Решение №03-01/789 Решение по делу № 011/05/5-701/2019 от 3 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

03 февраля 2020 года

(изготовление решения в полном объеме)

27 января 2020 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/789

 

г. Сыктывкар

 

ООО «СтройКомАвтоТранс»

 

Колхозная ул., д. 95, каб. 9,

г. Сыктывкар, 167000

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № № 011/05/5-701/2019, возбужденное в отношении <…> (далее – <...>) по факту распространения в социальной сети «ВКонтакте» информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламы жилого комплекса Бьярма от компании СКАТ с признаками нарушения требований п. 10, п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк» - <...>, действующей на основании доверенности от <…>;

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, направившего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие;

- <...>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

- ООО «СтройКомАвтоТранс», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

      

В Коми УФАС России поступило обращение <…> от 21.10.2019 (вх. № П-74 от 22.10.2019), в результате рассмотрения которого установлено следующее.

В информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» на личной странице <…> размещена запись от 15.08.2019 следующего содержания: «Квентин одобряет В рамках незапланированного визита в город Сыктывкар, Квентин Тарантино посетил строительную площадку жилого комплекса Бъярма от компании СКАТ. Он был настолько впечатлён ходом работ и архитектурой данного жилого комплекса, что решил приобрести для себя несколько квартир с видом на заливные луга. Хотите жить по-соседству с известным голливудским режиссёром? У вас будет шанс получить роль в следующем его фильме. Все к нам, бронировать и покупать квартиры) Звоните мне скорее тел: <…>» (<…>). Запись сопровождается четырьмя фотографиями, на каждой из которых запечатлена строительная площадка, а на переднем плане размещена фотография американского кинорежиссёра и актёра Квентина Тарантино.

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-701/2019 в отношении <...> по признакам нарушения п. 10, п. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/9023 от 22.11.2019.

Из материалов дела № 011/05/5-701/2019 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - жилому комплексу Бьярма от компании СКАТ, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу п. 10 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что Квентин Тарантино одобряет строительство жилого комплекса Бьярма от компании СКАТ, более того, он решил приобрести для себя несколько квартир в указанном жилом комплексе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что содержащиеся в рекламе сведения об одобрении объекта рекламирования Квентином Тарантино не соответствуют действительности.

Согласно п. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что приобретателю рекламируемого товара – квартир в жилом комплексе Бьярма от компании СКАТ – предоставляются дополнительные преимущества в виде возможности проживания по соседству с известным голливудским режиссёром, а также получения роли в следующем его фильме.

Из материалов рекламного дела усматривается, что содержащиеся в рекламе сведения о предоставлении дополнительных преимуществ приобретателю рекламируемого товара не соответствуют действительности.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований, установленных п. 10, п. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных п. 10, п. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из письменной информации, представленной ООО «СтройКомАвтоТранс» в материалы рекламного дела, следует, что ООО «СтройКомАвтоТранс» не является застройщиком и не осуществляет строительство объекта, в отношении которого была размещена информация, а именно, жилого комплекса Бьярма; <...> не является и не являлся работником ООО «СтройКомАвтоТранс».

Как следует из письменных пояснений, представленных <...> в материалы рекламного дела, рассматриваемая информация размещена им лично; содержание информации <...> определил сам; в трудовых отношениях с ООО «СтройКомАвтоТранс» <...> не состоит и не состоял; ООО «СтройКомАвтоТранс» не поручало ему размещение рассматриваемой информации.

<...> в письменных пояснениях указал, что не считает рассматриваемую информацию рекламой, поскольку она размещена лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью; пост был написан с целью увеличения заинтересованности в социальной сети на личной странице; аудитория ограничена друзьями <...>.

Вместе с тем, как видно из материалов рекламного дела, на личной странице <...> в социальной сети «ВКонтакте» кроме рассматриваемой рекламы размещена, в том числе информация о том, что <...> является <…> компании СКАТ; в качестве места работы также указана компания СКАТ.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к квартирам от компании СКАТ.

Из информации, размещенной на сайте компании СКАТ (https://speckat.ru/), усматривается, что указанный сайт принадлежит ООО «СтройКомАвтоТранс», одним из проектов компании является строительство жилого комплекса Бьярма; застройщиком указанного жилого комплекса является ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк».

ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк» пояснило, что между ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк» и <...> не было заключено ни трудовых, ни гражданско-правовых договоров, не было договорённости об оказании им услуг по реализации квартир в жилом комплексе Бьярма; Общество не поручало <...> размещать рассматриваемую рекламу.

Из материалов рекламного дела следует, что между ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк» и ООО «СтройКомАвтоТранс» 01.04.2019 заключен договор на оказание услуг по размещению информации на сайте. Согласно указанному договору ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк» поручает, а ООО «СтройКомАвтоТранс» принимает на себя обязательства по размещению информационных материалов ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк» на сайте www.speckat.ru, который принадлежит ООО «СтройКомАвтоТранс».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Специализированный застройщик «Стройтолк» <...> пояснила, что «СКАТ» - это бренд, используемый ООО «СтройКомАвтоТранс».

Из содержания информации, размещаемой <...> на личной странице в социальной сети «ВКонтакте», усматривается, что значительное количество информационных блоков посвящено оказанию <...> посреднических услуг в сфере купли-продажи недвижимости, в том числе услуг по приобретению квартир от компании СКАТ.

Кроме того, из материалов рекламного дела следует, что <...> на странице сообщества «Специалист по продаже недвижимости в Сыктывкаре» в социальной сети «ВКонтакте» (<…>) размещена информация о том, что с <...> является <…> строительной компании СКАТ.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела № 011/05/5-701/2019 и выяснения всех обстоятельств распространения рекламы, 26.12.2019 сотрудником Коми УФАС России были произведены телефонные звонки на абонентский номер <…>, указанный в рассматриваемой рекламе, о чём составлен соответствующий акт. В ходе телефонного разговора <...> представился сотрудником компании СКАТ. Из содержания телефонного разговора следует, что, воспользовавшись услугами <...>, можно приобрести квартиру в жилом комплексе Бьярма от компании СКАТ.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что <...> фактически оказывает риелторские услуги, в том числе услуги по продаже квартир жилого комплекса Бьярма от компании СКАТ.

Доступ пользователей сети Интернет к рассматриваемой рекламе не был ограничен, информация находилась в открытом доступе. В связи с чем, основания полагать, что рассматриваемая информация была размещена <...> исключительно для своих друзей, отсутствуют. Следовательно, рассматриваемая информация предназначена для неопределенного круга лиц.

Довод <...> о том, что пост был написан с целью увеличения заинтересованности в социальной сети, свидетельствует о размещении рассматриваемой рекламы с целью привлечения внимания к объекту рекламирования - жилому комплексу Бьярма от компании СКАТ, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Довод <...> о том, что рассматриваемая информация размещена лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью, в данном случае не исключает рекламный характер информации, учитывая наличие в ней всех признаков рекламы, установленных п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований п. 10, п. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя и рекламопроизводителя рассматриваемой рекламы – <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, <...> нарушены требования п. 10, п. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места.

В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Квентин одобряет В рамках незапланированного визита в город Сыктывкар, Квентин Тарантино посетил строительную площадку жилого комплекса Бъярма от компании СКАТ. Он был настолько впечатлён ходом работ и архитектурой данного жилого комплекса, что решил приобрести для себя несколько квартир с видом на заливные луга. Хотите жить по-соседству с известным голливудским режиссёром? У вас будет шанс получить роль в следующем его фильме. Все к нам, бронировать и покупать квартиры) Звоните мне скорее тел: <…>», распространённую путём размещения в социальной сети «ВКонтакте» информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований п. 10, п. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы <...> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

______________<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны