Решение №01-109/1842 решение от 3 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
28 февраля 2020 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-109/1842 |
ООО «Инновационные Системы Контроля»
Бусыгина пр., д. 1а, г. Нижний Новгород, 603053
ООО «Газпром трансгаз Ухта»
Газовиков наб., д. 10/1,
г. Ухта, Республика Коми, 169300
АО «Газпром закупки»
Фурштатская ул., д. 10, лит. Б, оф. 12, г. Санкт-Петербург, 191028
Оператору электронной торговой площадки
ЭТП ГПБ
ООО «Электронная торговая
площадка ГПБ»
info@etpgpb.ru
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства в составе: <…>(далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/2-125/2020 ООО «Инновационные Системы Контроля» (ИНН 5256139522, КПП 525601001, ОГРН 1155256005321) исх. № 1702-ФАС01 от 17.02.2020 (вх. № 831э от 18.02.2020) в отношении ООО «Газпром трансгаз Ухта» (ИНН 1102024468, КПП 997250001, ОГРН 102100731190), АО «Газпром закупки» (ИНН 2460040655, КПП 784101001, ОГРН 1022401804820), касающуюся проведения закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) на выполнение
работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографов для нужд ООО "Газпром трансгаз Ухта" в 2020-2022 годах (для субъектов малого и среднего предпринимательства)№ 0095/19/5.3/0097242/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/26.12.2019, в отсутствии на заседании лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Газпром трансгаз Ухта» явилось заказчиком, АО «Газпром закупки» - организатором закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографов для нужд ООО "Газпром трансгаз Ухта" в 2020-2022 годах (для субъектов малого и среднего предпринимательства)№ 0095/19/5.3/0097242/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/26.12.2019, номер извещения 31908726599 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, ЕИС).
Закупка проводилась на электронной торговой площадки ЭТП ГПБ, оператором которой является ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).
Заявителем указано на нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках, положения о закупках заказчика, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В связи с чем, жалоба в части нарушений положений Закона о закупках и положения о закупках заказчика подлежит рассмотрению в порядке и сроки статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; жалоба в части возможных нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции. Заявитель об этом был уведомлен.
Заказчиком и организатором закупки представлены письменные возражения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром» (к которому присоединен заказчик), утвержденное решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.11.2019 № 3337 (далее – Положение о закупках), размещено в ЕИС.
По пункту 1.1.3 Положения о закупках настоящее положение регулирует закупочную деятельность ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром», устанавливает единые правила и порядок закупки товаров, работ, услуг, в том числе в целях коммерческого использования (далее – закупки), направленные на реализацию следующих принципов закупок:
создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Группы Газпром в товарах, работах, услугах и выявления поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Заказчика с требуемыми показателями цены, качества и надежности;
обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ);
информационной открытости закупок;
равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, минимизации налоговых рисков;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;
создания условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами при проведении закупок в целях получения лучших условий удовлетворения потребности по параметрам цены, качества и сроков на соответствующем товарном рынке;
обеспечение баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок и ожидаемой экономической выгоды от их результатов.
Заявителем указано на нарушение пункта 1.1.3 Положения о закупках при проведении закупки.
Согласно пункту 1.3 Центральный орган управления закупками Группы Газпром – структурное подразделение ПАО «Газпром», который осуществляет в том числе: утверждает документацию о закупке, критерии и методику оценки заявок на участие в закупке.
ООО «Газпром траснгаз Ухта» по запросу Коми УФАС России предоставило информацию о том, что закупочная документация утверждена АО «Газпром закупки».
Заявителем обжалованы положения документации.
Следовательно, при рассмотрении жалобы рассматриваются действия АО «Газпром закупки».
В соответствии с письменными указаниями ФАС России жалобы на закупки, проводимые по Закону о закупках, рассматриваются по месту нахождения заказчика. В связи с этим, жалоба рассматривается Коми УФАС России.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
9) требования к участникам такой закупки;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
По пункту 2.8.7 закупочной документации в целях реализации положений законодательства о налогах и сборах, положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также в целях контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, заключаемому по итогам Маркетинговых исследований, применяется механизм банковского сопровождения договора.
По пункту 2.8.8 закупочной документации банковское сопровождение договора осуществляется «Газпромбанк» (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее – Банк) в соответствии с правилами, указанными в Приложении 5 «Банковское сопровождение договора».
Согласно приложению 5 к закупочной документации:
Банковское сопровождение договора осуществляется «Газпромбанк» (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее – Банк).
Порядок действий победителя, в том числе:
перед представлением Заказчику подписанного со своей стороны Сопровождаемого договора осуществить резервирование в Банке отдельного счета
Все расчеты по Сопровождаемому договору осуществляются на отдельном счете, открытом в Банке.
Заявителем оспаривается требование о необходимости открытия счета в определенном банке.
Заказчиком и организатором в обосновании установления такого требования указано на следующее.
Между АО «Газпромбанк» и ООО «Газпром трансгаз Ухта» заключен договор об оказании услуг банковского сопровождения от 29.05.2019.
Банковское сопровождение включает предоставление банком комплекса услуг, позволяющих обеспечить контроль целевого расходования денежных средств в рамках исполнения сопровождаемого договора.
Заказчик, получая информацию от банка, будет иметь больше информации для принятия предупредительных мер в ходе исполнения договора, направленных на исключение риска неисполения договора. Наличие у поставщика счет в другом банке препятствует контролю целевого расходования денежных средств в рамках исполнения договора.
Законом о закупках не установлен запрет на определение заказчиком условий исполнения договора, порядка его банковского сопровождения, Закон о закупках также не ограничивает заказчика в праве самостоятельного определения банка, осуществляющего сопровождение договора, в котором необходимо поставщику открыть отдельный счет со специальным режимом. Запрет на реализацию такого права заказчиком, организатором при проведении закупок по Закону о закупках нормативные правовые акты не содержат.
Так, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 по делу № А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках). В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом закупочной документацией не установлено требование к участникам закупки при подаче заявки открыть счет в соответствующем банке. Наличие договора банковского счета не входит в перечень документов, которые обязан представить претендент для допуска к участию в закупке. Также факт отсутствия или наличия договора банковского счета не влияет на количество баллов, начисляемых участнику при сопоставлении его заявки с заявками других участников. Таким образом, данное условие не влияет на равные условия доступа к закупке и на конкуренцию между участниками при определении победителя. Соответственно возможность участия в закупке не поставлена в зависимость от того заключил ли участник на момент подачи заявки договор банковского счета или нет.
Следующее оспариваемое положение касается требования о предоставлении в составе заявки в соответствии с пунктом 3.4.2 закупочной документации информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением документов, подтверждающих бенефициарное владение (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, выписки из реестра акционеров, уставы, учредительные документы и т.д.). В качестве подтверждающих документов допускается указывать ссылки на общедоступные источники в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно приложению к закупочной документации - Методике анализа и оценки заявок участников Маркетинговых исследований (работы) - непредставление заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения; не раскрытие/ неполное раскрытие сведений о цепочке собственников – является основанием для отклонения заявки (пункт 4 раздела 1).
Заявителем указано, что в случае, если участник - акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.
Заявитель жалобы не является акционерным обществом, жалоба не содержит сведений о том, каким образом такое требование препятствовало ему, либо иному участнику подаче заявки.
Организатор закупки в связи с установлением такого требования указал на статью 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой:
1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, в том числе:
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Организатором указано, что с целью недопущения конфликта интересов установлено требование о предоставлении информации о цепочке собственников (включая бенефициаров).
Требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), установлено в равной мере ко всем участникам закупки.
Возможность установления заказчиком/организатором оспариваемых заявителем требований и отсутствие при этом нарушений Закона о закупках подтверждается судебной практикой – судебные акты по арбитражному делу № А40-201764/2018 и другим аналогичным делам.
Оспариваемые заявителем положения закупочной документации установлены и применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Материалы жалобы не содержат доказательств нарушения заказчиком принципов закупки, установленных Законом о закупках - равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В связи с изложенным, жалоба является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
<…> |
|
Члены Комиссии |
<…> <…> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.