Решение №01-122/417 РЕШЕНИЕ от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

 

Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомуслуги»

   
 

Корабельная ул., д. 3, пгт. Краснозатонский, г. Сыктывкар, 167904

   
 

Акционерное общество «Коми энергосбытовая компания»

   
 

Первомайская ул., д. 70, г. Сыктывкар, 167000

 

Электронная площадка

АО «Сбербанк-АСТ»

info@sberbank-ast.ru

19 января 2021 года

 

№ 01-122/417

г. Сыктывкар

     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» (далее - АО «Коми энергосбытовая компания», заявитель) исх. от 31.12.2020 б/н (вх. от 31.12.2020 № 6457) в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомуслуги" (далее - МУП «Жилкомуслуги», заказчик), касающуюся проведения закупки способом аукциона в электронной форме на право оказание услуг по расчету размера платежей за коммунальные услуги и формирование платежных документов на 2021 год, номер извещения 32009851784 в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru (далее – жалоба, закупка),

при участии:

<…>,

<…>,

<…>,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель обжалует действия заказчика в части сокращения срока для направления запроса о даче разъяснений положений документации, сокращение срока подачи заявок для участия в закупке, установления в закупочной документации требования о том, что используемый при расчете размера платежей за коммунальные услуги и формирование платежных документов программный продукт должен быть совместим с имеющимся у заказчика программным продуктом UFR «Претензионная работа».

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком закупки явилось МУП «Жилкомуслуги».

Закупка проводилась на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ».

Положение о закупке товаров, работ, услуг МУП «Жилкомуслуги», утвержденное директором МУП «Жилкомуслуги» 12.12.2018 (далее – Положение), размещено в единой информационной системе 12.12.2018.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом аукциона в электронной форме.

Извещение о проведении электронного аукциона № 32009851784 (далее – извещение) размещено в единой информационной системе 25.12.2020.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 506 792,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок – 25.12.2020.

Дата окончания подачи заявок – 10.01.2021.

Дата подведения итогов – 12.01.2021.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Согласно части 19 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке

Согласно пункту 6.1 Положения заказчик вправе провести любую конкурентную процедуру закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) в электронной форме.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.3 Положения открытый аукцион на право заключения договора на закупку товаров, работ, услуг проводится в случае, когда предложения участников закупки можно сравнить только по критерию цены.

Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона и аукционную документацию не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, за исключением случаев, когда сведения о закупке не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с п. 1.4.10 настоящего Положения.

Согласно пункту 3.3.1 Положения Аукционная документация должна содержать сведения, предусмотренные п. 1.8.2 настоящего Положения.

Пункт 1.8.2 Положения содержит аналогичные нормы, установленные частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

1. По доводу заявителя о сокращении заказчиком срока для направления запроса о даче разъяснений положений документации установлено следующее.

По мнению заявителя, вышеуказанные действия заказчика приводят к невозможности обратиться в установленный срок с запросом о предоставлении разъяснений, поскольку возможность участника закупки направить запрос о предоставлении разъяснений закупочной документации была представлена только 28.12.2020.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 1.8.10 Положения заказчик вправе не давать разъяснений положений извещения и (или) документации о конкурентной закупке, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Частью 9 раздела 1 закупочной документации установлен порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Согласно части 9 раздела 1 закупочной документации любой участник аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить с использованием функционала электронной площадки, на которой размещены извещение и документация закупки, запрос Заказчику о разъяснении положений документации об Аукционе.

В течение трех дней со дня поступления указанного запроса Заказчик осуществляет разъяснение положений документации и размещает их на официальном сайте и на электронной площадке с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в Аукционе.

Разъяснение положений документации об аукционе не должно изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Законом о закупках не установлено требований о минимальном количестве дней для возможности подачи участником закупки запроса для дачи разъяснений положений закупочной документации.

Законом установлено право заказчика не осуществлять разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

МУП «Жилкомуслуги» разместило в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещение о проведении закупки в установленные законом сроки.

Заявитель имел возможность подать запрос для дачи разъяснений с 25.12.2020 по 28.12.2020.

Таким образом, Коми УФАС России нарушений Закона о закупках, Положения по данному доводу не установлено.

2. По доводу заявителя в части сокращения срока подачи заявок для участия в закупке установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 3.3 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Согласно части 3 статьи 3.3 Закона о закупках участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

В Законе о закупках не содержится положений, указывающих на то, что дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке не должна приходиться на выходной день. Положение также не содержит указанных норм.

Извещение о закупке размещено в ЕИС, на сайте электронной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ» (далее – ЭТП) в установленные законом сроки.

Согласно информации, размещенной на ЭТП, электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» установлено, что ЭТП в период новогодних праздничных дней работала круглосуточно без выходных в автоматическом режиме.

Все операции по подписанию, направлению и получению документов посредством штатного интерфейса площадки будут доступны в личных кабинетах пользователей в штатном режиме.

С учетом количества рабочих дней для подготовки в рассматриваемом случае фактически можно было подать заявку, потенциальные участники электронного аукциона могли своевременно подать заявки на участие в нем. Соответственно, хозяйствующий субъект, желающий подать заявку на участие в электронном аукционе, обязан предполагать возможные последствия своего бездействия в виде ненадлежащей заявки и нести соответствующие риски.

Согласно абзацу 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Окончание срока для подачи заявок в выходной день само по себе не может быть расценено как нарушение, допущенное организатором торгов, так как подача заявки на участие в электронном аукционе осуществляется через электронную площадку.

Заявитель, в поданной жалобе, не представил доказательств невозможности подачи заявки в установленные сроки.

Ссылка заявителя на Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 2823/11 по делу N А66-1568/2010 не принимается Комиссией Коми УФАС России, поскольку судом были рассмотрены иные обстоятельства дела, не связанные с рассмотрением настоящей жалобы.

На основании изложенного, Коми УФАС России нарушений Закона о закупках, Положения по данному доводу не установлено.

3. По доводу заявителя в части установления в закупочной документации требования о том, что используемый при расчете размера платежей за коммунальные услуги и формирование платежных документов программный продукт должен быть совместим с имеющимся у заказчика программным продуктом UFR «Претензионная работа» установлено следующее.

Согласно пункту 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик

Пункты 1.8.2.1, 1.8.2.3 Положения содержат аналогичные положения.

Согласно пункту 2.6 технического задания, являющегося частью закупочной документации, используемый при расчете размера платежей за коммунальные услуги и формирование платежных документов программный продукт обусловлен необходимостью интеграции (обмен данными между программными продуктами с возможной последующей их обработкой) и совместимости с имеющимся программным продуктом UFR «Претензионная работа», позволяющим вести аналитический учет по судебным решениям в отношении потребителей: задолженности по судебным документам (по реквизитам, периодам, суммам основного долга, пени, госпошлин, судебных расходов, оплаты), формирование отчетности по претензионной работе.

Таким образом, заказчик установил требование о том, что программный продукт, используемый потенциальным участником торгов, был совместим с имеющимся у заказчика программным продуктом UFR «Претензионная работа.

По мнению заявителя, UFR «Претензионная работа» является программой, разработанной для ограниченного круга лиц, которая разрабатывается только в г. Сыктывкаре и работает только в г. Сыктывкаре. Сведения, необходимые для интеграции с данным программным обеспечением в открытом доступе отсутствуют.

Как следует из пояснений заказчика, требование пункта 2.6 технического задания обусловлено тем, что у заказчика установлен программный продукт UFR «Претензионная работа», в который интегрируется информация о размере платежей за коммунальные услуги и информация (отчеты) по срокам (периодам) образования за должности потребителей по видам услуг, задолженности по пени.

Приобретение (установка) каких-либо дополнительных программ, с учетом уже внедренных и используемых заказчиком не предусмотрено.

Заказчик указывает, что ссылка заявителя на то, что программный продукт UFR «Претензионная работа» не доступен для широкого круга участников, является недостоверной. Любое заинтересованное лицо вправе приобрести право пользования указанным продуктом для своих целей.

Представителем заказчика приобщены к делу скриншоты с сайта официального разработчика UFR «Претензионная работа», указывающие на свободный доступ к указанному проигранному обеспечению.

Достаточных доказательств того, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся оспариваемого требования закупки, указывающие на ограничение право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствующее каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Наоборот, указанное требование установлено для всех претендентов на участие в закупке.

Указание заказчиком особых характеристик товара (услуги), которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики его деятельности, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС России, проанализировав представленные материалы, установила, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, соответствует требованиями Закона о закупках, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках, Положения о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО «Коми энергосбытовая компания» необоснованной.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны