Определение №03-01/2485 Определение о прекращении производства по делу № 011/05/5-79... от 18 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О  ПРЕКРАЩЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВА  ПО  ДЕЛУ  № 011/05/5-790/2019

 

 

18 марта 2019 года

 

 

 

                        № 03-01/2485

г. Сыктывкар

 

ООО «Колорадо»

 

Коммунистическая ул.,

д. 18, г. Сыктывкар, 167000

 

ГАУ РК «Театр драмы

им. В. Савина»

 

Первомайская ул., д. 56,

г. Сыктывкар, 167000

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/5-790/2019, возбужденное в отношении ООО «Колорадо», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 18, ОГРН 1041100430513, ИНН 1101119847, КПП 110101001, по факту распространения на сайте Академического театра драмы им. В. Савина информации о кафе «Комильфо» с признаками нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя ООО «Колорадо» <…>, действующего на основании доверенности от <…>;

- представителя ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» <…>, действующей на основании доверенности от <…> № <…>;

- лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - <…>;

в отсутствие заявителя - <…>, надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения дела, направившей ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <…>, направленное Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми письмом от 14.11.2019 № 11-00-04/69-11189-2019 (вх. № 5761 от 19.11.2019), о ненадлежащей рекламе кафе «Комильфо».

По результатам рассмотрения указанного обращения Коми УФАС России принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-790/2019 в отношении ООО «Колорадо» по признакам нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/9813 от 18.12.2019.

Из материалов дела № 011/05/5-790/2019 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

На сайте Академического театра драмы им. В. Савина в рубрике «Новости» 09.09.2019 размещена информация следующего содержания: «Подарок зрителям от кафе Комильфо к открытию 90го сезона Комильфо Кафе ПОЛУЧИ СКИДКУ 50% В ОБМЕН НА БИЛЕТ СО СПЕКТАКТЯ Скидка действует в течение трёх дней от даты спектакля* г. Сыктывкар ул. Первомайская 62 *при использовании билет изымается. Скидка распространяется только на билеты Академического театра драмы им. Савина Предложение не суммируется с другими акциями и предложениями. Ура! Ура! Академический театр драмы им. В. Савина и Кафе Комильфо объявляют о своей дружбе!!! Билет со спектакля театра драмы им. В. Савина станет купоном на 50% скидку в Комильфо! Помните вопрос: что связывает Комильфо и Академический театр драмы им. В. Савина? Так вот, нас связывает любовь к людям – клиентам и зрителям! Подробности по телефону: <…>» (http://komidrama.ru/novosti/podarok-zritelyam-ot-kafe-komilfo-k-otkrytiyu-90go- sezona/).

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кафе «Комильфо», формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – реклама-1).

В силу п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Из заявления следует, что 17.10.2019 через электронный сервис покупки билетов <…> приобрела билет на спектакль «Свободная пара» Академического театра драмы им. В. Савина на 08.11.2019. После спектакля 08.11.2019 при посещении заявителем кафе «Комильфо» в обмен на театральный билет заявителю была предоставлена скидка в размере 25%. В связи с чем, заявитель считает, что рассматриваемая реклама вводит потребителей в заблуждение. В доказательство заявителем представлена копия предварительного счёта № 22 от 08.11.2019, из которого видно, что скидка на заказанные блюда предоставлена в размере 25 %.

Заявителем приложена копия электронной переписки с представителем кафе «Комильфо» от 09.11.2019 по вопросу непредставления заявленной скидки в размере 50%. В ответе представитель кафе ссылается на то, что указанная акция закончилась, действующая скидка в обмен на билет составляет 25%.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» указало, что маркетинговая акция от 09.09.2019 (скидка 50% в обмен на билет со спектакля) была объявлена в связи с открытием 90-го театрального сезона в ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина»; открытие сезона проводилось 20.09.2019.

ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» указывает, что информация о скидке на меню кафе «Комильфо» касалась всех, кто приобрёл билеты на спектакли репертуара ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина», независимо от места проживания и без каких-либо временных ограничений; скидка действовала в течение трёх дней от даты спектакля.

Из пояснений ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» следует, что на момент покупки заявителем билета акция (50% на меню кафе «Комильфо») была актуальна, однако на день показа спектакля кафе «Комильфо» изменило условия сотрудничества, сократив размер скидки до 25%.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Колорадо» в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителем Общества в ходе рассмотрения дела 18.03.2020, привлечение ООО «Колорадо» к организованной театром акции по предоставлению скидки 50% было приурочено театром к открытию театрального сезона и касалось исключительно зрителей первого спектакля сезона 2019-2020, посвящённого открытию сезона; в дальнейшем билеты на театральные постановки театра драмы давали возможность получить скидку 25% вплоть до фактического закрытия кафе «Комильфо» 27.01.2020; билет заявителя был приобретён не на первый спектакль театрального сезона.

Из содержания рекламы-1 следует, что акция по предоставлению кафе «Комильфо» скидки в размере 50% в обмен на билет со спектакля театра драмы является «подарком зрителям от кафе Комильфо к открытию 90го сезона». В рекламе-1 указано, что скидка действует в течение трёх дней от даты спектакля и распространяется только на билеты Академического театра драмы им. Савина. В рекламе заявлено: «Билет со спектакля театра драмы им. В. Савина станет купоном на 50% скидку в Комильфо!»

Вместе с тем, из содержания рекламы-1 не следует, что указанная в рекламе скидка действует исключительно на билеты первого спектакля театрального сезона театра драмы им. В. Савина. Из содержания рекламы-1 усматривается, что заявленная скидка в размере 50% могла быть предоставлена в обмен на билет с любого спектакля из репертуара ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина». Реклама-1 содержит лишь ограничение по срокам предъявления такого билета в кафе «Комильфо»: скидка действует в течение трёх дней от даты спектакля.

Кроме того, в ходе рассмотрения рекламного дела 07.02.2020 представитель ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» <…> пояснил, что скидка изначально была оговорена в размере 50 %, и надеялись, что акция будет действовать в течение всего театрального сезона. Следовательно, размещая рекламу-1, ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» не предполагало о действии указанной скидки только при предъявлении билета с первого спектакля 90-го театрального сезона.

Учитывая изложенное, на дату посещения заявителем кафе «Комильфо» (08.11.2019) реклама-1 содержала не соответствующие действительности сведения о размере скидки.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая реклама-1 не содержит информацию о сроках проведения акции с предоставлением скидки в размере 50% на услуги кафе «Комильфо». Данное условие является существенной для потребителя информацией, и его отсутствие искажает смысл информации и способно обмануть сформированные рекламой ожидания потребителей, о чём свидетельствует заявление <…>.

Таким образом, в рекламе-1 отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения услуг кафе «Комильфо», при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе рассмотрения дела представитель ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» <…> сообщила, что в рекламе указано, что подробности можно узнать по телефону, и потребители могли уточнить подробности по указанному в рекламе телефону.

Однако наличие у потребителя возможности уточнить информацию, размещённую в рекламе, посредством телефонной связи либо иным способом не исключает обязанности сообщать потребителям в рекламе полную и достоверную информацию.

Также в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что на сайте Академического театра драмы им. В. Савина в рубрике «Новости» 11.11.2019 размещена информация следующего содержания: «Комильфо» дарит скидку 25% за билет в театр Комильфо Кафе ТЕАТРАЛЬНАЯ АКЦИЯ ОБМЕНЯЙ БИЛЕТ В ТЕАТР НА СКИДКУ В «КОМИЛЬФО»** СКИДКА 25% ДЕЙСТВУЕТ В ДЕНЬ СПЕКТАКТЯ И ТРИ ДНЯ ПОСЛЕ НЕГО подробности по телефону <…> и в кассе театра г. Сыктывкар, ул. Первомайская 62 *В акции участвуют только билеты Академического театра драмы им. В.Савина **Предложение действует до конца 90-го театрального сезона Дорогие зрители! Театральный сезон в самом разгаре, как и наша дружба с кафе «Комильфо». Наши партнеры дарят скидку 25% на все меню до конца 90-го театрального сезона!!! Скидка предоставляется в обмен на билет (чек) театра драмы и действует в день спектакля и три дня после него. Вперед на просмотр любимых спектаклей в театре драмы и на дружеское общение в кафе «Комильфо»!!! Подробности по телефону <…> и в кассе театра» (http://komidrama.ru/novosti/komilfo-darit-skidku-25-za-bilet-v-teatr/).

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кафе «Комильфо», формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – реклама-2).

Комиссией установлено, что на дату вынесения настоящего определения (18.03.2020) распространение на сайте Академического театра драмы им. В. Савина рекламы-1 и рекламы-2 имеет место. Данная информация находится в открытом доступе.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В рекламе-1 не указаны какие-либо ограничения по срокам проведения акции, кроме срока действия скидки 50% – в течение трёх дней от даты спектакля.

В рекламе-2 указано, что предложение действует до конца 90-го театрального сезона.

Из материалов рекламного дела усматривается, что термин театральный сезон используется в рассматриваемых рекламах в значении периода времени, в течение которого театр регулярно показывает на своей сцене спектакли для публики; как правило, данный период длится с осени до весны следующего года. 

Как пояснило ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина», открытие сезона проводилось 20.09.2019.

В ходе рассмотрения рекламного дела 18.03.2020 представитель ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» <…> указала, что 90-й театральный сезон заканчивается в мае 2020 г.

Таким образом, на дату вынесения настоящего решения 90-й театральный сезон в ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» не завершён.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что 27.01.2020 кафе «Комильфо» фактически прекратило оказывать услуги потребителям. Следовательно, с указанной даты у потребителей отсутствует возможность воспользоваться услугами кафе «Комильфо», в том числе получить указанные в рассматриваемых рекламах скидки на меню в кафе «Комильфо» в обмен на билеты театра.

Таким образом, с 27.01.2020 рассматриваемые реклама-1 и реклама-2 содержат не соответствующие действительности сведения о возможности воспользоваться услугами кафе «Комильфо».

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама-1 в период с 08.11.2019 по 26.01.2020 распространялась с нарушением требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе; в период с 27.01.2020 по 18.03.2020 реклама-1 и реклама-2 распространялись с нарушением требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3, п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из пояснений, представленных ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» в материалы рекламного дела, а также пояснений, данных представителями ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» в ходе рассмотрения рекламного дела, следует, что содержание и наполнение рассматриваемых реклам определил <…>, представившийся <...> кафе «Комильфо» (далее – <...>); документы <...> ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» не проверяло, взаимодействие с ООО «Колорадо» и <...> документально не оформлялось; переписка с <...> по вопросам размещения рекламы велась с <…> ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» <...>; реклама была изготовлена <…>; за размещение на сайте рекламы ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» оплату не берёт.

<...> в ходе рассмотрения рекламного дела пояснила, что она предложила <...> сотрудничество с театром; <...> придумал акцию; для размещения на сайте театра был взят рекламный макет из группы в социальной сети «ВКонтакте».

ООО «Колорадо» в письменных пояснениях указало, что в конце августа 2019 г. в ООО «Колорадо» поступило предложение об участии в акции, организованной ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина» и приуроченной к открытию театрального сезона; в дальнейшем между ООО «Колорадо» и <…> появились устные договорённости об участии в вышеуказанной акции; техническим сопровождением акции занимался <…>; в письменном виде технические аспекты акции сторонами не согласовывались.

В ходе рассмотрения рекламного дела 18.03.2020 представитель ООО «Колорадо» сообщил, что ООО «Колорадо» не имеет представления, кто такой <…>, указанный гражданин в ООО «Колорадо» никогда не работал и в интересах Общества не действовал; ООО «Колорадо» не является заказчиком, а <…> не является рекламопроизводителем рассматриваемого рекламного продукта.

Из пояснений <…> следует, что по заказу <…> ООО «Колорадо» <…> были разработаны и произведены рекламные блоки, включающие текст и изображение, о предоставлении скидки 50% и скидки 25%; указанные рекламные блоки были направлены администратору группы в социальной сети «ВКонтакте», имя которого <…> не известно; первая акция была запланирована к открытию театрального сезона; вторая акция, предполагающая предоставление скидки 25%, была запланирована с 19.10.2019; никаких документов на производство реклам не оформлялось; разработанные и произведённые <…> рекламные блоки содержали более полную информацию, чем рассматриваемые рекламы.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ГАУ РК «Театр драмы им. В. Савина».

Между тем, ответственность за выявленные Комиссией нарушения возложена частью 6 статьи 38 Закона о рекламе на рекламодателя.

В ходе рассмотрения рекламного дела Комиссией установлено, что взаимоотношения сторон по вопросам производства и размещения рассматриваемых реклам документально не оформлялись. В материалах рекламного дела отсутствуют достоверные сведения о лице, определившем объект рекламирования и содержание рассматриваемых реклам.

Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО «Колорадо» и (или) <...> являются рекламодателями рассматриваемых реклам.

Материалами рекламного дела вина ООО «Колорадо» и (или) <...> в нарушении рекламного законодательства при распространении рассматриваемых реклам не установлена, не подтверждена, иных виновных лиц не установлено.

Достаточных оснований полагать, что ООО «Колорадо» и (или) <...> нарушены требования п. 3 ч. 3, п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

Таким образом, несмотря на предпринятые Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела меры, в течение сроков, установленных для рассмотрения дела, установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе, не представилось возможным.

В соответствии с пунктом 3.56 Регламента Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрения дела будет установлен, в том числе факт невозможности установления лица, нарушившего законодательство о рекламе, в течение сроков, установленных для рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «е» пункта 36 Правил, пунктами 3.56, 3.57 Регламента, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу по делу № 011/05/5-790/2019 в отношении ООО «Колорадо» прекратить.

 

 

Председатель Комиссии

   

______________  <…>

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны