Решение №НГ/2463/24 решение от 18 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 011/07/3-343/2024

 

г. Сыктывкар

Дата и место рассмотрения жалобы – 18 апреля 2024 года, г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 28.03.2024 № 5 (вх. от 10.04.2024 № 3623-ЭП/24) индивидуального предпринимателя (далее – заявитель, предприниматель) в отношении заказчика – государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детей и молодёжи» (далее - ГАУ ДО РК «РЦДИМ», заказчик) в лице филиала ГАУ ДО РК РЦДиМ «Черноморская зорька», касающуюся проведения закупки способом конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по организации питания отдыхающих, в том числе детей и сотрудников стационарного детского оздоровительного лагеря «Черноморская зорька», организованного на базе филиала ГАУ ДО РК РЦДиМ «Черноморская зорька», № закупки в единой информационной системе 32413439378, далее – жалоба,

в присутствии:

- <…> – представителей ГАУ ДО РК «РЦДИМ» (по доверенности);

- <…> - представителя филиала ГАУ ДО РК РЦДиМ «Черноморская зорька» (по доверенности);

- <…> – представителя заявителя (по доверенности);

в отсутствии на заседании представителя ООО «РТС-тендер», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем оспаривается установленный заказчиком порядок оценки в части критерия «Квалификация участника закупки», который, по мнению заявителя, существенно ограничивает конкуренцию между потенциальными участниками закупки и создает необоснованные преимущества одним хозяйствующим субъектам перед другими. Заявитель считает, что критерий «Квалификация участника закупки» не может быть признан объективным и правомерным в связи с тем, что наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, что противоречит Закону  о закупках и Закону о защите конкуренции.

Жалоба в части возможных нарушений заказчиком требований антимонопольного законодательства не подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба в указанной части будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

Письмом исх. от 16.04.2024 № 01-29/82 (вх. от 17.04.2024 № 3912-эп/24) филиала ГАУ ДО РК РЦДиМ «Черноморская зорька» представлены запрашиваемые копии документов, отзыв на жалобу.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно статье 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУ ДО РК «РЦДИМ» (в ред. приказов Комитета РК по закупкам от 14.10.2022 № 78-од, от 13.12.2022 № 93-од, от 14.03.2023 № 24-од, от 10.04.2023 № 28-од), утвержденное Наблюдательным советом ГАУ ДО РК «РЦДИМ» (протокол от 13.04.2023 № 4), далее – Положение о закупке, размещено в единой информационной системе 13.04.2023 (далее – ЕИС).

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась в форме конкурса в электронной форме.

Наименование закупки: оказание услуг по организации питания отдыхающих, в том числе детей и сотрудников стационарного детского оздоровительного лагеря «Черноморская зорька», организованного на базе филиала ГАУ ДО РК РЦДиМ «Черноморская зорька».

Извещение, документация, далее – закупочная документация, размещены первоначально в ЕИС 28.03.2024, с изменениями – 28.03.2024, 04.04.2024, 09.04.2024.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок проведения конкурентной закупки, согласно которой:

  1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В части доводов жалобы установлено следующее.

Заявителем оспаривается установленный порядок оценки по критерию «Квалификация участника закупки», в следующей части:

- для оценки могут быть представлены только договоры/контракты за период с 01.01.2022 г. по настоящее время на оказание услуг по организации питания детей в организациях отдыха и оздоровления детей. По мнению заявителя, заказчиком выбран короткий период выполнения договоров (всего 2 года и 3 месяца), что существенно сужает круг потенциальных участников закупки, создает неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок;

- в качестве подтверждения по данному критерию представляются копии выполненных участником договоров/контрактов за период с 01.01.2022 по настоящее время на оказание услуг по организации питания детей в организациях отдыха и оздоровления детей по принципу «шведский стол», с приложением актов выполненных работ, свидетельствующих о надлежащем исполнении договоров. Заявитель считает, что ограничение опыта исключительно договорами по организации питания детей в организациях отдыха и оздоровления детей по принципу «шведский стол» существенно ограничивают конкуренцию между потенциальными участниками закупки и создают необоснованные преимущества одним хозяйствующим субъектам перед другими, при этом заявитель отмечает, что имеет опыт оказания услуг по организации питания как для медицинских организаций, так и для организаций социального обслуживания, образовательных учреждений. Процессы приготовления питания в медицинской организации и, например, в учреждении социального обслуживание (пансионате) не отличаются друг от друга. Но потенциальный поставщик лишен возможности в рамках оспариваемой закупки подтвердить свой значительный уровень квалификации, так как большинство договоров/контрактов исполнялись в различных государственных и муниципальных учреждениях, а не только в санаториях;

- рейтинг, присуждаемый участникам закупки по критерию «Квалификация участника закупки», определяется по формуле: Ci1 = Пi / Пmax x 100, где Ci1 - количество баллов участника по показателю «Квалификация участника закупки»; Пi - предложение участника, выраженное в количестве детей в отношении которых организовано питание, которое оценивается; Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов (предложение участника с наибольшим количеством детей в отношении которых организовано питание). При этом, заявитель отмечает следующее: если один из участников показывает соответствующий опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки. Отсутствует взаимосвязь данного критерия с выявлением квалификации участников закупки, поскольку потенциальный исполнитель, имеющий несколько контрактов, превосходящих по цене контракт, заключаемый по результатам закупки, получит меньше баллов, чем участник исполнивший больше контрактов, но с небольшой ценой контракта, хотя оба участника имеют опыт оказания услуг поставки питания, однако один из участников большой объем данной услуги оказал по нескольким крупным контрактам, а другой участник оказал услугу в таком же количественном объеме, но по более мелким контрактам, но большим количеством;

- заказчик при оценке предоставленных договоров в качестве опыта будет учитывать только предложение участника, выраженное в количестве детей, в отношении которых организовано питание, которое оценивается, т.е. сравниваться будут не сопоставимые условия объявленного конкурса в электронном виде и предоставленной информации от участника закупки. При этом заявитель отмечает, что в приложении № 7 спецификации к договору питающиеся разделяются на следующие категории: дети, сотрудники, сопровождающие.

Заявитель также в жалобе указывает о наличии в документации противоречий, что приводит к неясности, сколько раз необходимо организовывать питание сотрудников и работников (3 раза как в техническом задании или 1, 2-х и 3х разовым питанием в зависимости от продолжительности рабочего времени и обязанностей).

Комиссией Коми УФАС России по указанным доводам заявителя установлено следующее.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 3.4. Закона о закупках, согласно которой:

  1. Конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
  2. Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

19.2. В случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 3.8 закупочной документации вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать: информацию и документы для осуществления оценки заявки по критериям, применяемым к участникам закупки, в случае если в извещении о закупке содержатся такие критерии, и установлен порядок оценки по таким критериям. Состав указанных информации и документов определяется в соответствии с требованиями к составу второй части заявки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Согласно пункту 13.5 закупочной документации порядок оценки заявок, осуществляемой комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора, в соответствии с пунктом 20 Извещения о закупке.

В пункте 20 извещения (приложение № 1 документации), являющегося неотъемлемой частью документации, указано следующее. При оценке заявок заказчиком применяется балльная система с учетом следующих положений:

1) Устанавливается значимость критерия оценки – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в данном пункте, выраженный в процентах.

2) Устанавливается коэффициент значимости критерия оценки – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в данном пункте, деленный на 100.

3) Определяется рейтинг заявки по критерию оценки – оценка в баллах, получаемая участником конкурса в электронной форме по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

4) Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.

5) Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

6) Победителем признается участник конкурса в электронной форме, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника конкурса в электронной форме присваивается первый порядковый номер.

7) Оценка заявок производится на основании критериев оценки, величины их значимости, установленных в настоящем пункте. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

8) Сумма величин значимости критериев оценки заявок, установленных в данном пункте, составляет 100 процентов.

9) В отношении критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие их содержание.

10) Если для критерия оценки предусмотрены показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Максимальное количество баллов, присваиваемое заявке по показателю, равно 100.

11) Для оценки заявок заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

В этом случае при оценке заявок по таким критериям (показателям) участникам конкурса в электронной форме, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

12) Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Номер

критерия оценки заявок

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия ()

Коэффициент значимости критерия (показателя)

оценки

1

Цена договора

70

0,7

2

«Квалификация участника закупки»(наличие выполненных участником договоров/контрактов за период с 01.01.2022 г. по настоящее время на оказание услуг по организации питания детей в организациях отдыха и оздоровления детей)

30

0,3

2.  Оценка по критерию «Квалификация участника закупки»

Значимость критерия / коэффициент значимости: 0,3. В качестве подтверждения по данному критерию представляются копии выполненных участником договоров/контрактов за период с 01.01.2022 по настоящее время на оказание услуг по организации питания детей в организациях отдыха и оздоровления детей по принципу «шведский стол», с приложением актов выполненных работ, свидетельствующих о надлежащем исполнении договоров.

Договоры, по которым не приложены/приложены не в полном объеме документы, подтверждающие их надлежащее исполнение, не учитываются Комиссией.

Рейтинг, присуждаемый участникам закупки по критерию «Квалификация участника закупки», определяется по формуле: Ci1 = Пi / Пmax x 100, где Ci1 - количество баллов участника по показателю «Квалификация участника закупки»; Пi - предложение участника, выраженное в количестве детей в отношении которых организовано питание, которое оценивается; Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов (предложение участника с наибольшим количеством детей в отношении которых организовано питание); ЗП - значимость показателя.

Согласно письменной информации, представленной письмом исх. от 16.04.2024 № 01-29/82 (вх. от 17.04.2024 № 3912-эп/24) филиала ГАУ ДО РК РЦДиМ «Черноморская зорька», и устных пояснений, заслушанных в ходе заседания, заказчик не согласен с доводами заявителя, при этом отмечает следующее. Запрашиваемые заказчиком сроки являются достаточными для получения информации о квалификации участника. Заказчику также необходимо, чтобы информация об участнике была актуальной в связи с этим период представления договоров/контрактов составляет с 01.01.2022 по настоящее время. Имеющиеся различные типы питания не являются схожими друг с другом. В лагере предполагается организация питания детей по принципу «шведский стол», в связи с этим у участников запрашиваются сведения об опыте именно по указанному типу питания. При расчете рейтинга по критерию «Квалификация участника закупки» заказчик проводит оценку договоров на оказание услуг питания именно для детей в связи с тем, что основной категорией потребителей питания в указанной закупке являются дети, сопровождающие и работники являются дополнительной категорией, количество которых значительно меньше. Противоречия в части организации питания сотрудников и работников в закупочной документации отсутствуют; предусмотрено 3-х разовое питание для сотрудников ДОЛ из числа педагогического (учебно-вспомогательного) персонала, исполнение должностных обязанностей которых требует круглосуточного пребывания на территории ДОЛ, и для остальных категорий работников – 1, 2-х разовое питание с учетом продолжительности рабочего времени.

Требования к порядку оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, критериям оценки Законом о закупках не установлены, в Положении о закупках порядок оценки заявок, обязательный для применения заказчиком, не закреплен. Следовательно, заказчик вправе в рассматриваемой ситуации самостоятельно сформировать порядок оценки и сопоставления заявок, установить критерии оценки в зависимости от особенностей осуществления дейтельности и своих потребностей.

Из представленных материалов жалобы следует, что установленный заказчиком в закупочной документации порядок оценки по критерию «Квалификация участника закупки» соответствует потребности заказчика.

В материалах жалобы отсутствуют доказательства того, что включение в закупочную документацию порядка оценки по критерию «Квалификация участника закупки» создает какому-либо хозяйствующему субъекту преимущества или препятствует участию в закупке; заявителем такие доказательства также не представлены.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе № 3040372, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 17.04.2024 на участие в закупке подано 4 заявки, три из которых признаны соответствующими требованиям, одна заявка признана несоответствующей.

Довод заявителя о наличии в закупочной документации противоречий в части организации питания сотрудников и работников признан Комиссией Коми УФАС России необоснованным в связи с тем, что не подтверждается имеющимися материалами.

Представленная заявителем судебная практика не может быть принята во внимание в связи с тем, что судебные акты, на которые ссылается заявитель, основаны на иных фактических обстоятельствах. 

Нарушений заказчиком в оспариваемых действиях требований Закона о закупках, Положения о закупке, закупочной документации не установлено. В связи с чем, указанные в жалобе доводы заявителя являются необоснованными, требования об устранении в закупочной документации оспариваемых положений оставлены без удовлетворения.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

 Председатель Комиссии

 

               <…>                           

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

                                              <…>

 

 

                                                <…>                                                         

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны