Решение №04-02/1211 Решение по жалобе ООО ЧОО «Илир» от 9 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью

 Частная охранная организация «Илир»

 

Свердловская ул., д. 141, пом. 182,

г. Красноярск, 660006

 

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение

здравоохранения Республики Коми

«Печорская центральная районная больница»

 

Печорский пр-т, д. 16,

г. Печора, Республика Коми, 169600

 

Оператор электронной площадки:

Общество с ограниченной

ответственностью «РТС–Тендер» 

 

 ko@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ

 

по жалобе №011/06/106-114/2022

 

09 февраля 2022 года                                                                                  №04-02/1211

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Илир» (далее – ООО ЧОО «Илир») (реестровый номер жалобы № 202200114406000105), поступившей 02.02.2022 в Коми УФАС России посредством Единой информационной системы (вх. от 02.02.2022 №634-э), на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Печорская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ») при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения для нужд ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», извещение №0307300052622000010 (далее – запрос котировок, закупка, жалоба),

при участии посредством веб-видеоконференции:

- <…> – представителя ООО ЧОО «Илир» по доверенности от 23.11.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

1. ООО ЧОО «Илир» в письме от 07.02.2022 №847 (вх. от 07.02.2022 №723-э) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции.

Коми УФАС России данное ходатайство было удовлетворено.

ООО ЧОО «Илир», ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», общество с ограниченной ответственностью «РТС–Тендер» (далее – оператор) надлежащим образом о дате, времени и способе рассмотрения жалобы, проведении внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», оператора.

ООО ЧОО «Илир» в жалобе указывает на то, что заказчиком – ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в извещение о проведении запроса котировок в нарушение действующего законодательства не включено требование о возможности подтверждения участниками закупки своих полномочий по осуществлению частной охранной деятельности выпиской из реестра лицензий на частную охранную деятельность, что препятствовало участнику подать заявку на участие в запросе котировок.

ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в письме от 07.02.2022 №540 (вх. от 07.02.2022 №743-э) приведены возражения относительно довода заявителя.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.

2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме №0307300052622000010 явилось ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ».

Объект закупки: Оказание услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения для нужд ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 404 774,40 руб.

Источник финансирования закупки: средства бюджетных учреждений.

Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) - 27.01.2022.

2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе запрос котировок в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пунктам 1-5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, являющихся частью извещения о проведении запроса котировок, указано следующее:

«Документами, подтверждающими соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для частных охранных организаций являются:

- копия действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», предусматривающей разрешение на предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. №2487-1;

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств».

3. Объект закупки -  Оказание услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения для нужд ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ».

Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе, частная охранная деятельность.

По пункту 2 статьи 3 Закона №99-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. В редакции данного Закона, действующего с 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2021, отменил выдачу бланков лицензий и ввел реестровую модель лицензирования.

Согласно части 8 статьи 21 Закона №99-ФЗ сведения о конкретной лицензии также по выбору заявителя передаются ему непосредственно, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Форма и способ получения сведений о конкретной лицензии указываются заявителем в заявлении о предоставлении таких сведений. Форма указанного заявления утверждается лицензирующим органом.

С учетом внесенных с 01.01.2021 в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (часть 3 статьи 10, части 3, 5, 5.1, 5.2 статьи 14, часть 20 статьи 18) изменений, лицензирующие органы перестали выдавать бланки лицензий. Разрешение на ведение лицензируемой деятельности подтверждается записями в реестрах. Лицензирующий орган с 01.01.2021 предоставляет заявителям выписку на бумажном носителе или в электронном виде.

Кроме того, статьей 13 Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ установлено следующее:

«1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

2. Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года.

3. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона».

Таким образом, согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019                 № 478-ФЗ, лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на дату - 01.01.2021. Следовательно, после 1 января 2021 подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021, является запись в реестре лицензий.

Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 23.04.2021                   № Д24и-12191, из содержания которого следует, что с 1 января 2021 бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии, подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий.

Согласно статье 11.4 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензия на осуществление частной охранной деятельности подлежит переоформлению в случае:

1) продления срока действия лицензии;

2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

3) реорганизации охранной организации;

4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности, по пунктам 17, 21 которого переоформление (продление срока действия) лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии, о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии и о продлении срока действия (об отказе в продлении срока действия) лицензии, осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В случае принятия лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии, о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии, о продлении срока действия (об отказе в продлении срока действия) лицензии, которые оформляются распоряжением лицензирующего органа, запись о принятом лицензирующим органом решении вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения.

В течение 3 рабочих дней со дня внесения в реестр лицензий записей о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии лицензирующий орган направляет лицензиату уведомления о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае если в заявлениях о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии соискатель лицензии (лицензиат) указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомлений о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если в заявлениях о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии соискатель лицензии (лицензиат) указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомлений о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Таким образом, в случае, если лицо получило лицензию или переоформило ее после 01.01.2021, у такого лица может иметься только выписка из реестра лицензий.

Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в требованиях к содержанию заявки императивно установлено, что участнику необходимо представить копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

В то время как, действующим законодательством с 01.01.2021 подтверждением наличия лицензий, выданных после 1 января 2021, является выписка из реестра лицензий.

Представителем заявителя на заседании Комиссии Коми УФАС России было указано, что у участника – ООО ЧОО «Илир» лицензия на оказание охранных услуг выдана после 01.01.2021 и подтверждается выпиской из реестра лицензий, возможность предоставить копию действующей лицензии у участника отсутствует, что препятствовало ему принять участие в запросе котировок.

Таким образом, действие заказчика – ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в части определения в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности без возможности предоставления выписки из реестра лицензий, не соответствует пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также нарушает установленные статьей 8 Закона о контрактной системе принципы обеспечения равной конкуренции, профессионализма заказчиков, эффективности осуществления закупок.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.02.2022 №ИЗК1, запрос котировок признан несостоявшимся, по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке (на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.

Следовательно, с учетом стадии закупки, принимая во внимание тот факт, что закупка не состоялась, Комиссия Коми УФАС России приняла решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Илир» обоснованной.

2. Признать действия заказчика – ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в части определения в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности без возможности предоставления выписки из реестра лицензий, противоречащим пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также статье 8 Закона о контрактной системе.

 3. С учетом стадии закупки, признания запроса котировок не состоявшимся, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  <….>

 

 

Члены комиссии                                                                                               <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны