Решение №01-109/8920 Решение по жалобе от 6 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
|||||
РЕШЕНИЕ
|
|||||
06 ноября 2020 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-109/8920 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО РХЗ «Нордикс» (далее – заявитель) исх. от 27.10.2020 № б/н (вх. от 27.10.2020 № 5532-э) в отношении акционерного общества «Комиавиатранс» (далее – АО «Комиавиатранс»), касающуюся проведения закупки способом запроса цен, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по поставке противообледенительной жидкости тип 1 (концентрация 70:30 %) в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к извещению-документации) для СП АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар»., номер извещения 32009604839 в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru (далее – жалоба, закупка) посредством видеоконференцсвязи,
при участии:
<…>,
<…>,
УСТАНОВИЛА:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Заявителем обжалуются содержание документации к закупке в части описания заказчиком предмета закупки, установление заказчиком неисполнимого требования к участникам закупки.
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Организатором закупки явилось АО «Комиавиатранс».
Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Комиавиатранс», утверждено советом директоров АО «Комиавиатранс» протоколом № 7 от 19.09.2018, размещено в единой информационной системе 28.09.2018 (далее – Положение).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии пункта 2 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно пункту «б» части 2 статьи 10 Положения заказчик осуществляет закупку неконкурентными способами, в том числе, запросом цен.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Положения запрос цен является способом закупки, при котором заявки участников закупки, соответствующие требованиям, установленным в извещении, документации о проведении запроса цен, оцениваются заказчиком по критерию «цена договора». Запрос цен может осуществляться как в электронной, так и в неэлектронной форме. Победителем запроса цен признается лицо, предложившее наименьшую цену договора.
Согласно пунктам «в», «г» части 3 статьи 20.2 Положения извещение, документация о проведении закупки должно содержать сведения, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика/
1. Коми УФАС России по доводу в части описания заказчиком предмета закупки установлено следующее.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Частью 6.4 Технического задания, являющемся неотъемлемой частью извещения закупки, установлено, что совместимость ПОЖ при двухступенчатой обработке ВС:
ПОЖ тип I должна быть совместима при двухэтапной процедуре обработки самолетов с ПОЖ «Max Flight AVIA» (тип IV), имеющейся в наличии у Заказчика.
По мнению заявителя, указанное требование к поставке товаров совместимых исключительно с товарами конкретной торговой марки, влечет за собой необоснованное ограничение количества участников.
Как следует из части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, данная норма распространяется на конкурентные закупки.
В связи с тем, что проводимая закупка являлась неконкурентной, в соответствии с Положением заказчика, указанная норма не применима к данной закупке.
Таким образом, Коми УФАС России нарушений Положения, Закона о закупках по данному доводу не установлено.
2. Коми УФАС России по доводу в части установление заказчиком неисполнимого требования к участникам закупки установлено следующее.
В соответствии с частью 6.2 Технического задания ПОЖ тип I должна быть внесена в Перечень противообледенительных жидкостей, разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в сезон 2020 – 21 годов, иметь соответствующий сертификат, выданный ЦС авиа ГСМ материалов и спецжидкостей ФГУП ГосНИИ ГА на соответствие требованиям нормативных документов.
Как следует из материалов дела, на территории Российской Федерации ведется «Перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), допущенных к применению для защиты от наземного обледенения воздушных судов гражданской авиации в осенне-зимний сезон 2019 – 2020 г.г.» (далее – Перечень).
В данном Перечне указано, что периодичность выпуска – один раз в год с возможностью внесения дополнений.
На текущий момент, Перечень на период осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г. не утвержден. Указанное требование необоснованно ограничивает конкуренции по отношению к участникам закупки, в связи с тем, что у потенциальных участников закупки на момент проведении закупки отсутствует информация о том, что поставляемый ими товар будет включен в Перечень на 2020-2021 г.г.
Таким образом, заказчик, установив в техническом задании требование о том, что поставляемый товар должен быть включен в Перечень осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г. нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с тем, что данное нарушение является существенным, в целях восстановления прав заявителя на участия в закупке, подлежит выдаче предписание об отмене протокола об итогах закупки путем запроса цен от 28.10.2020, аннулировании закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО РХЗ «Нордикс» исх. от 27.10.2020 № б/н (вх. от 27.10.2020 № 5532-э) в части установления заказчиком требования о том, что поставляемый товар должен быть включен в Перечень осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г. - обоснованной, в остальной части - необоснованной.
2. Признать АО «Комиавиатранс» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления заказчиком требования о том, что поставляемый товар должен быть включен в Перечень осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г.
3. Выдать АО «Комиавиатранс» предписание об отмене протокола об итогах закупки путем запроса цен от 28.10.2020, аннулировании закупки.
Председатель Комиссии |
<…> |
|
Члены комиссии |
<…> |
|
<…> |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.