Решение №РНП-11-14 - от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Государственное учреждение «Коми республиканский

онкологический диспансер»

 

через Единую информационную систему

 

Общество с ограниченной ответственностью «Мясные продукты»

 

через Единую информационную систему

 

 

РЕШЕНИЕ

 

20 января 2023 года

 

 

 

                          № РНП-11-14

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения «Коми республиканский онкологический диспансер» (далее – ГУ «КРОД», Заказчик) от 13.01.2023                                № 030720002940000000 (вх. № 133-э., № 139-э. от 13.01.2023) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Мясные продукты» (далее – ООО «Мясные продукты», поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 26.01.2022 № 0307200030621002796 на поставку соков для нужд Государственного учреждения «Коми республиканский онкологический диспансер» (реестровый номер контракта 21101487150 22 000062), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона «Поставка соков для нужд Государственного учреждения «Коми республиканский онкологический диспансер»,  извещение  № 0307200030621002796 (далее – обращение, закупка, договор от 26.01.2022 № 0307200030621002796),

при участии:

- <……> – представителя ГУ «КРОД» по доверенности от 07.06.2022;

- <……> – директора ООО «Мясные продукты» по решению № 1 единственного учредителя ООО «Мясные продукты» от 01.06.2020;

- <……> – представителя ООО «Мясные продукты» по доверенности                  № 1 от 19.01.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

 В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

           Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России, в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, ГУ «КРОД» представлено обращение о включении информации об ООО «Мясные продукты» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ГУ «КРОД», ООО «Мясные продукты» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ГУ «КРОД» письмом от 18.01.2023 № 196 (вх. от 19.01.2023 № 173, № 247-э.) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.

ООО «Мясные продукты» письмом от 18.01.2023 (вх. от 19.01.2023 № 248-э.) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.

            Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ «КРОД».

Объект закупки: Поставка соков для нужд Государственного учреждения «Коми республиканский онкологический диспансер».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 088 979,60 руб.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения:

- за счет средств обязательного медицинского страхования;

- за счет средств субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на выполнение государственного задания;

- за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 20.12.2021.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола от 11.01.2022  № 0307200030621002796-3 электронного аукциона № 2842 по определению поставщика для поставки соков для нужд Государственного учреждения «Коми республиканский онкологический диспансер» заключен договор от 26.01.2022 № 0307200030621002796.

Согласно пункту 1.1 договора: «Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Договором срок, согласно Спецификации (Приложение № 1 к настоящему Договору) и Техническому заданию (Приложение № 2 к настоящему Договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором».

В силу пунктов 2.1, 2.4 договора:

Цена Договора составляет 554555.10 (Пятьсот пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят пять рублей) рублей 10 копеек. НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением № 3 к настоящему Договору (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подписания Сторонами соответствующей товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 договора установлено следующее.

Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Договора. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.

Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Договора.

Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 5 (пяти) календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком.

Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: Государственное учреждение «Коми республиканский онкологический диспансер» по адресу: 167904, Республика Коми, г.Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, Нювчимское шоссе, д. 46, тел./факс (8212) 23-62-98 / 23-65-49.

В день доставки Товара по адресу поставки Товара, указанному в соответствии с условиями настоящего Договора, Поставщик обязан передать Заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме № ТОРГ-12 в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон) и счет.

Вместе с товарной накладной по форме № ТОРГ-12 Поставщик предоставляет счет-фактуру в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (данный абзац указывается в случае если, поставщик является плательщиком НДС).

В день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству Товара.

Для проверки поставленного Товара в части соответствия Товара условиям настоящего Договора Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного Товара может проводиться Заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

В рамках экспертизы поставленного Товара на соответствие условиям настоящего Договора Заказчиком своими силами или с привлечением независимых экспертов (экспертных организаций) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, не реже 1 раза в течение срока действия Договора, указанного в пункте 11.1 настоящего Договора, проводятся исследования Товара на предмет качества и безопасности, в том числе фальсификации Товара.

Выборочная проверка качества и безопасности Товара осуществляется в течение сроков, установленных настоящим Договором для приемки Товара.

Товар на период проведения экспертизы находится у Заказчика на ответственном хранении.

По результатам проведенной экспертизы Товара, в том числе выборочной проверки качества и безопасности Товара, Заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий настоящего Договора, а также об отсутствии или наличии нарушений в части качества и безопасности Товара.

В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения условий настоящего Договора, за исключением условий, касающихся качества и безопасности Товара, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия этого Товара условиям настоящего Договора, за исключением условий, касающихся качества и безопасности Товара, если выявленное несоответствие не препятствует приемке Товара и устранено Поставщиком.

При отсутствии претензий относительно количества Товара, комплектности, упаковки Товара, комплекта, качества и безопасности Товара, в том числе на основании заключения по результатам экспертизы, проведенной путем выборочной проверки качества и безопасности Товара, Заказчик подписывает товарную накладную по форме № ТОРГ-12 в течение 1 (одного) календарного дня с момента доставки Товара.

В случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Договора, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара Заказчик отказывается от приемки такого Товара и составляет в течение 1 (одного) календарного дня с момента доставки Товара мотивированный отказ с указанием перечня выявленных нарушений условий настоящего Договора (далее - мотивированный отказ).

В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы поставленного Товара  экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке Товара Заказчик должен учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Договора, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара Поставщик обязуется без дополнительной оплаты со стороны Заказчика устранить выявленные нарушения (допоставить, доукомплектовать, заменить Товар) в срок не позднее 1 (одного) календарного дня со дня получения от Заказчика мотивированного отказа. Допоставка недопоставленного, доукомплектование или замена некачественного Товара оформляется соответствующей товарной накладной по форме № ТОРГ-12 в порядке, предусмотренном настоящим разделом.

В случае повторного выявления по результатам экспертизы, предусмотренной настоящим пунктом, нарушений условий настоящего Договора Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Заказчик вправе для проведения экспертизы Товара (результатов отдельного этапа исполнения Договора) осуществлять выборочную проверку качества и безопасности Товара (результатов отдельного этапа исполнения Договора) до 10 процентов от количества партии каждого наименования Товара для подтверждения его соответствия условиям настоящего Договора в момент передачи Товара Заказчику на складе Поставщика до отгрузки Товара.

Пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7 договора установлены обязанности поставщика, в частности:

- Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Договором;

- Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Договором;

- Предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Договора, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Договора;

- Поставщик обязан оформлять товарные накладные по форме № ТОРГ-12 в соответствии с законодательством Российской Федерации (выбирается в случае, если Поставщик не является плательщиком НДС).

Поставщик обязан оформлять товарные накладные по форме № ТОРГ-12 в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также счета-фактуры в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (выбирается в случае, если Поставщик является плательщиком НДС);

- Направить Заказчику универсальный передаточный документ (далее УПД) в электронной форме подписанный электронной подписью посредством ЕИС в соответствии с положениями раздела «Порядок, сроки и условия поставки и приемки товара» Договора.

Пунктами 4.2.1, 4.2.2 договора определены права поставщика:

- Требовать от Заказчика произвести приемку Товара в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Договором;

- Требовать своевременной оплаты на условиях, установленных настоящим Договором, надлежащим образом поставленного и принятого Заказчиком Товара.

Согласно пунктам 4.3.1, 4.3.2, 4.3.5, 4.3.6 договора в обязанности заказчика входит:

- Обеспечить своевременную оплату поставленного Товара, соответствующего условиям настоящего Договора, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором;

- Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора в случае, если в ходе исполнения настоящего Договора установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому Товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика;

- Обеспечить своевременную приемку поставленного Товара, соответствующего условиям настоящего Договора, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором, провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям настоящего Договора в соответствии с Законом № 44-ФЗ и настоящим Договором;

- Получив от Поставщика УПД в электронной форме, подписать его электронной подписью и отправить Поставщику.

Согласно пунктам 4.4.1, 4.4.3, 4.4.7 договора заказчик вправе:

- Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору;

- Проверять ход и качество выполнения Поставщиком условий настоящего Договора;

- Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.3 договора:

Настоящий Договор вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по «31» декабря 2022 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Договора не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Договору.

Расторжение настоящего Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Договора не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.

Информация о Поставщике, с которым Договор был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Договора, включается в установленном Законом № 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рамках заключенного договора, на основании спецификации, являющейся, неотъемлемой частью договора, к поставке подлежали:

№ п/п

Наименование Товара

Единицы измерения

Количество в единицах измерения

Остаточный срок годности

Цена за единицу измерения, руб.

(включая НДС) (если облагается НДС)

Стоимость, руб.

(включая НДС) (если облагается НДС)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Сок из фруктов и (или) овощей

Код позиции КТРУ

10.32.10.000-00000008

Литр

6120

Остаточный срок годности на момент поставки должен составлять не менее 3 месяцев.

52,00

318240,00

2.

Сок из фруктов и (или) овощей

Код позиции КТРУ 10.32.10.000-00000012

литр

3549

________

1

 

64,04

_________

37,14

 

227277,96

 

37,14

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

545 555,10

 

3. Согласно позиции заказчика, заявленной в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, в соответствии с пунктом 3.1 договора в адрес ООО «Мясные продукты» была направлена заявка на поставку Товара (соков) от 07.12.2022 на планируемую дату – 14.12.2022.

В заявке указано, что заказчик просит организовать поставку соков для нужд ГУ «КРОД» в следующем виде:

№ п/п

Наименование Товара

Единицы измерения

Количество в единицах измерения

Цена за единицу измерения, руб.

(включая НДС) (если облагается НДС)

Стоимость, руб.

(включая НДС) (если облагается НДС)

1

2

3

4

6

7

1.

Сок фруктовый, пастеризованный, прямого отжима. Фасовка 1 л. ГОСТ 32101-2013

 

Литр

300,00

53,00

 

2.

Сок овощной, пастеризованный, прямого отжима. Тип сока – томатный. Фасовка 1 л. ГОСТ 32876-2014

литр

________

 

 

64,85

 

 

 

Как пояснено представителем ГУ «КРОД» в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, поставка данного товара не осуществлена.

В соответствии с пунктом 3.1 договора в адрес ООО «Мясные продукты» была направлена следующая заявка на поставку Товара (соков) от 14.12.2022 на планируемую дату – 21.12.2022.

В заявке указано, что заказчик просит организовать поставку соков для нужд ГУ «КРОД» в следующем виде:

№ п/п

Наименование Товара

Единицы измерения

Количество в единицах измерения

Цена за единицу измерения, руб.

(включая НДС) (если облагается НДС)

Стоимость, руб.

(включая НДС) (если облагается НДС)

1

2

3

4

6

7

1.

Сок фруктовый, пастеризованный, прямого отжима. Фасовка 1 л. ГОСТ 32101-2013

 

Литр

600,00

53,00

31800,00

2.

Сок овощной, пастеризованный, прямого отжима. Тип сока – томатный. Фасовка 1 л. ГОСТ 32876-2014

литр

909,0

 

64,85

 

 

58948,65

1,0

 

42,45

 

42,45

 

90791.10

Как пояснено представителем заказчика в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, и эта заявка ООО «Мясные продукты» не была исполнена.

Согласно абзацу 2 пункта 3.1 договора, заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Договора.

Так, Комиссией Коми УФАС России установлено, что направление заявок на поставку товара не противоречит условиям поставки товара, предусмотренным абзацем 2 пункта 3.1 договора.

3.1. Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней территористической опасности, предусматриваюших принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» установлен Порядок установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства (далее – Порядок).  

Согласно подпункту «б» пункта 1 Порядка, в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы территористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут устаналиваться следующие уровни террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектов), в том числе, высокий («желтый»).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Порядка, уровень террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) устанавливается, в том числе, высокий («желтый») – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта.

Директором ООО «Мясные продукты» в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России пояснено, что неисполнение заявок от 07.12.2022 и 14.12.2022 обусловлено введением «желтого» уровня опасности на территории производителей соков – общества с ограниченной ответственностью «Нижнегорский консервный завод» (далее – ООО «Нижнегорский консервный завод») – Республика Крым, Нижнегорский район, пгт. Нижнегорский.

Как указано представителем ООО «Мясные продукты» в ходе рассмотрения обращения Комиссией Коми УФАС России, иные производители соков именно прямого отжима отсутствуют.

Аналогичная информация была доведена до ГУ «КРОД» письмом ООО «Мясные продукты» от 15.12.2022 № 56, в котором поставщиком было также предложено оформить договор хранения между ООО «Мясные продукты» и производителем сока с целью последующей поставки соков после изменения ситуации в Республике Крым и снятия «желтого» уровня террористической опасности.

В подтверждение вышеуказанной информации, ООО «Мясные продукты» в материалы обращения было приложено письмо от ООО «Нижнегорский консервный завод», который подтверждает, что соки были зарезервированы сроком до 01.02.2023; а также 10.12.2022 было отказано в отгрузке товара.

В целях урегулирования возникшей ситуации, ООО «Мясные продукты» было предложено поставить соки прямого отжима ТУ 10.86.10-005-480889141-2016 изготовителя открытого акционерного общества «Сады придонья», который идентичен по качеству сока, указанного в спецификации заключенного договора, вырабатываемого по ГОСТ 32101-2013.

Однако, указанная замена товара, по мнению ГУ «КРОД», расценивается как изменение характеристик поставляемого товара в худшую сторону.

Таким образом, ООО «Мясные продукты» с целью исполнения надлежащим образом условий договора были предложены альтернативные варианты, на которые заказчик ответил отказом.

В возражениях от 19.12.2022 № 5010 на письмо ООО «Мясные продукты» от 15.12.2022 № 56, заказчиком было указано, что такие производители как общество с ограниченной ответственностью «Идеи» (далее – ООО «Идеи) торговой марки «Мясновъ», общество с ограниченной ответственностью «Первая консервная компания» (ООО «Первая консервная компания») торговой марки «Баба Маня», общество с ограниченной ответственностью «Спартан» (далее – ООО «Спартан») выпускают сок томатный, яблочный прямого отжима на территории Российской Федерации.

Однако, письмом от 22.12.2022 № 57, направленным в адрес заказчика, ООО «Мясные продукты» указало, что поставщиком был сделан запрос вышеуказанным производителям. По результатам исследованной информации ООО «Мясные продукты» установлено следующее:

- ООО «Спартан» на сегодняшний день выпускает только концентрированный яблочный сок;

- ООО «Идеи» выпускает соки с добавлением дополнительных ингредиентов;

- ООО «Первая консервная компания» торговой марки «Баба Маня» прекратили выпуск соков.

В указанном письме ООО «Мясные продукты» заказчику вновь было предложено рассмотреть вопрос о возможности заключить договор хранения, либо о поставке сока прямого отжима «Сады придонья».

Претензией от 22.12.2022 № 5090 ГУ «КРОД», направленной в адрес поставщика, заказчик потребовал осуществить поставку товара в кратчайшие сроки, в случае неосуществления поставки, учреждение оставляет за собой право расторгнуть договор в одностороннем порядке.

09.01.2023 ООО «Мясные продукты» письмом, направленным в адрес заказчика, указано, что с момента заключения контракта по декабрь 2022 года ООО «Мясные продукты» поставлен сок в количестве 8160 литров, что составляет 84,38% от количества договора. Данный факт подтверждается сведениями с единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), согласно которым стоимость исполненных поставщиком обязательств составляет 463 764,00 руб. при цене договора 554 555,10 руб.

Как указано ООО «Мясные продукты» в данном письме, поставщиком собрана информация по всем производителям сока, в том числе, предоставленная ГУ «КРОД». Данные производители либо прекратили изготовление соков, либо переквалифицировались на изготовление соков восстановленных. По мнению ООО «Мясные продукты», единственный производителей не прекративший производство соков фруктовых и овощных пастеризованных прямого отзыва фасовка 1 л ГОСТ 32101-2013 – это ООО «Нижнегорский консервный завод», который находится в Республике Крым, Нижнегорский район, продукцию которого ООО «Мясные продукты» поставляло в ГУ «КРОД» до 02.12.2022.

Однако, в связи со спецоперацией, проводимой Российской Федерацией на территории Украины, в Республике Крым действует «желтый» уровень террористической опасности, который продлен до 06.01.2023, следовательно, поставить товар ООО «Мясные продукты» не представляется возможным.

4. Ввиду неисполнения ООО «Мясные продукты» своих обязанностей по договору № 0307200030621002796 от 26.01.2022, 30.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.

Исследовав материалы обращения, Комиссия Коми УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика от 30.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено 30.12.2022 в ЕИС.

С учетом требований пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, 30.12.2022 – дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следовательно, дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения договора – 11.01.2023.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГУ «КРОД» нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в ЕИС не установлено. 

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В рассматриваемом случае, ООО «Мясные продукты» представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, обязательства по договору выполнены в сумме 463 764,00. Однако, неисполнение последующих обязательств по договору повлекло за собой расторжение контракта в одностороннем порядке.

Представитель ООО «Мясные продукты» на заседании Комиссии Коми УФАС России поддержал доводы, изложенные в письменной позиции по данному делу, пояснил, что обществом принимались меры к исполнению обязательств по договору.

Также, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о наличии объективных причин (не зависящих от хозяйствующего субъекта), повлекших за собой невозможность поставки требуемого Заказчику товара, и, соответственно, об отсутствии недобросовестного и виновного поведения общества при исполнении договора.

 Так, обществом в материалы настоящего дела приобщен документ (письмо от ООО «Нижнегорский консервный завод»), подтверждающий, что сок яблочный пастеризованный прямого отжима ГОСТ 32101-2013 в количестве 600 л и сок овощной пастеризованный томатный прямого отжима ГОСТ 32101-2013 в количестве 910 л зарезервированы сроком до 01.02.2013, т.е. в соответствии с данным документом ООО «Мясные продукты» планировалась поставка товара; также ООО «Мясные продукты» искало других производителей сока для поставки товара по договору.

Следовательно, данные обстоятельства являются основанием для невключения сведений об ООО «Мясные продукты» в РНП.

Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности контрольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение договора, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения договора, намеренное уклонение от его исполнения.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «Мясные продукты» недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчиком в материалы обращения не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО «Мясные продукты» свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.

Таким образом, ООО «Мясные продукты» приняты меры для надлежащего исполнения условий договора, заключенного с ГУ «КРОД».

Комиссия Коми УФАС России не может считать, что в действиях ООО «Мясные продукты» имеются признаки умышленного недобросовестного поведения при исполнении договора.

           Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО «Мясные продукты» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте а) пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно наличие со стороны поставщика мер для надлежащего исполнения условий такого договора, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать ГУ «КРОД» во включении информации об ООО «Мясные продукты» (место нахождения: Кировская обл., г. Киров, п. Сидоровка, ул. Братьев Васнецовых, д. 6; ИНН: 4345334650, КПП: 434501001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 26.01.2022 № 0307200030621002796 на поставку соков для нужд Государственного учреждения «Коми республиканский онкологический диспансер» (реестровый номер контракта 21101487150 22 000062), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона «Поставка соков для нужд Государственного учреждения «Коми республиканский онкологический диспансер», извещение № 0307200030621002796.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГУ «КРОД» нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                        <……>

 

 

Члены комиссии                                                                                                 <……>

                                                                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                             <……>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны