Предупреждение №02-01/695 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

27 января 2022 года

 

 

№ 02-01/695

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> от 20.10.2021 № 80/10 (вх. № 4689 от 27.11.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Согласно пунктам 10, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона), при совершении хозяйствующими субъектами актов недобросовестной конкуренции (пункт 9 статьи 4, статьи 14.1 –14.8 Закона).

Исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со ст. 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлены, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Между Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство) региональным оператором по обращению с ТКО 22.06.2018 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Республики Коми.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Коми утверждены Министерством приказом от 20.12.2018 № 70/42-Т на период с 01.01.2019 по 31.12.2021.

Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закон № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства от 30.12.2016 № 20/24-Т утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми в зависимости от категории объектов, в том числе объекты оптово-розничной торговли – 0,28 куб. м./год на 1 кв. м. площади. 

Согласно пункту 5 Правил № 1156 Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

В соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами № 1156, объем ТКО у потребителя услуги определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО.

Согласно п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 настоящих Правил.

Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Согласно части 2 статьи 13.4 Закона об отходах накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

В соответствии с частью 6 статьи 13.4 Закона об отходах накопление ТКО  осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2020 N Ф06-62643/2020 по делу № А57-21232/2019).

Постановлением Правительства РК от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми (далее – Порядок).

 Согласно разделу 4 Порядка:

 4.1. Раздельное накопление ТКО предусматривает раздельное складирование по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов.

4.2. Раздельное накопление ТКО организуют операторы по обращению с ТКО, Региональный оператор, а собственники ТКО осуществляют накопление в соответствии с настоящим Порядком, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.

4.3. При наличии на контейнерной площадке контейнеров с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242 (далее - ФККО), осуществляется раздельное накопление ТКО:

4.3.1) в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы производства бумаги и бумажных изделий;

4.3.2) в контейнеры с оранжевой (желтой) цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные;

4.3.3) в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы стекла и изделий из стекла незагрязненные;

4.3.4) в контейнеры с черной цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы пищевой продукции, органические остатки;

4.3.5) в контейнеры с серой цветовой индикацией складируются отходы, не относящиеся к ТКО, указанным в пунктах 4.3.1 - 4.3.4 настоящего Порядка.

4.4. При осуществлении раздельного накопления ТКО могут по необходимости использоваться дополнительные цветовые обозначения (например, накопление стекла различных цветов, накопление текстиля).

В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039):

места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (пункт 3).

В силу пунктов 11, 12 Правил № 1039 уполномоченный орган ведет реестр мест (площадок) накопления ТКО, куда вносятся сведения о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 18 Правил № 1039 раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения:

для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства.

В случае если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (пункт 21).

Согласно материалам заявления ИП <…> представляется в аренду объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, 125/7, площадью 2 681,4 кв.м., что подтверждается договорами арендами от 01.06.2020 № 1, от 01.05.2021 № 1, заключенными между индивидуальным предпринимателем и индивидуальным предпринимателем <…>. 

Из материалов заявления следует, что между ИП <…> и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 4937/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

Согласно пункту 12 договора на ТКО от 11.01.2021 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 11.01.2021 предусмотрены объект и объемы вывозимых ТКО – Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, строение 125/7 (склад оптовой торговли) (далее – Объект), объем вывозимых ТКО составляет 660,5658 куб/м.

Приложением № 2 к договору на ТКО от 11.01.2021 предусмотрены расходы за вывоз ТКО в 2021 году, которые составили 533 145,84 руб. в год.

Из приложения № 2 к договору на ТКО от 11.01.2021 следует, что норматив накопления ТКО в отношении  Объекта ИП <…> установлен ООО «Региональный оператор Севера» для объектов оптово-розничной торговли, расчетная единица – 0,28 куб/м в год на 1 кв.м. от всей площади здания, общая площадь Объекта составляет 2 359,5 кв.м.

Согласно материалам заявления ИП <…> направила в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 23.06.2021 № 89/06, в котором указала, что на ее Объекте организовано раздельное накопление ТКО, между потребителем и ООО «Фирма «Комивторцветмет» заключен договор для утилизации картона, бумаги, полиэтилена, а также, что объемы, установленные в договоре на ТКО от 11.01.2021, не образуются в ходе деятельности заявителя.

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ИП <…> письмо от 30.07.2021 № РО-11616/ис, в котором указало, что для изменения способа учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО индивидуальному предпринимателю необходимо представить копии документов, подтверждающих, что на ее Объекте организовано раздельное накопление ТКО.

ИП <…> в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направило письмо от 04.08.2021 № 37/08, согласно которому индивидуальный предприниматель просит изменить способ учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО.

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ИП <…> письмо от 17.08.2021 № РО-1222/ис, в котором региональный оператор повторно указал на необходимость представления индивидуальным предпринимателем копий документов, подтверждающих, что на Объекте потребителя организовано раздельное накопление ТКО.

ИП <…> направила в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 10.08.2021 № 79/08, в котором индивидуальный предприниматель просит представить список организаций, входящих в Схему потоков вторичных ресурсов на территории Республики Коми.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 11.08.2021 № РО-12089\ис сообщило, что информация об организациях по приему, обезвреживанию и утилизации вторичных материальных ресурсов представлена в приложении 10.2 «Схема потоков вторичных ресурсов на территории Республики Коми и приложении 6 «Сведения об объектах утилизации и обезвреживанию отходов» Территориальной схемы обращения с отходами Республики Коми, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 11.12.2020 № 2286.

ИП <…> в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направила письмо от 19.08.2021 № 129/08, в котором просила изменить в договоре на ТКО от 11.01.2021 способ учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО, осуществлять вывоз ТКО – ежедневно.

Из материалов заявления следует, что ИП <…> письмом от 17.09.2021 № 83/09 направила в адрес ООО «Региональный оператор Севера» протокол разногласий от 01.09.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которым заявитель просит регионального оператора с сентября 2021 года изменить в договоре на ТКО от 11.01.2021 способ учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО.

К вышеуказанному протоколу разногласий ИП <…> также приложен расчет объемов вывозимых ТКО с ее Объекта и расходов, связанных с их вывозом, которые составили:

- в период с 01.01.2021 по 31.08.2021 - 440,37712 куб/м, расходы за их вывоз  – 347 281,36 руб.;

- в период с 01.09.2021 по 31.12.2021 – 66 куб/м, расходы за их вывоз – 54 490,28 руб.

Из материалов заявления следует, что ООО «Региональный оператор Севера» на протокол разногласий от 01.09.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021 письмом от 27.09.2021 № РО-13833/ис направило в адрес ИП <…> протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий от 01.09.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021.

В вышеуказанном письме ООО «Региональный оператор Севера» указало на отказ в изменении в договоре на ТКО от 11.01.2021 способа учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО, в связи с тем, что на Объекте ИП <…>. установлено два контейнера для складывания ТКО объемами – 0,75 куб/м, что не соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-21).

Согласно материалам заявления ИП <…> был заключен с ООО «ПВС» договор купли-продажи вторичного сырья от 01.08.2021, согласно которому по настоящему договору индивидуальный предприниматель обязуется передавать в собственность ООО «ПСВ» 1) Макулатуру: отходы бумаги и картона, образующиеся в результате хозяйственной деятельности заявителя (включают в себя отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные), 2) отходы полимеров, образующиеся в результате хозяйственной деятельности ИП <…> (включают в себя отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные), а ООО «ПСВ» обязуется принимать и оплачивать Вторичное сырье. 

Из материалов заявления следует, что стороны исполняют вышеуказанный договор, что подтверждается актами приема-передачи вторичного сырья от 16.09.2021, от 01.10.2021, 22.12.2021, от 16.12.2021, от 01.12.2021, от 24.12.2021, от 19.11.2021, от 09.11.2021, от 29.10.2021.

Кроме того, ИП <…> в заявлении указала, что сведения, согласно которым на ее Объекте осуществляется раздельное накопление ТКО, были внесены индивидуальным предпринимателем в реестр контейнерных площадок для раздельного сбора отходов на территории МО ГО «Сыктывкар».

Администрация МО ГО «Сыктывкар» письмом от 19.01.2022 № 01/1-14/1850 (вх. № 333 от 24.01.2021) представила в адрес Коми УФАС России копии документов и письменную информацию, согласно которым на Объекте ИП <…> организовано раздельное накопление ТКО.

Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.08.2021 № 8/2294 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2019 № 4/1149» на Объекте ИП <…> организовано раздельное накопление ТКО, количество контейнеров – 3 (зеленый для стекла, синий для макулатуры, желтый для пластика) из них: объемом 0,77 куб/м (2 шт.), 0,36 куб/м (1 шт.)

Следовательно, на Объекте ИП <…> организовано раздельное накопление ТКО.

Также в материалах заявления имеется Постановление Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 07.05.2021 № 5/1275 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2019 № 4/1149», согласно которому на Объекте ИП <….> зарегистрирована контейнерная площадка, количество контейнеров для складирования ТКО – 0,75 куб\м, количество - 2 шт.

ИП <…> письмом от 13.01.2022 № 29/01 (вх. № 128 от 14.01.2022) представила в адрес Коми УФАС России копии журналов вывоза ТКО за 2021 год, согласно которым ООО «Региональный оператор Севера» осуществляло вывоз ТКО с Объекта ИП <…> следующим образом: в январе 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 11 раз, объем вывозимых ТКО составил 16,5 куб/м; в феврале 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 9 раз, объем вывозимых ТКО составил 13,5 куб/м; в марте 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 12 раз, объем вывозимых ТКО составил 18 куб/м; в апреле 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 13 раз, объем вывозимых ТКО составил 19,5 куб/м; в мае 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 10 раз, объем вывозимых ТКО составил 15 куб/м; в июне 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 12 раз, объем вывозимых ТКО составил 18 куб/м; в июле 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 14 раз, объем вывозимых ТКО составил 12 куб/м; в августе 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 22 раза, объем вывозимых ТКО составил 16,5 куб/м; в сентябре 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 22 раза, объем вывозимых ТКО составил 16,5 куб/м; в октябре 2021 вывоз ТКО осуществлялся 16 раз, объем вывозимых ТКО составил 12 куб/м; в ноябре 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 12 раз, объем вывозимых ТКО составил 9 куб/м; в декабре 2021 года вывоз ТКО осуществлялся 14 раз, объем вывозимых ТКО составил 10,5 куб/м.

Согласно счетам-фактурам, выставленным ООО «Региональный оператор Севера» в рамках договора на ТКО от 11.01.2021 ИП <…> за 2021 год, объем вывозимых ТКО и расходы за их вывоз установлены в соответствии с требованиями договора на ТКО от 11.01.2021.

Материалами заявления установлено, что ИП <…> в период с февраля 2021 года по август 2021 года осуществляла оплату расходов за вывоз ТКО в соответствии с требованиями договора на ТКО, тогда как в период с октября 2021 года по декабрь 2021 года оплата за вывоз ТКО осуществлялась в размере 13 622,57 руб. 

В письме от 13.01.2022 № 29/01 (вх. № 128 от 14.01.2022) ИП <…>  указала, что оплата в период с сентября 2021 года по декабрь 2021 года осуществлялась индивидуальным предпринимателем в соответствии расходами за вывоз ТКО, указанными в ее протоколе разногласий от 01.09.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021.

ООО «Региональный оператор Севера» в письме от 27.12.2021 № РО-18004/ис (вх. № 5796 от 30.12.2021) указало, что причиной отказа изменения способа учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО является отсутствие на Объекте ИП <…> необходимого количества контейнеров для осуществления деятельности по вывозу ТКО в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21. Также в указанном письме ООО «Региональный оператор Севера» указало, что ИП <…> уведомляла регионального оператора о том, что на ее Объекте организовано раздельное накопление ТКО, сообщила что между ней и ООО «ПВС» заключен договор купли-продажи вторичного сырья от 01.08.2021. Указанное также подтверждается материалами заявления, представленными ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 27.12.2021 № РО-18004/ис (вх. № 5796 от 30.12.2021).

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам - потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно пункту 6 СанПин 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.

В соответствии с пунктом 11 СанПин 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

- плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;

- плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

В силу подпункта «б» пункта 10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями, в том числе в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.

В силу подпунктов «б»-«г» пункта 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

- планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

- периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

- места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.

Материалами заявления Коми УФАС России установлено, что на Объекте ИП <…> расположена контейнерная площадка, зарегистрированная в установленном порядке, на которой имеются два контейнера для складирования ТКО, объемами 0,75 куб/м.

В письме ООО «Региональный оператор Севера» от 27.12.2021 № РО-18044/ис (вх. № 5796 от 30.12.2021) указало, что с учетом действующего температурного режима накопления ТКО объем контейнерной площадки потребителя ИП <…> должен составлять 660,56568 куб/м (объем ТКО исходя из норматива указан в Приложении № 1 договора на ТКО от 11.01.2021 /365 дней (год)*3 дня (период накопления при t + и ниже) = 5,42931 куб/м).

Вместе с тем материалами заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» в рамках договора на ТКО от 11.01.2021 осуществляло вывоз ТКО с Объекта ИП <…> из 2 контейнеров для складирования ТКО объемами 0,75 куб/м.

Согласно журналам вывоза ТКО, представленным в материалы заявления ИП <…>, объемы вывоза ТКО в рамках договора на ТКО от 11.01.2021 в период с января 2021 года по декабрь 2021 года составили от 9 куб/м до 19,5 куб/м, объем которых рассчитывался исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.

Каких-либо претензий и (или) разногласий, касающихся несоответствия на Объекте ИП <…> количества контейнеров для складирования ТКО, ООО «Региональный оператор Севера» в адрес индивидуального предпринимателя не направлялось.

Следовательно, ООО «Региональный оператор Севера» в рамках договора на ТКО от 11.01.2021 осуществляло с Объекта ИП <…> вывоз ТКО исходя из двух контейнеров для складирования ТКО, объемами 0,75 куб/м.

Кроме того, материалами заявления установлено, что на Объекте ИП <…> организовано раздельное накопление ТКО.

На основании пункта 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.

Следовательно, с учетом того, что на Объекте ИП <…> организовано раздельное накопление ТКО, о чем индивидуальный предприниматель уведомила ООО «Региональный оператор Севера», ООО «Региональный оператор Севера» в рамках договора на ТКО от 11.01.2021 осуществляло вывоз ТКО исходя из двух контейнеров для складирования ТКО, у регионального оператора отсутствуют основания для отказа внесения изменений в договор на ТКО от 11.01.2021 в части изменения способа учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО.

Материалами заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» в период с сентября 2021 года по декабрь 2021 года выставляло в адрес ИП <…> счета-фактуры в рамках договора на ТКО от 11.01.2021 исходя из норматива накопления ТКО.

В письме от 13.01.2022 № 29/01 (вх. № 128 от 14.01.2022) ИП <…> указала, что отказ ООО «Региональный оператор Севера» в изменении способа учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО привел к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, сумма ущерба, согласно расчетам ИП <…>, составила 381 898,8 руб.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором ИП <…> в период с 01.09.2021 невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021, а именно в части отказа ООО «Региональный оператор Севера» в согласовании с индивидуальным предпринимателем изменений в договоре на ТКО от 11.01.2021, указанных в протоколе разногласий индивидуального предпринимателя от 01.09.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021, в части изменения способа учета ТКО с норматива накопления ТКО на количество и объемы контейнеров для складирования ТКО, тогда как на Объекте ИП <…> организовано раздельное накопление ТКО, что, в свою очередь, привело к увеличению расходов для заявителя, связанных с оплатой услуг за вывоз ТКО с Объекта потребителя, что привело (могло привести) к ущемлению интересов ИП <…> в сфере предпринимательской  деятельности.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения указанных действий по навязыванию ИП <…> невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с индивидуальным предпринимателем в договоре на ТКО от 11.01.2021 способа учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, с учетом требований, указанных в протоколе разногласий ИП <…> от 01.09.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021, предъявления платы за услуги по обращению с ТКО исходя из фактически оказанных услуг.

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                                      <…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны