Решение №НГ/2666/24 решение от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

                                                                                         

РЕШЕНИЕ

по делу № 011/07/3-376/2024

 

Дата и место рассмотрения жалобы – 26 апреля 2024 года, г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу исх. от 17.04.2024 № 0417/24 (вх. от 17.04.2024 № 3899-ЭП/24) общества с ограниченной ответственностью «Туристическая компания «Финист трэвел» (далее – ООО «ТК «Финист трэвел», заявитель), направленную также письмом ФАС России исх. от 22.04.2024 № 28/34622/24 (вх. от 23.04.2024 № 4109-эп/24), в отношении организатора – АО «Газпром закупки», касающуюся проведения закупки способом закрытых маркетинговых исследований по предмету Оказание услуг по организации отдыха для детей работников ООО «Газпром трансгаз Ухта» в детском лагере в г. Сочи в 2024 году для нужд ООО «Газпром трансгаз Ухта» № 0095/24/2.1/00001194/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/04.03.2024 (номер извещения в единой информационной системе закупок 32413349437), далее – жалоба,

в присутствии:

- <…>  – представителя ООО «Туристическая компания «Финист трэвел» по доверенности,

- <…>  – представителей АО «Газпром закупки» по доверенностям,

в отсутствии на заседании представителей ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Электронная торговая площадка ГПБ», извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

АО «Газпром закупки», ООО «ТК «Финист трэвел» были заявлены ходатайства о проведении заседания по рассмотрению жалобы посредством видеоконференцсвязи. Заявленные ходатайства удовлетворены.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» было заявлено ходатайство о проведении заседания по рассмотрению жалобы без участия представителя заказчика.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем оспариваются действия закупочной комиссии в части принятия решения об отклонении его заявки. По мнению заявителя, при рассмотрении его заявки закупочной комиссии следовало учесть представленные в составе заявки оборотно-сальдовые ведомости в части статей 50, 51 по счету «Оплата от покупателей», в соответствии с которыми годовая выручка  ООО «ТК «Финист трэвел» более чем на 100 процентов превышает цену за весь объем закупки, и другие дополнительно представленные документы.

Согласно представленным письмом ООО «Газпром трансгаз Ухта» вх. от 24.04.2024 № 4174-эп/24 письменной информации и копиям документов в соответствии с пунктом 5.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 №3168, заказчиком - ООО «Газпром трансгаз Ухта» с АО «Газпром закупки» заключен агентский договор на организацию и проведение конкурентных и неконкурентных (маркетинговых исследований) закупок, а также совершение юридических и/или иных действий, связанных с исполнением договора. Информацией по закупке обладает организатор закупки, в связи с чем она не может быть представлена заказчиком.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» явилось заказчиком закупки способом закрытых маркетинговых исследований по предмету Оказание услуг по организации отдыха для детей работников ООО «Газпром трансгаз Ухта» в детском лагере в г. Сочи в 2024 году для нужд ООО «Газпром трансгаз Ухта» № 0095/24/2.1/00001194/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/04.03.2024 (номер извещения в единой информационной системе закупок 32413349437), далее – закупка/ маркетинговые исследования, ЕИС.

Закупка проводилась на электронной торговой площадке ЭТП ГПБ, оператором которой является ООО ЭТП ГПБ.

Проводимая закупка являлась неконкурентной - проводилась способом закрытых маркетинговых исследований в электронной форме в соответствии с разделом 15 Положения о закупках.

На основании агентского договора от 28.06.2018 № 90-2018, агентского поручения № 1/24/90-2018 от 29.12.2023 организацией и проведением закупки занимался организатор закупки -  АО «Газпром закупки».

Следовательно, заявителем обжалуются действия организатора закупки – АО «Газпром закупки».

АО «Газпром закупки» письмом вх. от 24.04.2024 № 4183-эп/24 представлены возражения на жалобу, запрашиваемые материалы.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно статье 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии со статьей 3 Закона о закупках:

2. Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

3.2. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

5. Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

По части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденное решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 №3168, далее – Положение о закупках, размещено в ЕИС.

Согласно пункту 1.2.35 Положения о закупках маркетинговые исследования – способ неконкурентной закупки, при котором Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

В соответствии с протоколом №1/0095/24/2.1/00001194/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/04.03.2024 по подведению итогов маркетинговых исследований № 0095/24/2.1/00001194/ТГУхта/ПР/ГОС/Э/04.03.2024 Оказание услуг по организации отдыха для детей работников ООО «Газпром трансгаз Ухта» в детском лагере в г. Сочи в 2024 году для нужд ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 03.04.2024 (далее – протокол от 03.04.2024) комиссией по маркетинговым исследованиям по результатам рассмотрения предложений участников, содержащихся в заявках, заключения и рекомендаций экспертов решила: заявку с идентификационным номером участника 1 отклонить по пункту 6 Методики.

Из представленной АО «Газпром закупки» письменной информации и устных пояснений представителей организатора, заслушанных в ходе заседания, следует, что при определении уровня финансовой стабильности участника закупки, организатор проверяет, соответствие максимального размера годовой выручки  участника за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок, минимальному пороговому значению, равному 30% от НМЦ. Несоответствие этому показателю является основанием для отклонения заявки. Область проверки ограничена только отчетом о финансовых результатах как законодательно определенном документе финансовой отчетности. Из отраженного в отчете показателя выручки устанавливается налогооблагаемая база юридического лица (в частности налог на прибыль). Организатор указывает, что ни одно из представленных в отчете о финансовых результатах заявителя значений выручки (показатели выручки составили: за 2021 год = 9 395,00 тыс. руб.; за 2022 год = 9 078,00 тыс. руб.; за 2023 год = 11 340,00 тыс. руб.) не отвечает предусмотренному пунктом 6 раздела 1 Методики требованию о превышении 30-ти процентного порогового значения. Как отмечает организатор, указанный подход в равной мере применяется ко всем участникам и создает организатору возможность определения предсказуемого, объективно администрируемого результата, основанного на официальных данных бухгалтерской отчетности, самостоятельно сформированных участником.

Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания на основании имеющихся материалов, заслушав пояснения представителя заказчика, установлено следующее.

Согласно пунктам 2.5.2, 2.5.7 документации о маркетинговых исследованиях (далее – документация),  рассмотрение и оценка Заявок проводится в соответствии с условиями, указанными в Приложении 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях». Комиссия вправе отклонить Заявки в соответствии с Разделом «Анализ Заявки на предмет соответствия  Участника и состава Заявки требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие  в маркетинговых исследованиях».

В пункте 6 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия Участника и состава заявок требованиям Документации» Методики анализа и оценки заявок участников Маркетинговых исследований, являющейся приложением № 3 к документации, предусмотрено следующее основание отклонения заявки:

 

 

Суть требования

Документ, представляемый Участником

Проверяемые сведения

Перечень оснований для отклонения заявок

6

Уровень финансового состояния и обеспеченности финансовыми ресурсами участника закупки

Копии баланса за прошедший год с отметкой налогового органа о приёме, либо с приложением документов, подтверждающих сдачу баланса в налоговый орган;

Копии отчета о финансовых результатах за последние 2 года, предшествующих дате окончания срока подачи Заявок, с отметкой налогового органа о приёме, либо с приложением документов, подтверждающих сдачу отчета в налоговый орган

Для ИП – копии налоговых деклараций за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в Маркетинговых исследованиях, с отметкой налогового органа о приеме, либо с приложением документов, подтверждающих сдачу деклараций в налоговый орган

Уровень финансовой стабильности участника

Максимальная годовая выручка за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи Заявок, менее 30% от начальной (максимальной) цены Маркетинговых исследований.

В соответствии с пунктом 26 Раздела 2 «Опросный лист по критериям оценки Участников» Методики анализа и оценки заявок участников Маркетинговых исследований, являющейся приложением № 3 к документации, областью проверки является наибольшее значение из показателей выручки Участника за три последних отчетных календарных года. Проверяемые требования - размер годовой выручки организаций (кроме учреждений) признается равным показателю строки 2110 «Выручка» из отчета о финансовых результатах (ОКУД 0710002, ОКУД 0710002).

ООО «ТК «Финист трэвел» подана заявка на участие в закупке с идентификационным номером участника 1 (далее – заявка ООО «ТК «Финист трэвел»).

Согласно предствленным в составе заявки ООО «ТК «Финист трэвел» отчетам о финансовых результатах в виде файлов «27.Упрощенная бух отчетность 2022», «28.Упрощенная бух отчетность 2023» показатели выручки составили: за 2021 год - 9 395,00 тыс. руб.; за 2022 год = 9 078,00 тыс. руб.; за 2023 год = 11 340,00 тыс. руб.

Установленная начальная (максимальная) цена маркетинговых исследований составляет 142500000,00 руб., 30 % - 42750000,00 руб.

Из указанного следует, что ни одно из представленных в составе заявки ООО «ТК «Финист трэвел» значений выручки не соответствует установленному в пункте 6 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия Участника и состава заявок требованиям Документации» Методики анализа и оценки заявок участников Маркетинговых исследований, являющейся приложением № 3 к документации, требованию о максимальной годовой выручке за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи Заявок, не менее 30% от начальной (максимальной) цены Маркетинговых исследований, что является основанием для отклонения заявки.

Довод заявителя о том, что комиссией по маркетинговым исследованиям для установления годовой выручки не учтены дополнительно представленные ООО «ТК «Финист трэвел» в составе заявки копии документов (оборотно-сальдовая ведомость, записка «Об особенностях бухучета у агентов», справки по оборотам по банковским счетам в ПАО Сбербанк, ПАО Банк «ФК Открытие», исполненные в 2023 году договоры с ООО «Газпром трансгаз Чайковский», финансовая отчетность за 2022 год предлагаемого заявителем к закупке детского лагеря) является необоснованным в связи с тем, что предлагаемый заявителем способ учета выручки основан на его предположении и противоречит требованиям закупочной документации.

Таким образом, действия комиссии по маркетинговым исследованиям в части принятия решения, оформленного протоколом от 03.04.2024, об отклонении заявки ООО «ТК «Финист трэвел» с идентификационным номером участника 1 по пункту 6 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия Участника и состава заявок требованиям Документации» Методики анализа и оценки заявок участников Маркетинговых исследований, являющейся приложением № 3 к документации, соответствуют положениям закупочной документации.

Нарушений требований Закона о закупках не установлено, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

<…>       

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…> 

 

<…> 

 

 

Решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны