Решение №01-109/8920 Решение по жалобе от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

 


Закрытое акционерное общество Рошальский химический завод «Нордикс»

а/я 22, г. Москва, 119021

Акционерное общество «Комиавиатранс»

Советская ул., д. 67, г. Сыктывкар, 167981

06 ноября 2020 года

г. Сыктывкар

№ 01-109/8920

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО РХЗ «Нордикс» (далее – заявитель) исх. от 27.10.2020 № б/н (вх. от 27.10.2020 № 5532-э) в отношении акционерного общества «Комиавиатранс» (далее – АО «Комиавиатранс»), касающуюся проведения закупки способом запроса цен, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по поставке противообледенительной жидкости тип 1 (концентрация 70:30 %) в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к извещению-документации) для СП АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар»., номер извещения 32009604839 в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru (далее – жалоба, закупка) посредством видеоконференцсвязи,

при участии:

<…>,

<…>,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявителем обжалуются содержание документации к закупке в части описания заказчиком предмета закупки, установление заказчиком неисполнимого требования к участникам закупки.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Организатором закупки явилось АО «Комиавиатранс».

Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Комиавиатранс», утверждено советом директоров АО «Комиавиатранс» протоколом № 7 от 19.09.2018, размещено в единой информационной системе 28.09.2018 (далее – Положение).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии пункта 2 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно пункту «б» части 2 статьи 10 Положения заказчик осуществляет закупку неконкурентными способами, в том числе, запросом цен.

В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Положения запрос цен является способом закупки, при котором заявки участников закупки, соответствующие требованиям, установленным в извещении, документации о проведении запроса цен, оцениваются заказчиком по критерию «цена договора». Запрос цен может осуществляться как в электронной, так и в неэлектронной форме. Победителем запроса цен признается лицо, предложившее наименьшую цену договора.

Согласно пунктам «в», «г» части 3 статьи 20.2 Положения извещение, документация о проведении закупки должно содержать сведения, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика/

1. Коми УФАС России по доводу в части описания заказчиком предмета закупки установлено следующее.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Частью 6.4 Технического задания, являющемся неотъемлемой частью извещения закупки, установлено, что совместимость ПОЖ при двухступенчатой обработке ВС:

ПОЖ тип I должна быть совместима при двухэтапной процедуре обработки самолетов с ПОЖ «Max Flight AVIA» (тип IV), имеющейся в наличии у Заказчика.

По мнению заявителя, указанное требование к поставке товаров совместимых исключительно с товарами конкретной торговой марки, влечет за собой необоснованное ограничение количества участников.

Как следует из части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, данная норма распространяется на конкурентные закупки.

В связи с тем, что проводимая закупка являлась неконкурентной, в соответствии с Положением заказчика, указанная норма не применима к данной закупке.

Таким образом, Коми УФАС России нарушений Положения, Закона о закупках по данному доводу не установлено.

2. Коми УФАС России по доводу в части установление заказчиком неисполнимого требования к участникам закупки установлено следующее.

В соответствии с частью 6.2 Технического задания ПОЖ тип I должна быть внесена в Перечень противообледенительных жидкостей, разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в сезон 2020 – 21 годов, иметь соответствующий сертификат, выданный ЦС авиа ГСМ материалов и спецжидкостей ФГУП ГосНИИ ГА на соответствие требованиям нормативных документов.

Как следует из материалов дела, на территории Российской Федерации ведется «Перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), допущенных к применению для защиты от наземного обледенения воздушных судов гражданской авиации в осенне-зимний сезон 2019 – 2020 г.г.» (далее – Перечень).

В данном Перечне указано, что периодичность выпуска – один раз в год с возможностью внесения дополнений.

На текущий момент, Перечень на период осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г. не утвержден. Указанное требование необоснованно ограничивает конкуренции по отношению к участникам закупки, в связи с тем, что у потенциальных участников закупки на момент проведении закупки отсутствует информация о том, что поставляемый ими товар будет включен в Перечень на 2020-2021 г.г.

Таким образом, заказчик, установив в техническом задании требование о том, что поставляемый товар должен быть включен в Перечень осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г. нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с тем, что данное нарушение является существенным, в целях восстановления прав заявителя на участия в закупке, подлежит выдаче предписание об отмене протокола об итогах закупки путем запроса цен от 28.10.2020, аннулировании закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО РХЗ «Нордикс» исх. от 27.10.2020 № б/н (вх. от 27.10.2020 № 5532-э) в части установления заказчиком требования о том, что поставляемый товар должен быть включен в Перечень осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г. - обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать АО «Комиавиатранс» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления заказчиком требования о том, что поставляемый товар должен быть включен в Перечень осенне-зимнего сезона 2020-2021 г.г.

3. Выдать АО «Комиавиатранс» предписание об отмене протокола об итогах закупки путем запроса цен от 28.10.2020, аннулировании закупки.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены комиссии

 

<…>

     
   

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны