Решение №01-109/5811 Решение по жалобе от 1 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

01 августа 2019 года

 

г. Сыктывкар

                             

 

№ 01-109/5811  

 

                                                                                                

                                                                                             Индивидуальный предприниматель 

                                                                                             <…>

 

                                                                                             <…>

 

                                                                                             АО «Княжпогостская тепло-                

                                                                                             энергетическая компания»

 

                                                                                             Дзержинского ул., д. 110,

                                                                                             г. Емва, 169200

 

                                                                                             АО «Коми тепловая компания»

 

                                                                                             Димитрова ул., д. 10,

                                                                                             г. Сыктывкар, 167001          

                                                                                                                                                                                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…>(далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 23.07.2019 (вх. от 24.07.2019 № 3060-э) индивидуального предпринимателя <…> (далее – предприниматель, заявитель) в отношении акционерного общества «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (ИНН 1117005242, ОГРН 1051101096606), далее – АО «КТЭК», касающуюся проведения закупки способом запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и погрузке сырого осадка с хранилищ сырого осадка, а так же с иловых карт на территории комплекса очистных сооружений в г. Емва для нужд АО «КТЭК», номер извещения 31908084645 в единой информационной системе, далее – закупка, жалоба,

в присутствии:

-<…>– представителя предпринимателя по доверенности;

-<…>– представителя АО «Коми тепловая компания» по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявителем обжаловано отклонение его заявки в связи с признанием заявки несоответствующей  требованиям документации о запросе котировок. Заявителем в жалобе указано, что его заявка полностью соответствует требованиям закупки. В жалобе указано на нарушение комиссией пункта 1.10.1.3 Положения о закупке.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Перечень случаев, по которым любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, указан в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Нарушения заказчиком статей 10, 17 Закона о защите конкуренции к данным случаям не отнесены. В связи этим, жалоба в части возможных нарушений заказчиком статей 10, 17 Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба в данной части будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком закупки явилось АО «КТЭК».

Организатором закупки явилось АО «Коми тепловая компания».                                                                                                                                                                                             

Положение о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (редакция от 26.12.2018), утвержденное Советом директоров АО «КТЭК» 24.12.2018 (далее – Положение о закупке), размещено в единой информационной системе 26.12.2018.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок.

Извещение о проведении запроса котировок (далее – извещение) размещено в единой информационной системе 10.07.2019.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 138 706 рублей 00 копеек.

Согласно приказу АО «Коми тепловая компания» от 17.07.2019 № 257 утвержден новый состав единой постоянно действующей закупочной комиссии АО «Коми тепловая компания» (далее - комиссия АО «Коми тепловая компания»).                                                                                                                                                                                              

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

По частям 12, 13 статьи 3.2 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трех лет.

Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В Положении о закупке даны следующие понятия:

закупка - совокупность действий заказчика, направленных на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), способного удовлетворить потребности Заказчика в товарах (работах, услугах);

запрос котировок - конкурентная процедура закупки, при которой победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и который предложил наименьшую цену исполнения договора;

извещение о закупке - неотъемлемая часть документации о закупке. В него включается основная информация о проведении закупки, предусмотренная настоящим Положением.

В разделе 5 Положения о закупке регламентирована закупка путем проведения открытого запроса котировок.

Согласно подпунктам 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 раздела 5 Положения о закупке открытый запрос котировок (далее - запрос котировок) - открытая конкурентная процедура закупки.

Запрос котировок может проводиться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 млн. руб.

Победителем признается соответствующий требованиям извещения о закупке участник запроса котировок, предложивший наиболее низкую цену договора.

В подпункте 5.3.1 раздела 5 Положения о закупке установлен перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок.

Заявка на участие в запросе котировок должна включать:

5.3.1.1.Документ, содержащий сведения об участнике закупок, подавшем заявку: ИНН/КПП/ОГРН, фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, ИНН/ОГРНИП (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона; (по форме указанной в извещении о закупке)

5.3.1.2.Полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра юридических лиц или заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном  сайте извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);

5.3.1.3.Документ, подтверждающий полномочия лица осуществлять действия от имени участника закупок - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании физического лица на должность, в соответствии с которым это физическое лицо обладает правом действовать от имени участника без доверенности). Если от имени участника аукциона действует иное лицо, заявка должна включать и доверенность на осуществление действий от имени участника закупок, заверенную печатью участника закупок (при наличии) и подписанную от его имени лицом (лицами), которому в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами предоставлено право подписи доверенностей (для юридических лиц), либо нотариально заверенную копию такой доверенности;

5.3.1.4.Предложение о цене договора;

5.3.1.5.Иные документы в соответствии с требованиями настоящего Положения и извещением о проведении запроса котировок.

На основании подпункта 5.4.3 раздела 5 Положения о закупке комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок. Оцениваются только заявки, допущенные комиссией по результатам рассмотрения.

Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных п. 1.10.1 настоящего Положения.

В пункте 13 извещения установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Участник закупки должен представить следующие документы (отсутствие указанных документов является основанием для отклонения Заявки Участника закупки):

1. Опись документов, входящих в состав заявки. 

2. Анкета Участника закупки по установленной форме (приложение 2 к извещению о проведении запроса котировок);

3. Полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном  сайте извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц) (выписка поданная в электронном виде и подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью приравнивается к оригиналу);

4. Документ, подтверждающий полномочия лица осуществлять действия от имени участника закупок - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании физического лица на должность, в соответствии с которым это физическое лицо обладает правом действовать от имени участника без доверенности). Если от имени участника запроса котировок действует иное лицо, заявка должна включать и доверенность на осуществление действий от имени участника закупок, заверенную печатью участника закупок (при наличии) и подписанную от его имени лицом (лицами), которому в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами предоставлено право подписи доверенностей (для юридических лиц), либо нотариально заверенную копию такой доверенности;

5. Предложение о цене договора (заявка) (приложение 1 к извещению о проведении запроса котировок);

6. Документ, подтверждающий право применения упрощённой системы налогообложения (для предприятий, работающих без НДС);

7. Документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если законодательством РФ установлены требования к ним и если представление указанных документов предусмотрено извещением о проведении запроса котировок. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому законодательству могут быть представлены только вместе с товаром (если товары не требуют обязательной сертификации или документы предоставляются только с товаром, то представляется письмо с соответствующей информацией);

8. Справка  о наличии спецтехники (в количестве не менее чем предусмотрено спецификацией)

Согласно протоколу № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019 на участие в закупке поданы 2 заявки от индивидуального предпринимателя <…> и индивидуального предпринимателя <…>. Комиссией АО «Коми тепловая компания» принято решение об отказе индивидуальному предпринимателю <…> в допуске к участию в запросе котировок.

Причиной отказа индивидуальному предпринимателю <…> в приложении № 3 к протоколу № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019, размещенному в единой информационной системе 19.7.2019, указано: «Предоставленная документация не соответствует требованиям документации о запросе котировок (п. 1.10.1.3. Положения, пп. 7 п. 13 Извещения)».

В соответствии с приложением № 4 к протоколу № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019 запрос котировок на основании пункта 5.4.8 Положения о закупке признан несостоявшимся ввиду признания заявок на участие в запросе котировок несоответствующими требованиям закупки.

Закон о закупках основания для отклонения заявок на участие в закупках не содержит.

Условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках установлены в подпункте 1.10.1 раздела 1 Положения о закупке.

Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1.10.1.1.Выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1.9.1 настоящего Положения;

1.10.1.2.Участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

1.10.1.3.Участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки, либо представленные документы не соответствуют требованиям документации;

1.10.1.4.В представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

1.10.1.5.Участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

В соответствии с подпунктами 1.10.2, 1.10.3 раздела 1 Положения о закупке если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в п. 1.10.1 настоящего Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.

В случае выявления фактов, предусмотренных в п. 1.10.1, в момент рассмотрения заявок информация об отказе в допуске участникам отражается в протоколе рассмотрения заявок. При этом указываются основания отказа, факты, послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов.

Из письменных пояснений организатора закупки и пояснений его представителя на заседании Комиссии Коми УФАС России следует, что причиной отказа индивидуальному предпринимателю <…> в допуске к участию в запросе котировок явилось отсутствие письма в составе заявки, содержащего информацию о том, что предусмотренные подпунктом 7 пункта 13 извещения документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ, в данном случае не требуется.

Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания установлено следующее. На участие в запросе котировок подана, в том числе заявка на участие в запросе котировок индивидуального предпринимателя <…>, зарегистрированная за № 2/149зк 19 (далее – заявка № 2/149зк 19). Заявка № 2/149зк 19 содержит предусмотренные пунктом 13 извещения документы. Требование о предоставлении в составе заявки на участие в запросе котировок указанного письма относится к товарам в случаях, когда обязательная сертификация не требуется или документы предоставляются только с товаром. В связи с тем, что предметом данной закупки является оказание услуг по вывозу и погрузке сырого осадка с хранилищ сырого осадка, а так же с иловых карт на территории комплекса очистных сооружений в г. Емва для нужд АО «КТЭК», требование указанного письма неправомерно.

Таким образом, действия АО «Коми тепловая компания» в части принятия решения, оформленного протоколом № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019, об отказе индивидуальному предпринимателю <…> в допуске к участию в запросе котировок и признании заявки предпринимателя несоответствующей требованиям закупки, в нарушение установленного Положением о закупке порядка противоречат требованиям подпунктов 1.10.1, 1.10.3 раздела 1 Положения о закупке.

Согласно письменной информации АО «Коми тепловая компания» исх. от 30.06.2019 № 006/3/4897 (вх. от 31.07.2019 № 3897) договор по результатам закупки не заключен ввиду признания закупки несостоявшейся.

Исходя из вышеизложенного, учитывая характер допущенного нарушения, подлежит выдаче предписание об устранении нарушений.

Заявитель в жалобе также просит обязать заказчика разработать и утвердить новое Положение о закупке, предусматривающее присутствие участников закупки при вскрытии в процедурах запроса предложений, запроса котировок.

Возложение обязанности на заказчика в части разработки и утверждения нового Положения о закупке к компетенции антимонопольного управления не относится.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу предпринимателя обоснованной.

2. Признать АО «Коми тепловая компания» нарушившим подпункты 1.10.1, 1.10.3 раздела 1 Положения о закупке в части принятия решения, оформленного протоколом № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019, об отказе индивидуальному предпринимателю <…> в допуске к участию в запросе котировок и признании заявки предпринимателя несоответствующей требованиям закупки, в нарушение установленного Положением о закупке порядка.

  1. Выдать АО «Коми тепловая компания» предписание об отмене протокола № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

                                                 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны