Решение б/н Решение по делу № А 11-05/11 в отношении ООО "Тепловые сети ... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

 

 02-01/3728

Сыктывкар

 

 

Резолютивная часть решения оглашена     «14»  июня 2011 года

В полном объеме решение изготовлено     «17»  июня 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 11-05/11, возбужденное 06.05.2011 по признакам нарушения ООО «Тепловые сети Воркуты», адрес (место нахождения): 169900, Республика Коми,       г. Воркута, ул. Димитрова, д. 5А,  требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

при участии:

<…> – представителя ООО «Тепловые сети Воркуты» по доверенности б/н от 01.01.2011,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 06.05.2011 № 90  возбуждено дело № А 11-05/11 по признакам нарушения ООО «Тепловые сети Воркуты» требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО «Тепловые сети Воркуты» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление <…>  от 06.12.2010 № 212 (вх. № 327 от 27.01.2011) в отношении ООО «Тепловые сети Воркуты».

            Заявители считают, что в нарушение Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, ООО «Тепловые сети Воркуты» выставляло в 2010-2011 г.г. отдельной строкой в счетах-фактурах за тепловую энергию и теплоноситель, направленных для оплаты управляющим организациям МО ГО «Воркута» для дальнейшей передачи тепловой энергии и теплоносителя населению, стоимость услуг Общества по передаче тепловой энергии.

  <…> или их представители на рассмотрение дела не явились. Указанные лица о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, в  Коми УФАС России ходатайств об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явки вышеуказанных лиц или их представителей  по уважительным причинам не заявлено.

           Определением Коми УФАС России от 23.05.2011 № 02-01/3125 к участию в рассмотрении дела № А 11-05/11 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечена Служба Республики Коми по тарифам, адрес (место нахождения): 167000,  г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73.

  Письмом от 09.06.2011 № 03-06/2446 (вх. № 1145ф от 09.06.2011) Служба Республики Коми по тарифам направила в антимонопольное управление ходатайство с просьбой рассмотреть дело № А 11-05/11 в отсутствие представителя Службы.

Руководствуясь частью 2 статьи 45 Федерального закона «О защите конкуренции», и в отсутствии возражений лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей и представителя Службы Республики Коми по тарифам.

 

2.  Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

            2.1. Из представленных в материалы антимонопольного дела документов следует, что  ООО «Тепловые сети Воркуты» является на территории МО ГО «Воркута»  организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, что подтверждается Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 17.12.2008 № 92/2 «Об установлении тарифа на услугу по передаче тепловой энергии» в размере 395,62 руб. за 1 Гкал (без НДС).

   Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

   В силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

           Таким образом, ООО «Тепловые сети Воркуты» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии.

                        

  2.2. В силу Федеральных законов № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и № 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на тепловую энергию являются регулируемыми.

  В соответствии с п. 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Основы ценообразования), тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

  -    средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);

  -  стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.

  Согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.

   Таким образом, действующее законодательство допускает расчет стоимости коммунальных услуг по двум ставкам: по стоимости фактически потребленного объема коммунального ресурса и по стоимости их подачи.

         Согласно  Приказу Службы  Республики  Коми по тарифам от  09.12.2009    110/8 «О  тарифах  на  тепловую  энергию, поставляемую  ОАО  «ТГК    9» на  розничный (потребительский)  рынок Республики  Коми»  (приложение №  4 МО ГО «Воркута»)   тариф  определён  по  сумме двух  слагаемых:   

        -   стоимости  единицы  тепловой  энергии, поставляемой ОАО  «ТГК № 9»;     

        -  стоимости  услуг  по   передаче единицы  тепловой  энергии, оказываемых  сторонними  организациями, по  тарифам, утверждённым  в  установленном порядке.

         Письмом от 28.02.2011 № 01-13/780 (вх. № 845 от 01.03.2011), имеющимся в материалах антимонопольного дела, Служба Республики Коми по тарифам сообщила Коми УФАС России, что в состав тарифа ОАО «ТГК № 9» были включены затраты на передачу (транспортировку) тепловой энергии по тепловым сетям, владельцем которых являлось ОАО «ТГК № 9», и не были включены затраты на оплату услуг по передаче (транспортировке) тепловой энергии по тепловым сетям иных организаций, в том числе ООО «Тепловые сети Воркуты». В адрес Службы Республики Коми по тарифам ООО «Тепловые сети Воркуты» с заявлением о включении своих затрат по передаче тепловой энергии в тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО «ТГК-9», не обращалось.

         Таким образом, услуги ООО «Тепловые сети Воркуты» по передаче тепловой энергии не были включены в установленный Службой Республики Коми по тарифам тариф ОАО «ТГК № 9» на тепловую энергию.

 

           2.3. Из материалов антимонопольного дела следует, что отношения с потребителями тепловой энергии ООО «Тепловые сети Воркуты» строит на договорной основе. Тепловую энергию, поставляемую потребителям, ООО «Тепловые сети Воркуты» приобретает у ОАО «ТГК № 9» на основании договора энергоснабжения от 01.01.2009 № 200/048/2009.

            К числу потребителей тепловой энергии относятся, в том числе, организации, управляющие многоквартирными жилыми домами, приобретающие тепловую энергию для  последующей реализации ее населению МО ГО «Воркута».

        Письмами от 11.03.2011 № 1-9/722 (вх. № 1061 от 11.03.2011), от 10.03.2011 № 1-9/717 (вх. № 481ф от 11.03.2011), имеющимися в материалах антимонопольного дела, управляющими организациями МО ГО «Воркута» - ООО «Горняцкое», ООО «Центральное» в Коми УФАС России были представлены копии актов приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя, счетов-фактур за тепловую энергию и теплоноситель, направленных ООО «Тепловые сети Воркуты» для оплаты в адрес управляющих организаций МО ГО «Воркута» в 2010-2011 г.г., копии счетов-квитанций, выставленных управляющими организациями к оплате за  коммунальные услуги потребителям (населению) МО ГО «Воркута» в 2010-2011 г.г.

        Исследовав представленные документы, Комиссия установила, что  при расчетах с управляющими организациями за поставленную тепловую энергию для последующей ее реализации населению ООО «Тепловые сети Воркуты» применяло сумму следующих слагаемых:

        -  тариф  на  тепловую  энергию, поставляемую  ОАО  «ТГК    9» на  розничный (потребительский)  рынок МО ГО «Воркута» в размере 927,02 руб. (без НДС) в 2010 г. и в размере  914,97 руб. (без НДС) в 2011 г.;

   - тариф на услугу по передаче тепловой энергии для ООО «Тепловые сети Воркуты» в размере 395,62 руб. (без НДС).

 

   2.4.  Из материалов антимонопольного дела следует, что  управляющая организация МО ГО «Воркута» - ООО «Северное ЖКХ» отказалось оплатить ООО «Тепловые сети Воркуты» поставленную тепловую энергию и оказанные услуги по передаче тепловой энергии для населения в 2010 году. После чего ООО «Тепловые сети Воркуты» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к ООО «Северное ЖКХ» о взыскании образовавшейся задолженности.

             Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2010 по делу № А 29-5712/2010  исковые требования ООО «Тепловые сети Воркуты» были частично удовлетворены. Суд указал в решении, что ООО «Северное ЖКХ», как управляющая компания многоквартирных жилых домов, обязано оплатить поставленную ООО «Тепловые сети Воркуты» тепловую энергию и услуги по ее доставке.

   Постановлением второго Арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 по делу № А 29-5712/2010 в удовлетворении исковых требований ООО «Тепловые сети Воркуты» в части взыскания с ООО «Северное ЖКХ» задолженности за услуги по передаче тепловой энергии в 2010 год было отказано.

        При принятии решения суд исходил из того, что согласно  приказу Службы  Республики  Коми по тарифам от  09.12.2009    110/8   «О  тарифах  на  тепловую  энергию, поставляемую  ОАО  «ТГК    9» на  розничный (потребительский)  рынок Республики  Коми»  тариф  определён  по  сумме двух  слагаемых:  стоимости  единицы  тепловой  энергии, поставляемой ОАО  «ТГК № 9», и   стоимости  услуг  по   передаче единицы  тепловой  энергии, оказываемых  сторонними  организациями, по  тарифам, утверждённым  в  установленном порядке. Плата  за  коммунальные  услуги  и  тарифы  за  энергоресурсы   являются  не договорными  величинами, а  устанавливаются  в порядке, предусмотренном  действующим  законодательством. В  данном  случае  ООО «Тепловые сети Воркуты»  должно  было  обратиться  в Службу  Республики  Коми  по  тарифам  для  пересмотра  существующих  тарифов  и  установления  тарифа  с  учётом  его  затрат  на   передачу (транспортировку) тепловой энергии.

       Из решения суда апелляционной инстанции следует, что требование  ООО «Тепловые сети Воркуты»  о  взыскании  с  ООО «Северное ЖКХ», как  с управляющей  организации, расходов  по  передаче  тепловой  энергии, поставляемой  населению, является  необоснованным  и  не  может  быть  удовлетворено.

       С учетом, в том числе вышеизложенного судебного решения, в действиях ООО «Тепловые сети Воркуты» антимонопольным управлением были усмотрены признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию, поставляемую населению.

 

           2.5.   Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 05.05.2011 по делу № А 29-5712/2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 по делу № А29-5712/2010 было отменено, решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2010 по этому же делу оставлено в силе.

          Суд указал в решении, что не может согласиться с постановлением суда апелляционной инстанции в части квалификации действий ООО «Тепловые сети Воркуты» по включению в плату расходов по передаче тепловой энергии как нарушение законодательства о ценообразовании в регулируемых отраслях деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку Служба Республики Коми по тарифам установила для истца тариф на передачу  тепловой энергии, а законодательство допускает расчет стоимости коммунальных услуг по двум ставкам: по стоимости фактически потребленного объема коммунального ресурса и по стоимости их подачи. Суд апелляционной инстанции не применил п. 57 Основ   ценообразования, п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 17.12.2008 № 92/2. Решение суда первой инстанции принято с учетом этих норм.

           Таким образом, Арбитражный суд кассационной инстанции в действиях ООО «Тепловые сети Воркуты» по включению в плату за поставленную тепловую энергию услуг по передаче тепловой энергии не усмотрел нарушения законодательства о ценообразовании и признал эти действия законными.

   В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

           Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникших в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

   При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях ООО «Тепловые сети Воркуты» не усматривается нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Комиссия полагает, что ООО «Тепловые сети Воркуты» действовало в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № А 11-05/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Тепловые сети Воркуты».

 

                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны