Предупреждение №02-01/5404 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 26 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

26 июля 2021 года

 

 

№02-01/5404

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ООО «Альтернатива» от 01.03.2021 (вх. № 1875 от 26.04.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Согласно материалам заявления ООО «Альтернатива» принадлежит на праве собственности объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 157, назначение – нежилые помещения здания административного корпуса площадью – 2 725,2 кв.м.

Из материалов заявления следует, что между ООО «Альтернатива» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на оказание услуг обращению с ТКО от 2018 года № 1214/РО-П/2018 (далее – договора на ТКО от 2018 года), согласно которому стороны договорились осуществлять учет объема массы и (или) объема ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 2018 года установлен адрес, с которого необходимо оказывать услугу по вывозу ТКО: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 157, офис 204 (далее – Объект), объем вывозимых ТКО с 01.11.2018 по 31.12.2018 - 10,150 куб/м.

Согласно материалам заявления ООО «Альтернатива» сдает часть помещений Объекта в аренду (во временное пользование) другим лицам. Обязанность по обращению с ТКО с Объекта возложена на ООО «Альтернатива», за исключением помещений, которые сдаются в аренду ГКУ РК «Дирекция по содержанию казенного имущества Республика Коми», АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед».   

В письме от 22.06.2021 № РО-9821/ис (вх. № 2801 от 25.06.2021) ООО «Региональный оператор Севера» указывает, что объем ТКО по договору на ТКО от 2018 года рассчитывался исходя из норматива накопления ТКО, где применялся норматив, предусмотренный для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций, где применялся показатель 0,87 куб/м на 70 сотрудников, осуществляющих свою деятельность на Объекте ООО «Альтернатива».

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ООО «Альтернатива» письмо от 06.10.2020 № РО-16690/ис, в котором региональный оператор указал, что для заключения договора на оказания услуг по обращению с ТКО Обществу необходимо представить соответствующие документы.

ООО «Альтернатива» в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 30.10.2020 № 54 направило запрашиваемые региональным оператором копии документов.

ООО «Региональный оператор Севера» в адрес ООО «Альтернатива» направило письмо от 27.11.2020 № РО-22142/ис о смене наименования организации, адреса юридического лица, о расторжении ранее заключенного договора на ТКО и необходимости заключения нового договора на ТКО.

Письмом от 30.11.202 № РО-22959/ис ООО «Региональный оператор Севера» направило копию договора на оказания услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 2479/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

Согласно пункту 12 договора на ТКО от 11.01.2021 стороны согласились осуществлять учет массы и (или) объема ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору предусмотрен объем вывозимых ТКО с Объекта ООО «Альтернатива», который составил  - 274,411 куб/м в год, расходы за их вывоз – 210 633,72 руб. в год.

Договор на ТКО от 11.01.2021 был подписан ООО «Альтернатива» с пометкой - с протоколом разногласий.

  ООО «Альтернатива» в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направило протокол разногласий к договору на ТКО от 11.01.2021, где потребитель, в том числе просит изменить способ учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество вывозок и объема контейнера для складирования ТКО (на предприятии организован раздельный учет ТКО), изменить приложения № 1, 2 к договору на ТКО, а именно – объем вывозимых ТКО с Объекта ООО «Альтернатива» - 117,75 куб/м, расходы за их вывоз - 92 857,65 руб.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 23.04.2021 № РО-7290/ис сообщило ООО «Альтернатива» об отказе рассмотрения протокола разногласий к договору на ТКО от 11.01.2021 в связи с отсутствием необходимых документов.

ООО «Альтернатива» указывает, что на Объекте Общества организовано раздельное накопление ТКО, что подтверждается договорами, заключенными с ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» на прием и обезвреживание ртутьсодержащих отходов от 12.04.2013 № 167, согласно которому казенное учреждение оказывает услуги по приему и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, с ООО «КарБум» - на оказание услуг от 10.01.2020 по вывозу и шредированию офисного архива, упаковочного картона.

Кроме того, ООО «Альтернатива» указывает, что Общество ведет учет объема ТКО, который вывозит ООО «Региональный оператор Севера», который составляет от 9,0 куб/м до 10,5 куб/м в месяц, расходы за их вывоз – от 7097,4 руб. в месяц до 8280,3 руб. в месяц, что подтверждается актом, составленным Обществом.

Коми УФАС России, изучив материалы заявления, соответствующую нормативно-правовую базу, установило следующее. 

При заключении договора на ТКО от 2018 года ООО «Альтернатива» направило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» заявку на заключение договора, в которой содержался документ, указывающий на количество расчетных единиц – 70 человек, в связи с чем, региональный оператор при расчете объем вывозимых ТКО применил единицу измерения – 70 человек, осуществляющих свою деятельность на территории Объекта ООО «Альтернатива».

Из материалов заявления следует, что ООО «Региональный оператор Севера» осуществляло учет объема ТКО исходя из расчета единиц – 70 человек, что подтверждается выставленными региональным оператором счета-фактурами. 

При заключении договора на ТКО от 11.01.2021 ООО «Альтернатива» направило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» аналогичную информацию, которая была направлена потребителем при заключении договора на ТКО от 2018 года.

На основании пунктов 8(6), 8(7) Постановления № 1156 в заявке потребителя указываются следующие сведения:

а) реквизиты потребителя:

для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;

для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя;

б) наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил;

в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;

б) документы, подтверждающие наличие:

у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов;

у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации);

г) документы, содержащие сведения:

о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;

о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).

   Следовательно, ни Постановлением № 1156, ни Правилами № 505, ни Приказом № 20/24 не предусмотрен перечень документов, который потребители должны представить для подтверждения численности сотрудников, осуществляющих деятельность на его объекте.

 

На основании части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Из материалов заявления следует, что ООО «Альтернатива представило к заявке на заключение договора на ТКО от 11.01.2021 документ, содержащий сведения о количестве работников, осуществляющих деятельность на Объекте Общества, количество которых составляет - 70 сотрудников.

Доказательств того, что ООО «Альтернатива» представило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» недостоверные сведения о численности сотрудников, осуществляющих свою деятельность на Объекте потребителя, в материалы заявления не представлено.

Кроме того, при заключении договора на ТКО от 2018 года ООО «Альтернатива» были представлены аналогичные документы и информация, подтверждающие численность сотрудников на Объекте Общества, которые были приняты ООО «Региональный оператор Севера» при заключении указанного договора на ТКО. 

  Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданампотребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Из материалов заявления следует, что в договоре на ТКО от 2018 года объем вывозимых ТКО составлял 5,075 куб/м в месяц, расходы за их вывоз – 5 288,86 руб. в месяц. Вместе с тем договором на ТКО от 11.01.2021 объем вывозимых ТКО с объекта ООО «Альтернатива» в месяц составляет – 22,700 куб/м, расходы за их вывоз – 17 552,81  руб. в месяц.

Следовательно, расходы за вывоз ТКО для ООО «Альтернатива» увеличились почти в 3 раза. При этом ООО «Альтернатива» представило документы, в соответствии с которыми  объем вывозимых ТКО в 2021 году остался на том же уровне, что и объемы ТКО, вывоз которых осуществлялся в рамках договора на ТКО от 2018 года.

Новых объектов при заключении договора на ТКО от 11.01.2021 в сравнении с договором на ТКО от 2018 года не появилось.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании региональным оператором ООО «Альтернатива» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 года, в соответствии с которыми региональным оператором применяется норматив накопления ТКО - 0,1 куб/м на 1 кв.м. от площади объекта, тогда как Общество представило документ, содержащий сведения о количестве работников, осуществляющих деятельность на Объекте ООО «Альтернатива», в связи с чем, ООО «Региональный оператор Севера» должно применить норматив накопления ТКО 0,87 куб/м. на 1 кв.м., что привело к увеличению объемов и (или) массы ТКО, и как следствие к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, что приводит  (может привести) к ущемлению интересов ООО «Альтернатива» в сфере предпринимательской деятельности.    

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ООО «Альтернатива» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем установления в таком договоре на ТКО норматива накопления ТКО исходя из количества сотрудников, осуществляющих свою деятельность на указанных объектах, – 0,87 куб/м. на 1 сотрудника, как это было ранее согласовано сторонами в договоре на ТКО от 2018 года, заключенном между ООО «Альтернатива» и ООО «Региональный оператор Севера».    

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны