Решение №01-109/1842 решение от 3 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

28 февраля 2020 года

г. Сыктывкар

№ 01-109/1842

 

ООО «Инновационные Системы Контроля»

Бусыгина пр., д. 1а, г. Нижний Новгород, 603053

ООО «Газпром трансгаз Ухта»

Газовиков наб., д. 10/1,

г. Ухта, Республика Коми, 169300

АО «Газпром закупки»

Фурштатская ул., д. 10, лит. Б, оф. 12, г. Санкт-Петербург, 191028

Оператору электронной торговой площадки

ЭТП ГПБ

ООО «Электронная торговая

площадка ГПБ» 

info@etpgpb.ru 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства в составе: <…>(далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/2-125/2020 ООО «Инновационные Системы Контроля» (ИНН 5256139522, КПП 525601001, ОГРН 1155256005321) исх. № 1702-ФАС01 от 17.02.2020 (вх. № 831э от 18.02.2020) в отношении ООО «Газпром трансгаз Ухта» (ИНН 1102024468, КПП 997250001, ОГРН 102100731190), АО «Газпром закупки» (ИНН 2460040655, КПП 784101001, ОГРН 1022401804820), касающуюся проведения закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) на выполнение
работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографов для нужд ООО "Газпром трансгаз Ухта" в 2020-2022 годах (для субъектов малого и среднего предпринимательства)№ 0095/19/5.3/0097242/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/26.12.2019, в отсутствии на заседании лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Газпром трансгаз Ухта» явилось заказчиком, АО «Газпром закупки» - организатором закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографов для нужд ООО "Газпром трансгаз Ухта" в 2020-2022 годах (для субъектов малого и среднего предпринимательства)№ 0095/19/5.3/0097242/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/26.12.2019, номер извещения 31908726599 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, ЕИС).

Закупка проводилась на электронной торговой площадки ЭТП ГПБ, оператором которой является ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

Заявителем указано на нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках, положения о закупках заказчика, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В связи с чем, жалоба в части нарушений положений Закона о закупках и положения о закупках заказчика подлежит рассмотрению в порядке и сроки статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; жалоба в части возможных нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции. Заявитель об этом был уведомлен.

Заказчиком и организатором закупки представлены письменные возражения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром» (к которому присоединен заказчик), утвержденное решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.11.2019 № 3337 (далее – Положение о закупках), размещено в ЕИС.

По пункту 1.1.3 Положения о закупках настоящее положение регулирует закупочную деятельность ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром», устанавливает единые правила и порядок закупки товаров, работ, услуг, в том числе в целях коммерческого использования (далее – закупки), направленные на реализацию следующих принципов закупок:

создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Группы Газпром в товарах, работах, услугах и выявления поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Заказчика с требуемыми показателями цены, качества и надежности;

обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ);

информационной открытости закупок;

равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, минимизации налоговых рисков;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;

создания условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами при проведении закупок в целях получения лучших условий удовлетворения потребности по параметрам цены, качества и сроков на соответствующем товарном рынке;

обеспечение баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок и ожидаемой экономической выгоды от их результатов.

Заявителем указано на нарушение пункта 1.1.3 Положения о закупках при проведении закупки.

Согласно пункту 1.3 Центральный орган управления закупками Группы Газпром – структурное подразделение ПАО «Газпром», который осуществляет в том числе: утверждает документацию о закупке, критерии и методику оценки заявок на участие в закупке.

ООО «Газпром траснгаз Ухта» по запросу Коми УФАС России предоставило информацию о том, что закупочная документация утверждена АО «Газпром закупки».

Заявителем обжалованы положения документации.

Следовательно, при рассмотрении жалобы рассматриваются действия АО «Газпром закупки».

В соответствии с письменными указаниями ФАС России жалобы на закупки, проводимые по Закону о закупках, рассматриваются по месту нахождения заказчика. В связи с этим, жалоба рассматривается Коми УФАС России.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

По пункту 2.8.7 закупочной документации в целях реализации положений законодательства о налогах и сборах, положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также в целях контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, заключаемому по итогам Маркетинговых исследований, применяется механизм банковского сопровождения договора.

По пункту 2.8.8 закупочной документации банковское сопровождение договора осуществляется «Газпромбанк» (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее – Банк) в соответствии с правилами, указанными в Приложении 5 «Банковское сопровождение договора».

Согласно приложению 5 к закупочной документации:

Банковское сопровождение договора осуществляется «Газпромбанк» (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее – Банк).

Порядок действий победителя, в том числе:

перед представлением Заказчику подписанного со своей стороны Сопровождаемого договора осуществить резервирование в Банке отдельного счета

Все расчеты по Сопровождаемому договору осуществляются на отдельном счете, открытом в Банке.

Заявителем оспаривается требование о необходимости открытия счета в определенном банке.

Заказчиком и организатором в обосновании установления такого требования указано на следующее.

Между АО «Газпромбанк» и ООО «Газпром трансгаз Ухта» заключен договор об оказании услуг банковского сопровождения от 29.05.2019.

Банковское сопровождение включает предоставление банком комплекса услуг, позволяющих обеспечить контроль целевого расходования денежных средств в рамках исполнения сопровождаемого договора.

Заказчик, получая информацию от банка, будет иметь больше информации для принятия предупредительных мер в ходе исполнения договора, направленных на исключение риска неисполения договора. Наличие у поставщика счет в другом банке препятствует контролю целевого расходования денежных средств в рамках исполнения договора.

Законом о закупках не установлен запрет на определение заказчиком условий исполнения договора, порядка его банковского сопровождения, Закон о закупках также не ограничивает заказчика в праве самостоятельного определения банка, осуществляющего сопровождение договора, в котором необходимо поставщику открыть отдельный счет со специальным режимом. Запрет на реализацию такого права заказчиком, организатором при проведении закупок по Закону о закупках нормативные правовые акты не содержат.

Так, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 по делу № А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках). В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом закупочной документацией не установлено требование к участникам закупки при подаче заявки открыть счет в соответствующем банке. Наличие договора банковского счета не входит в перечень документов, которые обязан представить претендент для допуска к участию в закупке. Также факт отсутствия или наличия договора банковского счета не влияет на количество баллов, начисляемых участнику при сопоставлении его заявки с заявками других участников. Таким образом, данное условие не влияет на равные условия доступа к закупке и на конкуренцию между участниками при определении победителя. Соответственно возможность участия в закупке не поставлена в зависимость от того заключил ли участник на момент подачи заявки договор банковского счета или нет.

Следующее оспариваемое положение касается требования о предоставлении в составе заявки в соответствии с пунктом 3.4.2 закупочной документации информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением документов, подтверждающих бенефициарное владение (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, выписки из реестра акционеров, уставы, учредительные документы и т.д.). В качестве подтверждающих документов допускается указывать ссылки на общедоступные источники в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно приложению к закупочной документации - Методике анализа и оценки заявок участников Маркетинговых исследований (работы) - непредставление заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения; не раскрытие/ неполное раскрытие сведений о цепочке собственников – является основанием для отклонения заявки (пункт 4 раздела 1).

Заявителем указано, что в случае, если участник - акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Заявитель жалобы не является акционерным обществом, жалоба не содержит сведений о том, каким образом такое требование препятствовало ему, либо иному участнику подаче заявки.

Организатор закупки в связи с установлением такого требования указал на статью 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой:

1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, в том числе:

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Организатором указано, что с целью недопущения конфликта интересов установлено требование о предоставлении информации о цепочке собственников (включая бенефициаров).

Требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), установлено в равной мере ко всем участникам закупки.

Возможность установления заказчиком/организатором оспариваемых заявителем требований и отсутствие при этом нарушений Закона о закупках подтверждается судебной практикой – судебные акты по арбитражному делу № А40-201764/2018 и другим аналогичным делам.

Оспариваемые заявителем положения закупочной документации установлены и применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Материалы жалобы не содержат доказательств нарушения заказчиком принципов закупки, установленных Законом о закупках - равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В связи с изложенным, жалоба является необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу необоснованной.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны