Определение №03-01/3550 определение о прекращении производства по делу от 29 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
Определение
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 011/05/7-1069/2021
|
||
29 апреля 2022 года |
|
№ 03-01/3550 |
г. Сыктывкар
|
<...> (по адресу)
<...> (по адресу)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <...>
рассмотрев дело № 011/05/7-1069/2021, возбуждённое в отношении <...> по факту распространения посредством размещения на штендерах рекламы табака с признаками нарушения требований п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в отсутствие заявителя и <...>, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение <...>, направленное письмом ФАС России от 28.10.2021 № 08/91772/21 (вх. № 5440э от 28.10.2021), о нарушении рекламного законодательства.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также в районе строений, расположенных по адресам: ул. Чкалова, д. 50/1 и д. 50/2, размещены штендеры с информацией следующего содержания:
- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 120 метров»,
- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 100 метров»,
- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ НИЗКИЕ ЦЕНЫ 45 метров прямо».
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Коми УФАС России 03.10.2019 заключено соглашение с Саморегулируемой организацией Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее – СРО АМИ РС, соглашение). Предметом соглашения является, в том числе организация профессионально-консультационного взаимодействия Коми УФАС России и СРО АМИ РС по вопросам экспертизы и оценки рекламы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 2.1 соглашения в случае возникновения у Коми УФАС России вопросов относительно содержания и восприятия рекламы, распространяемой на территории региона, рассматриваемой Коми УФАС России на основании обращения юридических или физических лиц или в результате собственного мониторинга, Коми УФАС России вправе направить соответствующий запрос в СРО АМИ РС, поставив в нем необходимые вопросы, касающиеся спорной рекламы и/или переслав соответствующую жалобу юридического или физического лица.
В связи с чем, Коми УФАС России письмом от 02.11.2021 № 03-05/8118 направило в адрес СРО АМИ РС фотографии рассматриваемых штендеров с просьбой рассмотреть их на предмет восприятия с точки зрения потребителя и выразить мнение по следующим вопросам:
- Содержат ли рассматриваемые штендеры рекламу табака (с обоснованием позиции)?
- В случае если рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, укажите, что выступает объектом рекламирования.
СРО АМИ РС по результатам рассмотрения запроса Коми УФАС России письмом № 166-855 от 22.11.2021 (вх. № 5873-э от 23.11.2021) представила решение, из которого следует, что эксперты большинством голосов пришли к выводу о том, что рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, объектом рекламирования является табак.
Учитывая изложенное, из имеющихся материалов усматривается, что рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на штендерах;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – табаку, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Таким образом, информация, размещённая на указанных штендерах, является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
При таких обстоятельствах рассматриваемые рекламы размещены в нарушение п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
Согласно частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Коми УФАС России установлено, что в строении, расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, располагается торговый объект «Табак». По состоянию на 29.10.2021 торговая деятельность в указанном магазине не велась, информация о лице, осуществлявшем деятельность в торговом объекте, отсутствовала.
Из информации, представленной администрацией МО ГО «Сыктывкар» письмом от 09.12.2021 № 01/1-16/1711 (вх. № 5433 от 13.12.2021), следует, что по состоянию на 01.12.2021, 02.12.2021 и 03.12.2021 указанный магазин не работал. Информация о лице, осуществляющем (осуществлявшем) торговую деятельность в магазине «Табак», в администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствует.
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» по фактам размещения рассматриваемых штендеров были вынесены предписания об их демонтаже. В связи с невыполнением в добровольном порядке указанных предписаний Администрацией направлено письмо в адрес уполномоченной организации – МКП «Дорожное хозяйство» для принятия мер по демонтажу штендеров в принудительном порядке.
Из имевшихся материалов усматривалось, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам может являться <...>.
В связи с чем, по результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/7-1069/2021 в отношении <...> по признакам нарушения п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/9903 от 28.12.2021.
Определением № 03-01/755 от 28.01.2022 рассмотрение дела № 011/05/7-1069/2021 приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <...>.
Определением № 03-01/1658 от 02.03.2022 производство по делу № 011/05/7-1069/2021 возобновлено, срок рассмотрения дела продлён до 02.05.2022, рассмотрение дела назначено на 04.04.2022.
Определением № 03-01/2706 от 04.04.2022 рассмотрение дела № 011/05/7-1069/2021 отложено на 28.04.2022.
Копия определения № 03-01/2706 от 04.04.2022 направлена по адресу регистрации <...>. Согласно сведениям сайта Почты России письмо с указанным определением на дату рассмотрения дела <...> не получено.
В целях извещения <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 011/05/7-1069/2021 Коми УФАС России направило 04.04.2022 телеграмму по адресу регистрации <...>.
Согласно извещению ПАО «Ростелеком» от 05.04.2022 (вх. № 2032-э от 06.04.2022) телеграмма <...> не доставлена, адресат по указанному адресу не проживает.
Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал следующее. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В связи с вышеизложенным, применяя по аналогии ст. 118 ГПК РФ, Комиссия сочла <...> надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела № 011/05/7-1069/2021.
Комиссия неоднократно запрашивала определениями у <...> необходимые для рассмотрения рекламного дела документы и письменную информацию. Однако запрошенные у <...> документы и письменная информация в Коми УФАС России не поступили.
Согласно составленному сотрудниками Коми УФАС России акту осмотра территории по состоянию на 01.04.2022 распространение рассматриваемых реклам прекращено; торговая деятельность в магазине «Табак», расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, не ведётся; информация о лице, осуществлявшем деятельность в указанному магазине, на торговом объекте отсутствует.
Несмотря на предпринятые Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела меры установить рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя рассматриваемых реклам не представилось возможным.
Таким образом, в течение сроков рассмотрения дела не представилось возможным установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе. Материалами рекламного дела вина <...> в нарушении рекламного законодательства при распространении рассматриваемых реклам не установлена, не подтверждена, иных виновных лиц не выявлено.
Достаточных оснований полагать, что <...> нарушены требования п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется. Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен.
Согласно подпункту «е» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 настоящих Правил.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «е» пункта 40 Правил, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 011/05/7-1069/2021 в отношении <...> прекратить.
Председатель Комиссии |
|
______________ <...> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
______________ <...>
_____________ <...> |
|
|
|
|
|
|