Решение б/н решение по жалобе от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2021 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/8892

ООО Частная охранная организация «Илир»

Свердловская ул., д. 141, пом. 182, г. Красноярск, 660006

ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр»

Куратова ул., д. 6,

г. Сыктывкар, 167981

Оператор электронной площадки «Торги 223» - ООО «Центр Развития электронных торгов»

info@torgi223.ru

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-926/2021 ООО Частная охранная организация «Илир» № 1619/15 от 18.11.2021 (вх. № 5799э от 18.11.2021) в отношении ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр», касающуюся нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при организации закупки в форме запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и прилегающей территории ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр на 2022 год», извещение № 32110811780 от 12.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок, в присутствии на заседании: ‹…› – представителя заявителя по доверенности, ‹…› – представителей ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр на 2022 год» по доверенностям,

УСТАНОВИЛА:

ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр» явилось заказчиком и организатором закупки в форме запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и прилегающей территории ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр на 2022 год», извещение № 32110811780 от 12.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, запрос котировок). Закупка проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Срок подачи заявок – до 22.11.2021 в 10.00. Заявки подавались в электроном виде на электронной площадке «Торги 223».

ООО Частная охранная организация «Илир» (далее также заявитель) подало жалобу на положения извещения о запросе, жалоба подана до окончания срока подачи заявок.

В письменных пояснениях ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр» указано, что ООО Частная охранная организация «Илир» заявку на участие в закупке не подавало, в связи с этим не может обжаловать действия заказчика на основании части 10 статьи 3 Закона о закупках

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В Законе о закупках не указано понятие «участник закупки». С учетом положений частей 10, 11 статьи 3 Закона о закупках понятие «участник закупки», указанное в части 10 статьи 3 Закона о закупках, используется шире, чем лицо, подавшее заявку на участие в закупке. В данном случае, подразумевается и лицо, намеревающееся участвовать в закупке.

В жалобе указано на нарушение заказчиком Закона о закупках. Указанное является основанием для принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению – по пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из содержания жалобы следует, что обжалуемые действия заказчика препятствуют подачи заявителем заявки на участие в закупке.

Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у Коми УФАС России имелись основании для принятия жалобы к рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявителем указано на следующее. С учетом внесенных изменений с 2021 года в законодательство о лицензирование, что числе частной охранной деятельности, с 2021 года не выдается лицензия на осуществление частной охранной деятельности. Наличие такой лицензии у лица подтверждается выпиской из реестра лицензий. В соответствии с подпунктом 6 пункта 14 главы 2 извещения о закупке в составе заявки должна прилагаться копия действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», предусматривающей разрешение на предоставление видов услуг, указанных в данном подпункте.

Таким образом, в закупке не могут принять участие лица, у которых отсутствует документ – действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности, но у которых в подтверждении такой лицензии имеется выписка из реестра лицензий.

ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр» в возражениях указано на необоснованность жалобы. Не указание в извещении о закупке возможности предоставления выписки из реестра лицензий не привело бы к нарушению прав участников закупки, поскольку при рассмотрении и оценки заявок закупочная комиссия проверила бы наличие лицензии в реестре лицензий.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 2.8 извещения о закупке заявки на участие в закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно подпункту 7 пункта 3.2 извещения о закупке заявка на участие в запросе котировок должна содержать документы и сведения, предусмотренные извещением о закупке: 7) иные документы и сведения, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке указаны в пункте 14 главы 2 извещения о закупке:

Требования к содержанию, форме, составу заявки:

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать документы и сведения, в том числе:

6) Копия действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», предусматривающей разрешение на предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. №2487-1;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. №2487-1

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. № 2487-1.

Согласно пункту 4.4 извещения о закупке при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок участник не допускается Комиссией к участию в запросе котировок в случаях, предусмотренных п.5.4. раздела 5 настоящего Извещения.

По пункту 4.6 извещения о закупке победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 5.4 извещения о закупке комиссия принимает решение об отказе в допуске участника закупки к участию в закупке в случаях:

1) Отсутствия информации и документов в составе заявки, обязательное представление которых установлено в извещении о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) Несоответствия участника закупки требованиям, установленным к нему в соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 настоящего Извещения;

3) Невнесения или внесения участником закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки не в полном размере, если требование обеспечения заявки установлено в документации о закупке;

4) Непоступления денежных средств, вносимых участником закупки в качестве обеспечения заявки, на счет Заказчика, если требование обеспечения заявки установлено в документации о закупке;

5)Несоответствия заявки участника закупки требованиям извещения, документации о закупке, в том числе в случае наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы работы, услуги;

6)Представления в составе заявки недостоверной информации, в том числе в отношении участника закупки.

Таким образом, в извещении содержался закрытый перечень документов, которые должны были прилагаться к заявке на участие в закупке. Произвольное толкование требований к содержанию заявки исходя из содержания извещения о закупке не допускалось.

В случае непредставления в составе заявки документов (или их копий, сведений), предусмотренных пунктом 14 главы 2 извещения о закупке, указанное должно было явиться основанием для принятия комиссией заказчика решения об отказе в допуске к участию в закупке по подпунктам 1, 6 статьи 5.4 извещения о закупке.

Иное толкование, вопреки доводам представителей заказчика на заседании Комиссии, о возможности непредставления копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности в составе заявки на участие в закупки из пункта 14 главы 2, пункта 5.4 извещения о закупке не следует.

Таким образом, в случае непредставления в составе заявки копии действующей лицензии на оказание охранных услуг являлось основанием для отказа такому лицу в допуске к участию в закупке.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», вступивший в силу с 01.01.2021, отменил выдачу бланков лицензий и ввел реестровую модель лицензирования.

По пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции, действовавшей до 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. В редакции данного Закона, действующего с 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

С учетом внесенных с 01.01.2021 в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (часть 3 статьи 10, части 3, 5, 5.1, 5.2 статьи 14, часть 20 статьи 18) изменений лицензирующие органы перестали выдавать бланки лицензий. Разрешение на ведение лицензируемой деятельности подтверждается записями в реестрах. Лицензирующий орган с 01.01.2021 предоставляет заявителям выписку на бумажном носителе или в электронном виде.

Согласно статье 11.4 Лицензия на осуществление частной охранной деятельности подлежит переоформлению в случае:

1) продления срока действия лицензии;

2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

3) реорганизации охранной организации;

4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности, по пунктам 17, 21 которого переоформление (продление срока действия) лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии, о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии и о продлении срока действия (об отказе в продлении срока действия) лицензии, осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В случае принятия лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии, о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии, о продлении срока действия (об отказе в продлении срока действия) лицензии, которые оформляются распоряжением лицензирующего органа, запись о принятом лицензирующим органом решении вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения.

В течение 3 рабочих дней со дня внесения в реестр лицензий записей о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии лицензирующий орган направляет лицензиату уведомления о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае если в заявлениях о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии соискатель лицензии (лицензиат) указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомлений о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если в заявлениях о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии соискатель лицензии (лицензиат) указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомлений о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Таким образом, в случае, если лицо получило лицензию или переоформило ее после 01.01.2021 (к таким лицам относится заявитель жалобы), у такого лица отсутствует документ – бланк лицензии, может иметься только выписка из реестра лицензий. И такое лицо, несмотря на то, что является профессиональным участником рынка услуг частной охранной деятельности, не сможет принять участие в рассматриваемой закупке в связи с тем, что в составе заявки требуется предоставить копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Исходя из содержания извещения о закупке предоставление вместо копии лицензии – выписки из реестра лицензий не предусмотрено.

Установленное заказчиком требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности без возможности предоставления выписки из реестра лицензий нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с изложенным, жалоба явилась обоснованной.

С учетом выявленного нарушения, характера нарушения, стадии проведения закупки необходимо выдать предписание об устранении нарушения в виде аннулирования закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу обоснованной.
  2. Признать ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления в извещении о закупке требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности без возможности предоставления выписки из реестра лицензий.
  3. Выдать предписание об аннулировании закупки.

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

‹…›

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны