Решение б/н - от 22 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель

 

через единую информационную систему

ip.kremeshkova@yandex.ru

 

Заказчик:

 Государственное казенное учреждение Республики Коми

 «Управление автомобильных дорог

Республики Коми»

 

через единую информационную систему                                                                                                   

 

Уполномоченный орган:

Государственное казенное учреждение Республики Коми

«Центр обеспечения организации и проведения торгов»

 

через единую информационную систему

 

 

 РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/42-814/2022

 22 сентября  2022 года

 

 

 

       №

г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 04.07.2022 № 89 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: (…) -заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; (….) - специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; (….) -главного   специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...>ой Александры Алексеевны (далее – ИП <...>а А.А.), сформированную через единую информационную систему в сфере закупок от 15.09.2022 № 202200114406000801  (вх. № 5013-э от 15.09.2022) на незаконные (по мнению заявителя) действия заказчика: государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее сокращенно - ГКУ РК «УправтодорКоми»), при проведении открытого  конкурса в электронной форме, объект закупки: «Выполнение работ по обследованию мостовых сооружений в МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Ижемский», МО МР «Сосногорск», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Печора», МО ГО «Усинск» (далее сокращенно- закупка, открытый конкурс), извещение № 0307200030622002058 от  30.08.2022,

            при участии:

-(….), представитель ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» по доверенности (….);

-(….), представитель ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» по доверенности (….);

-(….), представитель ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» по доверенности (….);

-(….), представитель ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» по доверенности (….);

-(….), представитель ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» по доверенности (….);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Коми УФАС России посредством официального сайта Единой  информационной  системы  в сфере  закупок 15.09.2022 № 202200114406000801  (вх. № 5013-э от 15.09.2022)  поступила жалоба ИП <...>а А. А. на действия заказчика при проведении открытого конкурса.

Жалоба подана в срок, установленный частью 2 статьи  105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению по существу.

ИП <...>а А.А., государственное казенное учреждение Республики Коми  «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее сокращенно-ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми»), государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее сокращенно- ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов»), Акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее сокращенно- оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

         Согласно доводам жалобы заявителя  заказчик:

         1) установил в извещении требования в отношении показателя оценки, не соответствующие  подпункту «в» пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», что повлекло ограничение конкуренции по отношению к участникам (далее сокращенно-  Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604);

       2) установил в извещении требования по критерию оценки «квалификация участников закупки», не соответствующие  подпункту «в» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604, чем нарушена часть 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».  

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.

            1. Заказчиком закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме явилось ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

Объект закупки: «Выполнение работ по обследованию мостовых сооружений в МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Ижемский», МО МР «Сосногорск», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Печора», МО ГО «Усинск».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 043 508,00 руб.

Источник финансирования: республиканский бюджет Республики Коми.

Извещение о проведении  открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте 30.08.2022 № 0307200030622002058.

Извещением установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Согласно извещению, заказчик осуществляет закупку работ по обследованию мостовых сооружений в семи муниципалитетах, расположенных на территории Республики Коми: МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Ижемский», МО МР «Сосногорск», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Печора», МО ГО «Усинск».

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пункту 1 Постановления № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее сокращенно-Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В силу пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

В соответствии с пунктом 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;

г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

В соответствии с абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения  в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

        Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме  установлены  следующие  требования в соответствии с пунктом  18 Раздела III. «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям» Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В Техническом задании конкурсной документации установлены объем работ: необходимо выполнить периодическое обследование мостовых сооружений  в количестве 28 шт. общей длиной 1938,13 пог. м. в соответствии с Перечнем мостовых сооружений, указанных в Приложении №1 к Контракту.

Согласно данному Техническому заданию результатом работ должно быть получение достоверной актуальной информации о мостовых сооружениях (состояние его частей и элементов), рекомендация по устранению дефектов, составление технического паспорта и технического отчета на каждое мостовое сооружение.

В пункте 5 Технического задания представлен перечень нормативно-технических документов.

Тип обследования установлен в Техническом задании по ГОСТу 59618-2021, тип 5: периодичность  обследования с интервалом  один раз в пять лет или с иной, индивидуально установленной периодичностью.

Разделом III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе Заказчиком установлены Положения о применении критерия оценки, показателя оценки.

По критерию 2.1. «наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: общее количество исполненных участником закупки  договоров» Заказчиком установлен критерий оценки: «Выполнение работ (оказание услуг) по обследованию и (или) испытаниям мостовых сооружений с железобетонным и (или) сталежелезобетонным пролетным строением на автомобильных дорогах общего пользования.»

По мнению заявителя, подпунктом «в» пункта 32 Положения установлен исчерпывающий перечень контрактов (договоров), которые устанавливаются и учитываются при оценке заявок. Данное  конкретизирование предмета договора создает необоснованное преимущество отдельным хозяйствующим субъектам и не позволяет объективно сопоставить заявки участников. Кроме того, Заказчик исключив контракты по ремонту, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, необоснованно установил ограничение конкуренции по отношению к участникам.

4. В письменных пояснениях ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» от 20.09.2022 № 09-02/53 (вх. от 20.09.2022 № 5105-э) указано, что установление заказчиком в конкурсной документации оценки следующих контрактов-на «Выполнение работ (оказание услуг) по обследованию и (или) испытаниям мостовых сооружений с железобетонным и (или) сталежелезобетонным пролетным строением на автомобильных дорогах общего пользования» не противоречит действующему законодательству, так как выполнение данных работ связано со спецификой объекта закупки и для их исполнения необходим опыт и квалификация в данной области деятельности. Заказчик при проведении конкурса преследовал  задачу определить наиболее квалифицированного исполнителя, имеющего опыт успешного выполнения работ по предмету закупки и соответствующих специалистов, поскольку особенности исследований мостовых сооружений отличаются от дорог. В связи с этим, установлены соответствующие  показатели оценки об опыте  выполнения работ по обследованию и (или) испытаниям мостовых сооружений с железобетонным и (или) сталежелезобетонным пролетным строением, а также наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно Отзыву ГКУ РК «УправтодорКоми» от 19.09.2022 № 12/3456 (вх. от 19.09.2022 № 3672) предоставление информации  по указанным показателям  выступает лишь одним из критериев оценки участника. К участию в закупке может быть допущено любое лицо, соответствующее в том числе позиции 18 Раздела III Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Доводы заявителя считают необоснованными; закупка является социально значимой; согласно Протоколу № 0307200030622002058 от 20.09.2022 подведения итогов электронного конкурса № 2181 по определению подрядчика для выполнения работ по обследованию мостовых сооружений в МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Ижемский», МО МР «Сосногорск», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Печора», МО ГО «Усинск» в конкурсе приняли участие два участника. Запросы  о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки не поступали. По мнению Комиссии Коми УФАС России установленный заказчиком спорный показатель оценки соответствует предмету закупки. Доказательства обратного заявителем не представлены.

   Таким образом, действия заказчика в части установления показателя оценки: «Выполнение работ (оказание услуг) по обследованию и (или) испытаниям мостовых сооружений с железобетонным и (или) сталежелезобетонным пролетным строением на автомобильных дорогах общего пользования» не противоречат подпункту "в" пункта 32

Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604.

        5. Относительно второго довода заявителя Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу подпункта «б» пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения (то есть квалификация участников закупки), подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения (то есть - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта).

В обжалуемой закупке заказчиком для оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» применялся показатель «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», что противоречит подпункту «б» пункта 32 Положения, так как предмет закупки относится к работам по ремонту, содержанию автомобильной дороги.

Следовательно, соответствующий довод жалобы обоснован, а заказчик признается нарушившим подпункт «б» пункта 32 Положения.

6. Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99  Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).  

ИП <...>ой А.А. не приведено доказательств, подтверждающих невозможность подачи заявки для участия в закупке в связи с выявленным нарушением. Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ни в основном виде деятельности, ни в дополнительных видах деятельности ИП <...>а А.А. (ИНН: 663305244107; ОГРНИП: 32266580004812) не указано видов деятельности по выполнению работ по обследованию и диагностике мостовых сооружений.

         С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

    

          1. Признать жалобу ИП <...>ой А.А. в части довода о нарушении заказчиком - государственным казенным учреждением Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» подпункта б) пункта 32 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604, обоснованной; в остальной части – необоснованной.

            2. Признать действие заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в части установления  детализирующего показателя  «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» противоречащим подпункту  б) пункта 32 Положения.  

            3. С учетом характера установленного нарушения Положения, стадии закупки, социальной значимости объекта закупки, предписание заказчику об устранении выявленных нарушений  не выдавать.

          4. Решить вопрос о передаче  уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении  административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение.

 

           Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                    (……..)

Члены комиссии                                                                                                (……..)

                                                                                                                  (……..)

Связанные организации

Связанные организации не указаны