи  4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которыми являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

  Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Согласно ч. 3.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:

1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части;

2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;

3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, между Университетом и ООО МИП «Интеллект+» заключен договор  от 12.04.2017 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» № 1-АР/Р-185 (далее – Договор аренды от 12.04.2017).

В соответствии с п. 1.1 Договора аренды от 12.04.2019 арендодатель на основании распоряжения Министерства образования и науки РФ от 12.04.2017 № Р-185, письма Территориального управления Росимущества в Республике Коми от 27.07.2016 № 01-15/2399-05 предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование принадлежащие арендодателю на праве оперативного управления нежилые помещения в здании общежития № 7, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б. РНФИ здания П12110000696, КН здания 11:05:0106042:97. Запись в ЕГРН о государственной регистрации права оперативного управления № 11-11-01/046/2014-479 от 27.02.2014.

Номера помещений на поэтажном плане здания: 1 этаж (блок №4) - №№2-11 общей площадью 186,9кв.м.

Имущество передается в аренду для подготовки инновационно-стажировочной площадки и проведения на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (школьная и дошкольная).

В соответствии с п. 2.1 Договора аренды от 12.04.2019 настоящий договор заключен на 5 лет – по 12.04.2022 включительно, и вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Как следует из материалов антимонопольного дела, процедура торгов для сдачи в аренду принадлежащих Университету на праве оперативного управления нежилых помещений в здании общежития № 7, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, не проводилась.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО МИП «Интеллект+» учредителем Общества с долей 50 % является ФГБОУВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», тем самым арендатором является хозяйственное общество, созданное государственной образовательной организацией, являющейся бюджетным учреждением.

Как следует из представленных СГУ пояснений и материалов, в качестве вклада в уставный капитал ООО МИП «Интеллект+» (50% доли) Университет передал права на программу для ЭВМ «Компьютерная психодиагностическая программа «Кубики и цвет», исключительные права на которую принадлежат университету.

В соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования интеллектуальной деятельности путем его внесения в качестве вклада в уставный капитал от 08.02.2016 лицензиар (СГУ) предоставляет лицензиату (ООО МИП «Интеллект+») право использования результата интеллектуальной деятельности: программа для ЭВМ «Компьютерная психодиагностическая программа «Кубики и цвет».

Договор аренды федерального недвижимого имущества № 1-АР/Р-185 предусматривает запрет на сдачу в субаренду или безвозмездное пользование (ссуду) передаваемого имущества, а также на осуществление других действий, влекущих какие-либо обременения предоставленных арендатору имущественных прав, а также на передачу своих прав и обязанностей по настоящему договору другому лицу (п. 4.2.4).

Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1, пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

Как указано в письме ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»  исх. от 12.12.2019 № 14/6455 (вх. от 12.12.2019 № 6219), по состоянию на 12.04.2017 ООО МИП «Интеллект+» являлось хозяйствующим субъектом, осуществляющим согласно уставу, в том числе образовательную деятельность.

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона об образовании образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Пунктом 19 статьи 2 Закона об образовании установлено, что под организацией, осуществляющей обучение, понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.12.2019 № ЮЭ9965-19-121910036 ООО МИП «Интеллект+» создано 08.02.2016, учредителями являются ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» и ООО Консультационно-развивающий центр «Интеллект».

Основным видом деятельности являются научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук (72.20), в числе дополнительных видов деятельности указаны, в том числе образование дошкольное (85.11), образование начальное общее (85.12), образование дополнительное детей и взрослых (85.41), образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (85.41.9), деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (85.42.9).

Лицензия на осуществление образовательной деятельности получена ООО МИП «Интеллект+» только 19.10.2017, таким образом, на момент заключения Договора аренды от 12.04.2017 ООО МИП «Интеллект+» не являлось организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на 12.04.2017 у ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» отсутствовали основания для передачи ООО «МИП «Интеллект+» принадлежащих Университету на праве оперативного управления нежилых помещений в здании общежития № 7, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, без проведения торгов, поскольку на дату заключения Договора аренды от 12.04.2019 ООО «МИП «Интеллект+» не являлось образовательным учреждением.

Университет, предоставив в аренду ООО «МИП «Интеллект+» без проведения торгов принадлежащие Университету на праве оперативного управления нежилые помещения в здании общежития № 7, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, предоставил ООО «МИП «Интеллект+» необоснованные преимущества, а также лишил других хозяйствующих субъектов конкурентной борьбы за получение недвижимого имущества, тем самым одновременно создал препятствия к доступу на этот же товарный рынок.

При таких обстоятельствах в вышеуказанных действиях «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» и ООО МИП «Интеллект+» усматриваются признаки нарушения ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 13, частью 14, частью 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 011/01/11-791/2019 к рассмотрению на 28.01.2020 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А,  3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/11-791/2019, назначенного на 28.01.2020 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», адрес места нахождения: 167001, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 55.

3. ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» представить в срок до 20.01.2020 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. поясняющие, почему Университет заключил с ООО «МИП «Интеллект+» Договор аренды от 12.04.2019 без проведения торгов, учитывая, что лицензия на оказание образовательных услуг была получена ООО «МИП «Интеллект+» только в октябре 2017 года, с приложением подтверждающих доводы документов;

3.2. поясняющие, на основании чего, в том числе каких документов, Университет посчитал, что по состоянию на 12.04.2017 ООО «МИП «Интеллект+» являлось образовательным учреждением, которому можно передать в аренду нежилые помещения в здании общежития № 7, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, без проведения торгов, со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих доводы документов;

3.3. поясняющие, кто был инициатором заключения Договора аренды от 12.04.2019, с приложением подтверждающих доводы документов;

3.4. поясняющие, доводило ли ООО «МИП «Интеллект+» до сведения Университета, что у ООО «МИП «Интеллект+» на дату заключения Договора аренды от 12.04.2019 отсутствовала лицензия на оказание образовательных услуг, с приложением подтверждающих доводы документов;

3.5. о лице, ответственном применительно к рассматриваемому случаю за соблюдение Университетом действующего законодательства, в том числе антимонопольного, с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность;

3.6. о законном представителе Университета, с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, адреса фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица;

3.7. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/11-791/2019, назначенного на 28.01.2020 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу ООО «Интеллект+», адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 22, квартира 17.

5. ООО МИП «Интеллект+» представить в срок до 20.01.2020 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

5.1. поясняющие, кто был инициатором заключения Договора аренды от 12.04.2019, с приложением подтверждающих доводы документов;

5.2. поясняющие, для каких целей Общество использует арендуемые нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, с приложением подтверждающих документов;

5.3. поясняющие, являются ли ООО МИП «Интеллект+» и ФГБОУВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» конкурентами, если являются – укажите на каком товарном рынке, если нет – соответствующую поясняющую информацию;

5.4. копию всей имеющейся переписки между ООО МИП «Интеллект+» и ФГБОУВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», в том числе по электронной почте, по вопросам, связанным с передачей в аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, в случае отсутствия переписки – представьте соответствующую поясняющую информацию;

5.5. поясняющие, с какого периода и при каких обстоятельствах между ООО МИП «Интеллект+» и ФГБОУВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» началось деловое сотрудничество, с приложением подтверждающих доводы документов;

5.6. поясняющие, доводило ли ООО «МИП «Интеллект+» до сведения Университета о том, что у ООО «МИП «Интеллект+» на дату заключения Договора аренды от 12.04.2019 отсутствовала лицензия на оказание образовательных услуг, с приложением подтверждающих доводы документов;

5.7. поясняющие, по каким причинам ООО МИП «Интеллект+» не получило лицензию на оказание образовательных услуг до заключения Договора аренды от 12.04.2019 с Университетом, с приложением подтверждающих доводы документов и ссылкой на нормативные правовые акты;

5.8. о лице, ответственном применительно к рассматриваемому случаю за соблюдение ООО МИП «Интеллект+» действующего законодательства, в том числе антимонопольного, с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность;

5.9. о законном представителе ООО МИП «Интеллект+», с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, адреса фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица;

5.10. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

6.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/11-791/2019, назначенного на 28.01.2020 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя «……..».

7. ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» и ООО МИП «Интеллект+» в срок до 20.01.2020 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения дела

8. Явка законных представителей (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» и ООО МИП «Интеллект+», и (или) представителей (с надлежащим образом оформленными доверенностями) для участия в рассмотрении дела является обязательной.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

  Напоминаем, что в соответствии с ч. 5 ст. 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 «……..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны