Определение №03-01/3550 определение о прекращении производства по делу от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О  ПРЕКРАЩЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВА  ПО  ДЕЛУ  № 011/05/7-1069/2021

 

 

29 апреля 2022 года

 

 

 

                        № 03-01/3550

г. Сыктывкар

 

<...> (по адресу)

 

<...> (по адресу)

                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <...>

рассмотрев дело № 011/05/7-1069/2021, возбуждённое в отношении <...> по факту распространения посредством размещения на штендерах рекламы табака с признаками нарушения требований п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя и <...>, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <...>, направленное письмом ФАС России от 28.10.2021 № 08/91772/21 (вх. № 5440э от 28.10.2021), о нарушении рекламного законодательства.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также в районе строений, расположенных по адресам: ул. Чкалова, д. 50/1 и д. 50/2, размещены штендеры с информацией следующего содержания:

            - «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 120 метров»,

            - «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 100 метров»,

            - «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ НИЗКИЕ ЦЕНЫ 45 метров прямо».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Коми УФАС России 03.10.2019 заключено соглашение с Саморегулируемой организацией Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее – СРО АМИ РС, соглашение). Предметом соглашения является, в том числе организация профессионально-консультационного взаимодействия Коми УФАС России и СРО АМИ РС по вопросам экспертизы и оценки рекламы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 2.1 соглашения в случае возникновения у Коми УФАС России вопросов относительно содержания и восприятия рекламы, распространяемой на территории региона, рассматриваемой Коми УФАС России на основании обращения юридических или физических лиц или в результате собственного мониторинга, Коми УФАС России вправе направить соответствующий запрос в СРО АМИ РС, поставив в нем необходимые вопросы, касающиеся спорной рекламы и/или переслав соответствующую жалобу юридического или физического лица.

В связи с чем, Коми УФАС России письмом от 02.11.2021 № 03-05/8118 направило в адрес СРО АМИ РС фотографии рассматриваемых штендеров с просьбой рассмотреть их на предмет восприятия с точки зрения потребителя и выразить мнение по следующим вопросам:

- Содержат ли рассматриваемые штендеры рекламу табака (с обоснованием позиции)?

- В случае если рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, укажите, что выступает объектом рекламирования.

СРО АМИ РС по результатам рассмотрения запроса Коми УФАС России письмом № 166-855 от 22.11.2021 (вх. № 5873-э от 23.11.2021) представила решение, из которого следует, что эксперты большинством голосов пришли к выводу о том, что рассматриваемые штендеры содержат рекламу табака, объектом рекламирования является табак.

Учитывая изложенное, из имеющихся материалов усматривается, что рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на штендерах;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – табаку, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещённая на указанных штендерах, является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

При таких обстоятельствах рассматриваемые рекламы размещены в нарушение п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

Согласно частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Коми УФАС России установлено, что в строении, расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, располагается торговый объект «Табак». По состоянию на 29.10.2021 торговая деятельность в указанном магазине не велась, информация о лице, осуществлявшем деятельность в торговом объекте, отсутствовала.

Из информации, представленной администрацией МО ГО «Сыктывкар» письмом от 09.12.2021 № 01/1-16/1711 (вх. № 5433 от 13.12.2021), следует, что по состоянию на 01.12.2021, 02.12.2021 и 03.12.2021 указанный магазин не работал. Информация о лице, осуществляющем (осуществлявшем) торговую деятельность в магазине «Табак», в администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствует.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» по фактам размещения рассматриваемых штендеров были вынесены предписания об их демонтаже. В связи с невыполнением в добровольном порядке указанных предписаний Администрацией направлено письмо в адрес уполномоченной организации – МКП «Дорожное хозяйство» для принятия мер по демонтажу штендеров в принудительном порядке.

Из имевшихся материалов усматривалось, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам может являться <...>.

В связи с чем, по результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/7-1069/2021 в отношении <...> по признакам нарушения п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/9903 от 28.12.2021.

Определением № 03-01/755 от 28.01.2022 рассмотрение дела № 011/05/7-1069/2021 приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <...>.

Определением № 03-01/1658 от 02.03.2022 производство по делу № 011/05/7-1069/2021 возобновлено, срок рассмотрения дела продлён до 02.05.2022, рассмотрение дела назначено на 04.04.2022.

Определением № 03-01/2706 от 04.04.2022 рассмотрение дела № 011/05/7-1069/2021 отложено на 28.04.2022.

Копия определения № 03-01/2706 от 04.04.2022 направлена по адресу регистрации <...>. Согласно сведениям сайта Почты России письмо с указанным определением на дату рассмотрения дела <...> не получено.

В целях извещения <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 011/05/7-1069/2021 Коми УФАС России направило 04.04.2022 телеграмму по адресу регистрации <...>.

Согласно извещению ПАО «Ростелеком» от 05.04.2022 (вх. № 2032-э от 06.04.2022) телеграмма <...> не доставлена, адресат по указанному адресу не проживает.

Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал следующее. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В связи с вышеизложенным, применяя по аналогии ст. 118 ГПК РФ, Комиссия сочла <...> надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела № 011/05/7-1069/2021.

Комиссия неоднократно запрашивала определениями у <...> необходимые для рассмотрения рекламного дела документы и письменную информацию. Однако запрошенные у <...> документы и письменная информация в Коми УФАС России не поступили.

Согласно составленному сотрудниками Коми УФАС России акту осмотра территории по состоянию на 01.04.2022 распространение рассматриваемых реклам прекращено; торговая деятельность в магазине «Табак», расположенном в г. Сыктывкаре по ул. Чкалова, д. 50/1, не ведётся; информация о лице, осуществлявшем деятельность в указанному магазине, на торговом объекте отсутствует.

Несмотря на предпринятые Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела меры установить рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя рассматриваемых реклам не представилось возможным.

Таким образом, в течение сроков рассмотрения дела не представилось возможным установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе. Материалами рекламного дела вина <...> в нарушении рекламного законодательства при распространении рассматриваемых реклам не установлена, не подтверждена, иных виновных лиц не выявлено.

Достаточных оснований полагать, что <...> нарушены требования п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется. Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен.

Согласно подпункту «е» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 настоящих Правил.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «е» пункта 40 Правил, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 011/05/7-1069/2021 в отношении <...> прекратить.

 

 

Председатель Комиссии

                                      

 ______________   <...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

  ______________  <...>

 

  _____________  <...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны