Решение №03-01/4878 Реклама в виде СМС-сообщения, распространённая с нарушением ... от 17 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

17 июня 2022 года

(изготовление решения в полном объеме)

14 июня 2022 года

(оглашение резолютивной части)

 

№ 03-01/4878

г. Сыктывкар

<…>

ООО «ОСК»

Лужнецкая наб., д. 10А, стр. 3, эт. 3, пом. 1,

ком. 14,

г. Москва, 119270

АО «Альфа-Банк»

Каланчевская ул., д. 27,

г. Москва, 107078

ООО «АйДиджитал»

Лодейнопольская ул., д. 5, литер А, офис 604,

г. Санкт-Петербург,

197110

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/18-307/2022, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОСК» (далее – ООО «ОСК») по факту распространения рекламы услуг «Альфа-Банк», распространенной 02.12.2021 в 16 часов 26 минут посредством СМС-сообщения на абонентский номер заявителя <…> с абонентского номера с буквенным обозначением «Alfa-Bank», с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, ООО «АйДиджитал», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;

- ООО «ОСК», АО «Альфа-Банк», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, направивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей;

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило обращение <…> от 19.03.2022 (вх. № 1620-э от 21.03.2022) о распространении на абонентский номер заявителя СМС-сообщения с нарушением требований рекламного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/18-307/2022 в отношении ООО «ОСК» по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/3057 от 14.04.2022, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, привлечено АО «Альфа-Банк».

Определением № 03-01/3834 от 13.05.2022 срок рассмотрения дела продлён, произведена замена статуса АО «Альфа-Банк» как лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, на статус лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «АйДиджитал».

Из материалов дела № 011/05/18-307/2022 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Из заявления следует, что на абонентский номер заявителя <…> с абонентского номера с буквенным обозначением «Alfa-Bank» 02.12.2021 в 16 часов 26 минут поступило СМС-сообщение следующего содержания: «Кэшбэк 1% на бизнес-расходы,Эквайринг за 1,39% или бесплатный РКО в Альфе на полгода.Такого больше нет нигде https://alfa.link/b9p6X6».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в форме СМС-сообщения;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – услугам «Альфа-Банк», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная в форме СМС-сообщения на абонентский номер заявителя, является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Заявитель указывает, что своего согласия на получение рассматриваемой рекламы он не давал.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При наборе в поисковой строке ссылки, содержащейся в СМС-сообщении, осуществляется переход на страницу https://partner.alfabank.ru/l/partner_welcome? bonus=true&baId=a194cf49-6892-44c2-b116-d3ba31491150. На указанной Интернет-странице размещена информация «Счёт для бизнеса на персональных условиях», в том числе указаны условия обслуживания, преимущества счёта в Альфа-Банке, а также размещена форма заявки на открытие счёта.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Рассматриваемая реклама не содержит наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В рассматриваемой рекламе указано «Кэшбэк 1% на бизнес-расходы,Эквайринг за 1,39% или бесплатный РКО в Альфе на полгода». Однако реклама не содержит всех остальных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

По ссылке, указанной в рассматриваемой рекламе, размещена следующая информация:

«Откройте расчётный счёт до конца года и воспользуйтесь одним из трёх персональных предложений для вашего бизнеса

Вернём до 10000 ₽ за расходы на бизнес

Для вас – 1% кэшбэка за расходы на бизнес до конца месяца. Просто откройте расчётный счёт и получите деньги на счёт

От 1100 ₽ нужно потратить до конца месяца

5000 ₽ получайте гарантировано

До 10000 ₽ максимум за все расходы в месяц

В акции участвуют траты от 1100 ₽.

- по любой бизнес-карте Альфа-Банка, кроме кредитной;

- переводы физическому или юридическому лицу в любой банк;

- переводы на свой счёт или счёт физического лица в Альфа-Банке.

Бесплатное обслуживание расчётного счёта на 180 дней

Откройте расчётный счёт на пакете услуг: Удачный выбор, Лучший старт или ВЭД+ и не платите за обслуживание в течение 180 дней. Бонусы, доступные сразу после открытия счёта до 12.12.2021:

Бесплатная подписка на переводы 180 дней бесплатная подписка на переводы юридическим лицам с 13 декабря

Депозит по ставке 6,6% от 3-х месяцев повышенная ставка на депозит

2х кэшбэк до конца года Удвоенный кэшбэк по всем операциям

Эквайринг за 1,39%

Для вас – комиссия по эквайрингу от 1,39%. Просто откройте расчётный счёт и получите дополнительные бонусы:

50 бесплатных переводов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

300 000 ₽ бесплатных переводов физическим лицам и на свой собственный счёт

0 ₽ внесение наличных на расчётный счёт в банкоматах Альфа-Банка».

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость финансовой услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письменным пояснениям ООО «ОСК», представленным в материалы рекламного дела, рассматриваемое СМС-сообщение поступило на оборудование Общества от ООО «АйДиджитал» на основании заключённого с указанной компанией договора <…>. Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «АйДиджитал». По указанному договору ООО «ОСК» оказывает Клиенту техническую услугу предоставления доступа к программному обеспечению, обеспечивающему доставку СМС-сообщений Клиента СМС-серверу оператора связи. В соответствии с договором, формирование и отправка СМС-сообщений осуществляется Клиентом самостоятельно, без согласования с ООО «ОСК» текстов и адресатов направляемых сообщений. При этом ООО «ОСК» не имеет технической возможности каким-либо образом формировать, дополнять, обрабатывать поступающие от Клиента СМС-сообщения. Программное обеспечение ООО «ОСК» лишь осуществляет передачу текста СМС-сообщения и номера адресата сообщения на оборудование оператора связи; указанная передача происходит в автоматическом режиме без какого-либо вмешательства со стороны ООО «ОСК».

Согласно письменным пояснениям ООО «АйДиджитал», представленным в материалы рекламного дела, Общество является оператором телематических услуг связи, оказывающим услуги в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, на основании Лицензии <…> на оказание телематических услуг связи. Рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк». Между ООО «АйДиджитал» (Исполнитель) и АО «Альфа-Банк» (Заказчик) заключен договор <…>, согласно условиям которого Исполнитель предоставляет Заказчику возможность направлять Сообщения, а Заказчик обязуется принимать оказанные Исполнителем услуги и оплачивать их в соответствии с условиями Договора. ООО «АйДиджитал» не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, поскольку Общество направляло конкретные сообщения определённому лицу в соответствии с указаниями, поступившими от АО «Альфа-Банк». Данные действия по передаче сообщения соответствуют определению предоставления информации, т.е. действий, направленных на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц в понимании п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Кроме того, в соответствии со сложившейся судебной практикой, поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, рекламораспространителем не является.

По мнению ООО «АйДиджитал», рекламораспростанителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк», поскольку АО «Альфа-Банк» осуществляло выбор получателей. Кроме того, текст сообщения был сформирован, а само сообщение было отправлено с оборудования АО «Альфа-Банк», имеющего техническое соединение с программным комплексом ООО «АйДиджитал», что подразумевает техническую возможность отправки сообщений абонентам без участия третьих лиц. Текст сообщений не согласуется между ООО «АйДиджитал» и рекламораспространителем, так как ООО «АйДиджитал» не имеет доступа к содержанию формируемых и отправляемых АО «Альфа-Банк» СМС-сообщений в силу законодательных ограничений.

Согласно 2.1 вышеуказанного Договора Заказчик обязуется своевременно предоставлять Исполнителю всю информацию, материалы, средства, необходимые для оказания Исполнителем Услуг по настоящему Договору, которые по своему содержанию должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, в том числе Закону о рекламе.

В силу п. 2.5 Договора Заказчик несет полную ответственность перед Исполнителем, Абонентами и третьими лицами, в частности, компетентными государственными органами, за содержание Сообщений и факт их приёма-передачи в рамках оказания Услуг.

В соответствии с п. 2.6 Договора Стороны отдельно оговорили, что Заказчик обязуется получить согласие Абонентов, которым направляются Сообщения Заказчика, на получение Абонентами таких Сообщений Заказчика в порядке и в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации. При этом Стороны особо согласовали, что согласие Абонентов считается неполученным в случае, если Заказчик не представил достаточных доказательств факта получения согласия Абонентов, которым направляются Сообщения Заказчика, на получение Абонентами таких Сообщений Заказчика.

Согласно п. 5.5 Договора Заказчик несет ответственность перед Исполнителем и третьими лицами (в частности, Абонентами и государственными органами) за содержание любых сведений, предоставленных Заказчиком, в том числе за содержание Сообщений, приём-передача которых осуществляется в рамках настоящего Договора, и факт их приёма-передачи в рамках оказания Услуг.

В соответствии с п. 5.7 Договора Заказчик несет ответственность за полноту и достоверность предоставляемой Абонентам информации.

В силу п. 5.8 Договора Заказчик гарантирует, что сообщения будут направляться только тем Абонентам, которые дали Заказчику предварительное и надлежаще оформленное согласие на получение ими рекламы или информационных Сообщений по сетям электросвязи.

Согласно письменным пояснениям АО «Альфа-Банк», представленным в материалы рекламного дела, рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк». Содержание рассматриваемой рекламы определено и утверждено <…>. Распространение рекламы прекращено. Банк не располагает согласием <…> на получение рассматриваемой рекламы. Реклама была направлена вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей <…>.

Как указывает АО «Альфа-Банк», избранный формат в виде СМС-сообщения предполагает технические ограничения по количеству символов, в связи с чем содержательно в нём отражены наиболее важные характеристики и параметры, кроме того, вслед за привлечением внимания и формированием первичного интереса к продукту/услуге потребитель обратится в кредитную организацию для получения исчерпывающей информации. Рекламное сообщение имеет ограничение по длительности (количеству символов), в то время как договор потребитель заключает, имея возможность ознакомиться со всеми условиями и правилами.

По мнению АО «Альфа-Банк», представленная в рекламном сообщении информация не способствует введению в заблуждение потребителя и не искажает смысл сообщения. Рекламное сообщение, имея целью привлечение внимания, не содержит данных, не соответствующих действительности. Таким образом, АО «Альфа-Банк» не нарушало положений ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что рекламораспространителем, рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк».

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев вышеуказанные доводы АО «Альфа-Банк», приходит к нижеследующим выводам.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В рассматриваемой рекламе указано «Кэшбэк 1% на бизнес-расходы,Эквайринг за 1,39% или бесплатный РКО в Альфе на полгода». Однако реклама не содержит всех остальных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

При переходе по интернет-ссылке, указанной в рассматриваемой рекламе, размещена подробная информация о возможностях оказания указанных в рекламе финансовых услуг.

Вместе с тем, указание остальных условий, определяющих полную стоимость финансовой услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Довод АО «Альфа-Банк» о том, что избранный формат в виде СМС-сообщения предполагает технические ограничения по количеству символов, в связи с чем содержательно в нём отражены наиболее важные характеристики и параметры, кроме того, вслед за привлечением внимания и формированием первичного интереса к продукту/услуге потребитель обратится в кредитную организацию для получения исчерпывающей информации, не может быть принят во внимание, поскольку рассматриваемое СМС-сообщение является рекламой - законченным информационным продуктом, полученным абонентом подвижной радиотелефонной связи - потребителем рекламы. Иная информация, дополнительно доведенная посредством других носителей, уже не является составной частью данной рекламы. Закон о рекламе при определении необходимой полноты информации, содержащейся в рекламе, не ставит ее в зависимость от возможности получения дополнительной информации из других источников. Недостаточная информированность клиента о наименовании финансовой организации и о полных условиях предоставления финансовой услуги может привести к заключению сделки на невыгодных для клиента условиях.

Кроме того, направление СМС-сообщения с активной гиперссылкой для перехода на сайт рекламодателя предполагает переход абонента по данной гиперссылке и не учитывает ситуацию, при которой у потребителя на телефоне может отсутствовать техническая возможность для перехода по такой ссылке, либо его тарифный план не предусматривает пользование интернетом.

Кроме того, любой переход по гиперссылке влечет для потребителя рекламы дополнительные временные затраты и дополнительный расход трафика, необходимый для загрузки страниц сайта, а, следовательно, дополнительные финансовые затраты.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодатель и рекламораспространитель - АО «Альфа-Банк», на которого в силу ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути уклонился от обязанности по контролю за соответствием распространяемой посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде СМС-сообщения рекламы Закону о рекламе, что является исключительной зоной ответственности рекламодателя и рекламораспространителя.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, размещённой на официальном сайте ФНС России, предметом деятельности АО «Альфа-Банк» является денежное посредничество прочее.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена и распространена АО «Альфа-Банк» с целью получения Обществом прибыли от экономической деятельности, что отвечает предмету предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, произошло по вине рекламораспространителя рассматриваемой рекламы - АО «Альфа-Банк».

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, произошло по вине рекламодателя рассматриваемой рекламы АО «Альфа-Банк».

Поскольку в действиях ООО «ОСК», ООО «АйДиджитал» Комиссией вины в нарушении законодательства о рекламе не установлено, производство по делу № 011/05/18-307/2022 в отношении ООО «ОСК», ООО «АйДиджитал» подлежит прекращению.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что АО «Альфа-Банк» не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Согласно письменным пояснениям АО «Альфа-Банк», представленным в материалы рекламного дела, должностным лицом, ответственным за контроль соблюдения Обществом законодательства о рекламе, является <…>. Письменные пояснения <…> представлены АО «Альфа-Банк» в материалы рекламного дела.

АО «Альфа-Банк» в материалы рекламного дела представлены также <…>.

Таким образом, из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение АО «Альфа-Банк» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, являлся <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло как по вине АО «Альфа-Банк», так и должностного лица АО «Альфа-Банк» - <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны АО «Альфа-Банк», <…> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, АО «Альфа-Банк» и должностным лицом АО «Альфа-Банк» <…> нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно разъяснениям ФАС России по применению ст. 18 Закона о рекламе «распространение» в контексте Закона о рекламе не означает направление электросигнала, транслирующего рекламу, к приемному устройству, а означает момент, когда реклама становится доступной для восприятия потребителя; местом совершения правонарушения будет являться территория субъекта Российской Федерации, на которой была распространена (доведена до потребителя) реклама. При этом определение субъекта Российской Федерации, на территории которого совершено правонарушение, должно осуществляться путем установления принадлежности абонентского номера к диапазону номеров, выделенному оператору сотовой связи на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (http://www.rossvyaz.ru/activity/num_resurs/registerNum/), абонентский номер заявителя <…> входит в диапазон номеров, выделенный оператору сотовой связи на территории Республики Коми.

Заявитель проживает в Республике Коми.

Следовательно, субъектом Российской Федерации, на территории которого была распространена (доведена до потребителя) реклама, является Республика Коми.

Согласно письменным пояснениям АО «Альфа-Банк», распространение рассматриваемой рекламы прекращено. Вместе с тем, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Альфа-Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу услуг «Альфа-Банк», распространенную 02.12.2021 в 16 часов 26 минут посредством СМС-сообщения на абонентский номер заявителя <…> с абонентского номера с буквенным обозначением «Alfa-Bank», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Производство по делу № 011/05/18-307/2022 в отношении ООО «АйДиджитал», адрес места нахождения: 197110, г. Санкт-Петербург, ул. Лодейнопольская, д. 5, литер А, офис 604, ОГРН 1137847488195, ИНН 7813577816, ООО «ОСК», адрес места нахождения: 119270, г. Москва, Лужнецкая наб., д. 10А, стр. 3, эт. 3, пом. 1, ком. 14, ОГРН 1057746705631, ИНН 7705658056, прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении акционерного общества «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица акционерного общества «Альфа-Банк» <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 17 июня 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

<…>

   

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

     
     

Связанные организации

Связанные организации не указаны